Удобрения
Растения поглощают из почвы вместе с водой различные минеральные вещества. Постепенно содержание этих веществ в почве уменьшается. Однако в природных сообществах минеральные вещества рано или поздно возвращаются в почву, так как отмершие части растений, погибшие животные разлагаются бактериями и другими организмами-сапрофитами до неорганических (минеральных) веществ. Таким образом происходит круговорот веществ.
На полях и в садах человек с урожаем выносит из растительного сообщества существенную часть минеральных веществ. В результате почва обедняется и последующие урожаи становятся хуже. Чтобы этого избежать, практикуется внос в почву удобрений.
Виды удобрений
Удобрения делят на минеральные и органические. При этом вещества, содержащиеся в органических удобрениях, усваиваются растениями после того, как будут переведены в минеральную форму сапрофитами.
К органическим удобрениям относятся навоз, птичий помет, перегной и торф. После разложения навоза происходит обогащение почвы минеральными веществами, в состав которых входят азот, фосфор, калий и атомы других химических элементов. Однако на то, чтобы навоз разложился, т. е. перегнил, требуется время. Поэтому его вносят осенью, а не весной.
Золу можно считать минеральным удобрением, так как она образуется после сжигания органических остатков. Органика при горении разлагается до углекислого газа и воды. В результате остаются только неорганические вещества, т. е. зола. В ней среди прочего содержится много соединений, содержащих калий.
Минеральные удобрения, изготавливаемые человеком, делят на азотные (мочевина, селитра, сульфат аммония), калийные (хлорид калия) и фосфорные (суперфосфат).
Минеральные удобрения уже готовы для использования растениями, многие из них быстро и в больших количествах растворяются в воде. Поэтому их вносят весной или летом. Исключением являются фосфорные удобрения, которые обычно вносятся в почву осенью.
Подкормкой называют внесение удобрений во время роста растений.
Влияние удобрений
Вещества содержащиеся в удобрения по-разному влияют на рост, развитие и жизнедеятельность растений.
Так азот, в первую очередь, стимулирует активный рост зеленых частей растений.
Калий же усиливает рост подземных частей (корней, клубней и др.).
Фосфор способствует более быстрому созреванию плодов и семян.
Холодостойкость растений может быть повышена за счет внесения калийных и фосфорных удобрений.
Внесение чрезмерного количества удобрений в почву может оказать на растения обратный эффект, т. е. принести не пользу, а вред. Что еще более опасно, в плодах растений накопятся вредные для человека вещества (например, нитраты). Поэтому правильное внесение удобрений играет в сельском хозяйстве большую роль.
Источник
Презентация по Биологии на тему: «Удобрения» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
8.10.19 ТЕМА: УДОБРЕНИЯ Д/з: §25
Минеральные вещества Органические вещества Вещества растений Вода Соли Белки Жиры Углеводы Витамины
рост отток органических веществ к корням цветение и созревание плодов P (пэ) — фосфор N (эн) — азот K — калий
Почва — это верхний слой земли, обладающий плодородием Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой
Минеральные Органические УДОБРЕНИЯ Азотные Фосфорные Навоз Перегной Торф Птичий помёт Калийные Хорошо растворяются в воде Плохо растворяются в воде
Органические удобрения – это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных; В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Следует систематически восполнять запасы…… §25, стр. 95 — прочесть
Внесение удобрений с учетом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 973 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 89 человек из 41 региона
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1198414
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока по биологии 6 класс на тему: «Минеральное питание растений»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Минеральное питание растений.
расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.
— обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;
— развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;
— воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.
В познавательной сфере : организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.
В ценностно-ориентационной сфере :
Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.
Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка
Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения
Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь
Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности
учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).
усвоение новых знаний.
1. лабораторная работа
3. Работа в группах
1. Организационный момент.
2. Мотивационный момент.
· А что такое питание?
· Для чего организмам нужны питательные вещества?
· Что является источником энергии для растений?
Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя — в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.
Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
- Каковы же особенности питания растений?
- В каких питательных веществах нуждается растение?
- Откуда растение берет неорганические вещества?
- А органические вещества?
- Почему у растений два способа питания?
- Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.
3. Формирование знаний, умений, навыков:
Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений
Питание растений — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.
· Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)
Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.
Для начала ответим на некоторые вопросы:
- Что является органом почвенного питания?
Роль корня в почвенном питании растений.
- Каковы основные функции корня?
— удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами
- Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?
- Каковы особенности ее строения?
— наличие корневых волосков
- Что собой представляют корневые волоски?
— это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.
— зона всасывания использует для питания новые участки почвы
- Что произойдет если повредить корневые волоски?
— растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду
- Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?
— пересаживать растения с комочком почвы
- Как дальше другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества? (учебник стр. 82)
— по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения
Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.
Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.
Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.
Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями — транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.
Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.
- Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?
Воду и минеральные соли.
Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.
У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:
Органические: Минеральные:
2. Комплексные 1.Простые:
— перегной 3. Микроудобрения
Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.
Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.
Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.
Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.
Роль удобрений в росте и развитии растений.
Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?
Выход из этой ситуации — Вносить удобрения в почву. Но какие?
Давайте познакомимся с классификацией удобрений.
Недостаток элемента в минеральном питании
Внешние проявления недостатка элемента
· Для роста растения
· При недостатке азота замедляется рост растений.
· Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.
· Сокращается вегетационный период.
· Уменьшается содержание белка и снижается урожай.
· Поддерживает водный режим
· Повышает морозо- и засухоустойчивость
· Повышает устойчивость к заболеваниям.
· Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.
· Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.
• Ускорение развития и плодоношения
· Задержка цветения и созревания.
· Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.
· При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений—фиолетовые оттенки.
Существует две группы удобрений Органические и минеральные.
К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.
Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.
Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.
Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)
Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.
3. Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.
· Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.
· А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?
· Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?
· Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.
· Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.
прочитать в учебнике параграф 30 и выучить опорный конспект.
Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.
· На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
· На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
· У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
· На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?
Источник