Урок 27
Выращивание культурных растений
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Выращивание культурных растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания растений, проведению подкормки растений.
Содержание урока 27
Технологии растениеводства и животноводства
§39. Условия внешней среды для выращивания культурных растений
Растениям, как и человеку, для роста и развития нужны определённые условия внешней среды: свет, тепло, воздух, вода, а также питательные вещества, находящиеся в почве. Все эти условия являются обязательными и незаменимыми. Недостаток или избыток одного из них одинаково губителен для растения. Например, переувлажнение почвы может привести к загниванию корней, излишний солнечный свет вызвать ожог.
Большое значение для растения имеет световой режим — количество света, а также продолжительность дня и ночи. Под действием света в листьях растений происходит процесс фотосинтеза (об этом вы узнаете на уроках биологии). Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. По отношению к свету растения можно разделить на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Например, очень требовательны к свету арбуз, дыня, тыква, огурец, томат, перец, баклажан, фасоль, гранат, абрикос, персик, черешня, грецкий орех, груша, яблоня, вишня, ягодные культуры. Менее требовательны редис, морковь, петрушка, свёкла, луж, капуста, салат. При недостатке света у светолюбивых растений можно наблюдать изменение окраски листьев на светлуто, бледнуяо. Растения вытягиваются, задерживается их цветение и образование плодов. Если тенелюбивое растение посадить на солнечном месте, плоды будут гораздо мельче, листья начнут закручиваться в трубочку или засыхать.
Очень важен для жизнедеятельности растений тепловой режим. Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы. Различают жаростойкие культуры — арбуз, дыня, баклажан, для которых оптимальна температура +20. +30°С, они не погибают даже при температуре +40°С. Теплолюбивые растения имеют тропическое происхождение. Это огурец, кабачок, томат, кукуруза, фасоль и др. Для их роста необходима температура +20. +30°С. При температуре ниже 0°С эти растения погибают. Хладостойкими являются капужта, морковь, бобы, лук, салат, редис, редька, укроп, лён, овёс, подсолнечник, лавр, мирт, фуксия, примула, пеларгония, мак, василёк, маргаритка, хризантема. Морозо- и зимостойкие — многолетние культуры, которые переносят заморозки до -8. -10°С, а под снеговым покровом даже ниже. Это чеснок, щавель, многолетний лук, рожь, пшеница, ячмень, пион, ирис, флокс, дельфиниум, боярышник.
Для нормального роста и развития растений необходим правильный воздушно-газовый режим. Воздух нужен для нормальной жизни почвенных микроорганизмов, для дыхания растений необходим кислород, а для образования органических веществ — углекислый газ. Чтобы воздух поступал к корням, рекомендуется регулярно проводить рыхление почвы. Неблагоприятно сказываются на развитии растений загрязняющие атмосферу вещества, они могут быть как природными — пожары, пыльные бури, извержения вулканов, так и искусственными — вредные газы, которые выбрасывают в атмосферу автомобили и промышленные предприятия.
Важную роль в жизни растений играют питательные вещества. Растения хорошо растут и развиваются, когда в почве есть все необходимые элементы (калий, кальций, фосфор, азот, железо, магний), а также микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден и др.). Каждый элемент участвует в жизненно важных для растений процессах. В разные периоды потребность растений в элементах питания не одинакова: например, во время роста больше нужен азот, при цветении и плодоношении — фосфор и калий.
Недостаток питательных веществ у растения можно наблюдать визуально по общему виду растения, состоянию листьев (рис. 180).
Общими симптомами недостатка какого-либо элемента питания считается задержка роста растения, а также изменение окраски листьев на светло-зелёную, тёмно-зелёную или тусклую голубоватую. Явными признаками голодания растений является отмирание ткани листьев по их краям (краевой ожог листьев), бурая пятнистость, закручивание и сморщивание листьев. Появление признаков недостатка какого-либо питательного вещества у растений указывает на необходимость подкормки соответствующими минеральными удобрениями.
Все питательные вещества растение получает в виде водного раствора, поэтому одним из основных условий жизнедеятельности растений является вода. Она содержится во всех органах растений. Потеря растением воды приводит к его гибели. Основные источники пополнения воды в почве — осадки и орошение.
По требовательности к воде все растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые. При недостатке влаги плоды становятся вялыми, жёсткими, невкусными, а листья и цветы скручиваются или опадают. Избыток влаги, как и недостаток, вреден для качества урожая. Большое количество влаги приводит к распространению различных вредителей и болезней, плоды становятся безвкусными, водянистыми, трескаются, плохо переносят хранение — загнивают.
Для получения высоких урожаев необходимо изучить потребности каждого растения и удовлетворять их в полном объёме.
Знакомимся с профессиями
Агроном — профессия, связанная с выращиванием культурных растений. Агроном отвечает за все этапы возделывания сельскохозяйственных культур, начиная от подготовки почвы и посадочного материала и заканчивая сбором урожая. Он определяет, какие культуры можно выращивать в данном регионе, выбирает лучшие сорта растений, определяет сроки для проведения агротехнических приёмов.
Практическая работа № 49
Проведение подкормки растения
1. Определите, какие основные группы культурных растений имеются на пришкольном или приусадебном участке. Результаты наблюдения запишите в рабочую тетрадь.
2. Проведите осмотр растений, имеющихся в кабинете технологии, классной комнате, домашних декоративных цветов, растений на пришкольном участке. Определите, каким растениям требуется подкормка минеральными удобрениями.
3. Подберите необходимое минеральное удобрение и выполните подкормку в соответствии с инструкцией (при помощи взрослых). Запишите результаты исследования.
Запоминаем опорные понятия
Режимы: световой, тепловой, воздушно-газовый; питательные вещества, вода.
Самостоятельная работа
Проведите сезонное фенологическое наблюдение за растением. Выберите место для наблюдений (подоконник в кабинете технологии, пришкольный или приусадебный участок). Выберите объект наблюдения (комнатный цветок или плодово-ягодную культуру). Заведите журнал еженедельных наблюдений с указанием даты и времени наблюдения, изменений в выбранном растении. Наблюдайте за растением в течение весны, лета и осени. Результаты вносите в таблицу. Сделайте выводы.
Таблица
Журнал фенологических наблюдений за растением
Место наблюдения, название, сорт | Начало сокодвижения | Начало распускания почек | Начало цветения | Окончание цветения | Начало созревания плодов (семян) | Полная зрелость плодов (семян) | Естественный листопад | Начало созревания побегов |
Проверяем свои знания
1. Какой из внешних факторов вам кажется самым главным для растения?
2. В каких случаях вода может привести к гибели растения?
3. Как визуально можно диагностировать у растения недостаток питательных веществ?
Источник
Условия, необходимые для роста и развития растений
Условия, необходимые для роста и развития растений
Условия внешней среды играют решающую роль в жизни растений. Основные из них — тепло, свет, воздух, вода, питание.
По требованию к теплу овощные культуры делятся на морозостойкие (зимостойкие), холодостойкие и теплолюбивые.
К морозостойким (зимостойким) относятся многолетние овощные растения: щавель, ревень, спаржа, хрен, эстрагон, любисток, все многолетние луки, чеснок озимый и др. Эти культуры зимуют в почве под снегом, и их не надо специально укрывать на зиму.
К холодостойким растениям относятся все виды капусты, морковь, свекла, редис, редька, репа, зеленные и бобовые культуры, чеснок яровой. Семена этих культур прорастают при температуре ниже 10°. Всходы этих культур не погибают при небольших заморозках. Если же всходы подвергаются длительному воздействию пониженных температур (от 0 до 2°С), то многие растения (свекла, сельдерей, редис и др.) преждевременно выбрасывают цветочную стрелку и урожай получают низкий.
К теплолюбивым культурам принадлежат огурец, кабачок, томат, патиссон, тыква, физалис. Семена этих культур прорастают при температуре 13—14°С. Растения не переносят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду.
Теплолюбивые овощные культуры в условиях Нечерноземной зоны выращивают или в теплице, или в открытом грунте с помощью рассады. Для повышения устойчивости теплолюбивых растений к пониженной температуре и повышения их жизненности нужно про-водить закаливание набухших семян и рассады. Набухшие семена выдерживают в течение двух-трех суток при температуре ниже 0°С, а затем высевают. Закаливание рассады проводят в теплице, при появлении всходов температуру в ней снижают на несколько дней до 6—8°С, а затем в дневное время повышают, но обязательно снижают температуру в теплице ночью. Это необходимо для усиления роста корней и предупреждения вытягивания растений.
Отношение к свету. Большинство овощных культур светолюбивы. Особенно требовательны к условиям освещения огурец, патиссон, тыква, кабачок, томат, бобовые культуры. Менее требовательные — капуста, корнеплоды и зеленные овощи. К теневыносливым культурам относятся лук, выращиваемый на перо, лук-порей, щавель, ревень, спаржа.
Овощные культуры неодинаковы и по отношению к продолжительности освещения. Южным растениям (томат, огурец, патиссон, кабачок, тыква) для быстрого цветения и плодоношения требуется длина светового дня менее 12 ч. Эти растения — короткого дня. Северным же растениям (корнеплоды, капуста, лук репчатый, чеснок) для прохождения своего развития требуется световой день более 12 ч. Эти растения — длинного дня.
В условиях Нечерноземной зоны, чтобы получить высокий урожай хорошего качества таких культур, как салат, шпинат, укроп, редис, их нужно выращивать на коротком дне, т. е. высевать или весной как можно раньше, или в конце лета.
Особенно требовательны к освещению растения при выращивании рассады. При недостатке света и повышенной температуре рассада вытягивается, становится бледной, у нее плохо развивается и корневая система.
Требование к влаге. Овощные культуры требовательны к влаге. Это объясняется высоким содержанием ее в сырых овощах (от 65 до 97%), а также большой испаряющей поверхностью листьев.
Наиболее требовательны к влаге скороспелые зеленные культуры, салат, шпинат, редис, огурец, капуста, репа, редька. У этих культур слаборазвитая, поверхностная корневая система и большая облиственность растений.
Менее требовательны к влаге морковь, петрушка. У этих культур хорошо развитая корневая система, и они экономно расходуют влагу на испарение.
У свеклы тоже хорошо развита корневая система, но она более требовательна к влаге, чем морковь и петрушка, так как много потребляет влаги на испарение.
Томат имеет мощную корневую систему и значительно меньше, чем капуста, расходует влагу на испарение, поэтому он и менее требователен к влаге.
Наиболее устойчивы к недостатку влаги в почве фасоль, арбуз.
Потребность овощных растений во влаге по периодам роста и развития неодинакова. Особенно высока потребность в воде в периоды прорастания семян, высадки рассады, прорастания листьев у лука, во время налива кочана у капусты и плодов у огурца и томата.
Горох, фасоль, бобы нуждаются в воде в первый период роста, а корнеплоды и во время роста. При недостатке влаги во время роста корнеплоды растрескиваются, поэтому их нужно поливать в период вегетации регулярно.
Овощные культуры, как правило, следует поливать способом дождевания, а томат и салат — по бороздкам, проделанным рядом с растениями. После полива бороздки засыпают сухой землей.
Все теплолюбивые растения следует поливать теплой водой, нагретой на солнце (24—25°С). Полив лучше проводить вечером.
При недостатке влаги для полива применяют так называемый сухой полив — частое рыхление почвы в междурядьях. При рыхлении разрушаются почвенная корка и капилляры, по которым вода поступает из нижних слоев почвы в верхние.
Избыток влаги в почве так же нежелателен, как и недостаток ее.
При избытке влаги все поры в почве заполнены ею, поэтому ухудшается дыхание корней, из-за недостатка кислорода растения погибают. При повышенной влажности хуже развивается корневая система растений, в результате уменьшается количество поступающих из почвы питательных веществ, снижается урожай. Кроме того, ухудшается развитие в почве полезных микроорганизмов.
Чтобы уменьшить избыток влаги, на участках делают отводные канавки, борозды. После отвода воды почву, как только она подсохнет, рыхлят.
Из воздуха растения получают необходимый им углекислый газ, который является источником углеродного питания. В воздухе его содержится очень мало — всего лишь 0,03%. Повышение содержания углекислого газа в приземном слое воздуха происходит за счет разложения органического вещества почвы микроорганизмами. Чем больше в почве содержится органического вещества, тем больше выделяется из нее углекислого газа, тем лучше углеродное питание растений. При увеличении количества углекислого газа, поглощаемого растениями, улучшается рост и развитие растений, ускоряется плодоношение, увеличивается урожай. С улучшением углеродного питания у растений повышается устойчивость к болезням и вредителям.
Для увеличения содержания углекислого газа в теплице нужно расставить сосуды с раствором коровяка или птичьего помета.
В открытом грунте увеличить содержание углекислого газа в приземном слое можно за счет внесения в почву повышенных доз органических удобрений, использования жидких подкормок из разведенного коровяка, навозной жижи, птичьего помета.
Применение кулис из высокостебельных растений, защищающих овощные культуры от ветра, способствует сохранению углекислого газа в приземном слое.
Почвенное питание растений. Для нормального роста и развития овощных растений требуются различные питательные элементы. Основные из них — азот, фосфор, калий, сера, магний, кальций, железо — растения потребляют в больших количествах. Эти элементы называются макроэлементами. Элементы, необходимые растениям в небольших количествах, называются микроэлементами, к ним относятся: бор, марганец, медь, молибден, цинк, кобальт, натрий. Макро- и микроэлементы поступают в растения из почвы.
Особенно велика у растений потребность в азоте, так как он входит в состав белка и является основой всех жизненных процессов.
При недостатке азота листья становятся бледно-зелеными, затем желтеют, растение замедляет рост.
При избытке азота листья приобретают темно-зеленую окраску, буйно растут, но цветение и плодоношение задерживаются.
Фосфор входит в состав сложных белков и участвует в построении клеток растения. При его присутствии повышается усвоение и других элементов питания: азота, калия, магния. Фосфор ускоряет образование органов плодоношения, улучшает качество продукции, повышая содержание сахара, витаминов и других сухих веществ.
При недостатке растениям фосфора листья сначала приобретают тусклый темно-зеленый цвет, который в дальнейшем переходит в фиолетовый, а с нижней стороны листа вдоль прожилок — в пурпурно-красный. При засыхании листья чернеют. Кроме того, при недостатке этого элемента замедляется рост растений, задерживается созревание плодов. Недостаток фосфора только в течение нескольких дней после появления всходов неблагоприятно сказывается на всем развитии растений и приводит к снижению урожая.
Следует учитывать, что в холодную погоду растения слабо усваивают фосфор, в это время необходимо подкормить их фосфорными удобрениями.
Овощные культуры выносят из почвы много калия. Это объясняется тем, что калий легко поглощается почвой и лучше усваивается из нее растениями, что способствует накоплению углеводов, которыми так богаты овощи. Калий повышает устойчивость растений к болезням и их холодостойкость. При недостатке калия по краям листьев овощных растений появляется бледно-желтая кайма, которая в последующем становится ярко-желтой. При остром недостатке калия листья вырастают неправильной формы, в середине их появляются бурые пятна, кайма на листьях из ярко-желтой становится буро-коричневой, ткань листа рассыпается. У свеклы и огурцов листья приобретают куполообразную форму, на огурцах образуются в основном мужские Цветки, плоды принимают грушевидную форму.
Магний играет большую роль во многих процессах жизни растений. Он участвует в построении тканей, а также вместе с фосфором во всех обменных процессах, происходящих в растении.
Характерным признаком недостатка магния является пестрота листьев. Ткань между прожилками листа сперва обесцвечивается, затем желтеет, но не сплошь, а пятнами. У томата на листьях появляются коричневые пятна между зелеными жилками, у огурца буреют края листьев.
Важное значение в питании растений имеют микроэлементы. При недостатке бора у овощных растений часто отмирает точка роста, на корнях бобовых не образуются клубеньки, в которых накапливается азот, цветки не оплодотворяются и опадают, черешки листьев становятся ломкими, у цветной капусты буреют головки, появляются пустоты в кочерыге, у свеклы загнивает сердечко, листья у огурцов принимают вогнутую форму.
При недостатке марганца листья у овощных культур становятся ломкими, на них появляются мелкие светло-желтые пятна.
При недостатке меди кончики молодых листьев овощных культур белеют и края их становятся желтовато-серыми.
При недостатке цинка в окраске листьев появляется бронзовый оттенок, развивается хлороз.
При недостатке любого микроэлемента понижается устойчивость растений к бактериальным и грибным заболеваниям.
Источник