Сценарий праздника «Уртун Той. Праздник Урожая»
Анастасия Токоякова
Сценарий праздника «Уртун Той. Праздник Урожая»
Ход праздника Уртун Той
Ведущий: Приходит осень в свой черед,
Нам дарит то, чего мы ждем –
Чудесный праздник Урожая.
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Мы сегодня собрались на мероприятии, посвященном празднику Урожая. Мы все живем на прекрасной земле, которая зовется Хакасией. Я предлагаю вам вместе посмотреть, как прекрасна наша хакасская земля.
Ведущий: В сентябре, в день осеннего равноденствия, только у хакасов на нашей хакасской земле проводится праздник урожая и называется он Уртун тойы. Во время праздника благодарили Чир Ине — духа земли за урожай, а на краю поля обязательно оставляли пучок несрезанных колосьев —хыра улуз — долю духа хозяина пашни.
(Звучит музыка и входит богиня Умай)
Богиня Умай: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Умай, по хакасскому Умай идже. Как вы думаете, кто я?
Богиня Умай: Я не просто хакаска, я богиня плодородия, помогаю народу выращивать урожай. Живу я на прекрасной земле, которая называется как?
Ведущий: Для нас Настя сейчас прочитает стихотворение.
Настя рассказывает стихотворение
Ведущий: Молодец, Настя! Нам очень понравилось.
Богиня Умай: Действительно наша земля очень красива и замечательна. А еще она очень плодородна, а вы помогали родителям убирать урожай? Так как у нас сегодня праздник урожая, я предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери картошку». Для этого нужно разделиться на две команды.
Ведущий: Молодцы ребята, вижу, урожай собирать вы умеете. Красива хакасская земля, но беда случилась с ней. Злые духи тесы похитили священный пучок колосьев пшеницы под названием хыра-улузи, а без него на хакасской земле больше никогда не будет праздника Уртун-той.
Богиня Умай: Добрые духи подсказали мне, что в вашем детском саду очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? Ребята, вы сможете помочь мне вернуть эти священные колосья?
Богиня Умай: Вернуть их можно отгадав загадки. Вы готовы?
Богиня Умай: Тогда слушайте внимательно, первая загадка –Под землей живет семья:
Мама, папа, деток тьма.
Лишь копни ее немножко
В миг появится… (Картошка)
Богиня Умай: Вот и вторая загадка – Кто на свете всех полезней?
Кто спасет от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький коварный… (Лук)
Богиня Умай: И наконец, третья загадка – Летом — в огороде,
А зимою — в бочке,
Ведущий: Какие вы молодцы, справились с заданием и вернули пучок колосьев. (Звучит звук появившихся колосьев) Ой, посмотрите, что это? (Выносит колосья и передает их Умай)
Ведущий: В этот день празднования подводятся итоги сельскохозяйственного года, стада возвращаются с летника на зимник. Коровы, лошади возвращаются с полей и устраивались скачки на лошадях. Ребята, а вы любите лошадей?
Проводятся скачки лошадей
Богиня Умай: Наш народ в этот день веселился, праздновал и проводил спортивные состязания. И я вам сейчас предлагаю провести традиционные спортивные состязания. Для этого понадобится снова разделиться на две команды.
Богиня Умай: Итак, первое состязание называется паг тудызаг (веревочка).
Богиня Умай: Второе состязание под названием агас тартызы (перетягивание палки).
Богиня Умай: В конце празднования по традиции проводились музыкальные выступление, показывалось музыкальное творчество народа. Я предлагаю вам всем вместе со мной встать в круг и исполнить танец.
Хоровод вместе с Умай.
Ведущий: Ребята, вы все такие смелые, добрые, отзывчивые. Хакасская богиня Чир Ине велела передать вам в подарок эти угощения.
Под веселую осеннюю песню Умай вносит в зал огромную корзину с яблоками и угощает каждого ребенка яблоком. Пожелаем нашим гостям здоровья и хорошего урожая.
Сценарий развлечения в старшей группе «День урожая» Развлечение «Праздник урожая». Сценарий развлечения в старшей группе Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Румяные да улыбчивые! Все ли.
Сценарий праздника «Праздник мамы» Цель: Воспитывать у дошкольников любовь и глубокое уважение к самому дорогому человеку – к матери. Программное содержание: Способствовать.
Фотоотчет «Праздник урожая» МДОУ №15 г. Тейково Мы сажали лук, горох, Урожай у нас не плох! И морковка, и картошка! Мы возьмём к обеду ложки. Мы и сами поедим, И друзей.
Фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Праздник урожая» ПРАЗДНИК УРОЖАЯ Фольклорный праздник для детей подготовительной группы Под русскую музыку дети парами проходят по залу, затем через центр.
Конспект спортивного досуга «Праздник урожая» в средней группе Цель: Закрепить названия овощей, расширить представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и.
Сценарий для старшей группы ДОУ «Праздник урожая» Сценарий праздника для старшей группы ДОУ № 11 г. Гусь-Хрустальный Владимирской области воспитателя Казаковой В. Ф. «Праздник урожая». Описание.
Сценарий осеннего праздника «Праздник урожая» для детей подготовительной группы Праздник урожая Для подготовительной группы Действующие лица: Ведущая, Хлеб, Чтецы пословиц Дети входят в зал под спокойную народную музыку.
Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы «Праздник урожая» «Праздник урожая» (Подготовительная гр.). Действующие лица: Осень—ведущая. Лиса – взрослый. Козлик, Кролик, Свинка, Корова, Кошка, Пёс,.
Сценарий развлечения «День Урожая в деревне Загадкино» для детей средней группы Сценарий развлечения «День Урожая в деревне Загадкино». Досуг для детей средней группы. Подготовлен и проведен педагогами Веселковой М. В.
Сценарий спортивного праздника «Праздник урожая» Цель: 1. Привлечь детей и родителей к активному участию в спортивных соревнованиях; 2. Совершенствовать двигательные умения и навыки, достижение.
Источник
Музыкально-спортивный хакасский праздник «Уртун Той»
Алёна Торовина
Музыкально-спортивный хакасский праздник «Уртун Той»
Музыкально-спортивный хакасский праздник «Уртун той»
Ведущий: Приходит осень в свой черед,
Нам дарит то, чего мы ждем –
Чудесный праздник Урожая.
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Мы сегодня собрались на мероприятии, посвященном празднику Урожая. Мы все живем на прекрасной земле, которая зовется Хакасией. Я предлагаю вам вместе посмотреть, как прекрасна наша хакасская земля.
Ведущий: В сентябре, в день осеннего равноденствия, только у хакасов на нашей хакасской земле проводится праздник урожая и называется он Уртун тойы. Во время праздника благодарили Чир Ине — духа земли за урожай, а на краю поля обязательно оставляли пучок несрезанных колосьев —хыра улуз — долю духа хозяина пашни.
(Звучит музыка и входит богиня Умай)
Богиня Умай: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Умай, по хакасскому Умай идже. Как вы думаете, кто я?
Богиня Умай: Я не просто хакаска, я богиня плодородия, помогаю народу выращивать урожай. Живу я на прекрасной земле, которая называется как?
Ведущий: Для нас Настя Вахета сейчас прочитает стихотворение.
Настя рассказывает стихотворение
Ведущий: Молодец, Настя! Нам очень понравилось.
Богиня Умай: Действительно наша земля очень красива и замечательна. А еще она очень плодородна, а вы помогали родителям убирать урожай? Так как у нас сегодня праздник урожая, я предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери картошку». Для этого нужно разделиться на две команды.
Ведущий: Молодцы ребята, вижу, урожай собирать вы умеете. Красива хакасская земля, но беда случилась с ней. Злые духи тесы похитили священный пучок колосьев пшеницы под названием хыра-улузи, а без него на хакасской земле больше никогда не будет праздника Уртун-той.
Богиня Умай: Добрые духи подсказали мне, что в вашем детском саду очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? Ребята, вы сможете помочь мне вернуть эти священные колосья?
Богиня Умай: Вернуть их можно отгадав загадки. Вы готовы?
Богиня Умай: Тогда слушайте внимательно, первая загадка –Под землей живет семья:
Мама, папа, деток тьма.
Лишь копни ее немножко
В миг появится… (Картошка)
Богиня Умай: Вот и вторая загадка – Кто на свете всех полезней?
Кто спасет от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький коварный… (Лук)
Богиня Умай: И наконец, третья загадка – Летом — в огороде,
А зимою — в бочке,
Ведущий: Какие вы молодцы, справились с заданием и вернули пучок колосьев. (Звучит звук появившихся колосьев) Ой, посмотрите, что это? (Выносит колосья и передает их Умай)
Ведущий: В этот день празднования подводятся итоги сельскохозяйственного года, стада возвращаются с летника на зимник. Коровы, лошади возвращаются с полей и устраивались скачки на лошадях. Ребята, а вы любите лошадей?
Проводятся скачки лошадей
Богиня Умай: Наш народ в этот день веселился, праздновал и проводил спортивные состязания. И я вам сейчас предлагаю провести традиционные спортивные состязания. Для этого понадобится снова разделиться на две команды.
Богиня Умай: Итак, первое состязание называется паг тудызаг (веревочка).
Богиня Умай: Второе состязание под названием агас тартызы (перетягивание палки).
Богиня Умай: В конце празднования по традиции проводились музыкальные выступление, показывалось музыкальное творчество народа. Я предлагаю вам всем вместе со мной встать в круг и исполнить танец.
Хоровод вместе с Умай.
Ведущий: Ребята, вы все такие смелые, добрые, отзывчивые. Хакасская богиня Чир Ине велела передать вам в подарок эти угощения.
Под веселую осеннюю песню Умай вносит в зал огромную корзину с яблоками и угощает каждого ребенка яблоком. Пожелаем нашим гостям здоровья и хорошего урожая.
«23 февраля». Музыкально-спортивный праздник в старшей группе Музыкально-спортивный праздник к 23 февраля в старшей группе. Под марш девочки входят в зал, и выстраиваются полукругом. Варя: 23 февраля.
Фотоотчёт «Музыкально-спортивный праздник» силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим.
Фотоотчет «Музыкально-спортивный праздник» Фотоотчет о спортивном празднике 23 Февраля «День Защитника Отечества» Праздник 23 февраля в детском саду — хороший повод для воспитания.
Музыкально-спортивный праздник «9 Мая» Ход мероприятия: Дети под марш входят в зал, маршируют один круг и встают напротив друг друга. (___) Ведущий ():Приветствую.
Музыкально-спортивный праздник к 23 февраля без взрослых Вход под марш, перестроение. 1. Праздник армии Российской наступает в феврале. Гонит, гонит ветер резкий снег колючий по земле. 2. Он.
Музыкально-спортивный праздник «Мой папа — самый сильный» Дети заходят под песню: «Бравые солдаты» Участники музыкально –спортивного мероприятия мальчики и папы. Воспитатель. Здравствуйте, дорогие.
Музыкально-спортивный праздник «Наша армия» Цель: Пропаганда здорового образа жизни; Воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине. Задачи: — Способствовать.
Музыкально-спортивный праздник «Спорт — это здорово» в старшей группе Предварительная работа: разучивание ритмических танцев, стихов, соответствующей тематики; изготовление костюмов и атрибутов; подбор музыкального.
Музыкально-спортивный праздник в детском саду «Здравствуй, лето» Музыкально-спортивное мероприятие в детском саду «Здравствуй, Лето!» Цель: Формировать представление о празднике «День Лета». Создать радостную.
Музыкально-спортивный праздник «Веселая прогулка под парусами» Музыкально – спортивный праздник «Веселая прогулка под парусами» (старшие, подготовительные группы) Инструктор по физической культуре: Лира.
Источник
конспект занятия в старшей группе Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)
план-конспект урока (старшая группа)
Конкурсное занятие в старшей группе по образовательной области «Познание». Тема: Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)
Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
детский сад «Улыбка»
Конспект конкурсного занятия в
Составила: Шнайдер Е.В.
Тема : УРТУН-ТОЙ (праздник благодарения Природы и освящения урожая)
Образовательная область: Познание
Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и обычаями.
- Познавательная:
- Закреплять знания детей об овощах, учить выделять характерные признаки, узнавание овощей на ощупь.
- Развивающая:
- Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.
- Воспитывающая:
- Приобщать детей к культуре хакасского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.
- Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.
- Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
- Мультимедийная система;
- Магнитофон с записью;
- Национальное платье;
- Платок;
- Замок с ключом;
- Сундук;
- Разноцветные ленточки;
- Пучок колосьев;
- Мешок;
- Овощи.
Звучит хакасская музыка.
Входит воспитатель в хакасском национальном костюме.
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Умай, по-хакасски Ымай идже.
— Как вы думаете, кто я?
— Я не просто хакаска, я богиня плодородия, я помогаю взрослым выращивать урожай. Живу я на прекрасной земле, которая зовется Хакасия.
— А вы где живете?:
— Я предлагаю вам вместе посмотреть, как прекрасна наша хакасская земля.
На слайдах картинки с изображением хакасских степей, шамана, курганов.
Хакасия, любимая моя,
Как я люблю твои просторы,
Прохладные твои леса,
Без края степи, реки, горы.
Могучие и спящие курганы
Историю в веках хранят.
Степной ковыль, цветущие поляны
Секрет бессмертия хранят.
И крепнет год от года
Величие хакасского народа.
— Красива хакасская земля, но беда случилась на ней. Злые духи Тёси похитили священный пучок колосьев под названием хыра-улузи, а без него на хакасской земле никогда не будет праздника урожая Уртун–той.
— Добрые духи подсказали мне, что в вашей группе очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? И они обязательно смогут помочь мне отыскать эти священные колосья, чтобы вернуть их хакасскому народу. Поможете?
— Посмотрите на колоски. Потрогайте. Внутри находятся зернышки. Из таких колосков собран пучок колосьев.
— Злые духи спрятали его в тайном месте, попасть в которое, можно лишь пройдя ряд сложнейших испытаний. Вы готовы?
— Что мы будем искать?
— Зачем надо найти пучок колосьев?
— Я сейчас спрошу у духов, где находится первое испытание:
Прай ниме тузында,
Тузы ирт парза, ноо туза!
Прай ниме сининде,
Синирт парза, ноо туза!
— Вижу священный экран, там находится наше первое испытание.
Игра «Что изменилось»
На экране изображение овощей. С каждым слайдом овощи меняются, нужно найти изменения.
— Посмотрите, что изображено на экране?
— Как можно назвать одним словом?
— Внимательно посмотрите и запомните.
— Что изменилось? Кто догадался, скажите мне по секрету на ушко, чтобы зле духи не услышали.
— А теперь все вместе отгоним злых духов (движения руками, хлопки) , скажите вслух, что изменилось на картинке.
— Вы справились с первым испытание, но нам надо двигаться дальше.
— Что мы будем искать?
— Для чего мы его ищем?
— О, духи, помогите нам вернуть пучок колосьев.
— Духи говорят, что второе испытание находится в мешочке. Поищите в группе мешочек (ищут)
— В этом мешочке находятся овощи, но какие это овощи, надо отгадать. Для этого духи послали вам загадки. Вы готовы?
— Тогда первая загадка:
Под землей живет семья:
Мама, папа, деток тьма.
Лишь копни ее немножко,
Вмиг появится … картошка
— А теперь на ощупь найдем отгадку.
— Духи довольны вами, вы молодцы. Вот и вторая загадка:
Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный … лук
Наши овощи на грядке
Иногда играют в прятки.
Кто там выставил бочок? —
Вкусный овощ … кабачок
— Вы молодцы, вы справились с заданием, духи довольны вами и я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Это старинная хакасская игра «Кто спрятался?»
Игра «Кто спрятался?»
— Вы танцуете, по сигналу отворачиваетесь, садитесь на корточки и закрываете глаза. Я кого-нибудь из вас прячу под платок, а вы должны угадать, кто же там спрятался.
В последний раз под платок прячется ключ от сундука.
— Давайте посмотрим, что там.
— Ключ. А если есть ключ, значит, есть и замок.
— Как вы думаете, что можно открыть этим ключом?
Дети отвечают, предлагают варианты.
— Найдем замочек, к которому подойдет этот ключ.
Дети ищут по группе. Если не найдут.
— Мне кажется, что этим ключом можно открыть какой-то особенный замок. Где же его найти?
— Мне духи подсказывают, что этот ключик от сундука, и что этот сундук здесь, в группе. Давайте посмотрим, где он может находиться.
Ищем сундук, в котором находится пучок колосьев.
— Посмотрите, что здесь находится?
— Да это же пучок колосьев, который мы ищем. Как же будет рад хакасский народ, что вы нашли его.
— На празднике Уртун-той хакасский народ загадывал желания и повязывал на нем цветные ленточки чалома. Так вот, возьмитесь за концы ленточек и загадайте желание.
— Верьте, ребята, и оно обязательно сбудется.
Повязать ленточки на пучке колосьев.
— А теперь давайте возвестим духам, что мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи. А как мы возвестим? Радостным танцем.
На пол ставится пучок колосьев с повязанными лентами чалома, под музыку дети исполняют танец, повторяя движения воспитателя.
— Мы обращаемся к добрым духам. Мы благодарим хозяина пашни за урожай. Мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи и теперь вернем его хакасскому народу. Просим духов исполнить наши заветные желания.
— Ребята, а ведь духи меня не обманули. Вы и в самом деле смелые, добрые, отзывчивые и умные дети. И они велели передать вам в подарок эти украшения.
— Пожелаем нашим гостям здоровья и хорошего урожая.
— А этот пучок колосьев хыра улузи я передам хакасскому народу, и у них начнется настоящий праздник урожая Уртун-Той.
Источник