На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
Меню
Виды удобрений химия 9 класс
§ 58. Минеральные удобрения на вашем участке
Что вы знаете об удобрениях? Какие удобрения вам знакомы? С какими удобрениями вам непосредственно пришлось иметь дело на своем садовом участке? Какое влияние оказывают удобрения на рост и развитие сельскохозяйственных культур?
В росте и развитии растений принимают участие около 60 химических элементов. Некоторые элементы требуются в большом количестве (углерод, кислород, водород), другие — в меньшем количестве (азот, фосфор, калий, кальций, сера, железо и др.), а некоторых требуется совсем мало. Это микроэлементы (бор, марганец, медь, цинк, кобальт, иод и др.). Химические элементы поступают в растения различными путями. Одни из них, требующиеся в большом количестве (углерод, водород, кислород), растения получают из воздуха, а остальные берут из почвенных растворов. В то же время питательные элементы вместе с растениями удаляются из почвы с урожаем, часть из них переходит в неусвояемую растениями форму. Частично эти элементы возвращаются в почву благодаря круговороту элементов в природе. Но эти процессы протекают медленно и не возвращают элементы в количестве, достаточном для жизни растений. Для восполнения необходимых растениям элементов и получения хороших урожаев человек должен вносить их в виде удобрений — органических и минеральных. Важнейшими из них являются минеральные удобрения.
Минеральные удобрения — это соли, содержащие элементы, необходимые для развития растений и способные усваиваться ими.
По своему назначению минеральные удобрения делят на прямые и косвенные. Прямые удобрения предназначены для непосредственного питания растений и содержат необходимые для этого элементы (главным образом азот, фосфор, калий). Косвенные минеральные удобрения предназначены в основном для улучшения состава почвы, т. е. для ее известкования, улучшения структуры, гипсования и других операций. Наиболее важное практическое значение имеют прямые удобрения. Их можно классифицировать по различным признакам.
По составу удобрения делятся на простые и сложные. Удобрения, содержащие только один питательный элемент, относят к простым. Например, КСl содержит питательный элемент калий К; NaNO3 и NH4NO3 содержат один питательный элемент — азот N. Сложные удобрения, содержащие два или более питательных элемента, называют комплексными. Например, калийная селитра KNO3 содержит два питательных элемента — К и N. Комплексное удобрение аммофоска состоит из смеси кислых фосфатов аммония и хлорида калия: NH4Н2РO4 + (NH4)2HPO4 + КСl (питательные элементы — N, Р и К).
По агрегатному состоянию удобрения делятся на жидкие и твердые. К жидким относятся аммиак, водные растворы аммиачной селитры и некоторых комплексных удобрений; к твердым — порошкообразные и гранулированные, например суперфосфат и др. По происхождению удобрения делятся на органические и неорганические. К органическим относятся гумус, навоз, птичий помет и др., к неорганическим — минеральные соли.
По питательным элементам удобрения делят на азотные, калийные, фосфорные, смешанные. В основе деления удобрений по данному признаку лежат химико-биологические функции питательных элементов:
а) азот — важнейший элемент роста и жизни растений, входит в состав хлорофилла и белков;
б) фосфор играет важную роль в жизнедеятельности растений, в образовании хлорофилла и усвоении СO2, входит в состав витаминов и ферментов, способствует созреванию плодов;
в) калий принимает участие в процессе ассимиляции, улучшает водный режим растений, способствует обмену веществ и образованию углеводов (накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле и др.), повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений.
К важным видам удобрений относятся также и микроудобрения, необходимые для нормального роста и развития растений.
Наибольшее значение среди микроэлементов имеет бор, в котором особенно нуждаются корнеплоды. Его отсутствие или недостаток приводит к тяжелым заболеваниям растений (например, гниль сердечка у сахарной свеклы, отмирание верхушки у льна, люцерны). Недостаток цинка замедляет рост, уменьшает размер листьев растений; недостаток марганца, на который особенно реагируют злаковые, картофель, капуста, томаты, плодовые растения, вызывает пожелтение листьев, их пятнистость и другие заболевания. Основными источниками микроэлементов чаще всего являются промышленные отходы, а также местные удобрения — зола, навоз, торф и др.
Источник
Минеральные удобрения
Минеральные удобрения — неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания. В почвах обычно имеются все необходимые растению питательные элементы. Но часто отдельных элементов бывает недостаточно для удовлетворительного роста растений. На песчаных почвах растения нередко испытывают недостаток магния, на торфяных почвах – молибдена, на черноземах – марганца и т. п. Применение минеральных удобрений – один из основных приемов интенсивного земледелия. С помощью минеральных удобрений можно резко повысить урожаи любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель. Для внесения минеральных удобрений используются туковые сеялки.
Установлено, что в состав растений входит около 70 элементов. Некоторые из них – макроэлементы – необходимы растениям в больших количествах; другие же – микроэлементы – требуются в незначительных количествах.
2. МИКРОЭЛЕМЕНТЫ – железо, марганец, бор , медь, цинк, молибден, кобальт и др.
Три важнейших элемента – азот, фосфор и калий – необходимы растениям в больших количествах. Поэтому удобрения, содержащие эти элементы, получают в промышленных масштабах.
При недостатке азота задерживается образование зелёной массы, растения плохо растут, их листья желтеют. Азотные удобрения необходимы растениям в весенний период.
Фосфор необходим при росте и развитии репродуктивных органов растений (цветков, плодов).
Калий ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов (сахара – в сахарной свекле, крахмала в картофеле). У злаковых он способствует укреплению стебля и тем самым устраняет их полегание.
Железо, марганец, бор и другие микроэлементы играют определённую роль в жизни растений. Так, например, при наличии микроэлемента бора растения лучше усваивают азот, фосфор, и калий. Медь, марганец и цинк ускоряют окислительно-восстановительные процессы и тем самым способствуют росту растений. Железо участвует в синтезе хлорофилла.
Растения поглощают макро – и микроэлементы из почвенного раствора в виде ионов (NH 4 + , NO 3 — , K + и других)
Минеральные удобрения содержат питательные вещества в виде различных минеральных солей. В зависимости от того, какие питательные элементы содержатся в них, минеральные удобрения подразделяют на простые и комплексные .
1)Простые минеральные удобрения содержат один какой-либо элемент питания (P, K, N). К ним относятся фосфорные, азотные, калийные и микроудобрения.
2) Комплексные минеральные удобрения содержат одновременно два или более основных питательных элемента.
Источник
«Минеральные удобрения». 9-й класс
Класс: 9
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (697 кБ)
Цели урока:
познакомить учащихся с основными видами минеральных удобрений, их многообразием
определить состав удобрений, способы их получения и распознавания
рассмотреть физические и химические свойства удобрений
выявить роль удобрений в жизни растений.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация «Минеральные удобрения», набор минеральных удобрений,
Продолжительность урока: 2 часа.
1. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Какие химические вещества входят в состав живых растений? Учащиеся: Неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) Учитель в ходе обсуждения учащиеся заполняют на интерактивной доске обобщающую схему:
Химический состав растений
? ? ? ? ? ? ? ? ?
Учитель: Из каких химических элементов состоят данные вещества? На данной интерактивной схеме найдите соответствие между веществами и их поэлементным составом:
Белки
Жиры
Углеводы
Нуклеиновые кислоты
Минеральные соли
С О Н
С О Н N P
C O H N P S
P N K Ca Mg Fe Mn Cu Zn
O H
Учащиеся предлагают свое решение и выполняют его, соединяя на интерактивной доске стрелками соответствующие элементы правого и левого столбика.
Учитель: Проверим ваше решение, сравнив его с поясняющей таблицей.
(В случае обнаружения ошибок класс исправляет и дает обоснованные комментарии своего выбора)
Химический состав растений
Органические вещества
Неорганические вещества
Углеводы
Нуклеиновые кислоты
C O H N P S
C O H N P
P N K Ca Mg Fe Mn Cu Zn
Учитель: Рассмотрим перечень предлагаемых химических элементов на динамической схеме (символы элементов предварительно крепятся на магнитной доске) Какие химические элементы, по вашему мнению, чаще всего встречаются в растениях? Классифицируйте выбранные вами элементы на 2 группы. Какой признак вы взяли за основу своей классификации?
Учащиеся: распределяют выбранные химические элементы, делят их на 2 группы, обосновав свой выбор.
Учитель: Сравним ваше решение с данной интерактивной схемой:
Химические элементы ? ? C O H N P S K Ca Mg Fe Mn Cu Zn Cr
Учитель: Блицопрос: – Откуда растения получают необходимые им питательные элементы? – Откуда в растение поступает углерод? – Откуда растение может взять кислород и водород? – Что является источником азота для растений?
Учитель: Проанализируйте высказывание П.С. Коссовича: «… в воздухе много свободного азота, но растения не способны его усваивать. Только бобовые растения, имеющие азотофиксирующие клубеньки, способны усваивать азот воздуха. Все другие берут его из почвы. Пригодные для питания вещества в почве содержатся в виде растворов»
Учащиеся в ходе блицопроса приходят к выводу, что в питании растений важную роль играет ионный состав почвенных растворов.
Учитель: На интерактивном слайде даны названия наиболее часто встречаемых ионов в почвенных растворах. Запишите химические формулы этих ионов.
Нитрат-ионы
Ионы аммония
Фосфат-ионы
Гидрофосфат-ионы
Дигидрофосфат-ионы
Сульфид-ионы
Катионы калия, кальция, магния…
Учащиеся по цепочке выходят и записывают напротив названий соответствующие формулы. Следующий ученик должен проверить формулу предыдущего ученика, при обнаружении ошибки – зачеркнуть и записать правильный вариант ответа.
Учитель: Проанализируйте высказывание Ю. Либиха: «Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает само поле…»
Учащиеся: В ходе рассуждений приходят к идее о том, что в минеральном питании растений важнейшую роль имеют особые вещества, в состав которых обязательно должны входить элементы фосфор, азот и калий.
Учитель: вещества, три важнейших питательных элемента: азот, фосфор, калий и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.
(Делается совместное с учащимися обобщение, определение демонстрируется на слайде)
– Как вы думаете, какую цель мы можем сегодня поставить перед собой на уроке и реализовать ее?
(Учащиеся обсуждают и предлагают возможные цели)
2. Сообщение целей урока. Представление плана (алгоритма) работы:
– классификация удобрений – названия, состав удобрений – питательная ценность удобрений – некоторые общие физические и химические свойства удобрений – отдельные удобрения, их распознавание
3. Изучение нового материала с элементами промежуточного закрепления
Учитель: Рассмотрим классификацию минеральных удобрений по: А) основному питательному компоненту (азотные, калийные и фосфорные) Б) числу питательных элементов (простые и комплексные: сложные и смешанные)
Задание 1: Изучите данные таблицы и выполните задания:
Назовите простые удобрения, укажите их химический состав
Назовите комплексные удобрения
Поясните свой выбор
Учащиеся работают с таблицами, анализируют состав удобрений, определяют признаки классификации:
Учащиеся дают ответы со своими обоснованными комментариями. В результате обобщения информации, поступившей от трех групп, сделаем вывод по многообразию комплексных удобрений:
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов объединены химической связью. (Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной формулой) Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух, трех) различных веществ.
Промежуточное закрепление:
Учитель:
Задание 1: Разделите данные удобрения на три группы:
Учитель: Рассмотрим питательную ценность минеральных удобрений. Основные положения вопроса: – Удобрения с высоким содержанием питательного элемента (с высокой массовой долей его) называются концентрированными. – Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. – Почему предпочтительнее использовать концентрированные удобрения?
Промежуточное закрепление:
Задание 3: Среди данных удобрений выберите концентрированные:
КCl
K2SO4
K2CO3
NaNO3
Ca(NO3)2
NH4NO3
(NH4)NO3
CO(NH2)2
NH3
NH3 + H2О
Группы 1 – 3 учащихся производят расчеты массовых долей питательного элемента для выбранных удобрений и определяют среди них концентрированные.
Учитель: рассмотрим некоторые физические свойства минеральных удобрений.
Практическое задание: Проверьте практически растворимость в воде выданных вам образцов минеральных удобрений. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.
Учащиеся проверяют на практике данное физическое свойство и комментируют полученные результаты.
Учитель: Рассмотрим некоторые специфические свойства удобрений на примере взрывоопасности селитр и гигроскопичности удобрений.
Удобрения селитры – взрывоопасны.
Гигроскопичность – способность поглощать влагу даже из сухого воздуха.
Гигроскопичные удобрения выпускают в виде гранул. А в чем может быть преимущество гранул перед порошкообразным удобрением? При каких условиях надо хранить селитры?
Учащиеся:
Гранулированные удобрения:
Меньше поглощают влагу
Экономически более выгодны
Растениями используются дольше
Условия безопасного хранения селитр:
– Предохранять от слеживания – Контролировать температурный режим, предотвращать нагревание
4. Закрепление полученных знаний на практике:
Учитель: познакомимся с планом характеристики минерального удобрения.
На интерактивной доске обозначаем план:
Простое или комплексное удобрение
Концентрированное или неконцентрированное удобрение
Внешний вид (агрегатное состояние, цвет, гранулированное или порошкообразное)
Растворимое или нерастворимое
Гигроскопичное или негигроскопичное
Гидролизуется или не гидролизуется
Способ получения
Задание 1: Дайте характеристику удобрения по плану
1 вариант: Аммиачная селитра 2 вариант: Аммиачная вода
1 вариант: докажите практически качественный состав аммиачной селитры
2 вариант: докажите качественный состав сульфата аммония
3 вариант: распознайте опытным путем, в каком из пакетов находится аммиачная селитра и сульфат аммония
Ответьте на вопросы:
Что значит распознать удобрение?
Как доказать наличие в составе удобрений иона аммония?
Какова качественная реакция на нитрат – ионы?
Какова качественная реакция на сульфат – ионы?
Запишите соответствующие реакции.
5. Представление учащимися опережающего творческого задания
Учитель: Рассмотрим биологическое значение минеральных удобрений в жизни культурных растений.
Учащийся выступает с кратким сообщением на тему: «Азот – важнейший элемент питания растений». В ходе выступления учащегося звучит основная мысль: «Наибольшую потребность в азоте растения испытывают в начальный период развития, когда идет строительство вегетативных органов. Однако нельзя злоупотреблять внесением азотных удобрений. Избыток нитратов вреден для организма человека».
Задание: Распознайте практическим путем фосфорные удобрения.
Выполните задания:
Вариант 1: Рассмотрите в коллекции двойной суперфосфат, простой суперфосфат, фосфоритную муку. Вариант =2: Дайте характеристику двойного суперфосфата по плану.
Выполните задание: Как доказать практически что в выданном вам пакете содержится сложное калийно – фосфорное удобрение? Запишите соответствующие уравнения реакций.
Представление опережающего задания.
Учащийся представляет свое краткое сообщение по теме: «Фосфор – важный элемент питания растений»
… Многочисленные эксперименты показали, что растения особенно нуждаются в фосфоре в начальный период развития. При нехватке его растения остаются низкорослыми их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком. В 20-х годах 20 века А.Н.Ферсман открыл крупное месторождение апатитов на Кольском полуострове, в Хибинах. Производство фосфорных удобрений возросло…(содержание выступления может быть и иного содержания)
Задание: Распознайте практическим путем калийные удобрения.
Распознайте практическим путем калийную соль. Запишите уравнения соответствующих реакций.
Представление опережающего задания.
Учащийся представляет краткое сообщение на тему: «Калий – важный элемент питания растений»