Воплощение плодородия в славянской мифологии
Последняя бука буква «ш»
Ответ на вопрос «Воплощение плодородия в славянской мифологии «, 6 (шесть) букв:
спорыш
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова спорыш
Определение слова спорыш в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Споры́ш (, спорынья ; от ) — в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. В некоторых местах крестьяне представляли Спорыша в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю . Спорыш может считаться продолжением общеславянского мифологического .
Примеры употребления слова спорыш в литературе.
Применяют отвары полевого хвоща, кукурузных рыльцев, листьев березы и эвкалипта, спорыша, зверобоя, плодов можжевельника, корней петрушки, почечный чай, клюквенный и брусничный морс.
Коровы брели медленно, сытые, крутобокие, вымя у каждой набрякло от молока, так, что даже распирало задние ноги, золотая пыль вставала за стадом, ложилась на деревья, на густой спорыш, на розовые мальвы, выглядывавшие из-за плетней, тянулась широкими полосами в открытые ворота тех дворов, куда сворачивала то одна, то другая корова, отделяясь от стада.
Одного семейства со щавелем спорыш, птичья гречишка, или травка-муравка.
Затравенелый двор был исполосован тропками, на которых тоже пробивались спорыш и подорожник.
Клаву заметили издалека: она присматривала за гусятами, щипавшими спорыш около двора.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Глава 2 БОЖЕСТВА, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАСИ И ВОПЛОЩЕНИЯ СИЛ ПЛОДОРОДИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СЕЗОННЫМИ ОБРЯДАМИ
БОЖЕСТВА, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАСИ И ВОПЛОЩЕНИЯ СИЛ ПЛОДОРОДИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СЕЗОННЫМИ ОБРЯДАМИ
Ярила. — Купала. — Кострома. — Масленица. — Обряды и праздники
Кроме высших богов, входивших в пантеон, у восточных славян были божества и мифологические персонажи более низкого ранга, связанные с сезонными обрядами и осмысляемые как носители сил плодородия. Они соотносились с изменениями в природе в рамках календарного цикла и со сложившимися в традиции, в соответствии с этими изменениями, значимыми моментами и этапами хозяйственной деятельности крестьянина. От них, согласно мифологическому сознанию, зависели урожай, плодовитость домашних животных и самого человека.
Следует отметить, что далеко не все из мифологических персонажей этой группы имеют статус божества. Дело в том, что о них известно не из древних, а лишь из довольно поздних письменных источников и фольклорных текстов, сопровождающих разные сезонные обряды. Во многих случаях свойственное ми-фопоэтическим текстам олицетворение тех или иных явлений, наделение их человеческими признаками, а также восприятие их названий как имен собственных и широкое использование в обрядовой практике одноименных чучел или кукол породили осмысление подобных персонажей в исследовательской среде как языческих божеств. Однако далеко не во всех случаях есть достаточно оснований для такого осмысления. В большей или меньшей степени статус божества реконструируется для таких персонажей, как Ярила и Купала. Что же касается Коляды, Масленицы, Костромы и некоторых других, то они скорее представляют собой персонажей, воплощающих плодородие или соотносимых с идеей плодородия, которая актуализируется во время календарных праздников.
Вместе с тем все эти персонажи объединяют значение и близкая структура обрядов, в которых им принадлежит главная роль, а также общий комплекс верований, которые являются неотъемлемой составляющей празднеств земледельческого цикла. Цель ритуалов с материальными воплощениями сезонных мифологических персонажей в виде кукол, чучел или людей, ряженных соответствующим образом, состоит в сообщении земле, животным и человеку продуцирующей силы и, тем самым, — в обеспечении плодородия. Xарактерной формой этих обрядов является создание образа мифологического персонажа, по большей части из растительного материала, и его проводы-похороны, сопровождаемые процессией карнавального типа. При этом значимыми оказываются культ растений, связанный с верой в их продуцирующую силу, и культ предков, которые, согласно мифологическим представлениям, являются частью природы и, соответственно, могут способствовать регуляции природных процессов. В основе структуры практически всех обрядов с сезонными персонажами лежит архаичная мифологическая идея вечного круговорота сил в природе: ежегодно земля отдает силу растениям, а посредством ритуальных действий продуцирующая сила возвращается земле, чтобы она вновь могла быть готовой к плодоношению.
Читайте также
Глава 2 БУДДИЙСКИЕ БОЖЕСТВА
Глава 2 БУДДИЙСКИЕ БОЖЕСТВА Легенды о Будде. — Легенда о Золотом Лотосе. — Бронзовый Будда в Камакура. — Кристалл Будды. — Каннон. — Воплощение Каннон. — Каннон-мать. — 33 святилища Каннон. — Храм Второй Луны. — Каннон и олень. — Дзидзо. — Алтарь Дзидзо. — Сухое Ложе
ГЛАВА 6. Варианты воплощения желаний
ГЛАВА 6. Варианты воплощения желаний В 1909 году молодой англичанин, проживавший в Нью–Йорке, получил одно из самых волнующих писем в своей жизни. Письмо было от мистера Фреда Дж.Раймера, представлявшего лондонское литературное агентство Сэмпсона Лоу, и в нем сообщалось,
Часть четвертая ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПЕРСОНАСИ, ЛЮДИ, СВЯТЫЕ
Часть четвертая ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПЕРСОНАСИ, ЛЮДИ, СВЯТЫЕ
Глава 1 СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАСИ, НАДЕЛЕННЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДОЙ
Глава 1 СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАСИ, НАДЕЛЕННЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДОЙ Баба-Яга. — Кощей Бессмертный. — Герой (Иван-царевич, Покатигорошек, Иванушка-дурачок). — Царь-девица Общеизвестно, что фольклор является одним из важных источников реконструкции элементов мифологии. Это
Глава 2 БУДДИЙСКИЕ БОЖЕСТВА
Глава 2 БУДДИЙСКИЕ БОЖЕСТВА Легенды о Будде. — Легенда о Золотом Лотосе. — Бронзовый Будда в Камакура. — Кристалл Будды. — Каннон. — Воплощение Каннон. — Каннон-мать. — 33 святилища Каннон. — Храм Второй Луны. — Каннон и олень. — Дзидзо. — Алтарь Дзидзо. — Сухое Ложе
Часть 2. Славянские духи и другие мифологические персонажи
Часть 2. Славянские духи и другие мифологические персонажи Алатырь (латырь) Алатырь (латырь) – в славянской мифологии так называли камень, который, как считалось был наделён волшебными и исцеляющими силами, а также был, «всем камням отец». В сказках и заговорах
Часть 2. Славянские духи и другие мифологические персонажи
Часть 2. Славянские духи и другие мифологические персонажи Алатырь (латырь) Алатырь (латырь) – в славянской мифологии так называли камень, который, как считалось был наделён волшебными и исцеляющими силами, а также был, «всем камням отец». В сказках и заговорах
Лечение запоров сезонными диетами
Лечение запоров сезонными диетами Чтобы предотвратить запоры и наладить работу кишечника, следует выполнять некоторые несложные правила. Для щадящего режима работы кишечника необходимо не загружать его ненужным количеством пищи; принимать пищу небольшими порциями
Отец плодородия
Отец плодородия Гора Этна на острове Сицилия, самый высокий — 3340 метров — вулкан в Европе. И притом вулкан действующий. Первое большое извержение Этны произошло в 396 году до нашей эры. Но люди беспечны и легкомысленны — уж так они устроены, что склонны забывать о грозящих
Глава 6 Способности, связанные с гонками
Глава 6 Способности, связанные с гонками «Достаточного» непросто добиться. Если это удается, к достигнутому нужно относиться бережно и с уважением. Иначе оно просто исчезнет. Гейл Бернхардт, тренер многих представителей спортивной элиты Итак, вы определили, в чем состоят
Источник
Славянский бог плодородия
Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос, Влас). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «вел» со значением «мертвый». Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах «власть», «велеть», «владеть», «великий». Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес — одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в «Слове о полку Игореве» назван «внуком Велеса»).
Велес — сын небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства; он приходил в мир под разными именами — Рудра и Шива (в разных временных рамках!), Тот, Гермес, Меркурий, Луг, Велунд, и наконец Один-Вили-Ве и Локи. Это имена одного Архетипа из разных культур и разных времен (все они, в том числе, боги мудрости и магического знания).
Велес есть воля, связующая самые противоречивые тенденции — к созиданию и к разрушению. Он бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и повелитель мертвых. Велес — бог Ведающий и Ведущий (Великий Водчий) для всех, кто следует путями магии. «Скотий бог» Велес так же следит за соблюдением договора (а любой договор так или иначе предполагает доверие). Это он благословляет путешественника и помогает ему в дороге.
Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Мудрость и волшебные ремесла, действительно, всегда идут рука об руку. Любимец Велеса — совершенный человек. Он может быть талантливым ученым, гениальным поэтом и певцом, непревзойденным мастером по части приготовления кушаний, лучшим из садовников или лесничим, удачливым крестьянином, наконец, дельцом.
Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивались домашними животными, слово «скот» имело значение «деньги», «имущество» и так же было показателем богатства; слово «скотолюбие» означало корыстолюбие; «скотник» — финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; «скотница» — казна. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов, которые в своих договорах часто клялись его именем.
Хозяин иного мира — божество прародитель — в древнейшей мифологии имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества. С Велесом связано созвездие Плеяд (Волосынь). Волос — древнее хтоническое (имеющее вид зверя) божество, которое сохранило имя, происходящее от «волосы», «шерсть», «шерстистый»; бог сохраняет черты зверя, представляется мохнатым (в южнославянских языках название шерсти — «вълна» — восходит к тому же корню; другая форма имени бога — Волос). В таком понимании Волос не является только лишь «скотим богом», а богом-скотом, богом в виде дикого животного.
Соединение этих представлений о боге дает ключ к пониманию слова «волхв» — это языческий жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделен великой мудростью и поэтическим даром, он — могущественный маг, возможно, пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим).
Культ Велеса — великого подземного бога, покровителя богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, искусств, музыки, повелителя мертвых — был очень широко распространен на Руси. Об этом, в частности, говорит обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово, Волотово. В народном фольклоре Велес часто употребляется в значении «пастух», Велес — «водчий бог». Он же — страж Нави, переносящий души умерших в Навь (небытие); владелец Перехода и Водчий из мира в мир.
В славянской языческой мифологии Велес так же предстает в обличье Змея, божественного противника Перуна. Велес-Змей, как ипостась более обширного архетипа — космогонического Чернобога («Черта»), воплощает в себе силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной человеку. Велес-Чернобог («Черт»), обладая столь мощной разрушающей силой, но являясь так же богом мудрости, умеет держать собственные силы Хаоса в повиновении и направлять их в нужное русло.
Противником Велеса, как «Черного бога», является «Белый бог» — Световит (Свентовит).Противопоставление Велес-Перун выводится не только из славянской мифологии, но и из индоевропейских параллелей. Например, Вала и Велес этимологически тождественны, а параллель Перун-Индра наблюдается так же наглядно.
Язычники-славяне чтили обоих божественных противников — и Перуна, и Велеса. Только святилища Перуна устраивались по высоким местам, а святилища Велеса — в низинах. После принятия христианства у Велеса появился двойник – святой Власий Севастийский.
Классический славянский треглав: Сварог-Перун-Велес. Это также можно условно представить и как триаду: Правь («Сущее», «Изначальное») — Явь («Свет») — Навь («Тьма»)
Источник
Вспомним славянских богов
Cлавянским Богам слава!
«Мир содрогнется, когда русские вспомнят своих богов» — написал когда-то Федор Михайлович Достоевский. Вот мы сегодня и будем вспоминать)) Греческие мифы – это, конечно, интересно, но наша мифология ничуть не хуже. Так кого же чтили и кому поклонялись наши предки?
Например, вы знали, что, согласно славянским преданиям, Бог-Творец Род сотворил весь славянский мир и поделил его на три части. Первая – Правь, и населяли ее боги светлые боги; вторая – Явь, заселенная людьми и богами стихий; третья – Навь, и уж тут обитали боги темные, неизменно уважаемые славянами, но которых все же побаивались.
При этом, разделения по типу «хорошие – плохие боги» у наших предков не было. Они одинаково уважительно относились и к представителям Нави, и к представителям Прави. Славяне считали, что «добро» не может существовать без «зла», так как это не даст человеку развиваться и расти над собой. К тому же, у каждого из нас есть две стороны, как белая, так и черная.
Род или Первобог. Создатель трех миров, основатель всего Мироздания, Первопричина всех причин. Он поддерживал и развивал все три мира, держал их под контролем. Создал принцип регулирования и распределения сил света и тьмы, установил мировой порядок.
Слово Родина образовалось как раз от имени Бога Рода, что эту самую Родину и создал. Впрочем, как и все, что только нас окружает, как материальное, так и нет. Свет и тьму, ночь и день, Луну и Солнце, людей, зверей и птиц, траву и деревья, и все-все-все, что только есть на Земле нашей.
Создавал он наш мир с большой любовью и заботой. А для того, чтобы поддерживать огромный созданный мир в порядке, Род сотворил себе помощников. Это верховные Боги, от которых уже пошли и все остальные божественные сущности.
Но стали боги-создатели и боги-разрушители спорить между собой. И тогда разделил Род мир на три части: Правь, Явь и Навь. Три царства, что заняли боги и люди. Наш материальный мир, например, называется Явь, мир духов и богов-разрушителей – Навь, а мир богов-созидателей – Правь. Самый главный помощник рода – Велес, бог Магии и Мудрости.
Велес
Велес – Господин путей и дорог, провожатый во всех трех мирах, хозяин дикой, первозданной природы. Господин царства Нави, судья в посмертии и воспитатель по жизни. Правая рука Рода. Повелитель магии, великий волшебник, царь перекрестков и перепутий. Бог, дарующий знания и богатства, покровитель искусств и изящных ремесел, а также торговцев и путешественников, животных (и диких, и домашних) и всех сил природы. Являлся хранителем старины и памяти предков.
Бог Луны, встречающий души умерших у ворот мира Нави, где происходил суд и дальнейшее «распределение», куда отправится душа. Велес воплощал в себе проявления всех трех миров (Нави, Яви и Прави). Если говорить коротко, то он Бог Магии и хранитель Мудрости.
По другим источникам, Велес являлся «скотьим богом». То есть олицетворением хозяйской мудрости, покровителем охотничьей добычи. Велес был хранителем духовной и материальной мудрости.
Баба Яга или Буря-Яга
При словосочетании «Баба Яга» всем нам сразу представляется образ древней безобразной старухи. Но это совсем не так! Яга – это красивая женщина, дочка Вия и невероятно сильная колдунья. Она не участвует в войнах богов, так как считает себя выше всех этих распрей.
Яга является супругой Велеса, и в этой паре муж очень любит свою женщину и считает ее самой лучшей, принимая такой, какая она есть. Она понимает и разговаривает со зверями и птицами, является правительницей подземного царства Нави, которое не относится ни к миру живых, ни к миру мертвых.
Кстати, существует очень интересная история о том, как обручились Велес и Буря-Яга. Перед этим они много спорили и даже воевали на смерть друг с другом! Но в один прекрасный момент, как-то вовсе неожиданно, Буря-Яга предложила Велесу… взять ее в жены. Тот возьми, да и согласись. И живут они с той поры долго и счастливо)))
Сварог
Сварог считался прародителем всех первых богов и творцом жизни на Земле. Сын Рода. Думаю, что многие знают слово «сварганить», то есть сделать что-то довольно быстро. Сварог – творец. Бог – кузнец и повелитель огня. Все кузнецы находились под его покровительством. Он дал людям свет и знания. Также Сварог считался покровителем воинов, которые предпочитали жить мирно. Но в минуты опасности для своей семьи и родины могли взять в руки оружие. Обитатель Прави.
Особенно почитали Сварога в осеннее время, так как он являлся «Зрелым Солнцем». Природа увядала, а люди ждали прихода Хорса – Солнца зимнего.
Лада – супруга Сварога, соответственно, она – Мать всех богов. Она символизировала собой все самое доброе и прекрасное. Одним словом – Мать. Сами посудите, до сих пор мы говорим «ладные дети», «лад между мужем и женой», «дело ладится» и т.д. Хранительница очага, воплощение женской силы и доброты. Богиня Любви и красоты женской половины человечества.
Бог зимнего Солнца в славянской мифологии. Хорс являлся божеством позитивным, веселым. Защищал людей от всех ненастий и невзгод. В принципе, образ Хорса несколько соответствует образу Деда Мороза. Он – повелитель зимы. Особенно Хорса почитали земледельцы, так как именно от него зависело состояние урожая на будущий год (они молились, чтобы земля не промерзла и была плодородной). Гневить такого бога было чревато, так как он мог напустить метель и вьюгу. Обитатель Прави.
Хорс – божество, олицетворяющее мужественность и самосовершенствование, родственное Даждьбогу. Символизировал восход Солнца. Владыка белого света Солнца и Луны. Небесное око, что все знает и все прощает.
Дивия
Дивия – это Богиня Луны. Она воплощала собой все таинственное и недосказанное, все переменчивое. Покровительствовала предсказательницам, гадалкам, ворожеям. Больше всего она влияла на женщин и определяла их жизненные ритмы.
Является сестрой-близнецом Бога Хорса. Он вступает в свои права днем (Солнце), а она – ночью (Луна). У Бога неба Дыя Дивия выпросила некий подарок, а именно – возможность иногда встречаться со своим любимым братом, поэтому иногда на небе одновременно встречаются и Солнце, и Луна.
Ярило
Ярило – бог Солнца и плодородия. Природа под его началом пробуждалась ото сна и готовилась плодоносить. Представлялся Ярило нашим предкам прекрасным и мужественным юношей, женихом. Он был олицетворением здорового потомства и богатого урожая. Прогонял холод и стужу. Корень «яр» означает «усиление, активность» — яркий, ярый и т.д.
Покровительствовал молодым парням, которые ищут себе спутницу жизни. А еще он считался защитником волков. Ярило являлся «мужским» воплощением любви.
Перун
Бог грома и молнии, который покровительствовал воинам, даровал плодородные дожди, насыщал землю влагой. Природа благодаря ему пробуждалась от спячки и насыщалась. При этом, недаром он был покровителем воинов. Перун суров и грозен, силен и ловок. Бог карал неприятелей и наказывал врагов.
Славяне представляли Перуна как немолодого мужчину с серебристыми волосами и бородой. Из-за постоянных войн и распрей с соседями наши предки часто обращались за помощью к Богу-Воину и Защитнику.
Дива-Додола
Дива-Додола – Богиня грозы и по совместительству супруга Бога молний и грома Перуна (также ее называют Перуницей). Является символом очищения через препятствие. Во время грозы она передвигается на своей колеснице по небу, предвещая скорую радугу.
Даждьбог
Даждьбог – это бог плодородия, исполнения самых сокровенных желаний, здоровья и всех остальных радостей жизни. Даждьбог (дающий бог) посылал на землю живительные дожди, свет и тепло. Золото и серебро считались его металлами. Изображался Даждьбог как могучий богатырь, воин-защитник в сияющих золотых доспехах.
Под покровительством Даждьбога находятся все божества природы, плодородия, лесов, скотоводства, звероловства, растений и так далее. Славяне верили, что этот Бог незримо присутствует на свадьбах, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Весной он отправляет в мир соловья, что зовет лето.
Жива – дочь Богини Лады, а также супруга Даждьбога. Жива вдохновляла людей на подвиги, давала возможность радоваться всему тому, что нам дарует мир. Она являлась живым воплощением всех жизненных сил, стремления двигаться дальше и никогда не сдаваться. Если говорить коротко, то Жива – это Богиня, дарующая жизнь. Символизировала плодоносную силу, юность и красоту.
На сегодня все. В следующей части мы продолжим разговор о славянских богах. Как вы заметили, их довольно много)))
Если кто-то знает другие описания или предназначения приведенных выше божеств – пожалуйста, поделитесь ими с нами. К сожалению, на сегодняшний момент мы слишком мало знаем из того, что было в те стародавние времена, а потому и информация, дошедшая до нас, бывает весьма разноречивой.
Источник