Меню

Вопросы рационального использования почв

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

рациональное использование почв

Почва — место поселения человека и средство производства пищи. Между жизнедеятельностью человека и почвой существует множественные как прямые, так и посредственные связи. При рациональном использовании почва постоянно воспроизводит свое плодородие и может бесконечно долго поддерживать жизнь растений, животных и человека. Значительная роль ей отводится и в водном балансе.[ . ]

Для рационального использования почв на разных уровнях руководства сельским хозяйством, кроме крупномасштабных, почвенных карт, применяют карты других масштабов, различающиеся методикой составления, содержанием и целевым назначением.[ . ]

Проблема рационального использования почв неразрывно связана с другой не менее актуальной проблемой — их охраны. Охрана почв как часть еще более широкой проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов приобрела особую остроту во второй половине XX в. по следующим причинам.[ . ]

Вся система рационального использования почв горных территорий и прежде всего пахотных и сенокосно-пастбищных угодий должна опираться на материалы почвенных и почвенно-геоботанических обследований (почвенные карты, картограммы эродированных почв, геоботанические карты состояния травостоя и др.).[ . ]

Почвоведение — наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах; о закономерностях их географического распространения; о процессах взаимосвязи свне-шней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв — плодородия; о путях рационального использования почв в сельском и народном хозяйстве и об изменении почвенного покрова в агрикультурных условиях.[ . ]

На лесных несмытых и елабосмытых почвах хорошо растет большинство пород и сортов семечковых и косточковых. Однако с точки зрения рационального использования почв на таких участках лучше размещать осенние и зимние сорта яблони и груши, сливу, на лесных смытых почвах — вишню и черешню.[ . ]

Широкое распространение песков и почв легкого механического состава в сочетании с резко засушливым климатом способствует быстрому развитию ветровой эрозии в условиях неумеренной эксплуатации пастбищ. Поэтому важнейшая задача рационального использования почв пустынной зоны — предотвращение дефляции, борьба с ней и повышение продуктивности пастбищных угодий.[ . ]

Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования почв (номер комплекса «4» — почвы): ГОСТ 17.4.1.02—83 — ГОСТ 17.4.4.02—84.[ . ]

Из сказанного следует, что при выборе практического использования почв основой являются исходные генетические их показатели. Важнейшее значение генетической классификации заключается в решении практических задач рационального использования почв. В то же время от агронома требуется знание конкретных свойств почвы, показателей ее состава в формировании эффективного плодородия. Только тогда он сможет правильно использовать показатели генетической диагностики почв.[ . ]

Поэтому в условиях интенсивного земледелия важнейшей задачей рационального использования почв является обеспечение устойчивого высокого уровня почвенного плодородия, а при низком уровне — расширенное его воспроизводство, т. е. одновременный рост эффективного и потенциального плодородия.[ . ]

Вьмснение основных факторов эрозии позволило разработать для охраны почв комплекс мероприятий. Применение этих мероприятий основывается на сочетании рационального использования почв и организации их защиты. Противоэрозион-ные мероприятия преследуют цель ослабления и регулирования поверхностного стока, задержания талых снеговых и ливневых дождевых вод. Для борьбы с оврагами широко используются инженерно-технические мероприятия; вдоль оврагов и балок создаются лесные полосы.[ . ]

Читайте также:  Парник деревянный с пленкой

Особое внимание обращают на правильность агропроизводст-венной группировки почв и обоснованность рекомендаций по рациональному использованию почв и повышению их плодородия.[ . ]

Цель курсовой работы — систематизировать и закрепить знания студентов по курсам «География почв» и «Составление и использование почвенных карт»;,научить студентов самостоятельно обобщать и анализировать материалы полевых и лабораторных исследований почв; применить теоретические знания на практике при решении вопросов рационального использования почв на основе крупномасштабных почвенных исследований..[ . ]

С. э. регулируют отношения в сфере организационно-методических проблем охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, охраны и рационального использования вод, защиты атмосферы, охраны и рационального использования почв, улучшения использования земель, охраны флоры, фауны, охраны и преобразования ландшафтов, рационального использования и охраны недр.[ . ]

Особый интерес для социальной экологии представляют разделы, посвященные истории изучения почвенного покрова и пойменных почв, а также вопросы рационального использования почв в сельском хозяйстве. Научные труды Б.П. Ахтыр-цева ценны тем, что они имеют научный и практический интерес для работников агропромышленного комплекса и тех, кто занимается проблемами экологии. Весьма важно, что автор в итоге исследования делает научные выводы и конкретные предложения.[ . ]

Основными направлениями работ по стандартизации в области охраны окружающей природной среды являются: охрана вод, защита атмосферы, охрана и рациональное использование почв, земель, флоры (лесов) и ландшафтов. Все стандарты объединены индексом 17, содержащим в настоящее время около 70 ГОСТов.[ . ]

Мелиорации должны обеспечивать получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, повышение продуктивности лесных культур, рациональное использование почв и защиту их от эрозии, оптимизацию сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, качественное изменение условий труда.[ . ]

В целом за последние годы состояние земель России, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, ухудшалось. Продолжающееся нерациональное природопользование, в том числе сельскохозяйственное, при существенном сокращении мероприятий по охране и рациональному использованию почв и земельных ресурсов еще более усугубили процесс деградации земель.[ . ]

Различные сельскохозяйственные растения предъявляют неодинаковые требования к почвенному плодородию — уровню питания, наличию влаги, почвенной реакции и т. д. В связи с этим различные культуры в разной мере снижают свою продуктивность в зависимости от отклонения того или иного показателя почв от его оптимального уровня. Поэтому при земледельческом использовании почв для обеспечения наивысшей продуктивности растений и наиболее рационального использования почв необходимо знать требования конкретных культур (или их групп) к почвенным условиям.[ . ]

Экологические стандарты в общесоюзной системе стандартизации выделены в специальную группу, имеющую порядковый номер «17». Экологические стандарты подразделяются на комплексы. Организационно-методические ГОСТы образуют нулевой комплекс, например ГОСТ 17.0.0.01 и др. Остальные комплексы стандартов формируются по природно-ресурсному принципу. ГОСТы в области охраны и рационального использования вод образуют комплекс «1», например ГОСТ 17.1.1.01—77 «Основные термины и определения», ГОСТ 17.1.3.07—82 «Правила контроля качества воды водоемов и водостоков» и т. д. ГОСТы, регламентирующие охрану атмосферы, объединены во второй комплекс, например ГОСТ 17.2.3.01—77 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» и др. Стандарты, определяющие требования по охране и рациональному использованию почв, сведены в четвертый комплекс, по использованию земель — в пятый комплекс, по охране флоры — в шестой комплекс природоохранительных ГОСТов. Принятие новых ГОСТов способствует дальнейшему упорядочению дела охраны природы.[ . ]

Читайте также:  Относительно простые способы выращивания бактерий

В связи с тем что результаты крупномасштабных почвенных исследований, используемые в организации, планировании и правильном ведении сельскохозяйственного производства, являются первичным материалом для Государственного землеустройства, Государственного учета и оценки земель, составления сводных почвенных карт районов, областей, краев и республик, к ним предъявляют высокие требования. Крупномасштабные почвенные карты и сопровождающие их материалы должны содержать сведения о качестве распространенных в хозяйстве почв, их расположении на территории, а также рекомендации по рациональному использованию почв.[ . ]

В соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» ежегодно компетентными органами, занимающимися стандартизацией, составляется программа по разработке новых и пересмотру действующих стандартов (ГОСТ) в области охраны природы качества окружающей среды, деятельности предприятий, организаций, учреждений и поведения граждан, соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы. Эта программа состоит из комплекса стандартов в области защиты атмосферы («Атмосфера»), охраны и рационального использования вод («Гидросфера»), рационального использования биологических ресурсов («Биологические ресурсы»), охраны и рационального использования почв («Почвы»), улучшения использования земель («Земли»), охраны флоры («Флора») и фауны («Фауна»), охраны и преобразования ландшафтов («Ландшафты»), рационального использования и охраны недр («Недра»), утилизации промышленных и бытовых отходов («Отходы») и др.[ . ]

Источник

Конспект урока Рациональное использование и охрана почв

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЧВ И ИХ ОХРАНА

Познакомить учащихся с различными системами земледелия. Раскрыть понятия: «рациональное использование почв», «нерациональное использование почв», «мелиорация». Выявить особенности изображения почвенных характеристик на географических картах.

Тип урока: опрос учащихся, объяснение нового материала и его закрепление.

I . Опрос учащихся.

Используя слайды предыдущего урока объяснить:

1) механический состав почвы;

2) структурность почвы.

Представление учащимися презентации: «О науке Агротехнике. Механическая обработка почвы».

Письменные ответы на вопросы в конце параграфа 20 (учебник: География России. Природа и население. А.И.Алексеев).

II . Объяснение и закрепление нового материала.

1 Рациональное использование почв, необходимое условие существования человечества. Длительное земледелие привело к тому, что в обрабатываемых почвах плодородие заметно снизилось и его необходимо постоянно поддерживать.

В то же время потребности в получении сельскохозяйственной продукции с каждым годом возрастают. В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумное, целесообразное, обоснованное) использования имеющихся почвенных ресурсов, их охрана и повышения плодородия.

2. Системы земледелия.

Рассмотреть кадр №1

Характеристика подсечно-огневого земледелия, залежной системы.

Рассмотреть кадр №2.

Рассмотрение древнерусских пахотных орудий.

Рассмотреть кадр №3

Современная система земледелия: экстенсивное и интенсивное землепользование.

Вывод: системы ведения земледелия оказывают серьезное влияние на сохранение плодородия почв.

Читайте также:  Как подготовить почву под астры

(Определения и выводы учащиеся записывают в тетрадь.)

3. Мелиорация – работы направленные на улучшение свойства земель, на повышения их производительности.

Эрозия почв – это их разрушение под действием внешних процессов (ветра, воды, колебания температуры и других факторов). Сельскохозяйственная мелиорация борется с негативными явлениями.

Рассмотреть кадр №4.

Анализ основных видов сельскохозяйственной мелиорации.

Вывод: Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения.

4. Влияние на почвы хозяйственной деятельности человека.

Анализ карт: Мелиорация земель в России и Эрозионные земли на территории России.

1. Название карты

2. Охват территории.

3. Масштаб, классификация.

4. Содержание карты и способ изображения показателей.

5. Вывод. Что можно узнать из этой карты? Какие закономерности видны.

Сравнить карты Мелиорация земель в России и Эрозионные земли на территории России и сделать выводы.

III . Домашнее задание. Выучить параграф 21 (учебник: География России. Природа и население. А.И.Алексеев).

Подготовить презентацию: Охрана почв в России (индивидуальное задание).

Письменно ответить на вопрос 3 стр. 134 или

заполнить схему: Виды мелиорации. Задание: используя карты атласа, привести примеры географических районов, где применяют данный вид мелиорации.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 207 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-820870

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector