§ 46. Внесение удобрений под овощные растения
Удобрения — это органические и неорганические вещества, которые содержат элементы питания растений. Применяют удобрения для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения качества продукции. Они подразделяются на органические и минеральные (неорганические).
Органические удобрения бывают животного (навоз, навозная жижа, птичий помет) и растительного (торф, компосты, зеленые удобрения) происхождения. Органические удобрения животного происхождения представляют собой смесь экскрементов животных с подстилочным материалом. Эти удобрения получают на животноводческих фермах: конюшнях, птицефабриках и т. д.
Торф — полезное ископаемое, образующееся в болотистой местности в результате неполного перегнивания скопившихся в течение многих лет растительных остатков.
Компост получается путем перегнивания (в течение нескольких месяцев) растительных остатков в компостных кучах или ямах.
Во многих районах страны используют зеленое удобрение — растения-сидераты (люпин, сераделлу, донник), зеленую массу которых запахивают в почву.
Минеральные удобрения выпускают на предприятиях химической промышленности или добывают в природе (натриевая и калийная соли, гипс). Минеральные удобрения делятся по химическому составу на азотные, фосфорные, калийные, комплексные, известковые, а также микроудобрения, состоящие из микроэлементов. Микроудобрения содержат такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт. Эти элементы необходимы растениям в очень малых количествах, поэтому микроудобрения применяют не на всех почвах.
Наиболее востребованы в овощеводстве из органических удобрений — навоз, торф, из минеральных — аммиачная селитра, мочевина, хлористый калий, сульфат калия, двойной суперфосфат.
Органические удобрения в открытый грунт вносят непосредственно под вспашку. Их используют в качестве биотоплива в парниках, для приготовления почвенного грунта в теплицах, составления почвосмесей для питательных кубиков и горшочков под рассаду.
На овощных полях органические удобрения вносят в почву вместе с минеральными. В овощеводстве минеральные удобрения часто используют в виде подкормок.
Подкормка — внесение удобрений в период роста и развития растений. В открытом грунте проводят 2-3 подкормки. В защищенном грунте растения подкармливают чаще и заканчивают подкормку растений за месяц до окончания сбора урожая. Подкормку овощных растений в открытом грунте сочетают с междурядной обработкой почвы.
Практическая работа № 47
Подкормка ранней и цветной капусты
Правила безопасной работы
- С удобрениями можно работать только в перчатках, рукавицах и рабочем халате.
- Во время работы с удобрениями запрещается употреблять пищу.
- Детям запрещается выполнять погрузочно-разгрузочные работы минеральных удобрений.
- Учащимся запрещается самостоятельно готовить растворы минеральных удобрений.
- Запрещается нюхать и определять на вкус минеральные удобрения. Не наполняйте ведра и лейки раствором минерального удобрения до краев, чтобы не расплескивать его.
- Полив из кружки (или лейки) раствором минерального удобрения следует выполнять аккуратно, опустив носик кружки под растение, к земле, чтобы не разбрызгивать.
- Следите, чтобы органические и минеральные удобрения не попадали на одежду и лицо.
Вам потребуются: ведро, лейка без насадок, кружка, мерный стакан, палка для размешивания растворов, растворы минеральных удобрений (подготовленные дозы), совок, рабочий халат, рукавицы (перчатки), вода, мыло, полотенце, ручка, тетрадь.
Порядок выполнения работы
- Запишите в тетрадь:
- названия культур, с которыми вы будете работать;
- виды удобрений для подкормки;
- нормы внесения удобрений;
- нормы для приготовления растворов удобрений и их внесения под каждое растение. (При первой подкормке капусты после посадки рассады в открытый грунт вносят 150 ц/га аммиачной селитры, или 1,5 кг на 10 м 2 . Нормы для приготовления раствора — 15-20 г на 10 л воды, доза внесения удобрения — 1 л приготовленного раствора на одно растение.)
- Внимательно наблюдайте за тем, как учитель готовит раствор минеральных удобрений.
- Внесите (влейте) необходимые дозы минеральных удобрений под растения капусты.
- Ведра, лейки, кружки ополосните в проточной воде, очистите и сдайте на хранение инвентарь.
- Приведите в порядок одежду и вымойте руки с мылом.
Новые понятия
Органические удобрения (навоз, навозная жижа, птичий помет, компост, торф, зеленые удобрения), минеральные удобрения (азотные, калийные, фосфорные, микроудобрения), подкормка.
Источник
Конспект урока по теме «Почва. Удобрения. 6 класс»
Урок по теме «Почва. Удобрения»: конспект с подробным ходом урока. На одном из этапов — групповая работа.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Почва. Удобрения. 6 класс»»
Тема урока «Почва. Удобрения».
Цели: формирование бережного отношения к почве, формирование экологически грамотного поведения в природе
— познакомиться с понятием почва, плодородие, удобрения
— познакомиться с видами удобрений
— формировать понятие о правилах внесения удобрений
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
— Я вам буду зачитывать текст-подсказку, а вы должны определить, о чем идет речь
— В ней есть живые существа: микроорганизмы, различные животные (дождевые и другие черви, насекомые и мелкие животные), а также останки от растений и животных.
(Кто уже может сказать, о чем идет речь? Как правило, данный вопрос пока вызывает затруднения. С 1 подсказки могут понять, о чем речь, далеко не все в классе)
— Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Уже большее количество детей могут сказать , о чем идет речь)
— Плодородный верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Уже все, или почти все, догадываются и тянут вверх руки, чтобы ответить) (Почва)
Т! — Давайте запишем определение почвы в тетрадь.
Почва – это верхний, плодородный слой земли
Целеполагание, выстраивание плана урока
— А что нам было бы интересно узнать про почву.
— Из чего состоит почва… (Состав почвы)
— Что для нее характерно, что в ней особенного и т.п. (Свойства почвы)
Я предлагаю вашему вниманию кроссворд. Разгадав его, мы ответим на вопрос: Каким особым свойством обладает почва? Кроссворд называется «Состав почвы», т.е. что мы с вами еще узнаем, кроме ключевого слова (свойства почвы).
Таким образом, мы на данном этапе сразу ответим на 2 вопроса: (Какие?)
1. Состав почвы
Работа в группах:
Поделить на группы можно по-разному: по 2-3 парты, по желанию (но тогда в одной группе могут оказаться только слабые ученики, а в другой только сильные) и т.д.
Я поделю по цветам бумажек, выбранных учениками перед уроком: на столе квадратики из белой, желтой, голубой, зеленой, розовой бумаги. Очень хорошо делить учащихся, если до этого такой способ еще не использовался на уроках. Дети объединяются в группы совершенно случайно.
В 5 группах идет работа, потом обсуждение
Т! Итак, кроссворд отгадан, подводим итоги.
Подведении итогов, оформление опорной схемы в тетради
В тетради (я на доске) пишем Состав почвы:
7. Минеральные вещества (соли)
— Назовите ключевое слово, которое сложилось в выделенной строчке. (Плодородие)
— А что такое плодородие?
Т! Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Удобрения. Беседа. Актуализация ранее имеющихся знаний по теме. Формирование новых знаний.
— От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур.
— Растение нормально растёт и развивается только в том случае, если в почве будут содержаться все необходимые питательные вещества.
— Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.
— Что можно сделать, чтобы почва не истощалась?
(Дети сами скажут, что человек вносит удобрения)
— Чтобы восполнить содержание питательных веществ, в почву вносят удобрения.
— Что вы знаете про удобрения? Какие бывают? Когда вносят в почву, зимой или весной? И т.п. (Беседа по теме)
— Оказывается, вы многое знаете по этой теме. Давайте попробуем из слов по этой теме составить опорную схему.
4. Работа у доски (составление опорной схемы).
На листах бумаги распечатаны слова. Из них нужно составить схему. К доске приглашаем 1 или несколько учащихся. Они пытаются составить схему
УДОБРЕНИЯ, МИНЕРАЛЬНЫЕ, ОРГАНИЧЕСКИЕ, АЗОТНЫЕ, КАЛИЙНЫЕ, ФОСФОРНЫЕ, НАВОЗ, ПЕРЕГНОЙ, ТОРФ, ПТИЧИЙ ПОМЁТ. (Магниты)
(Опять может возникнуть затруднение. Если схема составлена верно, спрашиваем у ребят, почему именно так вы разбили удобрения на группы, пытаемся разобраться, чем отличаются органические удобрения от минеральных. Разбираем примеры.
Если в схеме что-то неверно, все вместе исправляем. И комментируем, почему так составили схему)
Удобрение — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Минеральные удобрения — это азотные соединения (селитра, мочевина), фосфорные (суперфосфат, костная мука), калийные (зола, хлористый калий, сульфат калия). Названные удобрения привносят в почву элементы минерального питания, которые требуются растениям в большом количестве.
Источник
Урок по технологии в 6 классе по теме «Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений. Приемы выращивания культурных растений»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Весенне- летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.
Приемы выращивания культурных растений.
Познакомить учащихся с понятием «агротехника».
Научить : рационально организовывать и планировать свою деятельность,условиям безопасности труда; основным общетехнологическим и специальным понятиям(письменно или устно характеризовать,объяснять на примерах).
Воспитывать у учащихся чувство ответственности,аккуратности,инициативности,трудолюбия.
Инструменты и оборудование: таблица для внесения результатов; мешочки и пакетики.
Оформление доски: тема урока,новые слова(агротехника).
Объявление темы и целей урока.
Запись даты и темы урока в тетрадь.
11.Проверка домашкего задания
Устные ответы на вопросы:
Какое значение имеют овощи в жизни человека? (примерный ответ: В овощах содержатся многие необходимые человеку питательные вещества и витамины).
Что называют овощами и овощными культурами? (примерный ответ:Овощами называют сочные части возделываемых растений.Растения выращиваемые ради сочных частей(листья,корни,стебли,клюбни,луковицы,цветки,плоды)получсили название овощные культуры).
Перечислите названия овощных культур которые относятся к корнеплодам.(примерный ответ: репа,редька,редис,свекла…)
111. Переход к изучению новой темы.
Чтобы получить хороший урожай, нужно знать приемы выращивания растений, или АГРОТЕХНИКУ, которая включает: 1 обработку почвы;2 внесение удобрений, 3 подготовку семян и посадочного материала к посеву(посадке), 4 посев и посадку, 5 уход за растениями,6 защиту растений от сорняков, 7 защита от вредителей, 8 защита от болезней, 9 уборку урожая.
Совершенствовать агротехнику можно путем опытной проверки приемов возделывания растений в конкретных условиях. Опыт обязательно предполагает сравнение: исследуемое растение сревнивается с контрольным. Поэтому должны быть опытные и контрольные делянки.
При постановке опыта надо соблюдать определенные правила, иначе результаты его могут быть неточными:
1.Определить культуру и выбрать тему опыта.
2.Изучить по специальной литературе биологические особенности выбранной культуры и приемы ее выращивания.
3.Точно определить условия выращивания на делянках (на опытной проверяется влияние того или иного приема на урожай).
4.Опытных и контрольных делянок может быть несколько.
Весной почву не только всахивают, но и боронуют (рыхлят на глубину 4-5см),высеивают в почву ранние культуры. Перед посевом поздних культур проводят: культивацию (так как почва уплотняется)-на глубину 6-8см(но не более10см); прикатывание с целью уплотнения почвы,выравнивания поверхности, разрушения корки,измельчения глыб. На выровненной почве семена дают более дружные и ровные всходы;под некоторые культуры вносят органические удобрения.чтобы меньше разрушать почву орудиями принято вносить минеральные удобрения и посев одновременно.
Весеннюю обработку почвы нельзя начинать слишком рано, когда почва переувлажнена, и слишком поздно,когда она пересохла.
От посевных качеств во многом зависит урожай растений. В нашей стране и в каждом районе созданы Государственные семенные инспекции, которые проверяют качество семян и семенного материала.
Качество семян зависит от условий их хранения. На хранение семена закладывают сухими,при определенной влажности и температуре.
Весной семена и посадочный материал должны пройти подготовку. Делают это для того, чтобы предупредить распространение с семенным материалом вредителей и болезней, повысить всхожесть семян, сделать растения более устойчивыми к неблагоприятным условиям. Семена обрабатывают ядохимикатами, выдерживают при низких температурах,прогревают, намачивают и т.д. способы обработки выбирают в зависимости от культуры.
Таблица 1.Способы подготовки семян к посеву.
Порядок выполнения работы
Предохраняет растения от болезней и вредителей
1.раствор Марганцовокислого калия(Км n О4):опустить семена в раствор на 20-25 мин. промыть семена и просушить.
2.обезоразить горячей водой: Н2О-50С на 20 мин. С добавлением горячей воды,вынуть в холодную воду на 3 мин. После семена просушить.
Отбр крупных семян
Все культуры, особенно семена арбуза, дыни, тыквы, огурца, томата
Семена дают более дружные и сильные всходы,повышается урожай
В раствор повареной соли (на 1л воды- 30-50г соли). Опустить семена и перемешать. Мелкие семена всплывут. Оставшиеся семена хорошо промыть и высушить.
Намачивание и проращивание семян и появление всходов
Большинство овощных и цветочно-декоративных растений.
Ускоряет прорастание семян и появление всходов.
Семена положить в х/б мешочек,опустить в воду на 2-3часа.выложить на тонкий слой материи или вату в блюдечке(тарелочке).накрыть слоем материи(ваты),под стекло в теплое освещенное место при t +20-25 С. Следите за тем, чтобы семена всегда были во влажной среде. Ежедневно на 1-2мин открывать стекло и ткань,закрывшую семена.
Повышается всхожесть,урожай, устойчивость растений к низким температурам.
Замочите, а затем положите семена на проращивание. Едва наклюнувшиеся семена выдержите в течении 5-7 дней при переменной t :
16 ч при t 0-3 С и 8 ч при t 20С.
Воздействи на семена пониженными температурами
Морковь, петрушка, лук
Ускоряет появление всходов; появляются дружные всходы; повышается урожайность
Замочите, а затем положите семена на проращивание. Едва наклюнувшиеся семена положите в марлевый или х\б мешочек в ледник или холодильник. Выдержите семена при t ближе к 0 С, в течении 10-15 суток.
Предпосевное прогревание семян
Огурец, тыква, кабачок, цветочно-декоративные растения
Более дружные всходы. Образуется большое количество плодов.цветение и плодоношение начинается в более ранние сроки.
Сухие семена в течение 3-3,5ч при t 50-55 С. Семена можно выдержать в духовке, термостате, на батарее. Необходимо следить за температурой.
1 V техника безопасности при проведении практической работы.
Работать в специальной одежде и очках,
Аккуратно работать разделительной ложечкой;
При работе не дуть на семена;
Не трести и не размахивать лотками;
Аккуратно складывати семена с пакетики;
Незабывать подписывать пакетики с вложенными семенами,ставить дату.
V. Практическая работа по группам .
1гр.: Очистка и сортировка семян;
2гр.:определение всожести семян;
3гр.: подготовка луковиц к посадке.
Ход работы группы №1:
1.Рассмотреть коллекцию семян растений, с которыми предстоит работать.
2. Определить форму, окраску, особенности поверхности(гладкие,шероховатые,угловатые и т.д.)
3.Сравнить размеры семянкаждого вида. Записать внешние признаки семян тех культур с которыми предстоит работать.
Высыпать на разборную доску семена, отделить от них примеси, битые, сморщеные, слишком мелкие и поврежденные семена. Отделить семена по видам.
4. попытайтесь определить, какой культуры данные семена. Проверьте по коллекции семян.
5.переложите очищенные семена в пакетики или мешочки. Незабудьте вложить в них этикетки.
Таким же образом осистите семена других растений.
Ход работы группы №2:
Уложить 2 пробы семян в ячейки керамической плитки или на влажную ткань,разложенную на тарелке.
Поставить семена в теплое место.
Ежедневно открывать семена для притока воздуха.
В то же время подсчитывайте проросшие семена занося данные в таблицу
Количество проросших семян в день
Ход работы группы № 3:
1.Расчитайте, сколько требуется лука для посадки на отведенной делянки, если на 10кв.м высаживаютт примерноо 1 кг луковиц до 3 см в поперечном сечении.
2.Для равномерного и быстрого прорастания севка сухую сухую часть шейки перед посадкой отрежьте.
3. Замочите луковицы в воде на 1сутки, температура воды 30 С.
4. За сутки до посадки замочите луковицы в слабом растворе маргановокислого калия.
! Переработку и очистку семян выполняйте палочками-шпателями. Не используйте для этого острые предметы.
Сухой марганцовокислый калий и егораствор могут оставить ожоги на коже и пятна на одежде, поэтому работу с этим веществом выполняйте в халате или переднике и в перчатках.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 519 человек из 73 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 29.09.2021
- Сейчас обучается 76 человек из 42 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема данного описанного урока: Весенне- летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений. Приемы выращивания культурных растений.
Поставленные цели и задачи: Познакомить учащихся с понятием «агротехника».
Научить:
- рационально организовывать и планировать свою деятельность,условиям безопасности труда;
- основным общетехнологическим и специальным понятиям(письменно или устно характеризовать,объяснять на примерах).
Воспитывать у учащихся чувство ответственности,аккуратности,инициативности,трудолюбия. В плане-конспекте доступным для детей языком описывается работа в агропромышленном комплексе.
На уроках сельскохозяйственного труда дети получают знания о том, какие продукты питания дает на сельское хозяйство,от куда человек берет хлеб, клубни, овощи, фрукты,молоко,мясо. на занятиях сельскохозяйственного труда дети соприкасаются самостоятельно с землей-нашей кормилицей,познают азы сельскохозяйственного труда. учащиеся знакомятся с работой озеленителей, механизаторов, рабочих по подготовке семян к посеву, как правильно разобрать семена по признакам,цвету,внешнему виду.
Как правильно их закладвать на прорастание, как правильно производить обезораживание, закалку,термообработку.узнают что входит и для чего нужна термообработка, раствор марганцовки. для чего необходимы опытные делянки и сколько их должно быть на поле или на учебно-опытном участке,в фермерских хозяйствах,колхозах и совхозах.под руководством учителя учащиеся приобретают опыт труженика сельской местности.детям прививается любовь к природе,к личному труду. выполняя работу дети понимают для чего и почему необходимо трудиться.
Как человек влияет на рост растений и почему необходимо выполнять работу так,а не по другому. ребята изучают культурные растения, перелистывая не одну книга и сайт,для того что бы больше узнать о том или ином растении.дети узнают очень много нового на уроках с культурными растениями.Они в дальнейшем смогут самостоятельно определять посевные качества растений при сборке урожая,от чего зависит урожай растений.Дети знакомятся с работай районных,областных и государственной семенной инспекции.
Инспекция проверяет качество семян и семенного материала. дети узнают для чего посадочный материал и семена проходит подготовку перед посадкой и во время роста растения. что только человек следящий и заботящийся за семенами и посадками получает большой урожай,нежели тот человек который сажает не подготовленный, необработанный необходимыми веществами.
Ход урока.
1.организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка присутствующих. Назначение дежурных. Объявление темы и целей урока. Запись даты и темы урока в тетрадь.
2.Проверка домашкего задания
Устные ответы на вопросы:
- Какое значение имеют овощи в жизни человека? (примерный ответ: В овощах содержатся многие необходимые человеку питательные вещества и витамины).
- Что называют овощами и овощными культурами? (примерный ответ:Овощами называют сочные части возделываемых растений.Растения выращиваемые ради сочных частей(листья,корни,стебли,клюбни,луковицы,цветки,плоды)получсили название овощные культуры).
- Перечислите названия овощных культур которые относятся к корнеплодам.(примерный ответ: репа,редька,редис,свекла…)
Таблица 1.Способы подготовки семян к посеву.
3. техника безопасности при проведении практической работы.
- Работать в специальной одежде и очках,
- Аккуратно работать разделительной ложечкой;
- При работе не дуть на семена;
- Не трести и не размахивать лотками;
- Аккуратно складывати семена с пакетики;
- Незабывать подписывать пакетики с вложенными семенами,ставить дату.
Ход работы группы №1:
- Рассмотреть коллекцию семян растений, с которыми предстоит работать.
- Определить форму, окраску, особенности поверхности(гладкие,шероховатые,угловатые и т.д.)
- Сравнить размеры семянкаждого вида. Записать внешние признаки семян тех культур с которыми предстоит работать.Высыпать на разборную доску семена, отделить от них примеси, битые, сморщеные, слишком мелкие и поврежденные семена. Отделить семена по видам.
- попытайтесь определить, какой культуры данные семена. Проверьте по коллекции семян.
- переложите очищенные семена в пакетики или мешочки. Незабудьте вложить в них этикетки.Таким же образом осистите семена других растений.
Ход работы группы №2:
- Уложить 2 пробы семян в ячейки керамической плитки или на влажную ткань,разложенную на тарелке.
- Поставить семена в теплое место.
- Ежедневно открывать семена для притока воздуха.
- В то же время подсчитывайте проросшие семена занося данные в таблицу
Ход работы группы № 3:
- Расчитайте, сколько требуется лука для посадки на отведенной делянки, если на 10кв.м высаживаютт примерноо 1 кг луковиц до 3 см в поперечном сечении.
- Для равномерного и быстрого прорастания севка сухую сухую часть шейки перед посадкой отрежьте.
- Замочите луковицы в воде на 1сутки, температура воды 30 С.
- За сутки до посадки замочите луковицы в слабом растворе маргановокислого калия.
Источник