Удобрения: классификация, виды, применение
Многовековая практика применения удобрений доказала полезное воздействие их на почву, улучшение вкусовых качеств урожая и восстановление в почве среды, благоприятной для роста растений. Много веков назад единственным удобрением являлся навоз, который и в наше время успешно применяется в аграрном секторе. Но технологии шагнули вперед и теперь различные виды удобрений для почвы доступны в ассортименте. Рассмотрим классификацию удобрений, рекомендации по их применению.
Виды удобрений
Все удобрения, по различиям в их происхождении, делят на такие группы:
Органические и минеральные группы удобрений каждая имеют свои подгруппы и делятся по составу активных веществ.
Классификация минеральных удобрений, их применение
Минеральные удобрения — это продукты промышленного производства. Такие удобрения не содержат углеродной основы и представляют собой химические компоненты неорганической природы. Содержат удобрения этого вида минеральные соединения: соли, кислоты, оксиды и другие.
Минеральные удобрения как вид делятся на:
- фосфорные;
- азотные;
- калийные;
- микроудобрения;
- комплексные удобрения.
Калийные удобрения содействуют в усваивании растениями углекислоты и в передвижении углеводородов, повышают устойчивость посевов к морозам, засухе. Распространенными калийными удобрениями стали хлористый и сернокислый калий, калийная соль. В составе сернокислого калия отсутствуют вредные для растений магний, натрий, хлор. Хлористый калий в почву добавляют осенью во время перекопки. Сульфат калия идеально подходит для удобрения огурцов. Калийная соль – отличная подкормка для всех сортов ягодных культур, добавляется в почву перед осенней пахотой.
Азотные удобрения предлагаются производителем в трех подвидах: аммиачные (в виде сульфата аммония), амидные (мочевина), нитратные (селитра аммиачная). Азотные удобрения наделены отличным свойством — быстро растворяться в жидкостях. Отличительной особенностью аммиачной селитры стала ее способность благоприятно воздействовать на еще не достаточно прогретую солнцем почву. Азотные удобрения способны быстро высвободить необходимый объем азота для дальнейшего прорастания культур и одновременно сохраняют полезные свойства благодаря взаимодействию с кислородом в воздухе. Поэтому такие удобрения вносят в почву в конце зимы или ранней весной.
Внимание! При увеличении температуры воздуха амидный азот очень быстро превращается в аммиачный.
Фосфорные удобрения часто используют из-за благоприятного их воздействия на устойчивость культур к засухам и морозам. Из-за малой подвижности фосфора удобрения вносят в почву достаточно глубоко. Удобрения этой группы делят на такие подгруппы: водорастворимые (суперфосфат простой и двойной – для почв с выраженным дефицитом фосфора), полурастворимые (преципитат), труднорастворимые (фосфоритная мука – для устойчивости растений на кислых почвах к негативным изменениям). Полурастворимые и труднорастворимые фосфорные удобрения практически не растворяются в воде, но могут растворяться в слабых кислотах. С этим связано их основное использование для обогащения кислых почв. Водорастворимые фосфорные удобрения возможно применять для почв любых видов.
Микроудобрения – это вид минеральных удобрений, в которых имеются необходимые микроэлементы. Широко применяются борные, кобальтовые, марганцевые, цинковые , молибденовые, медные, и удобрения с содержанием йода. Использование фосфорных, калийных и азотных удобрений, к сожалению, не всегда дает желаемый результат из-за недостатка в почвах химических элементов, содержащихся в живых организмах в малых концентрациях и необходимых для обеспечения жизнедеятельности. Поэтому так важно пополнять в почве запасы микроэлементов.
Минеральные комплексные удобрения содержат перечень полезных компонентов, поддерживающих плодородность почв и укрепляющих иммунитет растений. Для повышения плодовитости и улучшения вкусовых качеств, применение удобрений только одного вида недостаточно. Для этого производители предлагают подобрать оптимальный состав, который максимально безопасно и эффективно будет работать на конкретной почве и для определенного вида растений. Комплексные минеральные удобрения — это нитроаммофоска (равные части азота и фосфора), нитрофоска (натрий, фосфор, калий), аммофос (калий, магний, фосфор), диаммофос (калий, азот, фосфор, дополнительные элементы для питания флоры).
Классификация органических удобрений, их применение
Органические удобрения – это удобрения, которые получены в процессе естественной природной переработки органики. Именно в такого вида удобрениях содержится огромная концентрация питательных веществ.
Навоз – самое доступное и популярное удобрение органического происхождения. Эффективность проверена веками. Твердые и жидкие выделения скота нормализуют водный режим почвы и восстанавливают утраченную плодородность почв. Навоз разбавляют водой и удобряют растения в период вегетации.
Компост – результат разложения органического мусора (листьев, лузги, костей рыб, мяса и пр.)
Совет. Сборный компост можно приготовить в домашних условиях использую овощную и картофельную ботву, опавшие листья, сорняки, выполотые или скошенные до созревания семян, домашнего органического мусора.
Перегной – продукт разложения навоза. Имеет самую высокую концентрацию полезных для почвы органических веществ и обладает самыми высокими удобрительными свойствами и показателями. Перегной является универсальным средством и применяется для удобрения всех культур.
Птичий помет – отходы жизнедеятельности птиц. Подходит для любого вида почв и имеет колоссальную концентрацию веществ, необходимых для хорошей урожайности. Этот вид удобрений более наделен полезными свойствами, чем животный навоз. Поэтому вносить его в почву нужно в меньших количествах.
Торф – спрессованные и перегнившие останки животных и растений, максимально насыщен азотом. Используется для обогащения почв и удобрения растений. Торф часто используют для приготовления компотов или рыхлящего материала. Вносят торф в грунт во время весенней перекопки.
Древесные опилки – хороший рыхлящий материал для почв. Им удобряют землю, так как он отлично удерживает влагу и воздух, обладает хорошими дренажными качествами.
Принимая решение о введение в почву удобрений того или иного состава, важно понимать рациональность их внесения и качественный состав. Умелый подбор сбалансированного комплекса веществ способен обеспечить хорошие урожаи и поддержать плодородие почв на протяжении нескольких лет.
Виды и использование удобрений — видео
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
- Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
- Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
- Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
- Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).
Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.
Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)
Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.
Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
1. Растение становится бледно — зеленым.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
Источник
Презентация по Биологии на тему: «Удобрения» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
8.10.19 ТЕМА: УДОБРЕНИЯ Д/з: §25
Минеральные вещества Органические вещества Вещества растений Вода Соли Белки Жиры Углеводы Витамины
рост отток органических веществ к корням цветение и созревание плодов P (пэ) — фосфор N (эн) — азот K — калий
Почва — это верхний слой земли, обладающий плодородием Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой
Минеральные Органические УДОБРЕНИЯ Азотные Фосфорные Навоз Перегной Торф Птичий помёт Калийные Хорошо растворяются в воде Плохо растворяются в воде
Органические удобрения – это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных; В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Следует систематически восполнять запасы…… §25, стр. 95 — прочесть
Внесение удобрений с учетом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 90 человек из 41 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1198414
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник