Меню

Всякую ли землю можно назвать почвой почему

Урок по теме «Почва, её значение»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Отдел образования Оршанского горисполкома

Государственное Учреждение Образования

« Средняя школа № 17 г. Орши »

по курсу «Человек и мир»

проведённого во 2 «Б» классе

учитель начальных классов

Тема урока: Почва, её значение

Цель урока: планируется, что на выходе с урока ученики смогут выполнить тест

Задачи: организовать деятельность по формированию представлений о почве, её составе и свойствах; создавать условия для развития мышления, наблюдательности, умения делать выводы; создавать ситуации для актуализации потребности в соблюдении правил природоохранного поведения по отношению к почве, навыка работать в группе, паре.

Оборудование: презентация, оборудование для опытов, почва.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать .

-На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о воде, её свойствах, о том как нужно охранять воду. Прежде, чем приступить к изучению новой темы нам нужно проверить как мы помнит то, что выучили ранее.

• Вода — растворитель. Где в быту мы используем это свой­ство? (Когда умываемся, готовим чай, рисуем красками и др.)

• Перечислите одинаковые свойства чистой воды и чистого воздуха. Какими свойствами они отличаются? (Одинаковые свой­ства чистой воды и чистого воздуха: прозрачны, бесцветны, без запаха. Отличительные свойства воздуха: легко сжимается, упруг, плохо проводит тепло. Вода — жидкость. Ее отличительные свой­ства: текуча, несжимаема, растворяет вещества»)

• Вспомните свойства воды и закончите предложения:

а) Солнечный свет свободно проникает через толщу воды, по­тому что вода.

б) Сахар, соль растворяются в воде, потому что вода — .

• В некоторых местах, где на глубине залегает каменная соль (которой мы солим еду), иногда образуются пустоты, пещеры, во­ронки. Зная свойства воды, объясните причины этих явлений. Образуются ли пещеры, если вместо каменной соли будет залегать глина? Почему? (Вода растворяет соль, образуя в ней пустоты. Глину вода растворить не может, поэтому в местах залежи глины пещеры образовываться не будут.)

Почему люди должны заботиться о чистоте водоемов? Что для этого необходимо делать? (От загрязненной воды страдают жи­вые организмы, обитающие в водоемах и на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. Нельзя есть рыбу, выловлен­ную и загрязненных водоемах. В таких водоемах нельзя купаться, а тем более пить из них воду. Поэтому люди должны заботиться о сохранении чистоты водоемов. Аля этого они не должны набе­рем у водоемов мыть машины, велосипеды, стирать одежду стираль­ным порошком. Фабрики и заводы строят очистные сооружения, в которых вода освобождается от вредных примесей и только по­ сле этого поступает в водоемы. В настоящее время также строятся предприятия, у которых нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и вновь используют в производстве. Таким предприятиям не нужно брать новую воду из водоема.)

— В течение урока мы с вами выполним много разных заданий и по результатам их выполнения вы будете оценивать свои достижения известным вам значками на «Листках самооценки». Первое задание мы уже выполнили- мы повторили д/з. Оцените себя в ходе работы над д/з.

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, уже догадались, как она называется?

— Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

Это земля. Слово «земля» имеет много значений: (почему оно может писаться с большой и с маленькой буквы)

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;
  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

— Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?

— Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

4. Сообщение темы урока

-Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня перед собой? Чему вы хотите сегодня научиться, что узнать?

— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.

Читайте также:  Подкормка для корней винограда

— Сегодня мы с вами будем учёными- почвоведами. Как вы думаете, кто это такие?

Значит, сегодня на уроке вы не просто ученики, а учёным, исследователи.

-Что нам потребуется для того, чтобы хорошо выполнить свою работу?

Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, акку­ратны.

Учёные всегда работают по плану. Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в форму­лировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос.)

— Знаете ли вы, что такое почва?

— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка «Что такое почва?») Что ещё хотели бы узнать о почве?

— Что входит в ее состав? (На доску вывешивается следующая табличка — «Состав почвы».)

— А знаете ли вы, зачем человеку почка и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка — «Почва и человек».)

1. Что такое почва?

3. Почва и человек.

— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются от­веты детей.)

5. Этап работы над новым материалом

1. — Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва? Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? Правильно.

Работа с учебником на с. 28

Почва – это верхний темный плодородный слой земли.

— А что значит «плодородный»?

— Что такое плодородие?

— Плодородие – главное свойство почвы.

— Разберите это слово по составу.

(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)

Почему же почва плодородна?

— Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

— Ответили на первый пункт плана? (Да.)

2. Что входит в состав почвы?

Состав почвы (практическая работа)

— Сейчас вы будете работать в группе. Вам нужно рассмотреть образец почвы и выяснить, что входит в её состав.

Правила работы в группе

1. В группе должен быть ответственный.

2. Если не понял, переспроси.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Работать должен каждый на общий результат.

Свои результаты мы занесём в схему.

-Что нам нужно сделать, для того, чтобы узнать состав почвы?

— Какие частицы вы увидели? (Песок, глина.) Запишите свои на­блюдения в таблицу. (Дети вписывают в таблицу «песок» и «глина».)

— Проверим, что получилось.

— Оцените свою работу в группе по исследованию почвы.

-Почему возникли затруднения?

— Мы с вами почву только рассматривали, значит, для получения дальнейших результатов нам нужно провести… опыты.

— Для чего мы будем их делать?

• Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. Что заметили? (Пузырьки.)

• Какой вывод мы можем сделать? (В почве есть воздух.)

• Впишите «воздух» в таблицу.

2 опыт. Нагревание почвы

(При выполнении этого опыта учителю следует помнить о прави­лах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети вниматель­но наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет.)

3 опыт . Если я продолжу нагревать землю, то появиться дым с запахом. Что может гореть?

-Сделайте вывод. Значит, в почве есть… перегной.

-Наша табличка заполнена.

-Что входит в состав почвы?

— Как мы это узнали? Что мы для этого сделали?

-Оцените свою работу в ходе выполнения опытов.

-Следующий пункт нашего плана «Почва и человек»

А может ли почве что-нибудь угрожать? (Может.) Давайте прочтем текст «Почва в опасности!»

— Что может угрожать почве? (Разрушение, загрязнение.)

— Что является врагами почвы? (Вода, ветер, ядовитые веще­ства.)

(На доске заполняется таблица.)

— Как происходит разрушение почвы? (Выслушиваются ответы детей.)

Вода размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная кор­нями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, рас­ширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими. Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям овра­гов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят пло­тины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов па­шут только поперек склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны. Дети могут помочь взрослым, ухаживая за посадками на склонах оврагов, охраняя растения от уничтожения.

— В результате чего происходит загрязнение почвы? (Причиной загрязнения служат, как правило, различные техногенные катастро­фы. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. боль­шая площадь плодородных земель Беларуси была загрязнена радио­нуклидами. Загрязнение почв происходит также в связи с ядовиты­ми выбросами на промышленных предприятиях и т. д.)

Читайте также:  Парник фм4610 2х1 16х0 8м

— Давайте составим правила, которые нужно соблюдать для защиты почвы:

— Оцените свою работу.

6. Этап закрепления изученного

Ситуации для обсуждения

• а) Ребята, придя на некогда красивую полянку, увидели неприят­ную картину. На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Мальчи­ки собрали все это и сожгли на костре. Правильно ли поступили ребята?

«Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пено­пласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадаю! очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остает­ся смола, которая не разлагается естественным путем. Все это надо было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно.

Разлагаясь очень медленно, эти отходы отравляют почву. Так, консервная банка будет лежать и отравлять почву на протяжении 30 лет, полиэтиленовый пакет — 200 лет, стекло — 1000 лет».

б) На склоне холма вырубили деревья. Растаял снег, прошел сильный дождь. Назовите последствия вырубки леса. (Вырубка леса приводит к разрушению почвы, образованию рытвин, оврагов, ис­чезновению растений.)

7. Этап контроля и самоконтроля

— Сверка с эталоном.

— Оцените свою работу.

8. Этап информации о д/задании

Вам предлагается выбрать, один из вариантов и подготовить ответ.

— Как человек использует почву и её охраняет?

— Почва и ее состав.

9. Этап подведения итогов урока

— Что узнали о почве? (Учащиеся делают вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.)

— Что должен делать человек, чтобы сохранить почву?

— Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему)

— Вы достигли цели? (да)

— Чем вы воспользовались при достижении цели? Что мы делали, чтобы достичь цель урока (провели опыты — практическим путём исследовали почву, работали по учебнику)

— У кого остались затруднения?

— У кого в «Листке самооценки» только +, один -.

— Кого бы вам хотелось отметить сегодня на уроке? Чьей работой вы были удивлены?

Источник

Почва — святыня наша.

  • Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
  • Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Просмотр содержимого документа
«Почва — святыня наша.»

Тема занятия: Почва — святыня наша.

формировать понятие «почва»;

познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;

раскрыть роль почвы в жизни растений;

уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;

развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас, кругозор;

воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.

Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Планируемый результат: личностные: положительное отношение к занятиям на кружке..

2. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.(слайд 2)

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений: (слайд 3)

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

Читайте также:  Выращивание томатов подкормка томатов

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?

Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Планируемый результат: регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять границы знаний и незнаний

познавательные:строить речевые высказывания в устной форме, подводить под понятие

коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог,определение общей цели и пути ее достижения

3. Сообщение темы занятия.

— Сегодня нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.

Планируемый результат: познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу.

личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу.

4. Работа над материалом занятия.

1. — Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва? (работа со словарём в парах), (слайд 4-5)

Почва – это верхний темный плодородный слой земли.

А что значит «плодородный»?

Что такое плодородие? (слайд 6)

Плодородие – главное свойство почвы.

Разберите это слово по составу.

(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)

Почему же почва плодородна?

Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

2. — Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?

( В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.)

— Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я . (вода.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу.

— Есть ещё один важный компонент почвы – это минеральные соли.(слайд 7)

В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.

Планируемый результат: познавательные:

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под правило; установление причинно-следственных связей

личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

вносить необходимые коррективы

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Ведущий – учитель.(Дети повторяют за ведущим движения)

Солнце жаркое печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается –

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору:

Поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла Почва,

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

6.Закрепление полученных знаний.

– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (ответы детей)(слайд 8)

– Только ли человеку нужна почва? (ответы детей) (слайды 9-10)

-Каковы же причины загрязнения почвы? ? (ответы детей) (слайд 11)

-Что нужно делать, чтобы сохранить почву? (ответы детей) (слайд 12)

-Как вы можете объяснить смысл следующих пословиц? (ответы детей) (слайд 13)

— Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Планируемый результат: познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под правило; установление причинно-следственных связей

регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

вносить необходимые коррективы

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (разгадывание загадок, работа со словарем, практическая работа, объяснение пословиц). Перед каждым ребенком — бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.

Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!

Планируемый результат: личностная: формирование реальной самооценки

Итоги занятия. Выводы.(слайд 14)

Планируемый результат: Мотивация на перспективу

Источник

Adblock
detector