География. 6 класс
Конспект урока
География, 6 класс
Урок 14. Почва как особое природное образование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению почвы как особого природного образования.
- В ходе урока школьники познакомятся с понятием «почва».
- Узнают об особенностях формирования и типах почв, плодородии разных типов почв.
- Узнают о необходимости охраны почв.
Почва – верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества.
Гумус – основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.
Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Охрана почв – система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.
Основная и дополнительная литература по теме
- География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
- Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
- Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
- Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
- Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
- Сайт: Федерация Интернет — образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
- Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
- Сайт Образовательно — энциклопедический портал «Живая планета»: http://lifeplanet.org.
- Портал о живой природе. Сайт: http://www.apus.ru.
- Сайт: Юный натуралист. http://unnaturalist.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт? Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.
Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные тины почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Что такое почва?
Земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.
Твердая, каменная оболочка земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Верхняя часть литосферы Земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Задание 2. Восстановите последовательность процесса почвообразования, расставив предложенные позиции в нужном порядке.
Источник
Презентация по географии на тему «Почвы» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПОЧВЫ 6 КЛАСС Учитель географии высшей категории ГБОУ ШМК Бибирево Корховая Г. К., Москва, 2017 год © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Цели и задачи урока Подумайте, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы, исходя из темы урока. Что хотели бы о почвах узнать? Подумайте, какие цели нам с вами к этому уроку надо поставить? щелкните, чтобы…
Основоположник почвоведения (науки о почве) В. В. Докучаев 1848-1903г щелкните, чтобы…
Почва – это тонкий (от 2-3 см до 2 м) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Плодородие – главное качество, отличающее почву от горной породы и обеспечивающее растения всеми необходимыми условиями для их роста. щелкните, чтобы…
Плодородие почвы зависит от количества перегноя (гумуса) в ней. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Самые плодородные почвы – черноземы. щелкните, чтобы…
Образование перегноя связано с круговоротом веществ в природе Отмирание растений и животных Питаются животные Перегной Образование солей Используют растения щелкните, чтобы…
Типы почв щелкните, чтобы…
Тип почвы Зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. щелкните, чтобы…
Почвенная карта России щелкните, чтобы…
Запомните: Почва Плодородие Перегной (гумус). Докучаев щелкните, чтобы…
Закрепление — тест Что такое почва? А) Земная кора; Б) Литосфера; В) Поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием; Г) Верхняя часть земной коры. щелкните, чтобы… © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
2. Основоположник почвоведения: А) М. В. Ломоносов; Б) В. В. Докучаев; В) М. М. Сомов; Г) В. А. Обручев. щелкните, чтобы…
3. Плодородие – это… А) органический мир почвы; Б) свойство почвы; В) характеристика литосферы; Г) свойство горных пород. щелкните, чтобы…
4. Перегной образуется в результате… А) Круговорота воды в природе; Б) взаимодействия растительного и животного мира; В) Круговорота веществ в природе; Г) В результате отмирания растительности. щелкните, чтобы…
5. Самая плодородная почва… А) Подзолистая; Б) Черноземы; В) Серая лесная; Г) Тундрово-глеевая. щелкните, чтобы…
6. Тип почвы зависит от… А) Растительного покрова; Б) От растительного покрова и осадков; В) От поступления органических веществ и количества осадков; Г) От растительного покрова, количества осадков и поступления органических веществ. щелкните, чтобы…
Источник
Презентация «Почва» 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Почва» 6 класс Автор: Латарцева Татьяна Анатольевна Учитель географии МКОУ СОШ с. Мгачи
Цели урока: 1. Сформировать понятие о почве и ее составе. 2. Выделить главное свойство почвы – плодородие. 3. Создавать условия для развития: — умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе проблемных; — навыков работы с разнообразными источниками информации: текстом учебника и иллюстрациями; 4. Воспитывать бережное отношение к природе. 5. Развивать любознательность.
«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» В.В.Докучаев
Положишь в нее горсть зерна – а осенью смотришь: вместо горсти в кладовой уже несколько мешков.
Ведро картошки превращается в 20 ведер.
Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, моркови, кабачков, помидоров…
Чудесная кладовая – это почва.
Исследуем свойства почвы
Проводим опыты и записываем выводы. Используем ключевые слова: Пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Возьми стакан с водой. Брось в него комочек почвы. Что ты наблюдаешь? Сделай вывод. В почве есть воздух.
Возьми фильтровальную бумагу. Насыпь на неё немного почвы. Придави её плотно к бумаге вторым листом. Стряхни почву обратно в стакан. Что ты наблюдаешь? Влажное пятно
Возьми стакан с водой и почвой. Что видите на поверхности воды? 2. Что видите на дне стакана? 3. Рассмотрите внимательно муть. 4. Попробуйте сделать вывод. В почве есть песок и глина
верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
От чего зависит плодородие?
Чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.
Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроскопических организмов больше, чем людей на Земле. Корни растений и почвенные организмы – такая же неотъемлемая часть почвы, как и частички пород и перегной.
Степь — это царство типчака, ковыля и других засухоустойчивых растений.
«Царем почв» назвал В.В.Докучаев русский чернозем
Условия образования почвы Время и хозяйственная деятельность человека
Горизонты почвы Появляются постепенно, по мере образования почвы. Не имеют резких границ и плавно переходят один в другой. Отличаются друг от друга количеством перегноя, цветом, составом.
Сравните строение подзолистой почвы и черноземной. Найдите черты сходства и различия.
Из за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства.
Почвоведение – наука о почве, законах ее образования и сохранения плодородия.
Заполните таблицу: 1.Районы распространения 2. Условия развития почвы 3. Характеристика почвы
Вот перед вами яблоко.
Представим, что яблоко – наша планета Земля.
Делим его на 4 части; 3 из них вода, а ¼ часть – земля.
Если эту маленькую часть мы поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор и т.д.
А теперь эту маленькую часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, — землю нельзя использовать.
И только последний кусочек мы используем.
Вот это кожура – это и будет слой плодородной почвы.
А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки, и вот уже почва перестает быть плодородной. Значит, от этого крохотного кусочка можно еще отрезать кроху.
Вывод: Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.
Домашнее задание: & 50, с.200 вопросы и задания
Спасибо за работу на уроке!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 650 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 210 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-972027
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник