Меню

Вода почва растения 5 класс

План-конспект урока биологии «Почва как среда жизни» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок № 10 16.11.2015 Биология, 5 класс

Тема урока: Почва как среда жизни

Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.

1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;

2) показать значение животных для почвы и наоборот;

3) конкретизировать знания о почве как среде обитания

Развивающие : способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные : способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) обще учебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке

Планируемые результаты изучения темы обучающимися

Предметные (через предметные учебные действия: Анализируют и сравнивают внешнее строение животных, обитающих в почве. Объясняют роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозируют последствия нарушения почвенного покрова. Выявляют связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв

Метапредметные (через ПУУД, КУУД, РУУД): Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой

Личностные (через ЛУУД): Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы.

Метод обучения — частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

Форма организации урока : беседа, работа с текстом учебника

Средства обучения : познавательные задачи, тесты

учебник Биология Живой организм 5 класс

Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно — деятельностный подход.

I. Организационный этап.

II Актуализация знаний

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин

— О какой земле идёт речь? (о почве)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.

Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы-

Что такое почва?

Какой состав почвы?

Какие организмы обитают в данной среде?

Как они приспособлены к данной среде обитания?

Составляем кластер по поставленным вопросам на доске.

V. Открытие нового знания.

Что такое почва? Какое бы вы дали определение ?

Читайте также:  Выращивание клубники как бизнес идея

Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.

Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои.

Почвообразующая горная порода.

Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.

Самостоятельная работа с учебником.

Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы?

Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и

попробуйте составить схему

Состав почвы

твердые жидкие газообразные

глина минеральные вода воздух

Давайте сравним состав почвенного и атмосферного воздуха. ( рисунок учебника 1.12)

Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м 2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.

Каковы особенности почвы, как среды обитания?

Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу.

1 ряд – кислород, влажность

2 ряд – плотность

3 ряд — температура

Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

используют для ориентации другие органы чувств

мало, зависит от погодных условий

в дождливую погоду выползают на поверхность

прячутся от палящих лучей

спасаются в глубоких норах от мороза

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

естественные пустоты между комочками почвы

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

задние лапы с лопатообразными выростами

Самостоятельная работа. Задание.

1 вариант – значение почвы для животных

2 вариант – значение животных для почвы

Значение животных для почвы

1. жилище 1. круговорот веществ

2. укрытие от врагов 2. перемешивают

3. питание 3. вентиляция

VI. Отработка учебных действий

Почва – верхний плодородный слой земли.

В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

Глинистые почвы содержат меньше воздуха.

Гумус необходим для питания растений.

4.В почве обитают только мелкие животные

Почвенные животные слепы

Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.

Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.

Возвращаемся к кластеру.

Что нового узнали на уроке?

Кто лучше всех работал на уроке?

VIII. Домашнее задание. 1. §8 вопросы на стр. 27

Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»

Источник

Урок по биологии на тему «Почвенное питание растений. Удобрения» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок №_____ Дата _______

Читайте также:  Агротехнический план выращивания моркови

Тема: Почвенное питание растений. Удобрения.

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания растений.

Образовательные: Способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений.

Развивающие: Способствовать формированию умений узнавать ткани и органы растительных организмах на рисунках, работать с учебником. Способствовать развитию логического мышления воспитанников, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные : Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник, тетрадь, инструктивные карточки с заданиями, ноутбук, мультимедийный проектор, удобрения, комнатные растения.

Термины и понятия: питание, корень, почвенное питание, почва, плодородие, минеральные удобрения.

Методы обучения : Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, исследовательский

Формы работы: Индивидуальная, групповая (работа в парах), общеклассная (фронтальная)

1 . Организация начала урока. Подготовка к работе. 2 мин

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Минута настроения. (Учитель спрашивает «С каким настроением вы пришли сегодня на урок?» Давайте улыбнемся друг другу, ведь с хорошим настроением лучше работать и у нас все получится)

II . Актуализация опорных знаний (проверка выполнения домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний)

Какие общие признаки характерны для всех живых организмов? (рост и развитие, размножение, дыхание, питание, обмен веществ – энергия, движение )

На какие Царства принято разделять живые организмы? (Растения , Грибы, Бактерии, Животные)

Какие признаки присущи представителям царства Растения? (рост, размножение, дыхание, питание, обмен веществ — энергия)

Что такое обмен веществ? (Обмен веществ — взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой)

Откуда организмы получают питательные вещества, необходимые для обмена веществ?

Почему обмен веществ является основой жизни?

Чем отличается питание растений от питания грибов и животных? (растения — автотрофы синтезируют вещества)

III . Постановка познавательной задачи.

В почву попало семя кабачка диаметром 5 мм, а выросло громадное растение длинной 5 м, с огромными плодами.

За счет чего происходит рост растения?

Тема урока: Почвенное питание растений. Удобрения (записывают в тетради)

Зачем человеку изучать питание растений? А что мы знаем о питании растений?

Далее учитель задает вопрос: а что такое вещества? Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?

Учащиеся вместе с учителем работают со схемой. (раздаточный материал)


Работая со схемой и с учебником учащиеся делают выводы об особенностях питания растений

Задание. Составить 3 тезиса к тексту (устно)

Работа с учебником (стр92 второй абзац).

растения не имеют специальной пищеварительной системы;

растения осуществляют почвенное питание с помощью корней

есть почвенное и воздушное питание растений.

Учитель вместе с учениками составляет кластер : «Питание растений» (составляется по изучению нового материала)

Почвенное питание растения и роль корня в нем.

Что является органом почвенного питания?

Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей? (работа с рисунком стр. 92)

Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).

Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

Читайте также:  Выращивание картофеля под укрывным материалом

Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями). – работа с рисунком стр. 93

Учитель предлагает для того чтобы ответить на вопросы просмотреть видеофрагмент о почвенном питании растений.

После просмотра учащиеся обсуждают и доказывают (Опыт с растением).

1. До урока за несколько дней группа учащихся посадили отросток растения .

2. Срезали верхнюю часть растения и поместили растение в пробирку. Плотно закрыли.

3. Растение поливали.

4. В экспериментальном образце вода в пробирке поднялась.

5. Вывод: у растения в мы наблюдаем корневое питание.

Учитель: Ребята давайте сделаем вывод. «Зачем мы просмотрели видеофрагмент и заранее делали опыт?»

Учитель предлагает сделать перерыв в работе и организует динамическую паузу. Давайте с вами побудем садоводами и посадим наше первое растение

Грабли в руки взяли, грядки причесали,

Мы водой прохладной грядки поливали!

Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

выполняют имитирующие движения.

Семена редиса в землю мы сажали

Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

повороты вправо – влево

Минеральные – азотные (бледные листья), калийные ( появление на листьях бурых пятен ) — (быстрорастворимые);

Фосфорные (плохорастворимые) (желтеют и отмирают ткани листьев)

Органические – навоз, перегной, торф, птичий помет (Демонстрация удобрений)

Почва. Пути повышения плодородия почвы.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.

А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?

Практическое занятие «Помоги растению выжить»

Учитель. Сегодня я получила письмо от нашего друга барона Мюнхаузена (зачитывает письмо)

Мой, юный друг! Не так давно, я был проездом в вашем «Зимнем саду». И наблюдал там ужасную картину. Растения сада находятся в плачевном состоянии. Им необходима подкормка. Я предлагаю подкормить растения калийными удобрениями, так как листья растений желтеют и отмирают, тем самым помочь растениям сада.

С уважением барон Мюнхаузен.

Учитель. Ребята, я предлагаю вам провести обследование растений нашего сада, и выяснить нужно ли вносить удобрения и по необходимости произвести подкормку растений. (Дети обследуют растения, по необходимости вносят удобрения).

V . Закрепление знаний.

1. Учитель. Ребята вернемся к нашей познавательной задаче: В почву попало семя кабачка диаметром 5 мм, а выросло громадное растение длинной 5 м, с огромными плодами.

За счет чего происходит рост растения?

Игра «Верю — не верю»

Учащимся предлагаются 5 предложений нужно выбрать какие утверждения верны. Если утверждения верны, ребята хлопают в ладоши

1. У растений 1 тип питания

2. Орган почвенного питания растений – корень

3. Картофелю и капусте нужны разные виды удобрений, так как одно растение произрастает под землей, а другое в воздушной среде.

4. Почва — это верхний плодородный слой земли.

5. Из почвы растение позлащает органические вещества.

VI . Домашнее задание.

Изучить §24-25, ответить на вопросы.

1. провести обследование растений своего дома, сделать отчет о состоянии растений.

2. подготовить памятку по уходу за растениями своего дома, класса, «Зимнего сада»

VII . Итоги урока. Рефлексия.

Источник