Почвенный покров России
Первым ученым, классифицировавшим почвы России, был Василий Васильевич Докучаев. При разработке типологии он учитывал условия и характер их образования. В дальнейшем систематизацию дополнили другие почвоведы.
Основные типы почв
Арктические почвы
Формируются на севере России в непродолжительный теплый сезон на незначительных участках островов Арктики, которые свободны от снега и льда. Это маломощные и очень бедные почвы. Редкие мхи и лишайники, которые здесь растут, практически не дают «материала» для образования гумуса. Почвы данного типа неплодородны — на них невозможно что-либо выращивать.
Тундрово-глеевые почвы
Характерны для области арктического побережья России. Несмотря на малое количество осадков, из-за недостаточного испарения и близкого нахождения многолетней мерзлоты тундровые почвы сильно переувлажнены. В них идет процесс образования глея. При избытке влаги и недостатке кислорода в этих почвах восстанавливаются главным образом соединения железа, которые и придают им зеленоватую и голубовато-серую окраску. Другая особенность данного почвенного покрова — малое содержание гумуса. Мощность окрашенного гумусом горизонта не превышает 5–8 см.
Подзолистые почвы
Самые распространенные в России. Они формируются под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения. Отличительные черты этих почв — наличие хорошо выраженного подзолистого горизонта (вымывания) и кислая реакция, которая является неблагоприятным фактором для выращивания культурных растений. Для нейтрализации кислотности при сельскохозяйственной обработке в подзолистый покров вносят известковую муку.
Дерново-подзолистые почвы
Преобладают в смешанных лесах, где помимо хвойных есть лиственные породы и хорошо развит травяной покров. У этого типа почв, по сравнению с подзолистыми, достаточно мощный гумусовый (дерновый) горизонт (10–20 см) с более высоким содержанием плодородного слоя. Причин тому две: лиственные деревья дают растительный опад; в этих районах больше солнечного тепла и меньше влаги, просачивающейся в почву, что ослабляет вымывание гумуса.
Серые лесные почвы
Непременными условиями для их формирования являются преобладание континентального климата и наличие широколиственных лесов и травяной растительности. Места образования содержат необходимый данному покрову элемент — кальций. Благодаря ему вода не проникает вглубь почв и не размывает их. Содержание гумуса составляет 2–8%, то есть урожайность средняя. На серых лесных почвах выращивают плодовые и зерновые культуры.
Черноземные почвы
Господствуют в степях. Это самые плодородные почвы во всей России. Важнейшую роль в формировании черноземов играет дерновый процесс. В степях обильно растут однолетние травы, которые ежегодно отмирают. Именно поэтому черноземы характеризуются мощным слоем гумуса (обычно мощность гумусового горизонта составляет 50–80 см, а в бассейне реки Кубани достигает рекордной величины — 1,5 м). В наши дни черноземы России практически полностью распаханы. Они сосредоточены в районе наиболее развитого в стране сельского хозяйства.
Бурые и серо-бурые почвы
Формируются в областях с пустынным климатом. Поскольку в России таких мест очень мало (отдельные участки Астраханской области), то данный тип почв в нашей стране представлен нешироко. Органический покров здесь незначительный, а образование гумуса затруднено из-за высоких температур, уменьшения влаги и растительного опада.
Каштановые почвы
Распространены в южных степях и полупустынях и формируются в условиях дефицита влаги и крайне скудной растительности. Как следствие, каштановые почвы имеют менее мощный слой гумуса и более светлый коричневый (каштановый) цвет. Хотя они считаются достаточно плодородными, в земледелии их не используют из-за недостатка влаги.
Азональные типы почв
В России есть не только зональные почвы. Иногда на территории страны встречаются сектора, почвенный покров которых разнится от того, что доминирует в зоне. Такие почвы принято называть азональными. От типичных они отличаются свойствами и структурой. Формирование данных почв связано с местными особенностями климата, характером растительности и другими факторами.
Где искать азональные почвы
Незональные почвы формируются в местах с избытком влаги или на особенных почвообразующих породах. Есть они и на территориях, сильно подверженных влиянию какого-либо внешнего фактора (периодический разлив рек, морские приливы, оседание вулканического пепла и др.).
Болотные (торфянистые) почвы — самые распространенные среди незональных. Для их образования необходимо сильное переувлажнение. Они встречаются практически во всех климатических поясах. В России их много в Западной Сибири, прослывшей как край болот.
В Восточной Сибири, где достаточно продолжительный холодный период, доминируют таежно-мерзлотные почвы, хотя на той же широте европейской части России распространены дерново-подзолистые и подзолистые. В долинах рек преобладают аллювиальные почвы, образованные речными наносами. Они, как правило, более плодородны, чем окружающие их зональные почвы.
На Камчатке и в других областях, где извергаются вулканы, образуются вулканические почвы. В их состав входит пепел, оседающий после вулканических взрывов. С одной стороны, эти почвы рыхлые и легкие (а значит, они без труда раздуваются ветром), но с другой, обладают колоссальным набором минералов, что существенно повышает их плодородие.
Солончаки и солонцы
Этот тип незональных почв развит в южных засушливых районах, на участках с относительно близким залеганием минерализованных грунтовых вод. Их образование связано с процессами засоления. В отличие от подзолистых почв здесь господствуют не нисходящие, а восходящие токи воды. Влага с растворенными минеральными соединениями (карбонаты, гипс и др.) подтягивается к поверхности и испаряется, а соли выпадают в осадок. В солонцах соли распределены или по всему профилю, или насыщают отдельные горизонты, в солончаках их концентрация еще больше.
Источник
Тест по окружающему миру Земля-кормилица 4 класс
Тест по окружающему миру Земля-кормилица 4 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 4 задания, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.
А1. Отметь самые распространенные почвы нашей страны.
1) чернозёмные
2) луговые
3) подзолистые
4) тундровые
А2. Укажи самые плодородные почвы.
1) болотные
2) подзолистые
3) чернозёмные
4) луговые
А3. Вспомни, за сколько лет образуется 1 см почвы.
1) 10-20 лет
2) 150-200 лет
3) 40-50 лет
4) 250-300 лет
А4. Отметь почву, содержащую толстый слой дерна, образованный корнями растений.
1) луговая
2) подзолистая
3) тундровая
4) лесная
В1. Подумай, какое полезное ископаемое можно найти в составе болотных почв.
1) глину
2) торф
3) песок
4) известняк
В2. Найди неверное высказывание.
1) Чернозёмы богаты перегноем.
2) Использованные карьеры закапывают.
3) Землю распахивают вдоль склона
4) Много удобрений — вредно для почвы.
С1. Отметь, что защищает почву на полях.
1) посадка растений
2) снегозадержание
3) внесение удобрений
4) правильная распашка
Ответы на тест по окружающему миру Земля-кормилица 4 класс
А1-3
А2-3
А3-4
А4-1
В1-2
В2-3
С1-13
Источник
Тест по окружающему миру «Земля кормилица»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Т ест «Земля-кормилица»
1) Какие почвы в нашей стране самые распространенные?
2) В каких почвах можно обнаружить толстый слой торфа?
В) в серых лесных
3) В каких почвах можно обнаружить толстый слой дерна,
образованного переплетающимися корнями травянистых растений?
Б) в подзолистых
4) Что происходит с почвой, если ее слишком сильно поливать?
А) в почве накапливается избыток соли
Б) в почве появляются насекомые – обитатели водоемов
В) по почве неприятно ходить
5)Что не помогает защите почвы на полях?
А) посадка лесных полос
В) внесение удобрений
6) Что происходит при чрезмерном внесении в почву удобрений?
А) растения растут очень быстро
Б) гибнут черви, личинки и бактерии
В) почва пересыхает
7) Какой тип почвы самый плодородный?
А) тундровая почва
Б) серая лесная почва
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-534086
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Проверочная работа по окружающему миру на тему «Земля-кормилица» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проверочная работа по теме «Земля-кормилица»
1. Какие почвы характерны для болот? (Болотные)
2. Какие почвы распространены в лиственных лесах? (Серые лесные)
3. Какие почвы распространены в степях? (Чернозёмы)
4. Какие почвы характерны для лугов? (Луговые)
5. Какие почвы в нашей стране самые распространённые? (Подзолистые)
6. Какие почвы распространены в тайге и смешанных лесах? (Подзолистые)
7. В каких почвах заметен толстый слой дёрна? (В луговых)
8. Какие почвы распространены в тундре? (Тундровые)
9. Какие почвы самые плодородные? (Чернозёмные)
10. Какие почвы содержат толстый слой торфа? (Болотные)
11. Что помогает защитить почву от выветривания? (Полезащитные лесные полосы)
12. Что помогает защитить почву в зимний период? (Снегозадержание)
13. Что помогает защитить почву от размывания и образования оврагов? (Правильная распашка поперёк склона)
14. Как нужно использовать ядохимикаты и удобрения? (Умеренно)
15. Какие последствия для почвы имеет слишком обильный полив? (Накапливается избыток солей)
Проверочная работа по теме «Земля-кормилица»
1. Какие почвы характерны для болот? _____________________________________
2. Какие почвы распространены в лиственных лесах? _________________________
3. Какие почвы распространены в степях? ___________________________________
4. Какие почвы характерны для лугов? ______________________________________
5. Какие почвы в нашей стране самые распространённые? _____________________
6. Какие почвы распространены в тайге и смешанных лесах? ___________________
7. В каких почвах заметен толстый слой дёрна? ______________________________
8. Какие почвы распространены в тундре? ___________________________________
9. Какие почвы самые плодородные? _______________________________________
10. Какие почвы содержат толстый слой торфа? _______________________________
11. Что помогает защитить почву от выветривания? ___________________________
12. Что помогает защитить почву в зимний период? ___________________________
13. Что помогает защитить почву от размывания и образования оврагов? __________________________________________
14. Как нужно использовать ядохимикаты и удобрения? _______________________
15. Какие последствия для почвы имеет слишком обильный полив? __________________________________________________________
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 89 человек из 41 региона
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация метода «до и после» на уроке окружающего мира
Тест по теме «Грибы»
Описание метода «До и после»
Конспект урока окружающий мир п теме «Уход за домашними животными»
Урок по развитию речи по теме «Зимние забавы»
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе «Красивые камни в нашем доме»
Презентация по окружающему миру на тему «В широкой степи» (4 класс)
Презентация к проекту по теме: «Бурый медведь»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376596 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник