Меню

Возникновение стихийных свалок бытовых отходов выращивание монокультур таблица

Сборник методических указаний (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Это такие природные компоненты, существующие на Земле и вокруг нее, как материальные природные тела, явления и соответствующие природные процессы.

Это лишь часть среды обитания человека.

Совокупность естественных тел, веществ и явлений природы, которые человек использует для достижения целей, направленных на обеспечение своего существования.

Это все, что окружает человека: природная среда, искусственно созданные человеком материальные ценности, а также социально-экономические компоненты в их историческом развитии.

Задание 2. Заполните таблицу:

— приведенные ниже примеры запишите во второй столбец таблицы;

— напротив каждого примера напишите свои ответы в 3-м и 4-ом столбцах.

Последствия человеческой деятельности в природе

Какие происходят изменения природных экосистем, их видового состава

Ваши предложения по улучшению экологической ситуации

1.Возникновение стихийных свалок бытовых отходов.

2. Выращивание монокультур (пшеница, рис, кукуруза) на обширных территориях.

3. Вырубка леса для выращивания сельскохозяйственной продукции и строительства жилья на освободившейся площади.

4. Загрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов серы и азота.

5. Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений.

6. Использование пестицидов.

7. Осушение болота или создание искусственного водохранилища.

8. Вытаптывание пастбищ домашним скотом.

9. Сброс воды, загрязненной бытовыми органическими веществами, в водоемы.

10. Случайная интродукция видов животных или растений.

11. Уничтожение хищников.

В 1990г. концентрация CO2 в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация CO2 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5%. Постройте зависимость концентрации CO2 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы:

— Насколько увеличится концентрация CO2 в атмосфере к 2050г.

— В каком году концентрация CO2 в атмосфере увеличится в два раза, т. е. можно ожидать потепления климата на 3-5 °С.

Чтобы построить зависимость концентрации CO2 в атмосфере от времени, сначала составьте таблицу:

Концентрация (С) CO2

С1= 340 + (340 х 0,5/ 100)

С2= С1 + (С1 х 0,5/100)

С1,С2,С3, Сn — концентрация CO2 в атмосфере в зависимости от года.

1 По данным таблицы постройте график

Определив по графику Сn =340, можно определить на сколько увеличится концентрация CO2 в атмосфере в 2050г.

2 По графику определите год, в котором концентрация CO2 в атмосфере увеличится в 2 раза.

3 Дайте рекомендации для уменьшения концентрации CO2 в атмосфере.

1. Что такое окружающая природная среда? Дайте определение окружающей природной среды.

2. Охарактеризуйте систему «человек – окружающая среда». Назовите основные формы взаимодействия человека и природы.

3. Раскройте взаимосвязь развития производительных сил и потребление природных ресурсов.

4. Приведите примеры увеличения потребления природных ресурсов с развитием цивилизации.

5. Раскройте сущность и приведите примеры преднамеренного и непреднамеренного воздействия человека на окружающую природную среду.

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.

2. Выполнить предложенные задания согласно варианту по списку группы.

3. Продемонстрировать результаты выполнения предложенных заданий преподавателю.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Практическая работа № 2

«Прогнозирование экологических последствий различных видов антропогенной деятельности»

научиться, на основании полученных результатов мониторинга делать анализ, формировать выводы и обобщения;

— научиться делать прогноз на будущее по изменению экологической ситуации.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

— анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов антропогенной деятельности;

— понятие и виды экологического мониторинга;

— методы экологических расчетов;

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. , , Баркалова основы природопользвания.- Москва. 2008 г.

2. Таранцева в специальность. Учебное пособие. Пенза: Изд-во Пенз. Технол. Ин-та, 2009 г.

3. , 100 экзаменнационных ответов по экологии – Ростов н\Д:Феникс, 2012 г.

1. Методические указания для выполнения практических работ.

Технические средства обучения:

1. Рабочая тетрадь, журнал для выполнения практических работ.

2. Калькулятор (простой).

3. Карандаш простой.

4. Чертежные принадлежности (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

1. В XX в. в науке возник термин «мониторинг» для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за элементами окружающей природной среды в пространстве и времени. В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении сельского хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека.

Экологический мониторинг — это система наблюдения, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

Задачами мониторинга являются:

— количественная и качественная оценка состояния воздуха, поверхностных вод, климатических изменений, почвенного покрова, флоры и фауны, контроль стоков и пылегазовых выбросов на промышленных предприятиях;

— составление прогноза о состоянии окружающей среды;

— информирование граждан об изменениях в окружающей среде.

Мониторинг осуществляет следующие направления деятельности:

— определение объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление информационной модели объекта наблюдения; планирование измерений;

— оценка состояния объекта наблюдения и настройка его информационной модели;

— прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Виды мониторинга выделяются как по характеру загрязнения среды, так и по методам или целям наблюдения.

По масштабам обобщения информации различают: глобальный, региональный, импакт-ный мониторинги.

Глобальный мониторинг — это слежение за мировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся от естественных по природному характеру или из-за антропогенного воздействия.

Импактный мониторинг проводится в особо опасных зонах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

По методам ведения выделяются следующие виды мониторинга:

— биологический (с помощью биоиндикаторов);

— дистанционный (авиационный и космический);

— аналитический (химический и физико-химический анализ).

По объектам наблюдения выделяются:

— мониторинг отдельных компонентов окружающей среды (почвы, воды, воздуха);

— мониторинг биологический (флоры и фауны).

2 Методы контроля. Состав загрязняющих веществ определяют методами физико-химического анализа (в воздухе, почве, воде). Степень устойчивости природной экосистемы проводят методом биоиндикации.

Биоиндикация — это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ. Сущность биоиндикации заключается в том, что определенные факторы среды создают возможность существования того или иного вида. Объектами биоиндикации растений, а также целые экосистемы. Например, радиоактивное загрязнение определяют по состоянию хвойных пород деревьев; промышленное загрязнение — по многим представителям почвенной фауны; загрязнение воздуха очень чутко воспринимается мхами, лишайниками, бабочками.

Видовое разнообразие и высокая численность или, наоборот, отсутствие стрекоз (Odonata) на берегу водоема говорят о его фаунистическом составе: много стрекоз — фауна богата, мало — водная фауна обеднена.

Источник

Состояние окружающей среды и природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:31, доклад

Описание работы

Человечество, являясь биологическим видом, в тоже время представляет собой сложную социально-политико-экономическую систему, которая называется цивилизацией, или человеческим обществом. Человек как организм живет и развивается благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Для построения своего тела и осуществления многообразных жизненных функций человек нуждается в непрерывном притоке различных веществ и энергии путем питания и дыхания, в поддержании определенных температурных условий.

Файлы: 1 файл

Состояние окружающей среды и природопользования.docx

28.09.2012г. Состояние окружающей среды и природопользования.

Человечество, являясь биологическим видом, в тоже время представляет собой сложную социально- политико-экономическую систему, которая называется цивилизацией, или человеческим обществом. Человек как организм живет и развивается благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Для построения своего тела и осуществления многообразных жизненных функций человек нуждается в непрерывном притоке различных веществ и энергии путем питания и дыхания, в поддержании определенных температурных условий.

Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает от других животных и синтезирующих органическое вещество за счет энергии солнца растительных организмов. На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергии имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ. В процессе развития между ним и остальной природой возник новый компонент – инструмент, или оружие добывания пищи и одежды. Таким образом, в современной системе «человек – окружающая среда» существует созданная длительным историческим развитием подсистема «человеческое общество – производство – природа». Актуальность изучения проблемы «человек – среда» связана с тем, что на современной стадии развития человечество переживает эпоху бурного демографического развития.

Природная среда – это лишь часть окружающей человека среды его обитания.

Окружающая природная среда – это такие природные компоненты, существующие на Земле и вокруг нее, как материальные природные тела, явления и соответствующие природные процессы.

Окружающая среда – это все, что окружает человека: природная среда, искусственно созданные человеком материальные ценности, а так же социально-экономические компоненты в их историческом развитии.

Искусственно созданная человеком материальная среда включает:

  1. Большой класс материальных тел, которые можно обобщенно назвать машины и орудия.
  2. Множество синтетических материалов и продуктов, имеющих иные свойства по сравнению с природными веществами.
  3. Человеческое жилье и производственные помещения.
  4. Организуемые человеком коммуникации.
  5. Производственные, транспортные и бытовые шумы.

Взаимодействие человека с окружающей природной средой протекает в разных формах и с разной интенсивностью на всех этапах исторического развития. Можно выделить несколько направлений взаимодействия человеческого общества и природы:

  1. Изъятие веществ и энергии из природной среды.
  2. Привнесение в природную среду веществ и энергии, ранее не существующих в природе, либо существовавших в незначительных количествах.
  3. Преобразование природных объектов.
  4. Охрана использования природных объектов и окружающей среды в целом.

На первых этапах развития взаимодействия человека с природой характеризовалось главным образом приспособлением к среде обитания и изъятием природных ресурсов. Создав первое копье и топор, первое орудие производства, человек стал постепенно терять острое чутье животного, естественное ощущение некоторых жизнеохраняющих биологических законов. Человек стал совершенствовать методы ведения сельского хозяйства, стал активнее вмешиваться в природу, преобразовывать природные объекты. К началу нашей эры немалые площади земель планеты были уже истощены. Многие площади леса были сведены на территории Европы, Америки и Канады.

Последствия человеческой деятельности в природе

Какие происходят изменения экосистем, их видового состава

Ваши предложения по улучшению экологической ситуации

Источник

«Влияние антропогенной деятельности на природные экосистемы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа № 2

Тема: Влияние антропогенной деятельности на природные экосистемы.

Цель работы: Научиться анализировать влияние антропогенной деятельности на природные экосистемы.

Последовательность выполнения работы:

1. Внимательно прочитайте предложенный для изучения материал приложения. (Воздействия человека на природные экосистемы).

2. Изучение данного текста поможет Вам в выполнении следующей работы: Заполните таблицу:

-приведенные ниже примеры запишите во 2-й столбец таблицы;

-напротив каждого примера запишите свои ответы в 3-м столбце и предложения в 4-м.

Последствия чело- веческой деятель- ности в природе:

Какие происходят изменения природ- ных экосистем, их видового состава?

Ваши предложения по улучшению эко- логической ситуа- ции

1. Возникновение стихийных свалок бытовых отходов.

2. Выращивание монокультур (пшеница, рис, кукуруза, соя, сахарный тро- стник) на обширных территориях.

3. Вырубка леса выращивания сельскохозяйственной продукции и строи- тельства жилья на освободившейся площади.

4. 3агрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов серы, азота.

5. Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений.

6. Использование пестицидов.

7. 0сушение болота или создание искусственного водохранилища.

8. Потрава пастбищ домашним скотом.

9. Сброс воды, загрязненной бытовыми органическими веществами, в водоемы.

10. Уничтожение хищников.

Приложение к практической работе № 2

Воздействие человека на природные экосистемы .

Человек является частью природы и в то же время оказывает на природу ог- ромное воздействие, которое может иметь положительное и отрицательное значе- ние. Так же как растения и животные, человек является составным элементом окружающих его экосистем. Насколько сильно зависит он от своей естественной среды, показывают следующие цифры: без воздуха человек может прожить около 3 мин, без воды — 3 дня, без пищи – немногим более 30 дней.

В доисторические времена зависимость человека от природной среды была полной. Охотники и собиратели состояли с окружающими видами в отношениях хищника и жертвы. Но в ходе истории человеку удалось в значительной степени освободиться от подчиненности факторам природной окружающей среды. Чело- век использует природные ресурсы с помощью техники. Так, неподходящие для него температуры он выравнивает по средствам отопления или охлаждения, а не- хватку осадков возмещает поливом.

Однако по мере развития человечества растут и побочные эффекты этого развития: истощение невозобновимых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, разрушение природных экосистем и замена их антропогенными экосистемами, нарушение исторически сложившихся природных равновесий.

Негативное воздействие человека на природные экосистемы может проявляться следующим образом:

1.Уничтожение отдельных членов экосистемы, что может лишить других ее членов возможностей существования. Уничтожение насекомых приводит к тому, что некоторые рыбы и птицы лишаются своей пищи. Когда в больших количест вах гибнут пчелы от отравления средствами защиты растений, падают урожаи фруктов, зависящие от опыления пчелами. Вмешательством человека с нежелательными последствиями можно назвать и непродуманное введение в экосистему таких видов животных и растений, которые раньше в ней отсутствовали. Напри- мер, новые члены экосистемы, не сдерживаемые естественными врагами, которых нет в новом для них месте. Иногда чрезвычайно размножаются. Так случилось с ондатрой, енотом-полоскуном, колорадским жуком в Центральной Европе, с кроликами в Австралии

2. Загрязнение природы вредными и токсичными веществами. Ядовитые и вредные вещества, например неочищенные сточные воды, отбросы, выхлопные газы, радиоактивные вещества, попав в экосистему, не исчезают бесследно. Даже низкие их концентрации, действуя долгое время, могут повредить человеку, животным и растениям. Как показывают наблюдения, некоторые яды могут передаваться по пищевым цепям и сетям. Например, тяжелые металлы (свинец и др.) передаются из растений корове, оттуда в молоко, а с молоком человеку. Инсектициды (пестициды) поступают с отравленными насекомыми в насекомоядную рыбу, а затем к человеку или птице, съевшей эту рыбу. Кроме того, в отдельных звеньях пищевой цепи может происходить нарастающее накопление ядов, если они не разлагаются и не выводятся организма.

3. Загрязнение теплом. Тепловые отходы от работы систем охлаждения ТЭС и АЭС, которые попадают в реки, приводят к тому, что в реках повышается среднегодовая температура. Особенно опасны в этом отношении АЭС. Например, АЭС средних размеров, дающая 3000 МВт электроэнергии, производит в час более 5×109 ккал бросового тепла. Тепловое загрязнение рек приводит к следующим отрицательным эффектам для вводных экосистем: усиливается восприимчивость организмов к токсичным веществам и к заболеваниям; обычная флора заменяется сине-зелеными водорослями, т.е. водоем “ цветет”; при повышении температуры воды животным нужно больше кислорода, а его способность растворяться в теплой воде ограничена. Все эти негативные воздействия человека на природные экосистемы приводят к нарушению природного равновесия, уничтожению многих видов растений и животных и к другим необратимым последствиям.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Яблоки уэлси когда собирать урожай
Adblock
detector