Меню

Выберите принадлежащее докучаев определение почвы

Тест по географии Почва и почвенные ресурсы 8 класс

Тест по географии Почва и почвенные ресурсы для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 15 заданий с выбором ответа.

1. Назовите основное качество почвы

1) рыхлость
2) органичность
3) плодородие
4) сохранность

2. Выберите принадлежащее В.В. Докучаеву емкое определение почвы

1) кладовая минералов
2) зеркало ландшафта
3) источник жизни
4) наследие веков

3. Определите преобладающий в европейской части России тип почв

1) подзолистые
2) черноземы
3) бурые
4) лесные

4. Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?

1) песчаная
2) комковатая
3) тонкослоистая
4) монолитная

5. Какое из названных мероприятий не является основным видом сельскохозяйственной мелиорации?

1) осушение и орошение
2) борьба с эрозией
3) химическая мелиорация
4) физическая мелиорация

6. Среди четырех факторов почвообразования определите ведущий

1) режим увлажнения
2) температура воздуха
3) особенность рельефа
4) живые организмы

7. В каких районах России получили распространение солончаки?

1) на Камчатке
2) в Прикаспийской низменности
3) на Южном Урале
4) в Карелии

8. Какое количество пищи получает человечество с обработанной земли?

9. Назовите главных естественных врагов почв

1) переувлажнение
2) водная и ветровая эрозия
3) перевыпас скота
4) обильные снегопады

10. Какие почвы образуются в степях?

1) подзолистые
2) черноземы
3) бурые
4) серые

11. В каком месте почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами?

1) внутри и вокруг больших городов
2) вокруг крупных сел
3) у подножья гор
4) на поймах крупных рек

12. Как можно повысить плодородие почв?

1) правильной, культурной обработкой почв
2) созданием защитных лесополос
3) переменой выращиваемых культур
4) изъятием земель из севооборота

13. Каково, в среднем, снижение урожайности в результате эрозии?

14. На каких грунтах образуются легкие почвы?

1) на глинистых
2) на суглинистых
3) на супесчаных
4) на песчаных

15. Как образуется перегной?

1) биологические остатки перегнивают под воздействием живу­щих в земле микроорганизмов
2) органику в почву приносят талые воды
3) сезонное промерзание-оттаивание почвы выжимает перегной из минералов
4) химические процессы разлагают горные породы

Ответы на тест по географии Почва и почвенные ресурсы
1-3
2-2
3-1
4-2
5-4
6-4
7-2
8-4
9-2
10-2
11-1
12-1
13-3
14-4
15-1

Источник

Тест по теме.Почвы 8 кл

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по теме «Почва и почвенные ресурсы» 8 класс

Почва отличается от горной породы:

а) плодородием б) увлажнением в) твердостью

Плодородие почвы зависит от наличия в почве:

а) влаги б) минеральных солей в) воздуха г) гумуса

Выберите принадлежащее В.В.Докучаеву емкое определение почвы:

а) кладовая минералов б) зеркало ландшафта

в) источник жизни г) наследие веков

Материнская порода – это горизонт:

На каких грунтах образуются легкие почвы?

а) на глинистых б) на суглинистых в) на супесчаных г) на песчаных

Среди четырех факторов почвообразования определите ведущий:

а) режим увлажнения б) температура воздуха

в) особенность рельефа г) живые организмы

Определите преобладающий в европейской части России тип почв:

а) подзолистые б) черноземы в) бурые г) лесные

Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?

а) песчаная б) комковатая в) тонкослоистая г) монолитная

Какое количество пищи получает человечество с обработанной земли?

а) 30% б) 50% в) 70% г) 90%

Какое из названных мероприятий не является основным видом сельскохозяйственной мелиорации?

а) осушение и орошение б) борьба с эрозией

в) химическая мелиорация г) физическая мелиорация

11. Найдите соответствие:

1) тундра а) подзолистые

2) тайга б) мерзлотно-таежные

3) смешанный лес в) черноземы

4) степь г) бурые, серо-бурые

5) полупустыня д) серые лесные

6) лиственничная тайга е) тундрово-глеевые

Тест по теме «Почва и почвенные ресурсы» 8 класс

Назовите основное качество почвы:

а) рыхлость б) органичность в) плодородие г) сохранность

Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

а) растения б) насекомые в) млекопитающие

Основатель науки о почвах:

а) М.В. Ломоносов б) В.В. Докучаев в) В.А. Обручев

Какой механический состав имеют почвы, которые содержат 58% песка?

а) супесь б) песок в) суглинок г) глина

Какие почвы называют тяжелыми?

а) песчаные б) глинистые в) суглинистые

Назовите главных естественных врагов почв:

а) переувлажнение б) водная и ветровая эрозия

в) перевыпас скота г) обильные снегопады

Какие почвы образуются в степях:

а) подзолистые б) черноземы в) бурые г) серые

В каком месте почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами?

Читайте также:  Как подкормить декабрист аспирином

а) внутри и вокруг больших городов б) вокруг крупных сел

в) у подножья гор г) на поймах крупных рек

Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв б) о механическом составе почв

в) об увлажнении почв

Как можно повысить плодородие почв?

а) правильной, культурной обработкой почв б) созданием защитных лесополос

в) переменой выращиваемых культур г) изъятием земель из севооборота

1) тундра а) подзолистые

2) тайга б) мерзлотно-таежные

3) смешанный лес в) черноземы

4) степь г) бурые, серо-бурые

5) полупустыня д) серые лесные

6) лиственничная тайга е) тундрово-глеевые

Вариант 1. Вариант 2.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 207 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-184693

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Почвы России

Список вопросов теста

Вопрос 1

Основатель науки о почвах:

Варианты ответов
  • М.В. Ломоносов
  • В.В. Докучаев
  • В.А. Обручев
Вопрос 2

Почва отличается от горной породы:

Варианты ответов
  • плодородием
  • увлажнением
  • твердостью
Вопрос 3

Плодородие почвы зависит от наличия в почве:

Варианты ответов
  • влаги
  • минеральных солей
  • воздуха
  • гумуса
Вопрос 4

Выберите принадлежащее В.В.Докучаеву емкое определение почвы:

Варианты ответов
  • кладовая минералов
  • зеркало ландшафта
  • источник жизни
  • наследие веков
Вопрос 5

Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?

Варианты ответов
  • песчаная
  • зернистая
  • тонкослоистая
  • монолитная
Вопрос 6

При каких условиях климата формируются мерзлотно-таежные почвы?

Варианты ответов
  • умеренно-континентального
  • континентального
  • резко-континентального
  • арктического
Вопрос 7

Какие почвы образуются в степях:

Варианты ответов
  • подзолистые
  • бурые
  • черноземы
  • серые
Вопрос 8

Назовите главных естественных врагов почв:

Варианты ответов
  • водная и ветровая эрозия
  • переувлажнение
  • перевыпас скота
  • обильные снегопады
Вопрос 9

Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

Варианты ответов
  • бактерии
  • млекопитающие
  • насекомые
  • растения
Вопрос 10

Где пахотных земель больше?

Варианты ответов
  • в тайге
  • в смешанных лесах
  • в степях
  • в тундре
Вопрос 11

Найдите соответствие между природной зоной и почвой, распространенной в этой зоне:

Варианты ответов
  • подзолистые
  • мерзлотно-таежные
  • бурые, серо-бурые
  • черноземы
  • серые лесные
  • тундрово-глеевые

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии

Комментарии 0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Возможности тестов


Источник

2. Что такое почва

Первое научное определение почвы тоже принадлежит В.В. Докучаеву: «Почва – это те дневные или близкие к ним горизонты горных пород (все равно каких), которые были более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов, – живых и мертвых, что и сказывается известным образом на составе, структуре и цвете таких образований». В этой формулировке Докучаев сделал акцент на факторах-почвообразователях, тем самым, утверждая ее самостоятельность как природного образования.

П.А. Костычев остался верен себе и в определении почвы, уделив главное внимание роли организмов: «Мы, прежде всего, выделяем верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса корней, и называем этот слой почвой». Особое значение такому качеству почвы, как плодородие, придавал и другой крупный ученый-почвовед – академик В.Р. Вильямс. Он писал: «Когда мы говорим о почве, мы разумеем, рыхлый поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений».

Читайте также:  Коровяк обыкновенный корневая система

Емкое, поэтичное определение почвы принадлежит В.И. Вернадскому: «Почва – благородная ржавчина Земли». В четырех словах ученому удалось сказать очень многое. Назвав почву «ржавчиной Земли», он указал путь ее образования из литосферы под влиянием атмосферы, биосферы и гидросферы. При этом продукт переработки первозданных горных пород – «ржавчина»-почва – обладает благородством, т.е. способностью рождать благо, производить урожай растений. И главное: почва – это планетарное образование, одна из сфер матушки Земли.

Итак, внешний облик почвы, ее свойства и плодородие определяются теми факторами почвообразования, под влиянием которых она сформировалась. Морфология почвы (внешний вид) отражает ее внутренние свойства и поэтому почвовед уже в поле на основании ознакомления с морфологическими свойствами почвы может сделать предварительное заключение о качестве почвы. Давайте и мы с Вами попробуем сделать то же самое.

Для этого надо выкопать яму (почвоведы говорят – «разрез») глубиной около метра, и рассмотреть одну из боковых стенок – почвенный профиль. Первое, что бросается в глаза – почва сильно меняется с глубиной. Сверху обычно лежит темный, богатый перегноем, слой. Его называют аккумулятивным (или перегнойным) горизонтом (в почвоведении принято обозначать его латинской буквой А). Он может быть совсем тоненьким – всего-то 2-3 см, а может и достигать 2-х метров! Но чаще всего его мощность лежит в пределах 20-40 см. В самом низу видна желтая (палевая, бурая, красно-бурая) порода из которой образовалась почва, поэтому ее и называют материнской породой, а обозначают буквой С. Между перегнойно-аккумулятивным горизонтом и материнской породой может залегать еще не один горизонт, а несколько. Самый простой вариант – переходный по накоплению гумуса горизонт В. Именно такое строение почвенного профиля у черноземов. Гораздо более сложное строение профиля у подзолистой почвы. Рассмотрите внимательно рисунки почвенных профилей этих двух почв, и, может быть, Вы сразу определите какая же почва на Вашем участке.

Одним из наиболее важных морфологических признаков почвы является ее окраска (цвет). Важно, что уровень плодородия почвы тесно связан с окраской: темные почвы обычно характеризуются более благоприятными для жизнедеятельности растений условиями, чем светлые. Обусловлено это количеством и качеством почвенного органического вещества – гумуса, так как именно гумус чаще всего обеспечивает темный цвет почвы. Но, конечно, не только гумус определяет окраску почвенных горизонтов. Большой вклад в формирование этого свойства вносят и другие химические соединения, например, оксиды железа. Именно они обеспечивают те бурые, красновато-ржавые, желтые тона, которые характерны для нижней части почвенного профиля. И надо заметить, что большинство почв на земном шаре имеют именно такую окраску (вспомним слова Вернадского: «почва – благородная ржавчина Земли», как верно, не правда ли?).

А может, в Вашем разрезе на определенной глубине появились голубовато-сизые тона? Тогда Вам явно не повезло с участком, и придется немало потрудится для того, чтобы эту почву превратить в плодородную. Дело в том, что эти тона обусловлены присутствием закисных соединений железа, а они появляются только при наличии стойкого переувлажнения. Впрочем, не отчаивайтесь, большое значение имеет то, на какой глубине залегает этот горизонт (его называют глеевым, а обозначают буквой G). И потом, говорят, что сине-зеленая глина обладает чудодейственной исцеляющей силой.… А предприимчивые люди на рынке уже продают ее расфасованной в полиэтиленовые пакеты на килограммы.

Однако не менее важным для формирования почвенного плодородия является и наличие хорошо выраженной водопрочной структуры. Структура почвы – это те комочки (отдельности, агрегаты), на которые она самопроизвольно распадается в состоянии оптимальной влажности. Размер, форма, такие внутренние свойства этих комочков, как механическая прочность и водопрочность, во многом определяются количеством и качеством органического вещества в почвах. Работами С.А. Захарова было показано, что все многообразие форм структурных отдельностей можно свести к трем основным типам: кубовидному, призмовидному и плитовидному.

Кубовидный тип структуры характеризуется примерным равенством горизонтальной и вертикальной осей структурных агрегатов. Кубовидные структуры в природе характеризуются высокой устойчивостью, и структурные почвенные отдельности этого типа не являются исключением из этого общего правила. Для верхних горизонтов плодородных почв характерна именно такая структура, так как она обеспечивает благоприятные для растений водно-воздушные свойства. Другие типы структур не способны противостоять размывающему действию воды, а плитовидные отдельности известны и своей крайне низкой механической прочностью. Именно поэтому с агрономической точки зрения структурными являются только почвы, обладающие кубовидной структурой, но для диагностики почв важно учитывать особенности структуры независимо от ее способности обеспечивать растения необходимыми для нормальной жизнедеятельности условиями. И наиболее общие закономерности здесь такие.

Читайте также:  Как правильно внести свежий навоз осенью

Очень часто процесс почвообразования включает явления вымывания (элювиирования) веществ из верхней части профиля и накопления (иллювиирования) их в средней или (и) нижней части почвы. Такой «сценарий» почвообразования характерен для почв, формирующихся в условиях избыточного количества влаги и свободного дренажа, например, в Подмосковье. Причем, элювиирование обычно сопровождается формированием структуры плитовидного типа, а иллювиирование – призмовидного типа.

Итак, одним из наиболее заметных следствий почвообразовательного процесса является разделение (дифференциация) изначально однородной материнской породы на генетические горизонты – слои, различающиеся окраской, структурой и другими морфологическими свойствами. Лабораторные исследования убеждают нас в том, что эти горизонты характеризуются своеобразным набором минералов и химических соединений, особенностями физических свойств, своеобычием биологии.

На иллюстрации показаны почвенные профили чернозема и подзола. Чернозем – зональная почва луговых и разнотравно-типчаково-ковыльных степей, характеризуется очень высоким уровнем природного плодородия. Растительность степей накапливает большую фитомассу, которая при ежегодном отмирании становится источником для синтеза специфического почвенного органического вещества – гумуса. С растительным опадом в почву ежегодно поступает от 600 до 1400 кг/га азота и зольных веществ, в то время как с опадом хвойных лесов в почву поступает только 40 – 300 кг/га этих элементов. В гумусе, как в кладовой, до поры до времени хранятся элементы питания, в том числе азотистые соединения. Минеральные соединения азота, как известно, все без исключения характеризуются высокой растворимостью в воде, и природа выработала защитный механизм, позволяющий предотвратить потери азота путем связывания его в органическом веществе почвы. Именно процессу аккумуляции гумуса обязан чернозем своей окраской и зернистой структурой, относящейся к кубовидному типу, обеспечивающей благоприятное сочетание воды и воздуха в почве. Отсутствие процессов элювиирования и иллювиирования в отношении большинства соединений обеспечивает монотонное убывание интенсивности темной окраски с глубиной, хотя наиболее легкорастворимые соединения выносятся нисходящим током влаги на глубину наибольшего промачивания почвы. Подтверждением этому является наличие в черноземах на некоторой глубине скоплений мелких конкреций белого цвета – «белоглазки», представляющих собой стяжения карбонатов кальция.

Подзол – почва, сформировавшаяся под хвойным лесом. Особенности климата обусловливают преобладание осадков над испаряемостью и обеспечивают промывание почвенной толщи фильтрующейся влагой. Причем, влага эта, пройдя предварительно через слой лесной подстилки и растворив накопившиеся в полуразложившемся хвойном опаде органические кислоты, приобретает кислотные свойства и обеспечивает протекание гидролиза минералов, составляющих почвенную массу. Такой процесс называется подзолистым или оподзоливанием. Продукты гидролиза током влаги распределяются в нижележащей толще почвенного профиля, а в верхней его части обособляется белесый обесструктуренный горизонт, масса которого напоминает золу. Горизонт характеризуется однородным химическим составом, он на 80 – 99 % состоит из кремнезема. Это обеспечивает практически полное бесплодие слоя, что хорошо иллюстрирует строение корневой системы ели, растущей на подзоле: отсутствие элементов питания в почвенной массе горизонта делает излишним развитие корней в этом слое. Бурая лесная почва формируется также под влиянием промывного водного режима, но в условиях более теплого климата под пологом широколиственного леса с примесью хвойных пород. Листовой опад в таком лесу содержит значительно больше таких химических элементов, как кальций и магний. Эти элементы нейтрализуют органические кислоты продуктов разложения опада, что предопределяет отсутствие или слабое проявление оподзоливания в этой почве. Отсюда сравнительно однородный химический состав и более благоприятные условия для развития корневой системы ели.

Характер и назначение этой книги не позволяют рассказать хотя бы вкратце о наиболее распространенных почвах, так как разнообразие факторов почвообразования, их различное сочетание в природных условиях дает огромное количество разновидностей почв на земном шаре. По заданию международного комитета по продовольствию (ФАО-ЮНЕСКО) в 1974 году была составлена Почвенная карта мира в масштабе 1: 5.000.000. На ней было выделено 106 почвенных единиц (примерно соответствующих понятию тип почвы). На карте, составленной в 1987 году, нанесено уже 144 почвенные единицы (типа). Новая почвенная карта, в электронном атласе Мира «Человек и Земля» содержит 178 почвенных единиц. Правда, это расширение списка идет в основном за счет тропических областей Африки и Южной Америки.

Конечно, Вам нет необходимости изучать все 144 типа почв, достаточно разобраться с тем, какая конкретно почва на Вашем участке, какие у нее достоинства и недостатки, как с ней обращаться и как ее лечить. В других главах этой книги я попытаюсь вкратце познакомить Вас с самыми распространенными почвами нашей страны. Ну, а если Вы более глубоко заинтересуетесь этим предметом и захотите познакомиться с ним поближе, к Вашим услугам учебники почвоведения.

Источник

Adblock
detector