Меню

Виды обработки почвы урок

Урок 27
Обработка почвы

Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.

Тема урока. Обработка почвы.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с агротехническими приемами обработки почвы.

Технологии растениеводства и животноводства
§42. Технологии обработки почвы

Одна из отраслей сельского хозяйства России — растениеводство — занимается возделыванием культурных растений (агрокультур). К ним относятся зерновые, бахчевые, овощные и другие культуры. Большую часть культурных растений выращивают в условиях производства — в теплицах или в открытом грунте. Некоторые виды растений люди высаживают на своих дачных или приусадебных участках.

Состав и свойства почвы

Почва является средой для выращивания агрокультур. Как вы уже знаете из уроков биологии, растения берут из почвы все необходимые питательные вещества, поэтому очень важно знать состав и свойства почвы. Почва — это рыхлый поверхностный слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения.

В своём составе почва имеет минеральную и органическую составляющие. Минеральная часть почвы включает в себя песок и глину. В зависимости от соотношения механических частиц — песка и глины — почвы делят на глинистые и суглинистые, песчаные и супесчаные. Для растениеводства лучшими считаются суглинистые и супесчаные почвы. Органическая часть почвы состоит из остатков растений и животных, которые постоянно подвергаются воздействию бактерий и микроорганизмов. В результате образуется перегной (гумус), который улучшает Структуру почвы, обогащает её питательными веществами.

Важнейшим свойством почвы является сё плодородие, то есть способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна содержать достаточное количество питательных веществ, запас воды и воздух для дыхания корней растений.

Подготовка почвы под посадку

Для того чтобы сохранить и улучшить плодородие почвы, применяют специальные агротехнические приёмы обработки: основную, предпосевную и послепосевную. Рассмотрим эти приёмы на примере овощных культур.

Основою обработку почвы выполняют весной или осенью после уборки урожая предшествующей культуры. Она включает в себя лущение и вспашку.

Лущение — это неглубокое рыхление поверхностного слоя почвы. Его проводят с помощью лущильных агрегатов — дисковых или лемешных. Это позволяет частично уничтожить вредителей и подрезать сорняки, а их семена заделать во влажный слой почвы, чтобы дать им возможность прорасти, а затем уничтожить зяблевой вспашкой. Глубина лущения зависит от засорённости почвы сорняками: для слабо засорённых составляет 5—6 см, для сильно засорённых — 10—12 см. Рыхление дисковыми лущильниками называется дискованием.

Зяблевую (осеннюю) вспашку проводят через две-три недели после лущения, когда появятся всходы сорняков. Если культуры убирают поздней осенью, то выполняют только лущение, а вспашку осуществляют весной. Её глубина зависит от особенностей возделываемых культур, типа и качества почвы: на супесчаных почвах — 25—27 см, на суглинистых — до 40 см.

При промышленном производстве овощных культур все технологические процессы механизированы, обработка почвы выполняется с помощью современных машин и агрегатов (рис. 132, а—г). Механизация технологических процессов в овощеводстве позволяет повысить производительность отрасли, уменьшить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность.

Читайте также:  Микро удобрение для аквариумных растений своими руками

Весеннюю обработку почвы на приусадебных, дачных и пришкольных участках проводят лопатой, ручным культиватором или рыхлителем на глубину 5—8 см, а зяблевую — мотоблоком (рис. 132, д) или лопатой (рис, 132, е) на глубину 25—27 см.

Перед вспашкой вносят органические (навоз, торф, компост) или минеральные (фосфорные, калийные) удобрения. Количество и вид удобрения зависят от выращиваемой культуры и состава почвы.

Весеннюю обработку почвы начинают весной с раннего боронования — рыхления и выравнивания почвы на глубину 4—5 см для сохранения в ней влаги и культивации — рыхления почвы и подрезания в ней сорняков. При промышленном производстве культур эти виды обработки, а также нарезание гребней (см. рис. 132, в) и гряд (см. рис. 132, г) происходит с применением современных агрегатов. На приусадебных, дачных и пришкольных участках культивацию проводят с помощью ручных орудий.

Послепосевная обработка почвы делится на основную и междурядную. Основная заключается в прикатывании посевов в целях уплотнения почвы и бороновании, а междурядная — в рыхлении. До появления всходов, чтобы помочь росткам пробиться, верхний слой почвы (корку) разрушают лёгкими боронами или ручными граблями. В засушливую погоду несколько раз малыми дозами проводят полив почвы для ускорения появления всходов. После полива или дождя почву снова разрыхляют. Затем в процессе роста и развития растений почву постоянно рыхлят культиваторами или мотыгами. Причём почву под корнеплодами рыхлят сначала неглубоко — на 3—5 см, затем глубину рыхления постепенно увеличивают до 12—14 см. C такими культурами, как огурцы, томаты и капуста, поступают наоборот: почву рыхлят сначала на глубину 12—14 см, а затем — на 3—5 см.

Правила безопасной работы

1. Выполнять только те работы, которые указал учитель.

2. Соблюдать заданную последовательность операций.

3. Разбрасывать органические удобрения только совками или лопатами.

4. Работать аккуратно, чтобы удобрение не попало в лицо.

5. Работать с удобрениями на участке только в рабочей одежде и перчатках (рукавицах).

6. Не принимать пищу во время работы с удобрениями.

7. Не нюхать и не определять на вкус органические удобрения.

8. Переносить и передавать ручные инструменты рабочей частью вниз.

9. После работы вымыть руки с мылом.

Знакомимся с профессиями

Тракторист-машинист — специалист, который управляет гусеничными и колесными тракторами в комплексе с навесными и прицепными машинами и орудиями для обработки почвы. Непосредственно участвует во всех сельскохозяйственных работах. Может работать на рассадопосадочных машинах и уборочных комбайнах, на специальном оборудовании. Под руководством агронома выполняет все агротехнические приёмы обработки почвы: основную, предпосевную и послепосевную, посев, уборку и транспортировку урожая.

Практическая работа № 4

Подготовка почвы к осенней обработке

Вам потребуются: грабли, лопата, ведро, полуперепревший навоз, совок, рабочий халат, перчатки (рукавицы).

1. Уберите растительные остатки с участка.

2. Распределите по участку органическое удобрение — полуперепревший навоз (компост).

Читайте также:  Растения индикаторы среды почв

3. Разгребите равномерно граблями удобрение по участку.

4. Вскопайте почву лопатой, не разбивая комьев.

5. После работы очистите инструменты и поместите их в отведённое место.

6. Вымойте руки с мылом.

Запоминаем опорные понятия

Агрокультуры; почва; агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная.

Самостоятельная работа

Работа с информацией.

Выясните, выполнив поиск в Интернете, от чего зависит и чем опасно для человека загрязнение почвы. Что такое эрозия почвы? Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий.

Проверяем свои знания

1. Какую почву называют плодородной?

2. В чём различие основной, предпосевной и послепосевной обработки почвы?

3. Как вы будете рыхлить почву на грядке с морковью; с огурцами?

Источник

План урока по теме Выполнение работ по основной обработке почвы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по учебной практике (производственному обучению)

Профессия: 110800.02 «Тракторист — машинист сельскохозяйственного производства»

ПМ .01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

МДК.01 Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве.

Тема программы № 4. Выполнение механизированных работ в растениеводстве.

Тема урока № 2: Выполнение работ по основной обработке почвы.

мастер производственного обучения

первой квалификационной категории

г. Лениногорск, 2015

Зам. директора по УПР

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Профессия: 110800.02 «Тракторист — машинист сельскохозяйственного производства»

ПМ .01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

МДК.01.01 Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве.

Тема программы № 4. Выполнение механизированных работ в растениеводстве.

Тема урока № 2: Выполнение работ по основной обработке почвы (вспашка).

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Образовать: с формировать целостное представление о технологиях основной и предпосевной обработки почвы. Показать значимость знаний, умений и навыков, полученных на уроке в практической жизни.
(Формирование ПК2.1, ПК 2.3, ОК 1, ОК2, ОК 3, ОК 4, ОК 5).

Читайте также:  Какое удобрение использовать при посадке чеснока осенью под зиму

Развивать: Развивать грамотную техническую речь, самостоятельность и чувство ответственности, самоконтроля и взаимоконтроля, воображение, логическую память, внимательность.

(Формирование ПК 2.1, ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 5.)

Воспитывать: Воспитывать профессиональные качества будущего тракториста, бережное отношение к оборудованию и инструментам, аккуратность, самостоятельность, четкость в работе, любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, стремление работать производительно, выполнять работу качественно.

(Формирование ПК 2.1, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7.)

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесный (беседа, показ, объяснение).

— экология и сельскохозяйственные машины;

— эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин.

МДК.01.01 Технология механизированных работ в сельском хозяйстве.

Место проведения урока: учебные мастерские ЛПК.

Материально – техническое оснащение урока:

— навесной плуг ПН-4-35;

— презентация к уроку по теме.

Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. — М.: ПрофОбрИздат, 2002.

В.А. Родичев. Трактора. — М.: изд. центр «Академия», 2005

А.Н. Устинов. Зерноуборочные машины. — М.: изд. центр «Академия», 2004

А.Н. Устинов. Сельскохозяйственные машины. — М.: изд. центр «Академия», 2010

Ф.А. Гусаков, Н.В. Стальмакова. – Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. Практикум. М. «Академия»

Технология растениеводства .http://www.pk agromaster.ru/tehnolog-analiz/.

Уровень освоения: 3 (третий)

I . Организационный этап (5 мин.).

1.1. Проверка явки обучающихся (рапорт дежурного).

1.2 Проверка внешнего вида обучающихся (наличие спец. одежды).

1.3. Создание делового и эмоционального настроя на урок.

II . Вводный инструктаж (40 мин.).

Сообщение темы урока, цели учебной деятельности.

Актуализация и систематизация опорных знаний и умений:

Фронтальный опрос по вопросам пройденного материала:

Т.Б. перед началом работы.

Какие операции относятся к приемам поверхностной и мелкой обработки почвы?

Что такое лущение?

Какую операцию называют боронованием?

Какую операцию называют культивацией?

Что такое прикатывание почвы?

Составление инструкционных карт по выполнению работ по основной и предпосевной обработке почвы.

Формирование компетенций обучающихся (изложение нового материала).

2.4.1 Историческая справка, схема классификации.

2.4.2 Ознакомление с основными приемами и способами работ.

2.4.3 Ознакомление с материалами и инструментами.

2.4.4 Соблюдение техники безопасности.

III. Текущий инструктаж (5часов).

3.1 Формирование практических знаний и способов действий (закрепление нового материала)

3.1.1. Ознакомление обучающихся с содержанием работы и способами ее выполнения.

3.1.2 Рассказ и показ рабочих приемов.

3.1.3 3акрепление обучающимися трудовых приемов.

3.1.4 Выдача заданий на урок.

3.1.5 Выполнение заданий обучающимися.

3.2 Целевые обходы:

3.2.1 Наблюдение за деятельностью обучающихся при выполнении задания;

3.2.2 Заполнение листа наблюдений по критериям:

— организация рабочего места,

— соблюдения правил техники безопасности;

— соблюдения технологии выполнения операции;

— правильности пользования инструментами и приспособлениями;

— качества выполнения работ.

IV. Заключительный инструктаж (15мин).

4.1. Подведение итогов

4.1.1 Обсуждение результатов, отметить лучших обучающихся.

Источник

Adblock
detector