Правда ли? История о немецких танкистах и верблюжьем навозе
Несколько лет назад на англоязычных ресурсах начала ходить такая байка.
Во время Второй мировой в Африке нацисты любили проезжать на танке по верблюжьим какашкам — на удачу. Западные союзники в ответ начали делать мины в виде верблюжьих какашек. Нацисты, подорвавшись на дерьме пару раз, стали проезжать только по тем лепёшкам, на которых уже были следы гусениц. Тогда западные союзники начали выпускать мины в виде верблюжьих лепёшек со следами гусениц.
Прекрасная история. Глупые немцы, находчивые союзники, вездесущие верблюды, оставляющие свои экскременты на всех дорогах Северной Африки, и жаркое солнце в зените, равнодушно взирающее на всю эту кутерьму. Так и хочется представить себе картину:
По дороге пылит немецкий танк. Командир высунулся из люка и громко командует:
— Хельмут, нам нужно повысить удачу — впереди отличная верблюжья лепёшка! — Слушаюсь, командир! А вы не боитесь, что подорвёмся на мине, как три танка из соседнего взвода? — Хельмут, я всё продумал, по этому блину уже проехались, видны следы трака. — Ну, тогда ладно. Машина наезжает на верблюжью «мину» и взрывается. Из-за бархана выбегают союзные войска, кричат «ура» и обнимаются так крепко, что аж неловко.
Сразу скажем, история выдуманная. Реального здесь почти ничего. Впрочем, давайте разберёмся.
Аргумент 1: Удача и немецкие танкисты
Изнутри танк времён Второй мировой мало похож на легковой автомобиль (так сложилось, и для этого были веские причины). Механик-водитель наблюдает за миром через узкую щель наблюдательного прибора или крохотный перископ — видит он лишь небольшой участок дороги перед собой.
Конечно, если опытный мехвод поставит такую цель, то наехать на верблюжий блин у него получится. Но вот проблема — танк слишком тяжёлый. Момент наезда не почувствовать, а потому никакой радости от раздавленной лепёшки. Даже не получится обернуться и посмотреть на результат.
Зато если верблюд проходил совсем недавно, есть реальная возможность изгваздать гусеницу. И если она потом слетит, то будет плохо. Придётся натягивать её, пачкать руки. А танкистам такое надо?
Кроме того, представьте колонну на марше, плетущуюся по грунтовке. Пыль лезет прямо в глаза и в рот, мешает дышать и видеть. Единственное, на что смотрит механик-водитель, — это корма впередиидущего танка. Чтобы не потерять из виду и не воткнуться при резкой остановке. И температура внутри машины уже за сорок градусов, а солнце всё печёт.
Такие переходы — это тяжёлый, изматывающий труд, а не весёлая прогулка по полянке, где хочется играть в «раздави лепёшку».
Аргумент 2: Английские мины и их нехватка
Британцы достаточно долго недооценивали необходимость и полезность противотанковых мин. Вторая мировая уже полыхала за окошком, а они всё ещё не наладили массовое производство мин MK.I, принятых на вооружение в середине тридцатых годов. Когда угроза высадки немцев на берегу Туманного Альбиона стала реальной, англичане схватились за головы и бросились производить боеприпасы, рассчитывая превратить свою береговую линию в непроходимое минное поле.
Так что мин не хватало и в самой Британии. Что уж говорить про начало кампании в Северной Африке. Срочно пришлось разместить заказ на выпуск мин E.P.Mk.II. Буква Е обозначает место производства — в данном случае Египет. В дальнейшем там же, на египетских заводах, изготавливали более совершенные версии таких боеприпасов — E.P.Mk.V и E.P.Mk.VI.
Сами взрывные устройства были не очень удачными. Их мощности хватало для борьбы с лёгкими танками и колёсной техникой, а на уверенное выведение из строя средних или тем более тяжёлых танков уже было недостаточно. Они получились очень опасными в перевозке и установке.
Египтяне не справились с производством оригинального взрывателя, и на минах Mk.II он представлял собой ампулу с пиротехническим составом в металлической трубке. При падении бомбы с высоты полуметра ампула разбивалась и боеприпас детонировал.
Известен случай, когда у грузовика, перевозившего мины, открылся задний борт, на землю упало несколько боеприпасов — в итоге сдетонировало всё, что было в кузове. Во взрыве погибли двадцать сапёров.
В следующих модификациях взрыватель улучшили. Но и в таком виде египтяне едва справлялось с требуемыми нормами производства. И крышка на всех минах была стандартная, плоская — нисколько не похожая на верблюжьи фекалии.
Конечно, сами сапёры могли маскировать место постановки мины верблюжьей лепёшкой или камнями, чтобы сделать выкопанную яму менее заметной. Но говорить о выпуске мин, исходно замаскированных под верблюжьи лепёшки, не приходится.
Аргумент 3: Минная война
Во время Североафриканской кампании обе воюющие стороны убедились в полезности минных заграждений.
В условиях, когда рельеф не позволял создавать эффективные оборонительные укрепления, солдаты рыли окопы и капониры, устанавливали артиллерийские орудия и окружали позиции минными полями.
То же касается и сапёров. Боеприпасами усеивались значительные участки площади, формировались огромные минные поля с тщательно замаскированными проходами, поэтому ставить отдельные мины-какашки, чтобы удивить немецкого танкиста было делом неблагодарным.
Установить пару мин на дороге — это малополезно. Зачем? Их могут просто объехать по обочине. Ведь вокруг пустыня, где дорога не сильно отличается от её отсутствия. «Адские машинки» ставились лишь там, где это могло стать серьёзной преградой, замедлить наступление вражеских сил, вынудить противника обойти минное поле. И ставились они не по одной-две, а как минимум десятками.
Миф разрушен. А жаль! Эта история выглядела очень милой и немного наивной. Остаётся непонятным только одно: почему раздавить верблюжью какашку — это к удаче? Мыть гусеницы дольше, это точно. А удача? Ой, вряд ли.
Как бы то ни было, внимательнее смотрите под ноги — верблюды у нас не водятся, а потому вряд ли неосторожный шаг принесёт удачу.
Источник
Самые странные способы обезвредить танк — танк! — в истории войн
Сабли, молотки и… кхм, навоз, например.
Сабля против танка
В Итало-эфиопской войне 1935–1936 годов хорошо вооруженному итальянскому экспедиционному корпусу с многочисленной артиллерией, авиацией и танками противостояла плохо тренированная эфиопская армия с устаревшими пушками и винтовками (многие воины и вовсе были вооружены копьями и луками) и двенадцатью старыми бипланами. Но даже при такой неудачной для них раскладке эфиопы умудрились изрядно пощипать кичливых итальянцев.
Особенно доставалось итальянским танкам (пяти эфиопским танкам противостояла армада из 300 машин). Немало их упокоилось на дне специально вырытых «слоновьих» ям. Какие-то танки, встретившись с местными воинами на узкой дорожке, были банально облиты керосином и подожжены. Но самая феерически жалкая участь постигла легкие танки Fiat: эфиопские солдаты быстро смекнули, что у этих машин совсем плохо с обзором, и, подкрадываясь сзади, вскакивали на них, камнями сбивали дула пулеметов, а затем саблями закалывали через щели экипаж.
Молоток против танка
В 1940 году англо-французские войска проиграли нацистам битву за Францию. Французская армия перестала существовать, а британская армия сумела ускользнуть в туман своего Альбиона. Опасаясь очень даже вероятного вторжения немцев и не имея достаточно артиллерии и танков для сопротивления нацистским панцерваффе, англичане выдумывали разные хитроумные способы противостоять им.
В «Наставлении по военной подготовке № 42 «Танк: охота и уничтожение» ополченцам рекомендовалось использовать молоток и гранату. Отважному охотнику за танками предписывалось найти возвышение, например дерево, холм или второй этаж здания, и там поджидать вражескую машину. Когда отбившийся от своего стада танк, недоуменно ворочая башней, будет соображать, куда он попал (британцы предусмотрительно закрасили и убрали все указатели на дорогах и в городах), затаившийся танкоборец должен ловко спрыгнуть на него и начать неистово бить молотком по башне. И когда оттуда высунется удивленный немец, надо бросить внутрь танка гранату.
Существовал и командный вариант охоты на танк. Притаившись за углом или в придорожной зелени, четыре охотника ждали танк. При появлении добычи двое членов команды выбегали из укрытия с завернутым в ткань рельсом (ну или с ломом, багром, деревянным брусом) и втыкали его в ходовую часть танка. Танк останавливался, третий участник команды обливал ткань бензином, а четвертый ее поджигал. Если все действовали четко по инструкции, то конец танка и экипажа в нем был ужасен.
Самолет против танка
Широко известны японские летчики-камикадзе. Но в императорской армии камикадзе были на все случаи жизни, точнее, смерти: и против кораблей — во взрывающихся мини-подлодках, и против бронетехники — с минами наголо.
Японские противотанковые камикадзе действовали как сольно, так и группами. Если японец решил атаковать танк без друзей, он брал длинный шест с миной на конце и тыкал им в проезжавший вражеский танк. Мина взрывалась, танк взрывался, камикадзе взрывался. Называлась эта тактика «один солдат — один танк». Во время разгрома Квантунской армии в Маньчжурии двести смертников, обвязавшись взрывчаткой, образовали живое противотанковое минное поле, кравшееся в высоких зарослях гаоляна. В целом за всю операцию в Маньчжурии 5 тысяч японских смертников смогли уничтожить около десятка советских танков — один из самых бестолковых результатов в мировой истории войн.
Кроме того, японцы легкомысленно транжирили свои самолеты, атакуя ими танки. Однажды на советскую колонну в Маньчжурии напали шесть японских самолетов. Солдаты, прибывшие на Дальний Восток из Европы, привыкли к тактике немецких летчиков, которые, прежде чем сбросить бомбы, делали круг, выбирая цель. Но японцы неожиданно, без предварительных церемоний, принялись сами сыпаться на колонну.
Первый самолет врезался в «Шерман», танк выдержал, один танкист был контужен. Второй летчик атаковал дом с укрывшимися от самолетопада солдатами, третий летчик неудачно спикировал на это же здание, четвертый врезался в госпитальную машину, двое других были сбиты, не сделав ничего полезного для родины. Примечательно, что в кабинах двух самолетов кроме летчиков находились девушки. Очевидно, это были невесты смертников, решившие разделить со своими избранниками трагическую судьбу.
Навоз против танка
На североафриканском театре военных действий Второй мировой войны изнывавшие от скуки и кровопролитных боев немецко-фашистские танкисты для развлечения выдумали традицию переезжать кучки верблюжьего навоза «на удачу».
Англичане решили превратить эту невинную затею Гансов в кровавую игру. Британцы принялись изготавливать противотанковые мины в виде кучек верблюжьего навоза.
После того как несколько танков подорвалось на «счастливых» кучках, немцы стали избегать нетронутый навоз. Но распоясавшуюся фантазию бриттов уже было не унять: они принялись делать мины, которые выглядели как кучки навоза со следами уже переехавших их гусениц. Падеж германских танков продолжился…
Источник
Правда ли? История о немецких танкистах и верблюжьем навозе
WARHEAD.SU разбирает, сколько правды в мифе про немецких танкистов и верблюжьи лепёшки.
WARHEAD.SU разбирает, сколько правды в мифе про немецких танкистов и верблюжьи лепёшки.
Несколько лет назад на англоязычных ресурсах начала ходить такая байка.
Во время Второй мировой в Африке нацисты любили проезжать на танке по верблюжьим какашкам — на удачу. Западные союзники в ответ начали делать мины в виде верблюжьих какашек. Нацисты, подорвавшись на дерьме пару раз, стали проезжать только по тем лепёшкам, на которых уже были следы гусениц. Тогда западные союзники начали выпускать мины в виде верблюжьих лепёшек со следами гусениц.
Прекрасная история. Глупые немцы, находчивые союзники, вездесущие верблюды, оставляющие свои экскременты на всех дорогах Северной Африки, и жаркое солнце в зените, равнодушно взирающее на всю эту кутерьму. Так и хочется представить себе картину:
По дороге пылит немецкий танк. Командир высунулся из люка и громко командует:
— Хельмут, нам нужно повысить удачу — впереди отличная верблюжья лепёшка! — Слушаюсь, командир! А вы не боитесь, что подорвёмся на мине, как три танка из соседнего взвода? — Хельмут, я всё продумал, по этому блину уже проехались, видны следы трака. — Ну, тогда ладно. Машина наезжает на верблюжью « мину» и взрывается. Из-за бархана выбегают союзные войска, кричат « ура» и обнимаются так крепко, что аж неловко.
Сразу скажем, история выдуманная. Реального здесь почти ничего. Впрочем, давайте разберёмся.
Аргумент 1: Удача и немецкие танкисты
Изнутри « „Тигр“ vs. Т-34».
‘ title=>танк времён Второй мировой мало похож на легковой автомобиль ( так сложилось, и для этого были веские причины). Механик-водитель наблюдает за миром через узкую щель наблюдательного прибора или крохотный перископ — видит он лишь небольшой участок дороги перед собой. Конечно, если опытный мехвод поставит такую цель, то наехать на верблюжий блин у него получится. Но вот проблема — танк слишком тяжёлый. Момент наезда не почувствовать, а потому никакой радости от раздавленной лепёшки. Даже не получится обернуться и посмотреть на результат.
Зато если верблюд проходил совсем недавно, есть реальная возможность изгваздать гусеницу. И если она потом слетит, то будет плохо. Придётся натягивать её, пачкать руки. А танкистам такое надо?
Кроме того, представьте колонну на марше, плетущуюся по грунтовке. Пыль лезет прямо в глаза и в рот, мешает дышать и видеть. Единственное, на что смотрит механик-водитель, — это корма впередиидущего танка. Чтобы не потерять из виду и не воткнуться при резкой остановке. И температура внутри машины уже за сорок градусов, а солнце всё печёт.
Такие переходы — это тяжёлый, изматывающий труд, а не весёлая прогулка по полянке, где хочется играть в « раздави лепёшку».
Аргумент 2: Английские мины и их нехватка
Британцы достаточно долго недооценивали необходимость и полезность противотанковых мин. Вторая мировая уже полыхала за окошком, а они всё ещё не наладили массовое производство мин MK.I, принятых на вооружение в середине тридцатых годов. Когда угроза « Морской лев»: почему немцы не высадились в Англии?’ data-src=/system/images/000/119/760/teaser/40281779301a9b748ee3d967f6404c88a122380c.jpg?1579249007 data-lead=’Несостоявшееся вторжение… Высадка вермахта в Англии в 1940 году до сих пор вызывает множество споров. Казалось бы, после разгрома Франции победа в войне близка. Немецким силам оставалось лишь преодолеть Ла-Манш и захватить Британские острова. Но могли ли они это сделать? Попробуем разобраться.
‘ title=>высадки немцев на берегу Туманного Альбиона стала реальной, англичане схватились за головы и бросились производить боеприпасы, рассчитывая превратить свою береговую линию в непроходимое минное поле.
Так что мин не хватало и в самой Британии. Что уж говорить про начало кампании в Северной Африке. Срочно пришлось разместить заказ на выпуск мин E.P.Mk.II. Буква Е обозначает место производства — в данном случае Египет. В дальнейшем там же, на египетских заводах, изготавливали более совершенные версии таких боеприпасов — E.P.Mk.V и E.P.Mk.VI.
Сами взрывные устройства были не очень удачными. Их мощности хватало для борьбы с лёгкими танками и колёсной техникой, а на уверенное выведение из строя средних или тем более тяжёлых танков уже было недостаточно. Они получились очень опасными в перевозке и установке. Египтяне не справились с производством оригинального взрывателя, и на минах Mk.II он представлял собой ампулу с пиротехническим составом в металлической трубке. При падении бомбы с высоты полуметра ампула разбивалась и боеприпас детонировал.
Известен случай, когда у грузовика, перевозившего мины, открылся задний борт, на землю упало несколько боеприпасов — в итоге сдетонировало всё, что было в кузове. Во взрыве погибли двадцать сапёров.
В следующих модификациях взрыватель улучшили. Но и в таком виде египтяне едва справлялось с требуемыми нормами производства. И крышка на всех минах была стандартная, плоская — нисколько не похожая на верблюжьи фекалии. Конечно, сами сапёры могли маскировать место постановки мины верблюжьей лепёшкой или камнями, чтобы сделать выкопанную яму менее заметной. Но говорить о выпуске мин, исходно замаскированных под верблюжьи лепёшки, не приходится.
Плоские металлические крышки от мин очень ценились в союзных войсках. Солдаты использовали их как сковородки — для приготовления пищи. И очень недоумевали, почему же умные головы на производстве не догадались приделать к ним удобную, ухватистую ручку.
Аргумент 3: Минная война
Во время Североафриканской кампании обе воюющие стороны убедились в полезности ‘ title=>минных заграждений.
В условиях, когда рельеф не позволял создавать эффективные оборонительные укрепления, солдаты рыли окопы и капониры, устанавливали артиллерийские орудия и окружали позиции минными полями.
О минах знали, мин боялись. Поверить в то, что немецкие танкисты из мальчишеской лихости ездят по верблюжьим блинам, рискуя взлететь на воздух в любую секунду, просто нельзя.
То же касается и сапёров. Боеприпасами усеивались значительные участки площади, формировались огромные минные поля с тщательно замаскированными проходами, поэтому ставить отдельные мины-какашки, чтобы удивить немецкого танкиста было делом неблагодарным.
Установить пару мин на дороге — это малополезно. Зачем? Их могут просто объехать по обочине. Ведь вокруг пустыня, где дорога не сильно отличается от её отсутствия. « Адские машинки» ставились лишь там, где это могло стать серьёзной преградой, замедлить наступление вражеских сил, вынудить противника обойти « зоопарк» Второй мировой: мины из стекла и бумаги’ data-src=/system/images/000/135/920/teaser/1b1cca484b2eb270112ca9bffbec24b131418d43.jpg?1579249349 data-lead=’Самое важное во время войны — экономика. Если есть деньги — фронт будет обеспечен всем необходимым. А вот если денег нет, придётся выкручиваться. Во Вторую мировую войска получали противотанковые мины из стекла, бумаги, фаянса и не только…
‘ title=>минное поле. И ставились они не по одной-две, а как минимум десятками.
Итог
Миф разрушен. А жаль! Эта история выглядела очень милой и немного наивной. Остаётся непонятным только одно: почему раздавить верблюжью какашку — это к удаче? Мыть гусеницы дольше, это точно. А удача? Ой, вряд ли.
Как бы то ни было, внимательнее смотрите под ноги — верблюды у нас не водятся, а потому вряд ли неосторожный шаг принесёт удачу.
Источник