Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска. — презентация
Презентация была опубликована год назад пользователемИльсина Нуриева
Похожие презентации
Презентация 4 класса на тему: «Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска
2 Почвенная система Почва – это тонкий слой земной поверхности, на котором растут растения. Он образовался в результате взаимодействия горных пород, климата и живых организмов. Меняются климат, растительность, животный мир, горные породы – изменится и почва.
4 Кроссворд:Кроссворд: 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. п О Ч В А Е С О К Е Р Е Г Н О Й Л О Д О Р О Д И Е
5 Плодородие Плодородие Человек распахал и засеял поля около 10 тыс. лет назад. Плодородие – это важнейшее свойство почвы. Оно зависит от наличия в ней органического вещества – перегноя (или гумуса). Гумус образован разложившимися остатками мёртвых растений, животных и других организмов. Толщина этого слоя в почве различна в разных местах до 5 см в тундре и до 2 м у чернозёмов степей юга России.
12 О чём говорят расчёты учёных? 1 см почвы образуется в природе за лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!
13 Обильно поливать Вносить побольше удобрений Сажать полезащитные лесные полосы Снимать слой почвы перед началом строительства Проводить снегозадержание Распахивать почву вдоль склона Распахивать почву поперек склона Умеренно использовать удобрения и ядохимикаты Поливать не слишком обильно
15 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые
16 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые
17 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые
18 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые
19 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые
20 тундровые серые лесные подзолистые черноземные болотные луговые
Источник
Сценарий урока по теме «Почва» 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока «Мир природы и человека» в 4 классе.
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.
1. Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.
2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.
3. Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: почва, глина, песок, камни, бумажные салфетки, одноразовые тарелки и ложки, карточки-схемы состава почвы, презентация, индивидуальные картинки.
I . Организационный момент.
Учитель : Сегодня к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.
II . Введение в тему и сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, нам пришло письмо. Интересно, от кого же это письмо? Ребята, кто может прочитать, от кого нам пришло письмо?
Ученики читают. На экране слайд с надписью «научный институт».
Учитель: Научный институт – это место где работают разные учёные.
Учитель: Кто такие учёные?
Учитель: Учёные – это люди, которые много знают. Они проводят разные опыты и исследования.
Учитель: Давайте прочитаем письмо.
«Ребята! Хотим проверить ваши знания и умение находить правильный ответ. Мы прислали вам задание. Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Из чего состоит?
Свой ответ запишите и вышлите нам письмом. Чтобы вам было легче работать, мы вам отправляем специальные рабочие карты для заполнения. С уважением, учёные».
Учитель: Ребята, вы готовы выполнить задание учёных.
Учитель: Давайте посмотрим, что нарисовано на картинке.
Учитель: Что это?
Учащиеся: Это земля.
Учитель: Ой, ребята, а картинка оказывается подписана. Написано так мелко, что я сразу и не заметила. Сейчас я вам прочитаю, что на ней написано.
Учитель читает «почва».
Учитель: Вы говорите, что это земля. А учёные утверждают, что это почва. Кто же прав?
Учитель: Ребята, вы знаете, что такое «почва»?
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит. Таки образом мы сможем выполнить задание учёных.
III . Изучение нового материала.
1.Введение понятия «почва».
Учитель: Кто из вас копал землю?
Учитель: Что можно увидеть, если копать глубоко?
(слайд с изображением человека, копающего яму)
Учащиеся: Можно увидеть камни, глину.
Учитель: Когда копают глубокие ямы, становится видно, что земля состоит из нескольких слоёв (слайд с изображением разреза почвы).
Учитель: Скажите, какого цвета самый верхний слой земли?
Учитель: Что мы видим сверху над этим чёрным слоем земли?
Учащиеся: Растут растения.
Учитель: Верхний слой земли, на котором растут растения, называется почвой.
(на слайде появляется слово ПОЧВА)
Учащиеся читают слово хором.
Учитель: Почва – верхний слой земли. Она чёрного цвета. На почве растут все растения. Из неё растения берут питательные вещества, нужные им для роста и развития. Почва состоит из многих компонентов. Чтобы познакомиться с составом почвы, я предлагаю и вам, как юным учёным, выполнить практическое задание. (слайд с надписью «учебная лаборатория»)
Учитель: Результаты нашей практической работы мы запишем в рабочую карту, которую прислали нам учёные.
Учитель: У вас на тарелочках лежит почва. Рассмотрите почву.
Учащиеся рассматривают почву.
Учитель: Какого она цвета?
Учитель: Перемешайте почву палочкой.
Учитель: Что вы увидели в почве?
Учащиеся : В почве есть камни.
(слайд с надписью «камни» и изображением камней)
Учитель: Давайте это запишем в нашу карточку.
Записывают в карточку слово КАМНИ.
Учитель: Вернёмся к тарелочке с почвой. Возьмите щепотку почвы. Разотрите её пальцами.
Учитель: Что вы почувствовали на пальцах?
Учитель: Да. Чувствуются крупинки песка.
Учитель: Значит, что ещё входит в состав почвы?
Учащиеся: Входит песок.
Вытирают пальцы салфеткой.
Учитель: Давайте запишем второй компонент почвы.
(слайд с надписью «камни» и изображением песка)
Записывают слово ПЕСОК.
Учитель: Возьмём ещё раз щепотку почвы. Разотрём её пальцами. Стряхнём крупинки песка в тарелку. Что осталось на пальцах?
Учащиеся: Осталась пыль.
Учитель: Какого цвета эта пыль на пальцах?
Учащиеся: Красного, оранжевого.
Учитель: Что оставило на наших пальцах красноватую пыль?
Учитель: Значит, что ещё есть в почве?
Учащиеся: В почве есть глина.
Вытирают пальцы салфеткой.
Учитель: Давайте запишем третий компонент почвы.
(слайд с надписью «глина» и изображением глины)
Записывают слово ГЛИНА.
Учитель: Итак, в ходе практической работы мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.
Учащиеся называют. Появляется слайд, на котором написаны три выделенных компонента почвы.
Учитель: Практическую работу мы выполнили. Давайте вернёмся за наши учебные парты.
IV .Закрепление изученных знаний.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.
(слайд с надписью «самостоятельная работа»)
Анализ задания на рабочей карте.
Прочитай текст. В каждом предложении выбери и подчеркни правильные слова о почве и её составе.
Почва – это (верхний, нижний) слой земли на котором растут растения. Она (белого, чёрного) цвета. Почва состоит из (камней, стекла, глины, песка, конфет).
Ещё раз прочитай текст, который у тебя получился.
Учащиеся выполняют задание. Затем идёт проверка задания.
Учитель: Прочитайте первое предложение.
Учитель: Прочитайте второе предложение.
Учитель: Прочитайте третье предложение.
Учитель: Прочитайте весь текст.
Читает один ученик.
Учитель: Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания.
Учащиеся поднимают руки.
Учитель: Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5.
Учитель: Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания допустил одну или 2 ошибки.
Учащиеся поднимают руки.
Учитель: Поставьте себе оценку 4.
Учитель: Давайте вернёмся к той картинке, которую прислали нам учёные. Итак, что же нарисовано на картинке?
Учащиеся: Это почва.
Учитель: А почему мы скажем, что это именно почва, а не какой-то другой слой земли?
Учащиеся: На картинке нарисован верхний слой земли. Он чёрного цвета. На нём растут растения. Значит – это почва.
Учитель: Мы выполнили задание учёных. Давайте напишем им ответ и отправим письмом. Но письмо мы отправим по интернету, электронной почтой. Так оно быстрее к ним поступит.
На слайде появляется схема. По вопросам учителя заполняют схему.
Учитель: Что нарисовано на картинке учёных?
Учитель: Из чего состоит почва?
Ответы на вопросы появляются в схеме.
Учитель: Ответы мы записали, можем отправлять письмо.
Появляется слайд со словом «отправить».
V .Домашнее задание, подведение итогов.
Учитель: С чем мы работали на уроке?
Учащиеся: Мы работали с почвой.
Учитель: Что для вас было самым интересным на уроке?
Учитель: Перечислите состав почвы?
Учащиеся: Песок, камни, глина.
Учитель: Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили. А поможет вам в этом рассказ, который мы составили на уроке.
Анализ карточки с домашним заданием.
Прочитай рассказ. Ответь на вопросы.
Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Она чёрного цвета. Почва состоит из камней, глины, песка.
Что такое почва?
Какого цвета почва?
Из чего состоит почва?
Учитель оценивает работу детей на уроке.
Слайд с надписью «Спасибо за работу!»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сценарий урока по теме «Почва» разработан для 4 класса для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения). На уроке
при изучении темы «Почва» в 4 классе рассматриваются вопросы состава почвы, ее свойств весьма поверхностно, например, употребляется в составе почв понятие камни, земля употребляется в контексте «почва». В курсе «Природоведения»в 5 классе понятия «камни» нет, а есть – понятие «перегной» в составе почвы. Чтобы избежать формирования ошибочности представлений о составе почвы, возможно сразу ввести понятие «перегной», который служит основой плодородия почвы.
Номер материала: ДБ-834735
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Почва. Состав почвы»
Окружающий мир 4 класс УМК «Планета Знаний». Тема: Почва. Состав почвы.
На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Почва. Состав почвы»»
Окружающий мир 4 класс УМК «Планета Знаний»
Тема: Почва. Состав почвы.
На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.
Средства ИКТ — для углубления и расширения знаний по данной теме.
Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.
Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)
Цель: Создать условие для формирования представления о почве, её слоях, составе, основным свойством и охраной.
Дать элементарные знания о почве;
Познакомить с разнообразием почв;
Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.
Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
Литература: популярная энциклопедия для детей «Все обо всем», «Кто такой? Что такое?» 2 том, «Детская энциклопедия»
Личностные:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-воспитание чувства любви к родной земле.
Регулятивные:
-Умение: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения;
-осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Познавательные:
-Умение: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической), в разных источниках (учебник, презентация);
отбирать и перерабатывать полученную информацию;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные:
— Умение: оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
-сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
-строить добрые, уважительные отношения между партнерами; давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.
1.Начнем с добрых пожеланий друг другу. Дайте руку соседу.
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра».
Мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.
2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
Что к чему мне разъясните!
Света много и тепла,
Но растения погибают
От чего же я не знаю!
Какая проблема возникла: « Почему погибают растения».
Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни.
Какие условия есть?
Почему погибают растения?
Для этого мы должны изучить состав почвы.
Сейчас мы превратимся в ученых-практиков, будем ставить опыты и делать выводы.
Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение № 1, слайд № 1)
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас.
Разбить класс на группы. Каждая группа проводит свой опыт, описывает свой опыт и делает вывод.
— С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?
Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.
Вывод: в почве содержится воздух
Опыт № 2. Возьми бумажную салфетку, положи на нее немного почвы и сильно сожми. Стряхни почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)
Вывод: В почве содержится вода.
Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.
— Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.) Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)
— Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной — гумус.)
Вывод: Это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами
Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.
Вывод: в почве есть песок и глина.
Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.
Вывод: почва пропускает воду хуже песка, но лучше глины.
Опыт 6 (Учитель) — Возьми несколько капель воды из стакана, где был комочек почвы, и помести их в пробирку. Нагревай пробирку над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)
Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)
Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необходимые растениям.
В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».
— Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.
Откуда они появились в почве?
Вода – дождь, снег.
Песок и глина – остатки горных пород.
Перегной – растительные и животные остатки отмерших растений.
Для этого заглянем в почву. Кипит здесь работа. (учебник с. 70)
Какие живые существа обитают в ней?
Какую работу они выполняют?
Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.
И пища им нужна особая. Какая?
А кто же после них остатки съедает? Микробы
Это единственные организмы, которые превращают перегной в соли.
А соли как попадают в растения? Растворяются в воде.
— Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение)
«Чудесная кладовая» — чтение рассказа учителем.
— Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она — земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
— Что называют волшебной кладовой? (Землю.)
— А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)
— Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
— Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)
— Каково же основное свойство почвы? Плодородие. ( учебник с. 68 абзац 5, 6)
Почему называют плодородный слой земли? Плодородный – сложное слово, из каких слов состоит? Плод+ род.
В чем же заключается плодородие почвы? Наверно в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни
— Как вы думаете почва везде одинаковая?
— В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.
— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)
— При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.
Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы — средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.
Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.
Почвы с преобладанием песка… Песчаные. (слайд)
Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)
Давайте вернёмся к нашей проблеме: «Почему погибают растения?»
Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие, поэтому почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут «заболеть», т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?
— Почва образуется в природе очень медленно. (слайд)
4. Закрепление. Кроссворд.
1.Верхний слой земли, в котором растут растения.
2.Одна из составных частей почвы.
3.Вещество, повышающее плодородие почвы.
4.Основное свойство почвы.
— Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?
— Кто оценивает свою работу на «отлично»?
— Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?
Опыт №1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Сделайте вывод.
Опыт № 2. Возьми бумажную салфетку, положи на нее немного почвы и сильно сожми. Стряхни почву в лоток. Что осталось на салфетке? Сделайте вывод.
Опыт № 3. Прокаливание почвы. Взять пробирку. Положить в неё кусочек земли. Подержи пробирку над спиртовкой. Что заметили. Сделайте вывод.
Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Размешать. Отстоялась. Что заметили. Сделайте вывод.
Опыт № 5. Положи в первую банку песок, во вторую – глину, в третью – почву. Налей воды. Сравни проходимость воды через песок, глину и почву. Сделайте вывод.
Опыт 6 Капельку поместим на стекло и подержим над огнем. Что произошло? Сделайте вывод.
Источник