Экологический час «День почвы»
методическая разработка (9 класс)
Международный день почвы — 5 декабря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экочас День почвы | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения в 9 классе «ЗЕМЛЯНАМ – ЧИСТУЮ ПЛАНЕТУ!»
Подготовила: кл.руководиль: Думитраш И.Н.
Цели: формирование химической картины природы об источниках вредных веществ, их негативном влиянии на живые организмы и бережного отношения к природе.
-формировать знания о различных источниках загрязнения окружающей среды;
-расширить знания учащихся о составе загрязняющих веществ;
-актуализировать знания учащихся о биологическом влиянии вредных веществ.
-развить экологическую культуру и компетентность учащихся в вопросах улучшения состояния окружающей среды.
-воспитывать нравственные принципы в природопользования, чувства сопричастности с тем, что происходит и может произойти с окружающей миром.
Методы классного часа : рассказ-беседа, демонстрация опытов.
Оборудование : кубик Блума, материал для изготовление экоёлки, презентация,
«Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков,
а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская сентенция)
1.Ребята, кто знает, какие праздники отмечаются 5 декабря (ответы детей). Посмотрите в телефоне и скажите (День ниньзя, День начала контрнаступления советский войск под Москвой…) И еще — это Всемирный День почв.
(Слайд 1) Отмечается с целью напомнить мировому сообществу о важности почвенных ресурсов и той роли, которую они играют в сохранении экосистем и обеспечении роста благосостояния человека.
История возникновения этого дня берёт своё начало в 2002 году, когда Международным союзом почвенных наук была принята соответствующая резолюция. Учёные тогда обратили внимание на необходимость осознания важности почвенных ресурсов планеты на международном уровне.
изменить и политику правящих структур любого государства в этой сфере.
(Слайд 2) Своей задачей они ставили переоценку понимания, как рядовыми гражданами, так и властями всех стран мира той роли, которую играют почвенные ресурсы в жизни человека и государства, а также в экосистеме планеты. Только осознание важности сохранения почвенных ресурсов планеты способно кардинальным образом.
— Одной из первых вещей, созданных человеком, было оружие. А это означало, что он теперь не будет ничьей добычей. Он стал сильным и могучим царем Природы. Природа не могла управлять его действиями. Он начал порабощать животных, окружающее среду. Он убивал тысячи зверьков, вырубал леса, осушал реки. Превращал мир в бесплодную пустыню с помощью кислотных дождей, ядов, сложной техники и огнестрельного оружия. Все эти негативные действия пагубно влияют на Природу человеческими руками, хотя Человек – тоже являются частью природы. Согласны? (ответы детей) Мы не раз говорили об экологических проблемах.
Здоровье почвы – это и наше с вами здоровье. Благополучие почвы земли каждого города, каждого поселка, каждой семьи и каждого человека – зависит и от нас с вами – ведь мы с вами часть этой Экосистемы. Поэтому мы должны знать причины, из-за которых наша планета находится в таком «нездоровом» состоянии и научиться бороться с ними.
— Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на данном мероприятии?
На этом классном часе мы рассмотрим некоторые источники вредных веществ, пагубно влияющих на нашу планету и их негативное действие на живые организмы.
И тема нашего часа общения «Землянам – чистую планету!»
(Слайд 3) Предлагаю с помощью кубика Блума порассуждать о проблеме почвы и есть ли таковые.
— История возникновения Кубика Блума (приём технологии критического мышления). Игра.
Нельзя рассматривать почву просто как устойчивую основу под ногами человека. Пустыня – тоже предоставляет устойчивость, однако лишает человека возможности выращивать продовольствие. То есть фактор плодородия земель играет в нашей жизни одну из ключевых ролей. С этой точки зрения экологи и представители ФАО обеспокоены тем, что около трети почвенных ресурсов мира деградируют, а часть подвержена опустыниванию.
Ещё один фактор – загрязнение почв, которое может быть незаметным, и кажется далеким, но в действительности затрагивает каждого человека, по всему миру. В условиях глобального роста населения, которое к 2050 году достигнет 9 миллиардов, загрязнение почв является всемирной проблемой, которая разрушает наши почвы, отравляет пищу, которую мы едим, воду, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим. Истинный масштаб проблемы до сих пор неизвестен, так как многие данные недоступны в глобальном масштабе.
Поэтому, основные задачи мероприятий, проходящих в рамках этого Дня, носят просветительский характер. Также усилиями учёных, экологов вырабатываются и определённые программы, направленные на сохранение почвенных ресурсов, их рациональное и бережное использование. Эти программы адресованы как простым землепользователям, так и политикам, формирующим решения и имеющим возможность контролировать их исполнение.
Ежегодно 5 декабря проходят лекции, семинары, выставки, посвящённые проблеме сохранения почвенных ресурсов без которых невозможна реализация никаких глобальных планов устойчивого развития.
(Слайд 5-6) Изучение почвы.
(Слайд 7-10) Источники загрязнения окружающей среды и их влияние на живые организмы
а) Смог. Ребята, что такое смог? Это частый гость крупных промышленных городов. Смог сравнивают с действующими вулканами. И днем и ночью выбрасывается в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи, копоти и золы. Демонстрация опыта: Горение вулкана.
б) Кислотные дожди – серьезная проблема, повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ , в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. -Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, здания, сооружениям . Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов.
При текущей кислотности, которую имеют кислотные дожди, в некоторых случаях они могут наносить прямой вред человеку и животных. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей.
в) Парниковый эффект
-Увеличение выделения углекислого газа, метана, а также закиси азота в результате промышленной деятельности человека.
-Быстрое таяние ледников, смена климатических зон, что приводит к уменьшению отражающей способности поверхности Земли, ледников и водоемов.
-Нарушение структуры экосистемы, сокращение площади тропических лесов , исчезновение популяций многих животных, расширение среды обитания тропических микроорганизмов
III. Подведение итога классного часа.
Классный руководитель: А теперь мы хотим взять у вас интервью. Для этого продолжите предложенные вам предложения.
Сегодня я узнал ———-
У меня возник вопрос ——
У меня возникло желание ——————.
Те, кому небезразлично судьба Земли, пытается помочь ей. Указом президента нашей страны Путиным В.В. 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. В каждой стране создаются законодательные акты по охране окружающей среды, создаются организации по ее защите. Ученые нашей страны разработали «Экологический кодекс России».
Какиепредложения вы бы внесли, если бы каждый из вас принимал участие в создании «Экологического кодекса». Поэтому дома вы составите по 3-4 предложения для этого кодекса.
Классный руководитель: Друзья, вот эта планета (показывает на глобус) – колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц, растений!
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя». . Е. Евтушенко
Источник
Всемирный день почв 2021
Тема 5 декабря 2021 года — «Остановим засоление почв, поднимем продуктивность почв»
Засоленные почвы — почвы с избыточным содержанием легкорастворимых минеральных солей. Соли проникают в почву из подземных залежей, вместе с осадками и из подземных вод. Особенно подвержены засолению почвы в прибрежных зонах у морей и океанов. Попадают минеральные вещества в почву и с поливом растений. Практически вся вода в мире содержит в себе примеси, поэтому засоление любой почвы неизбежно.
Соли задерживают воду и питательные вещества, делая их недоступными для растений. Это сдерживает их рост и даже делает невозможным выращивание многих сортов, чувствительных к качеству почвы. Засоление наносит серьезный ущерб экономике и продовольственной безопасности по всему миру, препятствует достижению Целей устойчивого развития.
Для уменьшения содержания в почве солей используется избыточное орошение — промывной полив. Вода, которая не поглощается корнями растений, растворяет в себе часть соли из почвы, и уносит ее в подземные водные горизонты.
Деградация почв — общая проблема всего человечества. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН в очередной раз призывает нас вести устойчивое хозяйство, не допускать разрушения плодородного слоя, и восстанавливать пострадавшие территории. Остановим засоление почв, поднимем продуктивность почв.
Всемирный день почв проводится ежегодно 5 декабря. День призван подчеркнуть фундаментальную важность почвы для жизни на Земле, повысить осведомленность о сложном балансе всех ее элементов и происходящих в почве процессах. Почвы постоянно испытывают на себе влияние внешних сил природного и антропогенного характера. Чрезмерная нагрузка на почву приводит к ухудшению ее качества, обеднению биоразнообразия, и может привести к ее необратимому разрушению. День почв — хороший повод напомнить себе и другим о тех факторах, которые угрожают плодородию земли, и о путях решения проблем.
На текущий момент человечество знает о почвах больше, чем когда-либо. Парадоксально, что в то же время все меньше людей осознают ценность почвы. Достижения науки и техники привели к тому, что большинство напрямую не работают на земле, а жители крупных городов видят поля и луга только во время поездок и путешествий. Это отличает почву от других жизненно необходимых нам ресурсов — воды, еды, воздуха и энергии. Тем не менее, растущее человеческое общество сильнее, чем когда-либо, зависит и от плодородия почвы, и от ее вклада в существование биосферы.
В первую очередь для человека почва — источник биомассы. Это растения, которые мы едим сами, и которыми кормим животных. Это древесина для строительства домов и мебели, источник топлива. Это технические волокна для создания тканей и сырье для химической промышленности. Все большую актуальность в последнее время набирает вопрос изготовления из растений биодизеля. Все это важно для дальнейшего благополучия человечества и невозможно без плодородных почв.
Почва — важнейший резервуар углерода. Из всего углерода, накопленного в биосфере, только 19% приходится на биомассу растений, 81% сосредоточен в почве. Почва — часть углеродного цикла, она как поглощает и связывает его из разлагающейся органики и воздуха, так и отдает обратно в виде эмиссий углекислого газа. В зависимости от вида почвы и климатических условий, углерод может как накапливаться, так и уходить из почвы. Разрушительные для почвы явления — эрозия, загрязнение и др. приводят и к повышению выбросов углерода в атмосферу. В связи с климатическим кризисом эта функция почвы вызывает особый интерес экологов.
Почва — источник питательных веществ. Вместе с углеродом в нее попадает множество других элементов, важных для роста растений: азот, фосфор, калий, магний и множество других. Растения же жизненно важны для человечества как источник пищи, топлива, волокон или сырья для химической промышленности. Естественным путем эти элементы попадают в почву с разложением органики микроорганизмами и почвенной фауной. Интенсивное земледелие требует внесения минеральных удобрений, но во всем мире оно, как правило, происходит неэффективно. Вкупе с естественной циркуляцией азота в природе, избыточное применение азотных удобрений приводит к тому, что почва и растения не могут усвоить его весь, и азот попадает в воду и воздух. Оксид азота — более опасный парниковый газ, чем CO2. Соблюдение рекомендаций ученых и агротехники позволило бы не только сэкономить средства, но и помочь бороться с изменением климата.
Почва — часть водяного цикла. Для нормальной жизни растениям нужен доступ одновременно к воде и к воздуху, поэтому плодородная почва должна одновременно удерживать влагу и позволять ей просачиваться в подземные воды. Идеал зависит от климатических условий. В засушливых регионах более плодородными будут глинистые почвы, надолго удерживающие влагу. В дождливых же — песчаные, хорошо ее пропускающие. Кроме того, почва фильтрует и очищает воду, может предотвращать наводнения, поддерживая баланс между реками и подземными водами. Если в почве поддерживается нормальный уровень влажности, это защищает ее от эрозии.
Почва — резервуар биоразнообразия. В почве расположены целые экосистемы из корней растений, обитающих на них и вокруг микроорганизмов, грибов, насекомых и животных. Всего 10 граммов почвы содержат в себе 1000 микроорганизмов 100 разных видов. Науке известно 360 тысяч видов животных, живущих в почве. Эти сложные системы организмов необходимы для сохранения почвы и нормального существования экосистем. Жители почвы участвуют в преобразовании почвенной органики в соединения, легко доступные для растений, играют важную роль в поддержании углеродного баланса, в очистке почвой воды.
Почва важна для социальной и культурной жизни человека. Именно благодаря ей растут наши парки, сады и лужайки. Об этом часто забывают, но наши дома и дороги тоже построены на почве. Эти земли считаются утерянными, и часто их уже невозможно вернуть в естественное состояние из-за загрязнения, чрезмерного уплотнения и истощения. Кроме того, почва хранит наше культурное наследие в виде археологических артефактов. Сама по себе почва может иметь культурное значение, формируя живописные ландшафты и исторически значимые места.
Охрана плодородия почвы — важный вопрос для Беларуси. Более 40% территории страны занимают сельскохозяйственные угодья, значительная их часть — осушенные торфяники. Актуален и вопрос загрязнения почв, особенно в контексте последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ученые Беларуси активно работают в таких перспективных областях, как устойчивое хозяйство, органическое земледелие, точное земледелие. В составе НПЦ НАН Беларуси по земледелию действуют специализированные учреждения: Институт почвоведения и агрохимии, Институт мелиорации. Так или иначе состояние почв республики затрагивают в своих исследованиях и работники таких учреждений, как Институт леса. Со списком монографий, сборников научных конференций и учебных пособий, посвященных охране и использованию земель, можно познакомиться в подборке литературы из фондов нашей библиотеки.
Источник