Доходы от продажи собственного урожая не облагаются НДФЛ
blinow61 / Depositphotos.com |
ФНС России разъяснила особенности обложения НДФЛ доходов, полученных от продажи налогоплательщиком продукции растениеводства, выращенной в личном подсобном хозяйстве (письмо ФНС России от 17 декабря 2019 г. № БС-3-11/10692@).
Налоговым законодательством установлен закрытый перечень доходов налогоплательщиков-физлиц, освобождаемых от обложения налогом. Так, согласно ему не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на российской территории. Аналогичное правило применяется и в отношении продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде) (п. 13 ст. 217 Налогового кодекса).
При этом должны соблюдаться следующие условия:
- общая площадь земельного участка, находящегося на праве собственности или ином праве физлиц, не превышает максимального размера в 0,5 га (установлен в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ);
- ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на вышеуказанном участке осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.
Чтобы получить такое освобождение, гражданин должен представляет документ, подтверждающий, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества. Также в документе указывается и размер общей площади земельного участка. Выдается такая справка соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Если налогоплательщик выполнит все вышеуказанные условия, то у него будет отсутствовать налоговая база для исчисления налога, а значит, как поясняет ФНС России, у физлица будет отсутствовать и обязанность по регистрации в налоговых органах в качестве предпринимателя.
Источник
Придется ли в 2021 году платить «налог на урожай», если вы реализуете излишки со своего огорода?
Огородный сезон в самом разгаре. Я сама заядлая огородница, выращиваю плодовые кусты, деревья, овощи. Кстати, на фото — мои помидорки, красненькие сняла, а остальные дозревают.
В этом году лето у нас выдалось засушливое, и урожай не очень радует. Но все равно очень часто возникает ситуация, когда остаются излишки урожая. Я стараюсь ничего не выбрасывать и реализую все это на Авито. Благо спрос на сезонные овощи-фрукты там всегда есть, и люди с удовольствием приобретают качественные продукты без химии, выращенные с любовью. Как говорится, и людям хорошо, и нам с мужем неплохая компенсация за труды праведные.
Я знаю, что многие огородники-садоводы поступают точно так же, как и я. И у многих из них возникает вполне логичный вопрос – а не должны ли мы чего-то заплатить нашему любимому государству в виде налогов с продажи овощей, ягод и фруктов? Давайте-ка разберемся!
Кому придется платить?
Не секрет, что в последние годы наше государство пытается ввести налоги буквально на все. Так, в 2020 году, когда у нас бушевала пандемия, и бюджет не досчитывался поступлений, наше Правительство придумало новый так называемый «налог на грядки» или «налог на урожай».
Что же это за налог, и кого именно он касается?
«Налогом на грядки» в народе прозвали патентную систему налогообложения, которая установлена с 2021 года для индивидуальных предпринимателей, занимающихся мелким сельским хозяйством. Для отнесения к этой категории у предпринимателя должно быть не более 15 человек в штате и не более 60 миллионов рублей дохода за прошлый год.
Чтобы продать помидоры, огурцы или другие овощи-фрукты, таким предпринимателям необходимо сначала зарегистрировать ИП и заплатить государству стоимость патента, которая составляет примерно 4000 рублей в месяц. Патент можно приобрести сразу на весь год, тогда его стоимость будет составлять примерно 50 000 рублей.
Кому платить не надо?
Но я знаю дачников, которые реализуют из своего огорода урожай на довольно крупные суммы. Например, у моей мамы в садо-огородном кооперативе соседка-пенсионерка целенаправленно выращивает много овощей и зелени, чтобы потом все это продавать. И ее доход за сезон составляет от 100 000 до 200 000. Так надо ли ей регистрировать свое ИП и оплачивать патент?
Хочу сразу успокоить, что такой бабушке-огороднице и всем тем, кто выращивает на своих участках овощи и фрукты, даже если они продают весь выращенный урожай и получают за это неплохие деньги, регистрировать ИП и оплачивать патент не нужно. Если, конечно, ваш земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства не превышает площадь полгектара или, если пересчитать на сотки, 50 соток.
Именно это – главный критерий, отличающий бабушку-огородницу со своими шестью сотками от фермера, который должен зарегистрирорвать ИП и оплатить государству патент.
Данная норма закреплена федеральным законом № 112-ФЗ от 07.07.2003 г. «О личном подсобном хозяйстве»: «Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз».
То есть в некоторых регионах площадь может доходить до 2,5 га. Если же ваш участок превышает эти ограничения, вы на нем выращиваете овощи и фрукты на продажу, то зарегистрировать ИП и получить патент вы будете обязаны.
Если деньги от продажи урожая перечислены на карту
Очень часто покупатели перечисляют деньги за проданные овощи из огорода на вашу карту. Не возникнут ли в таком случае вопросы к вам у налоговой, ведь при банковском переводе не видно, за что конкретно перечислены денежные средства?
К сожалению, налоговая инспекция может заинтересоваться этими суммами в целях обложения вашего дохода налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), выслать вам соответствующее письмо и вызвать в инспекцию для дачи пояснений. Что делать, если такое письмо вам пришло, и можно ли не ходить в инспекцию, я подробно рассказывала в своей отдельной публикации (Подробнее ➤).
Но переживать не стоит. В этом случае рекомендую вам заранее обзавестись справочкой в местной администрации или в правлении СНТ о том, что продукция, которую вы реализуете, выращена на дачном, огородном или садовом участке либо на участке для ЛПХ площадью не более половины гектара. Тогда продавать урожай можно, не беспокоясь о взыскании налогов, так как согласно п. 13 ст. 217 НК РФ и письму ФНС от 17.12.2019 № БС-3-11/10692@ от НДФЛ от налогообложения такие доходы освобождены.
«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: … 13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде)» (Подробнее ➤).
Желаю вам отличного урожая и прекрасных доходов от реализации его излишков!
Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.
Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.
Источник
Уплата налогов «частью урожая»
Вот уже многие тысячи лет любое государство, или то, что в данной местности принято считать государством, занимается сбором налогов с народонаселения и видит в этом одну из основных своих функций. Причем обычно налоги принимаются в государственную казну в той форме, в которой народ может расплатиться. Есть деньги — отлично, часть урожая — тоже неплохо, шкурами убитых животных — и это сгодится. Можно сказать, что окончательно на цивилизованные денежные расчеты мир перешел только в двадцатом веке, да и то не все и не всегда. Так же, как и тысячу лет назад, если денежные единицы у вас отсутствуют, государство возьмет натуральным продуктом. Лучше оно само потом его реализует и превратит в дензнаки. Не верите? Считаете, что в государстве, которое осваивает космическое пространство, нельзя заплатить налоги «частью урожая пшеницы»? Давайте откроем Налоговый кодекс.
На краю пропасти
Пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса предусматривает, что «при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика. налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика». Вот вам и «часть урожая пшеницы». Только надо отметить, что взысканию подлежит только та сумма неуплаченных налогов, которая указана в неисполненном требовании (или, естественно, требованиях) к налогоплательщику. То есть просто так, с бухты-барахты, взыскивать налоги за счет имущества нельзя; для начала налоговая должна «отработать» задолженность, а именно: выставить должнику требования и поинтересоваться наличием денег на его счетах. «Технология» такого взыскания рассмотрена Налоговым кодексом в статье 47. Состоит она в следующем:
- налоговая принимает решение о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика;
- в течение трех дней после принятия такого решения инспекция направляет судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании долга за счет имущества налогоплательщика;
- дальнейшая судьба имущества, за счет которого может быть покрыта недоплата в бюджет, находится уже полностью в руках судебных приставов-исполнителей и решается при помощи правил Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Конечно, в описанной процедуре есть масса интересных моментов и немаловажных вопросов, но в этой статье речь не о них. Здесь мы разберемся с тем, как сам «нарушитель налогового порядка» узнает о том, что недоимку с него решили взыскать путем «экспроприации» его имущества.
Дело в том, что кроме всего прочего, взыскание недоимки за счет имущества, или, как это называют налоговики, «арест», представляет собой заключительную и обязательную стадию перед тем как организацию «передадут на банкротство». И именно от этих «арестных» сроков отсчитывается период, когда суд может принять заявление налогового органа о банкротстве фирмы. В соответствии со статьей 41 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника». От даты этого решения необходимо отсчитать тридцать дней и тогда уже можно обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании фирмы несостоятельной (банкротом).
«Почтовые услуги» налоговой
Разумеется, далеко не всегда фирмы, с которых инспекция взыскивает недоплату за счет имущества, находятся на грани банкротства. Но дело в том, что вопрос уведомления налогоплательщика о такой форме взыскания решен только в законе «О несостоятельности (банкротстве)», а в Налоговом кодексе даже не рассмотрен.
Анализ статьи 47 Налогового кодекса, которая предусматривает взыскание недоимки за счет имущества налогоплательщика, показывает, что «почтовая» обязанность инспекции может считаться исполненной после «направления в течение трех дней соответствующего постановления судебному приставу». О том, чтобы «порадовать» самого должника, нет ни слова. Аналогичного мнения придерживаются и судьи.
Примером тому может послужить постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2007 г. по делу № А71-9559/06-А6 «По проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу». В нем арбитры отмечают, что «нормами Налогового кодекса Российской Федерации обязанность инспекции направлять налогоплательщику решение и постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика не предусмотрена». Сразу стоит отметить, что служители Фемиды в данном случае отнюдь не изобретали велосипед, а просто сослались на решение своих «старших» коллег, изложенное в постановлении пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве». Именно в нем высшие арбитры указали, что «установленная Налоговым кодексом процедура принудительного взыскания задолженности за счет имущества должника не предусматривает направления налоговым органом должнику решения об этом или копии этого решения. Данное решение направляется налоговым органом судебному приставу-исполнителю, который, возбудив на его основании исполнительное производство, уведомляет о нем должника».
Итак, мы установили, что Налоговый кодекс только описывает те действия, которые должна совершить инспекция для того, чтобы инициировать процедуру взыскания недоимки за счет имущества фирмы. Далее в дело вступает судебный пристав-исполнитель, а сам «нарушитель» узнает о том, что у него появился шанс лишиться имущества, в самую последнюю очередь.
Теперь посмотрим, что в этой области нам предлагает «банкротное» законодательство. Уже упомянутый нами закон «О несостоятельности (банкротстве)», несмотря на то, что очень многие юристы отмечают его несовершенство, очень четко описывает, какие документы должны быть приложены к заявлению кредитора в качестве доказательства наличия признаков банкротства. В частности, как это отмечает пункт 3 статьи 40 и пункт 1 статьи 41 этого закона и подтверждает постановление ВАС от 22 июня 2006 года № 25, к заявлению уполномоченного органа, коим является ФНС, «должны быть приложены как доказательства предъявления решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника к исполнению в службу судебных приставов, так и доказательства направления его копии должнику». Вероятно, это правило связано с тем, что основной целью при банкротстве должника является необходимость вернуть в бюджет недоимку, причем в ее денежном выражении. Поэтому закон о банкротстве и требует направлять должнику копию решения о ее взыскании за счет имущества. Вдруг он испугается и погасит долги? Случай, кстати, не единичный. Очень многие фирмы, не желая расставаться с «нажитым непосильным трудом», на этой стадии все-таки находят деньги для уплаты налогов.
Полезное банкротство
Итак, что же в итоге предлагает нам действующее законодательство? С точки зрения Налогового кодекса ваша компания может узнать о том, что с нее собираются взыскать налоги путем реализации имущества, только после возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. С точки зрения «банкротного» законодательства, такие «сведения» поступят к фирме значительно раньше, а именно на стадии принятия инспекцией решения об обращении в службу судебных приставов. То есть, чтобы не потерять имущество, фирма должна уповать на то, что инспекторы воспользуются законом «О несостоятельности (банкротстве)», а не только Налоговым кодексом. Ну а как поступить, если этого не произошло? Надо обращаться в арбитражный суд и там уже ссылаться на то, что ваше имущество не может быть реализовано, так как налоговая вовремя не направила вам копию решения о взыскании недоимки таким путем. Для подтверждения своей позиции следует сослаться на закон «О несостоятельности (банкротстве)» и постановление пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 25.
Очень многие специалисты в области налогообложения считают, что рассматривать любую фирму как потенциального банкрота — порочная практика. Но, как видно из данной статьи, это все же не совсем так. Банкротство — финальная стадия существования организации, а потому и законодательство в этой области намного суровей, чем Налоговый кодекс. В основном оно направлено на защиту должника, а не на обеспечение интересов кредиторов, будь то контрагенты фирмы или налоговая. Следовательно, для защиты своих интересов обращаться к правилам закона «О несостоятельности (банкротстве)» или к судебной практике, наработанной в этой области, иногда очень полезно. Там есть то, чего в Налоговом кодексе вы никогда не найдете.
Е. Сафарова, налоговый юрист, — для «Федерального агентства финансовой информации»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Источник