Меню

Встреча осени праздник урожая

«Осенины» праздник урожая

Оксана Хан
«Осенины» праздник урожая

Занятие. Окружающий мир. (ОСЕНЬ)

Из цикла занятий «Знакомство с русской избой».

* Знакомим детей со старинными традициями и приметами.

* Продолжаем знакомиться с интерьером и бытом русской избы, утварью и предметами мебели. Знакомим детей с деревянной посудой.

*Сохранение народных традиций – они учат, как правильно вести себя по отношению к другим людям, как строить гармоничные семейные отношения, как наполнять свою жизнь красотой и счастьем.

* Учить уважать труд.

Материалы: деревянные ложки разного размера, чашки ; ширма; глиняный горшок; пирожки для угощения; ширма настоль, снопы.

Хозяйка Горницы встречает гостей:

Осень,осень, в гости просим!

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Осенины — это народный праздник прощания с летом и встречи осени. На Руси, в календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая: крестьяне благодарили «Землю Мать».

Осенины — это народный праздник прощания с летом и встречи осени. На Руси, в календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая: крестьяне благодарили «Землю Мать».

В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год.

Осенины, называемые также «Оспожники», — традиционный народный праздник урожая и встречи осени, который наши предки отмечали 21 сентября (8 сентября — по старому стилю, в день осеннего равноденствия. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме — наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Поэтому множество традиций празднования Осенин связано с чествованием Матери Божьей.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля и огорода в дом.

Ход ЗАНЯТИЯ :

Хозяюшка приводит детей в избу, рассказывает о том, что давно в таких избах жили их прабабушки и прадедушки. Сегодня дети пришли в гости к Хозяюшке, она расскажет и покажет детям, что есть у неё в избе. Познакомит с предметами, которые находятся в ней. Вместе с детьми объяснит назначение их. В избе стоят лавки, на них сидят. Для чего нужны табуреты, стол? – Ответы детей. Знакомим детей с кухонной утварью. Обращает внимание, что изба сделана из дерева, она деревянная и большинство посуды так же сделаны из дерева.

ХОЗЯЙКА : А теперь присаживайтесь гости дорогие на лавки! Да смотрите и слушайте!

С песнями заходят в русских сарафанах воспитатели.

Осень! Осень!

Сноп последний вносим.

Приходи с ливнем,

С льном высоким, С корнем глубоким,

С толокой, обмолокой, Золотым венцом. (поклон)

Сноп и каравай ставят посреди избы.

А вот как хлеб приходит на стол нам расскажет игра «Кто с нами».

Играющих ставят в две шеренги друг напротив друга. Первая шеренга движется в центр показывая движения с вопросами, вторая шеренга в ответ повторяет действия.

— Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?

-Мы с Вами. Мы с Вами пашенку пахати!

-Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

-Мы с вами,мы с вами жито рассевати!

-Кто с нами, кто с нами жито косити?

-Мы с вами,мы с вами жито косити!

-Кто с нами,кто с нами жито молотити?

-Мы с вами, мы с вами жито молотити!

-Кто с нами, кто с нами муку просевати?

— Мы с вами, мы с вами муку просевати?

-Кто с нами, кто с нами тесто замесити?

— Мы с вами, мы с вами тесто замесити!

— Кто с нами, кто с нами пирог испекити?

— Мы с вами, мы с вами пирог испекити!

— Вот такой вышины!

— Вот такой ширины!

Наигрались, отдохнем, в светлу горенку пойдем!

Хлеб на Руси почитали всегда, это главное богатство всего народа, каждой семьи.

А кто скажет откуда берет начало хлеб?

Правильно от зернышка, золотого пшеничного или ржаного полюшка.

А какой хлеб пекли на праздник урожая? (Каравай)

Каждый народ уникален, и делает его таковым не только территория, внешние особенности, язык, но и традиции, обычаи, которые бережно копились и преумножались из века в век.

Читайте также:  Чем проверить температуру почвы

На Руси встреча гостей была наполнена множеством торжественных традиций и ритуалов. Гостя, даже если он был нежданным, окружали заботой и почестями. Считалось, что странник, который остался довольный приемом, сможет разнести добрую славу о владельце дома по всей округе.

Уважающий себя хозяин старался выставить самые лучшие блюда для званого гостя: «Хоть не богат, но гостям рад».

Если же гостей ждали, то готовиться к встрече начинали заранее. Встречали их свежеиспеченным караваем и солью, выложенными на вышитом рушнике (полотенце).

Во все времена именно хлеб на Руси символизировал самое дорогое, что есть у хозяина дома. В знак уважения к прибывшему хлеб должна была вынести женщина, которая его испекла – хозяйка дома.

Каждый предмет в этом красивом душевном ритуале имеет свое значение: рушник – это дорога, которую пришлось преодолеть гостю. Хлеб и соль символизируют благополучие и достаток, к тому же соль считалась еще и защитой от сглаза и злых сил.

Встреча гостей хлебом и солью символизировала благословение, пожелание мира и процветания путнику. Стоит отметить, что и гости в знак особого уважения и пожелания стабильности и благоденствия хозяйству владельца дома, могли прийти с хлебом и солью.

Осень, осень на порог,

Осенинщикам – пирог!

За ваше терпенье

На прощанье Хозяйка всех угощает Караваем.

«Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы Зал украшен в народном стиле. Дима из-за кулис -Анюта,пойдешь гулять? Под музыку входит Анюта Отдых –это не безделки- Время игр и новостей.

Фольклорный праздник «Осенины» (фотоотчёт) Веселись, гуляй, народ, И не знай печали, Пусть весь свет гудит про то, Как мы отмечали. Осень – прекрасная пора, радует нас своей красотой.

Фоторепортаж «Праздник урожая в Краснодаре» Уважаемые коллеги! 27 октября в Краснодаре во Дворце спорта «Олимп» прошел краевой праздник «Урожай 2018». Здесь собрались хлеборобы, рисоводы,.

Фотоотчёт об утреннике «Праздник осени и урожая» Золотыми листьями Осень расцвела, С красным рябинами Танец завела. С урожая нового Пироги печёт, Про дождинки весело Песенки поёт. Вот.

Мастер-класс «Подсолнух» для украшения музыкального зала к утреннику «Праздник урожая» Оформление музыкального зала. Тема «Праздник урожая» Изготовление декораций своими руками. В ноябре на улице уже очень холодно и уныло.

Педагогический проект в средних группах «Праздник урожая» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию разработку педагогического познавательно-творческого проекта для воспитанников средних групп.

Праздник «Осенины» в подготовительной группе Цель: приобщать детей и родителей к традициям русской культуры, привлечь родителей к сотворчеству с детьми, прививать детям любовь к традициям.

Праздник урожая в Летнем саду. Фотозарисовка 2 октября в боскете «Красный сад», который в свою очередь является одним из красочных зеленых уголков Летнего сада, был проведен праздник.

Праздник урожая в старшей группе «Берегите хлеб» (Под музыку в зал входят дети в русских костюмах и становятся полукругом) Ведущая. Велика и необъятна российская земля Урожаями богаты.

Источник

Осенины: традиции народного праздника

Встреча осени всегда сопровождалась особыми обрядами, которые должны были обеспечить благополучие и хороший урожай на следующий год. Соблюдение исконных ритуалов и в нынешнее время может способствовать процветанию вашего дома.

Осенины, называемые также «Оспожники», — традиционный народный праздник урожая и встречи осени, который наши предки отмечали 21 сентября (8 сентября — по старому стилю), в день осеннего равноденствия. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме — наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Поэтому множество традиций празднования Осенин связано с чествованием Матери Божьей.

Праздничные традиции и приметы

Двадцать первое сентября завершает период бабьего лета, которое длится от Семенова дня. Осень окончательно вступает в свои права, потому про этот день говорят: «Всякому лету аминь».

Встреча осени традиционно начинается с ритуала обновления огня. В ночь на Осенины во всех домах тушили источники света. Огонь необходимо было погасить даже в лампадах — он мог гореть только в церковных божницах. После этого зажигали новый огонь, причем искры, из которых он должен родиться, высекали из кремня или добывали при помощи трения двух кусков дерева.

Читайте также:  Корневое выращивание ком растений

Считалось, что пламя, зажженное в ночь на Осенины, способствует обновлению всего окружающего, дает людям и животным новые силы. Поэтому с зажженным огнем обходили дом, от него зажигали поленья в печи. Дымом от нового огня окуривали скот для предупреждения заболеваний и других угроз.

Если живое пламя обычно добывали мужчины, то в ритуале встречи Осенин у воды принимали участие исключительно женщины. На рассвете они выходили к берегам рек и озер с овсяным хлебом и киселем. Держать в руках хлеб полагалось самой старшей из женщин. Она стояла в центре хоровода, остальные девушки окружали ее и пели песни. Старшая должна была обратиться с небольшой молитвой к Пресвятой Богородице, попросить ее уберечь семью от несчастья, вселить в их дом благополучие и гармонию. Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот — это должно было привлечь в дом материальный достаток.

На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

Распространена была традиция ходить в этот день в гости к новобрачным. Молодая невеста должна была устроить богатый обед для родных и близких, а затем показать им, как молодая семья обустроила свой быт в доме. Хозяин показывал двор, открывал двери в амбар и сараи. Гости по обычаю должны были внимательно осмотреть все, что им показали молодые, похвалить их, но и не забыть дать им полезный совет — «поучить уму-разуму».

Молодые матери и бездетные женщины в день Осенин обращали свои молитвы к Богородице. Матери просили Небесную Царицу защитить их ребенка, оградить его от людского зла, жизненных невзгод и болезней. Бездетные женщины молили Богородицу о том, чтобы она послала им дитя. Существует обычай, согласно которому женщина, желающая родить ребенка, накрывала в этот день стол и созывала на обед всех нищих с просьбами помолиться за ее детей.

Осенины — время подведения итогов одного периода и начало другого. В этот день люди благодарили вышние силы за их благосклонность и просили о такой же благосклонности в будущем, гадали на грядущие события.

Источник

Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции

На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.

История праздника

История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.

До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.

После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).

Читайте также:  Географическое положение лугово черноземные почвы

Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.

В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.

Как праздновали Осенины на Руси

В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.

Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.

На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.

Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.

Приметы и обряды

Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.

Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.

Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.

В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.

Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.

На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.

Источник

Adblock
detector