Меню

Виды экологического нормирования почв

Экологическое нормирование

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

  • Закон «Об охране окружающей среды» ( №7-ФЗ РФ от 10.01.2002);
  • новейшие научно-технические открытия в области охраны природы;
  • свод современных международных стандартов.

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.

Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:

  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Основой экологического нормирования в Российской Федерации является «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ, с помощью которого регулируются отношения между предпринимателями и органами экологического контроля. Аналогичное значение имеют:

  • Водный кодекс;
  • Земельный кодекс;
  • «Закон об охране атмосферного воздуха»;
  • Лесной кодекс;
  • Законы «О животном мире» и «О рыболовстве» и ещё несколько других, имеющих прямое отношение к охране природы в Российской Федерации.
Читайте также:  Семечки подсолнуха как удобрение

В нашей компании можно заказать оформление любых экологических документов «под ключ» согласно законодательству РФ. Мы гарантируем быстрое прохождение и согласование документации в контролирующих органах. Как результат, Вы экономите время для подготовки документов и проведения необходимых анализов. При этом снижаются платежи на оплате труда дополнительных специалистов для проведения экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.

Источник

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование – это правовой инструмент, который устанавливает пределы возможного воздействия на окружающую среду, чтобы было не нарушено состояние экологических систем. Это разработка нормативов на основе стандартов.

Экологическое нормирование – что это такое?

За соблюдением показателей качества окружающей среды следят Росприроднадзор и Комитет по природопользованию, основным законодательным документом является ФЗ «Об охране окружающей среды».

Под экологическим нормированием понимается комплекс разработанных нормативов, где устанавливаются допустимые пределы воздействия на биосферу при условиях непрерывной деятельности.

Каковы цели экологического нормирования?

Основной целью нормирования является сохранение баланса биосферы и экономических интересов человека. Среди конкретных задач можно выделить:

  • Обеспечение научно обоснованных показателей для сохранения здоровья человека и генетического фонда растительности и животного мира;
  • Методология анализа и оценки техногенной нагрузки;
  • Методология оценки и ограничения относительно различных воздействий человеческой деятельности;
  • Обеспечение устойчивого развития природы;
  • Рациональное потребление экологических ресурсов;
  • Прогноз и предотвращение необратимых негативных последствий.

Какие нормы и лимиты применяются?

По ФЗ №7 , российская система экологического нормирования установлены нормативы предельных показателей:

  • Величин микроорганизмов;
  • Биологического состояния окружающей среды (виды и группы растений, животных);
  • Химических веществ (в том числе радиоактивных);
  • Предельных показателей допустимых выбросов веществ;
  • Допустимых физических воздействий (шум, излучения, вибрации, магнитные поля и т.д.);
  • Изъятия природных ископаемых;
  • Формирование бытовых и производственных отходов;
  • Др.

Каковы основные виды экологического нормирования?

Существует разделение на следующие виды нормативов:

  1. Санитарно-гигиенические (по химическим веществам, радиации, физических воздействий и пр.);
  2. Экологические (по выбросам, сбросам, загрязнениям и пр.);
  3. Вспомогательные (по организации, терминологии и пр.).

Система экологического нормирования состоит из видов:

  • Качества окружающей среды;
  • Нормативы влияния на биосферу;
  • Нормативы пользования природными ресурсами;
  • Для охраны природной среды.

Какие задачи решает экологическое нормирование?

Предельно допустимые концентрации (ПДК) – это максимальные показатели содержания загрязнителей в воде, воздухе и земле, в основе которых лежат закон Либиха и закон Шелфорда. Основными критериями для определения ПДК являются отсутствие снижения стабильности и продуктивности работы экосистем. Экологическое нормирование решает такие задачи, как:

  • Оценка последствий антропогенного воздействия;
  • Анализ множественности путей загрязнения и самоочищения;
  • Определение чувствительных к человеческому воздействию компонентов биосферы;
  • Развитие научного подхода к воздействиям и их влиянию на экологию.

Источник

Экологический аудит и нормирование

Экологическое нормирование и аудит представляет собой упреждающий метод, применение которого дает возможность организациям не только соблюдать законодательство, но также определить проблемы, принять меры, оценить насколько соблюдаются экологические обязательства, стать более квалифицированным в вопросах экологии, создать базу данных для будущих (корректирующих) действий и повысить конкурентоспособность.

Читайте также:  Выводы по загрязнению почвы

Задачами экологического аудита является:

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  • оценка воздействия на окружающую среду;
  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия,
  • выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Виды экологического нормирования:

  • внутренний аудит, когда инициатором экологического аудита является само предприятие
  • внешний аудит, когда инициатором экологического аудита является третье лицо
  • инициативный, то есть самостоятельно, без принуждения, добровольно
  • обязательный, то есть на основании требований законодательства.

В зависимости от целей экологический аудит бывает:

  1. аудитом управленческой деятельности предприятия (т.е. системный аудит);
  2. контрольным аудитом (проверяется соблюдение нормативов и предписаний);
  3. аудитом переработки отходов, энергосбережения, выбросов, качества продукции, влияния производственных процессов на здоровье человека, аудитом жизненного цикла продукции, недвижимости и т.п.

Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»

Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 16.07.98 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического нормирования в Российской Федерации»

Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»

Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»

Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»

Порядок проведения экологического аудита

1 этап. Эколог на предприятии, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений. Сбор документарной экологической информации о предприятии. Определение целей и задач экологического аудита. Выбор критериев экологического аудита. Разработка плана-графика проведения экологического аудита/

2 этап. Проведение экологического аудита в соответствии с утверждённым руководством предприятия планом-графиком/

3 этап. Камеральная обработка собранной информации. Оформление результатов аудиторской проверки. Контроль качества материалов аудиторской проверки.

4 этап. Сдача предварительного аудиторского отчета (заключения) руководству субъекта для ознакомления. Снятие замечаний. Предоставление оригинала аудиторского отчета (заключения) руководству субъекта аудита.

Результат экологического аудита – предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

аудиторский отчет — документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;

аудиторское заключение — документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность);

негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

Читайте также:  Гидропонный метод выращивания овощей это

загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

наилучшая существующая технология — технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологический риск — вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

С руководством Заказчика экологического аудита.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ:

Нет. На текущий момент законодательно проведение экологического аудита не является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. И при этом сейчас составлен и обсуждается проект ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , в котором в частности сказано, что:

Статья 3. Проведение экологического аудита и оформление его результатов

1. Экологический аудит проводится в обязательном и добровольном порядке. 2. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:

  1. осуществления предпринимательской деятельности по использованию отходов производства и потребления;
  2. установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  3. установления временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
  4. подтверждения выполнения планов снижения выбросов и (или) сбросов (мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов);
  5. разработки, реализации проекта восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде;
  6. выполнения мероприятий специальных экологических программ, в том числе работ по реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
  7. в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
  8. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности.

Источник

Adblock
detector