Методическая разработка по разучиванию песни в старшей группе «Урожай собирай» муз А. Филиппенко, сл Т. Волгиной
методическая разработка (старшая группа) на тему
Методика разучивания песни по программе старшей группы «Урожай собирай» :
2. Программное содержание
3. Методические указания
4. Этапы работы над песней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 237.41 КБ |
Предварительный просмотр:
разучивания песни для детей старшего дошкольного возраста «Урожай собирай», муз А. Филиппенко, сл Т. Волгиной
Песня «Урожай собирай» на слова Т. Волгиной и музыку А. Филиппенко предлагается в программе под ред. Васильевой для старшей группы первого квартала.
Диапазон песни: РЕ первой октавы – СИ первой октавы.
По своему содержанию песня предполагает как простое исполнение, так и инсценировку с пением.
Методика обучения пению детей старшей группы
Общее развитие ребенка на шестом году жизни, укрепление его физических сил оказывают влияние на совершенствование голосового аппарата. Навыки, над которыми в предыдущих группах детского сада велась работа, уточняются и закрепляются. Детей учат петь естественно, плавно, напевно, подвижно, легко, звонко.
Развивая певческое дыхание и дикции, детей учат контролировать себя, исправлять ошибки, регулировать силу голоса, отчетливо, ясно произносить все звуки, слова. Постоянное внимание обращается на чистоту пения.
Как правило, в группе имеются 5-6 ребят, поющих низко и не точно. С ними следует проводить индивидуальные занятия. В результате систематической работы с детьми укрепляется голос ребенка, определяется певческий диапазон – РЕ первой октавы – ДО второй октавы.
При разучивании данной песни ставятся и выполняются следующие программные цели:
- Передавать весёлый, радостный характер песни. Развивать эмоциональную отзывчивость, петь лёгким звуком, звонко, упруго.
- Закреплять умение петь сразу после вступления.
- Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.
- Закреплять у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.
- Закрепить умение точно передавать словами и хлопками ритмический рисунок песни.
- Различать части песни: вступление, запев, припев.
- Совершенствование навыков сольного и коллективного пения; пения с сопровождением и без него.
При работе над данной песней следует учитывать следующие моменты и использовать приемы:
- Пропевать мелодический ход на большую секунду ля-си , на кварту ми – ля вниз и на кварту вверх ре-соль .
- Упражнение на чистоту интонации на одном звуке- песня «Едет, едет паровоз»
- Упражнение на нисходящую большую секунду, распевание на песне «Цветики», полутоновое движение нисходящих больших секунд в примарной зоне
- Гласные в словах — «собира е м», «пузат ы й», «ед е м», «на машин е ».
- Упражнения на вокализацию основных гласных — о, а, е, и
- Согласные в конце слов — «несё м », «поё м », «горо х », «кабачо к », «бочо к ».
- Упражнения на артикуляцию и активизацию речевого аппарата
- Приём «Спеть, что бы иностранные гости поняли» — чётко произносить слова
- Точное попадение на звук фа# первой октавы после вступления.
- При пении муз. руководитель помогает детям начать пение
- Пение а cappella
- Точно исполнять ритмический рисунок песни в связи с изменением текста.
- Упражнение с хлопками
Этапы работы над песней
- Ознакомление с песней, с ее музыкальным образом
- Спросить у детей что такое урожай? В какое время года его собирают? Какие овощи и фрукты они знают?
- Сказать, что я знаю песню об урожае. Эмоциональное исполнение песни музыкальным руководителем два раза, второй раз a capella. Спросить, понравилась ли песня. Затем рассказать, что написал её композитор Аркадий Дмитриевич Филиппенко и показать его портрет. Нам знакомы его песни «Цыплята», «Скворушка», «Дед Мороз». А ещё мы делаем этюд «Танец осенних листочков» на музыку А. Филиппенко «Листочки».
- Спросить у детей, какой характер у песни, помочь с определениями, найти слова-синонимы: весёлая, быстрая, звонкая, задорная, радостная, светлая, улыбчивая.
- Прочитать детям стихотворение
Осень скверы украшает
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
На полях идёт уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчелы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
- Показать иллюстрации ( Репродукция Г. Серебряковой «Жатва», Г. Мясоедова «Страдная пора» — «Косцы», Вильяма Хаммера «Плоды садов и полей»)
- Пропевание мелодии песни на слоги «ду-ду» с движением рук (вначале работы над песней) и «ла-ла». Для чистого интонирования кварты (ми — ля) вниз и кварты вверх (ре – соль) спеть на « а-у» эти интервалы.
- На одном занятии разучивать 1-2 куплета.
- Перед разучиванием всегда вспоминать мелодию на слоги.
- Привлечь внимание детей к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Указать на характерные признаки образов; акцентировать внимание на распределение ролей.
- Загадать загадки, указывая на поднос с овощами:
Урожай собрали дружно –
На столе большой поднос.
Отгадать загадки нужно.
Вот послушайте вопрос:
Этот овощ круглый, мелкий.
Словно бусы на тарелке.
Уронила на поло – ох!
Овощ вкусён, хоть и мал,
С грядки в банку он попал.
Стал солёным наконец
- Напомнить детям, что такое пение a capella предложить спеть без сопровождения. Это помогает развить точную вокальную интонацию. Желательно петь протяжно, чтобы дети услышали свои голоса и старались протягивать звуки.
- На следующих занятиях предложить детям узнать песню по вступлению.
- Пропевать встречающиеся в песне интервалы.
- Выразительно и четко проговорить текст (дети могут помогать). Проговорить текст шепотом. Объяснить, что нужно активно шевелить губами.
- Спеть детьми на «ля-ля», показывая рукой поступенное движение.
- Предложить прохлопать ритмический рисунок. Затем простучать по коленкам.
- Разучивать песню 3-4 занятия, затем отложить и через 2-3 занятия возобновить в активной работе.
- Предложить детям инсценировать песню, вместе подумать, какие движения можно выполнять.
- Варианты исполнения: солист – хор, запев – припев. Разные солисты в каждом куплете.
- Оценка качества исполнения. Предложить детям спеть песню «как на концерте», просить детей высказывать свои впечатления.
Источник
ПЕСНИ ОСЕНИ
Песня для мамы.
Слова и музыка Н.П.Бобковой
1.За рекой, за рекой солнце поднимается.
Будит утро сонное ручеёк, звеня.
Чтобы ты, чтобы ты чаще улыбалась, — 2 раза
Самая любимая мамочка моя.
2.Я раскрашу дождики акварельной краской.
Пусть не огорчают дождики тебя.
Чтобы ты, чтобы ты чаще улыбалась, — 2 раза
Самая любимая мамочка моя.
3.Скоро, скоро весной к нам вернутся птицы,
И ковром душистым зацветёт земля.
Чтобы ты, чтобы ты чаще улыбалась, — 2 раза
Самая любимая мамочка моя.
минус демо по вопросам приобретения обращаться vas-arbo@yandex.ru стоимость 200 р
В огород мы пойдём. Автор Л.Олифирова
1.В огород мы пойдём, урожай соберём:
И морковку, и лучок, и фасоль, и чесночок (кабачок).
2.В огород мы пойдём, урожай соберём:
И картошку, и горох. Урожай у нас не плох!
3.В огород мы пойдём, урожай соберём:
Помидоры, огурцы – все мы будем молодцы!
О грибах и грибниках. Автор Н.Куликова
1.Не слыхать в лесу кукушки,
Не слыхать и соловья…
В день осенний на опушке
Подросла грибов семья.
Самый главный — это папа,
У него большая шляпа!
Мама – в шляпке поскромней,
И детишки рядом с ней.
2.Захватив с собой корзинки
И надев дождевики,
Зашагали по тропинке
В чащу леса грибники.
3.На людей грибы похожи,
Хоть на ножке на одной.
Уважают шляпы тоже
И живут всегда семьёй.
минус демо по вопросам приобретения обращаться vas-arbo@yandex.ru стоимость 100 р
Осень золотистая. В.Иванникова, С.Викторова
1.Зашумела листьями осень золотистая,
Сонные поляны, синие туманы.
2.Песенка прощальная, песенка печальная
Вьётся над рябинкой тонкой паутинкой.
3.Уж не греет солнышко, улетают скворушки
В ту страну, где лето, в край тепла и света.
Осень, как рыжая кошка. Автор Н.Куликова
1.Осень, как рыжая кошка,
Поступью лёгкой бежит
И на промокших дорожках
Листьями тихо шуршит.
2.Дождик в окошко стучится.
Просится, просится в дом.
В небе последняя птица
Нам помахала крылом.
3.Осень, как рыжая кошка,
Поступью лёгкой бежит
И на промокших дорожках
Листьями тихо шуршит.
Демо по вопросам приобретения обращаться vas-arbo@yandex.ru стоимость 200 р
Журавушка. Зарицкой
1. Над пожелтевшей травушкой,
Над рощей тополей
Летит, летит журавушка
Со стаей журавлей.
2. Пусть тучки в небе хмурятся
И нам грозят дождем,
А мы тобой любуемся
Грибы-грибочки. Н.Караваевой
1. Нас в лес осенний зовут дорожки.
В руках — корзинки, в руках — лукошки.
Грибы-грибочки на пнях и кочках,
Мы рады им, подаркам лесным. / 2
2. Вот в тёмной кепке маслёнок крепкий,
А здесь, ребята, нас ждут опята.
3.Нашли мы белый, он самый смелый,
А на опушке нас ждут волнушки.
4. Грибов набрали, мы их зажарим,
Мы их насушим — зимою кушать.
Капельки Музыка В. Павленко. Слова Э. Богдановой.
1. Дождик льёт на улице,
Нам нельзя гулять
И решил я капельки
На стекле считать.
Три, четыре, пять.
Мне не сосчитать.
2. Я открыл окошко
И протёр стекло,
Но опять их много
День Знаний. Автор Е.Шадрина
1.Улыбнется солнце всем с небес,
Посмотри, вокруг полно чудес.
Удивляйся, радуйся, мечтай
Обо всем на свете узнавай.
Эй, девчонки и мальчишки
Открывайте свой книжки.
В мир чудесный и прекрасный
2.В страну знаний ты возьми билет
В ней на всё, на всё найдёшь ответ.
Ты с друзьями отправляйся в путь
Смелым, умным, добрым, сильным будь!
Сарафан надела осень.
Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой.
1. Сарафан надела осень
Листик желтый, листик алый,
2. То поднимет, то бросает
Листик желтый, листик алый,
3. Соберем букет на славу,
Пышный и большой.
Листик желтый, листик алый,
Скворушка прощается. Попатенко. Волгиной
Вдруг на ветке скворушка
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается
2.В путь дорогу дальнюю
Как ему не спеть.
3.Где ты, солнце вешнее,
Над пустой скворечнею
Ветка чуть качается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.
Несмеяна — осень . Автор Н.Куликовой
1. Машут крыльями в небе журавлики —
Всё пытаются лето догнать.
И, пуская листочки-кораблики,
У ручья плачет осень опять.
Припев: Ах, Несмеяна-осень,
Тебя мы очень просим:
«Поскорей слезинки спрячь,
Ну, пожалуйста, не плач!»
2. Посмотри на себя: ты — красавица,
Золотой на тебе сарафан.
И фатой за спиной расстилается
По траве невесомый туман!
3. Зря слезами ты так заливаешься,
Перестань, Несмеяна, грустить.
Ты же можешь, когда постараешься,
Очень милой и ласковой быть!
по вопросам приобретения обращаться vas-arbo@yandex.ru стоимость 100 р
Листья золотые.
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
День матери . Музыка А.Комарова, слова Т.Рядчиковой
1.Есть день особый в ноябре,
Последний день воскресный.
Мы в садике собрались все
День этот встретить вместе.
День матери, день матери —
Осенний праздник мам,
Пришёл сегодня к нам.
День матери, день матери —
Осенний праздник мам,
Родные наши, милые,
Желаем счастья вам!
2.Поздравить наших мам спешим
Мы с праздником чудесным.
Любимые, от всей души
Поём для вас мы песню.
по вопросам приобретения фонограммы обращаться vas-arbo@yandex.ru стоимость 100 р
Самый светлый праздник . Музыка Л.Мочаловой
1. Снова бродит осень за окном,
И стучится в дверь холодный ветер.
Собрались мы здесь поздравить мам,
Самых лучших мамочек на свете.
Девчонки и мальчишки, давайте-ка дружней.
Споём сегодня песню для дорогих гостей.
Простите, наши папы, мы обожаем вас!
Но, мамочки главнее, все мамы — высший класс!
2. В ноябре приходит праздник мам —
Самый светлый праздник на планете,
Женщин всех сегодня от души
Поздравляют взрослые и дети.
3. от улыбок расцветает зал,
А у мамочки в глазах слезинки,
Щёчки загорелись огоньком,
Словно гроздья спелые рябинки.
по вопросам приобретения фонограммы обращаться vas-arbo@yandex.ru стоимость 100 р
Тучка. Г.Вихаревой
1.А над нами тучка
Хмурая плывет.
И такую песню
Жалобно поет:
Припев: Кап-кап, кап-кап,
Плакать я хочу.
И совсем нечаянно
Я вас промочу.
2. А мы не боимся
Твоего дождя.
Зонтики цветные
Взяли мы не зря.
Припев: Кап-кап, кап-кап,
Ты нам не страшна.
Можешь плакать, тучка,
Даже до утра.
Осень к нам пришла. Кишко
1.Осень, осень к нам пришла,
Дожди и ветер принесла.
Дождь и ветер принесла.
2.Пожелтел зеленый сад.
Листья кружатся, шуршат.
Листья кружатся, шуршат.
3.Песни птичек не слышны-
Подождём их до весны.
Подождём их до весны.
1.Тучи в небе кружатся
Что ни шаг, то лужица,
Что ни шаг, что ни шаг
Что ни шаг, то лужица.
2. День осенний хмурится,
Листопад на улице,
Листопад, листопад,
Листопад на улице.
3. По дороге стелется
Желтая метелица,
Желтая, желтая,
Желтая метелица.
Источник