Консультация для родителей по развитию речи по теме «Осень»
Татьяна Николаевна Кружильская
Консультация для родителей по развитию речи по теме «Осень»
Консультация для родителей по развитию речи на тему «Осень«
Уважаемые родители, позвольте предложить вам некоторые игры, задания, вопросы, стихи для развития речи вашего ребенка. Их вы можете использовать на прогулке с ребенком, дома, если у вас появилось свободное время, а может быть в машине при поездке на дачу. Вы не только пообщаетесь со своим ребенком, но и с пользой проведете время.
На примере темы «Осень» аналогичные задания, игры вы можете использовать и по теме «Зима», «Весна».
1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило, обратите внимание на изменения в природе. Во время прогулки задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов — на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает, завяли цветы. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду. Уточните у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
Постарайтесь, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков осени. Если возникают затруднения, помогите наводящими вопросами.
2. Помогите ребенку запомнить, что в осениможно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами ранней осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы, сравнивая эти два периода. Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое. — А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. — Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые. — А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. — Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.
3. Вспомнить названия перелетных птиц. Почему они так называются.
4. Во время прогулки обратите внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
• «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое) — хмурое, серое, унылое. Аналогично со словами – солнце, ветер, дождь, листья, трава…
Осенью листья (что делают) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Аналогично со словами – солнце, ветер, дождь, листья, трава…
• «Назови ласково»на образование существительных с помощью уменьшительно — ласкательных суффиксов: туча – тучка, солнце – солнышко, дождь – дождик, аналогично ветер, лист, лужа, трава, зонт…
• «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Ветер дует — ветры дуют.
Птица улетает — птицы улетают.
Лист желтеет – листья желтеют.
Дождь моросит – дожди моросят.
Цветок увядает – цветы увядают.
Холод наступает – холода наступают.
Лист падает – листья падают.
Урожай созревает – урожаи созревают.
Туча застилает – тучи застилают.
• «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью.
Летом небо светлое, а осенью.
Летом день длинный, а осенью.
Летом тучи ходят высоко, а осенью.
Летом люди растят урожай, а осенью.
Летом деревья стоят одетые, а осенью.
Летом цветы расцветают, а осенью…
Летом ветер теплый, а осенью…
Весной птицы прилетают из теплых краев, а осенью…
• «Посчитай»на согласование числительных с существительным:
1 птица, 2, 3., 4., 5.
1 желудь, 2, 3., 4., 5.
1 цветок, 2, 3., 4., 5.
1 ветка, 2, 3., 4., 5.
1 камешек, 2, 3., 4., 5.
• «Найди ошибки» на развитие слухового внимания (определи, чего не бывает осенью).
Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
Набухают почки, распускаются листья.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Дикие животные не делают запасы корма.
На улице расцветают одуванчики.
Над цветами порхают бабочки, пчелы собирают нектар.
Небо застилают серые тучи, и часто идут затяжные дожди.
• «Вставь словечко» на согласование предлогов со словами в предложении.
Лист упал … землю.
Шишка упала … дерева.
Грибок попал … корзину.
Солнце спряталось … тучу.
Заяц выглядывает … кустов.
Боровик прячется … листом.
Белка сушит грибы … ветке.
Люди убирают яблоки … садах.
Мышка прячет зернышки … норке.
• «Закончи предложение» (формировать умение составлять сложные предложения с союзом потому что).
Я люблю осень, потому что …
Мне не нравится осень, потому что …
На улице много луж, потому что …
Огородники собирают урожай, потому что …
Дуют сильные ветры, потому что …
• «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно — следственных связей.
Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
На улице пасмурно, потому что идет дожди. Идет дождь, потому что на улице пасмурно.
В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей, потому что наступила осень. Наступила осень, потому что в садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей.
Люди одеваются теплее, потому что наступила осень. Наступила осень, потому что люди одеваются теплее.
• «Ответь на вопросы» (образование прилагательных от существительных).
День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? -.
Дождик, который идет осенью, какой? -.
Погода, когда часто идут дожди, какая? -.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.
Погода, которая бывает осенью, какая? -.
День, когда на улице пасмурно, какой? — …
Утро, когда на улице туман, какое? — …
Цветы, которые расцветают ранней осенью, какие? — …
Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.
Потом поиграйте с ребенком в игру:
• «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; он возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
• Выучите со своим ребенком стихотворение об осенних месяцах.
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге
Спрячьтесь вы от зимней вьюги».
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.
• Известно, что на развитие речи большое влияние оказывает то, как у ребенка развита мелкая моторика рук.
Предложите ребенку во время прогулки порисовать палочкой на мокром песке, выложить узор из камешков.
Соберите желуди, шишки, листья и др. природный материал и сделайте вместе с ребенком осеннюю поделку.
Пусть дома ребенок нарисует «Осень», все то, что он увидел в парке во время прогулки (деревья с разноцветными листьями; землю, усыпанную листвой; может быть идет дождь и кругом лужи). Попросите потом рассказать ребенка, что он изобразил в своей картине.
Используйте пальчиковые игры на осеннюю тематику, они способствуют развитию не только моторики кисти, пальцев рук, но и развитию речи (дети выполняют движения руками, пальцами, сопровождая их речью). Найти пальчиковые упражнения вы можете в книгах, которые так и называются, или в интернете.
Вот несколько примеров:
«Осенние листья«
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)
У Лариски – две редиски»
Два зеленых огурца.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много.Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Уважаемые родители, больше общайтесь со своим ребенком, разговаривайте, задавайте вопросы, учите наблюдать, анализировать.
«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.
Игры по развитию речи по дороге в детский сад. Консультация для родителей Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была грамотной, а словарный запас увеличивался с каждым днём, — чаще играйте с ними! Предлагаю Вам очень.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:» Насекомые» Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Одежда» Конспект итогового занятия за 1 квартал по развитию речи в старшей логопедической группе №2 по теме «Одежда». Задачи: образовательные:.
Источник
Межсезонье: почему осенью желтеют листья
Рассказываем про природные красители и коротко отвечаем на вопросы про межсезонные трансформации в природе
Зимой и летом одним цветом — только хвойные растения, а вот лиственные деревья меняют свой цвет раз в году. Разобрались с экспертом, откуда в листьях появляется цвет, почему он меняется именно осенью и зачем это происходит.
Откуда в природе цвет
За цвета в природе отвечает группа органических соединений, которые называются красителями. Они встречаются в окраске не только листьев растений, но и овощей, животных, птиц и рыб.
🌳 Хлорофилл — самый известный краситель в растениях, отвечает за зелёный цвет.
🌽 Каротиноиды — придают растениям жёлтый оттенок. Тыква, кукуруза, канарейки, фламинго, лосось, омары, креветки и нарциссы окрашены каротиноидами.
🍊 Флавоноиды — отвечают за оранжевый цвет. Их высокое содержание характерно для петрушки, лука, цитрусовых, облепихи, гречки и тёмного шоколада.
🍅 Антоцианы — это красный, пурпурный и фиолетовый цвета. Они дают окраску красным яблокам, помидорам, винограду и лепесткам многих цветков.
Как работают красители
Чтобы органическое соединение выглядело цветным, оно должно содержать цепочку сопряжённых двойных связей или присоединённых к ней поставляющих или принимающих электроны заместителей. Это следует из электронной теории цветности органических соединений. В листьях растений молекулы и соединения в них как раз такие, поэтому независимо от сезона сами листья не прозрачные, а цветные.
А, например, у большинства молекул, входящих в состав бензина, таких связей нет, поэтому он почти бесцветный.
Почему осенью желтеют листья
Это происходит из-за смены температуры и сокращения светового дня. Для производства хлорофилла, который отвечает за зелёный цвет в растениях, листьям требуется много тепла и света. Когда лето заканчивается, сокращается световой день, понижается средняя температура воздуха и, следовательно, производство хлорофилла замедляется, а существующий хлорофилл разлагается. В результате другие соединения, присутствующие в листьях, выходят на первый план и влияют на цвет листьев.
Какие деревья меняют цвет листьев
Из-за изменения светового дня все лиственные деревья меняют окраску. Не меняют окраску только хвойные деревья.
Почему осенью опадают листья
Это происходит из-за нехватки воды. Вода в грунте замерзает и не попадает в корни растений, в то же время с поверхности листа испаряется столько же воды, сколько и летом. Поэтому растения сбрасывают листву, чтобы не засохнуть.
Рассказываем школьную программу так, что хочется учиться
Источник