Проект «Ананас и его тайны. Выращивание экзотических растений на примере Ananas comosus» (подготовительная к школе группа)
Елена Полякова
Проект «Ананас и его тайны. Выращивание экзотических растений на примере Ananas comosus» (подготовительная к школе группа)
Проект: «Ананас и его тайны»
(выращивание экзотических растений на примере Ananas comosus).
Автор проекта: Полякова Елена Сергеевна
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: позновательно-исследовательский
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность проекта: экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить всевозможные виды овощей и фруктов, в том числе и экзотические для нашей местности. Детей привлекает все интересное и необычное. Узнав о самых полезных растениях тропических лесов, экзотических фруктах и лекарственных растениях, которые могут пригодиться человеку во влажном тропическом лесу, дети очень сильно заинтересовались и предложили вырастить у нас в группе какое-нибудь одно из тропических растений, что бы вырастить его самим и своими глазами увидеть, как оно растет. Дети очень заинтересовались таким фруктом, как ананас. И пришли в замешательство, ананас – это растение, куст или дерево? В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети не только узнают названия экзотический растений и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования дети познакомятся с особенностями – ананаса (условиями его роста, способами размножения). Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы, естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Объект исследования: Ананас Таиландский.
Предмет исследования: Процесс выращивания ананаса в закрытом грунте.
Цель: Создание условий для знакомства детей с экзотическим фруктом (ананаса Тайландского).
1. Формировать представления детей об экзотическом фрукте ананас.
2. Формировать умения у детей ухаживать за растениями, соблюдая условия, необходимые для выращивания экзотического фрукта.
3. Воспитывать у детей 6-7 лет бережное отношение к природе и окружающему миру.
В условиях группы из травянистой части фрукта возможно вырастить большое и красивое травянистое растение.
Как выращивают такой фрукт, как ананас?
1.Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка — пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
2.Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и детей.
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.
Фрукт ананас, пластиковые стаканчики, пластиковые тарелочки, горшок и земля и грунт для посадки.
Дети с большим интересом занимаются выращиванием экзотического растения.
Дети применяют на практике свои теоретические знаний.
Дети самостоятельно отображают свои наблюдения, регулярно зарисовывая изменения, происходящие с ананасом.
Родители активно принимают участие в проектной деятельности.
Связь с другими видами деятельности.
Организация образовательной деятельности из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие).
Беседы, наблюдения (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап
— Ознакомление с биологическим описанием экзотического растения.
— Беседа «Что такое ананас? Как оно выглядит? Истрия происхождения».
— Сбор информации из различных источников об экзотическом растении ананас.
— Помощь в формировании гипотезы.
— Ознакомление с полезными свойствами ананаса. Беседа с детьми «Полезные свойства экзотического фрукта ананас».
— Беседа с детьми «Блюда из ананаса».
— Проведение опроса у детей:
1. Что такое ананас? Это трава, куст или дерево?
2. Знаете ли вы о пользе этого фрукта?
2. Практический этап
— Организация опытно – экспериментальной деятельности.
1. Проращивание корней у травянистой части фрукта ананас.
2. Рассматривание корней травянистой части ананаса с помощью луп, фиксирование морфологических изменений.
3. Посадка растения в грунт и землю.
— Изучение и реализация ухода за экзотическим растением.
— Сбор информации из различных источников об уходе за ананасом.
— Беседы «Как ухаживать за ананасом?», «Где растут растения и как за ними ухаживать», «Что любят растения?», «Какой способ выращивания растений наиболее лёгкий и доступный?».
— Организация создания альбома с детьми об ананасе.
— Чтение художественной литературы: «Календарь земледельца», В. Бианки.
«Календарь земледельца», Н. Павлова.
Пословицы и поговорки о растениях.
Стихи о ананасе.
Загадки про ананас.
Дидактические игры: «Что это?», «Узнай по описанию», «Где что растёт», «Найди и назови».
Подвижные игры с мячом «Лови – бросай, сразу отвечай», «Я садовником родился…».
— Художественно –продуктивная деятельность:
Рисование «Ананас».
Рисование «Экзотические фрукты».
Аппликация «Ананас».
Лепка «Удивительное рядом».
— Здоровье сберегающая деятельность.
Беседа: «Польза ананаса».
— Совместная и самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением экзотических фруктов
Рисование растений по замыслу.
— Работа с родителями:
Консультация для родителей и педагогов «Как вырастить ананас в домашних условиях»
Брошюрка «История культуры ананаса»
3. Заключительный этап
Совместное оформление презентации «Выращивание экзотических растений, на примере Ananas comosus, на территории МДОУ «Детский сад №192».
Знакомство с опытно – экспериментальной деятельностью детей через презентацию.
В ходе нашей исследовательской работы мы:
1. Узнали, что такое ананас;
2. Ознакомились с биологическим описанием этого растения;
3. Изучили историю культивирования ананаса;
4. Узнали о полезных свойствах ананаса для человека;
5. Ознакомиться с использованием ананаса в кулинарии, как правильно его есть. Опробовали фрукт;
6. Изучили прорастание и посев растения ананаса.
7. Посадили ананас.
8. Узнали все об уходе за этим экзотическим растением.
9. Зафиксировали процесс роста и морфологические изменения травянистого растения ананас.
10. Изучили условия выращивания ананаса в закрытом грунте.
11. Вели наблюдение за ростом и развитием ананаса.
12. У детей сформировались такие умения как наблюдение и работа с материалом, умение применять свои знания на практике.
Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза, полностью доказана.
Ананас – это не просто экзотическое растение, произрастающее в различных странах мира, но и материал, широко применяющийся человеком в жизнедеятельности, кулинарии, косметологии и декоративной культуре (выращивание растения в благоприятных домашних условиях). Мы доказали что, из травянистой части ананаса можно вырастить растение в условиях дошкольного учреждения.
Список используемой литературы:
1.Книга: Учебно-полевая практика по ботанике;Авторы: М. М. Старостенкова, М. А. Гуленкова, Л. М. Шафранова, Н. И.Шорина Издательство: Москва, «Высшая школа»;Год издания: 1990
2. Ботаника.Автор: Яковлев Г. П., Челомбитько В. А.Издательство: Высшая школа;Год: 1990
3. Современная ботаника — В 2-х томах — Том 1.
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. 1990
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия для детей старшего дошкольного возраста. — Воронеж, 2004
5. Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. — Новосибирск, 1994
6. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2010 г.
7. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
8. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
9. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет», Волгоград, 2013
10. http://indoorplants.com.ua/ananas/vyrashchivaem -ananas-doma/
11. http://sovets.net/2030-kak-vyrastit-doma-ananas.html
Комплексно-тематическое планирование (подготовительная к школе группа) Период Тема Развернутое содержание Итоговое мероприятие Август 4 неделя август Сентябрь 1неделя сентября 28.08 – 1.09 «До свидания, лето,.
Конспект практической работы-занятия «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ» Конспект практической работы-занятия по теме «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ» Автор разработки: воспитатель семейного.
Познавательный творческий проект «Подводное царство» (подготовительная к школе группа) Автор проекта: Козлова Ольга Андреевна воспитатель подготовительной группы «Растишка» МКДОУ «детский сад №2 г. Дмитриева Курской области».
Проект «Газета — это интересно» (подготовительная к школе логопедическая группа) 1-й слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию презентацию из опыта работы на тему «Проектная деятельность в.
Проект «Зелёный мир детского сада» (подготовительная к школе группа) Пояснительная записка Проект направлен на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, понимания необходимости.
Проект «Зимующие птицы Братска» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: познавательно — информационно — творческий По характеру контактов: внутригрупповой. По количеству участников: групповой. По.
Презентация «Проектная работа «Особенности творчества Врубеля на примере его главной работы» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 222» Проектная работа на тему: «Особенности творчества.
Сценарий развлечения «23+8» (подготовительная к школе группа) Цель: прививать детям чувство любви, уважения к женщине, мужчине, воспитывать заботливое отношение к своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам,.
Экологический КВН (подготовительная к школе группа) МАДОУ «ЦРР – детский сад» Солнышко» Ярковского муниципального района» Подготовительная к школе группа Воспитатель — Шмакова Ольга Васильевна.
Спортивный праздник «А ну-ка, девочки» (подготовительная к школе группа) Цели: создать атмосферу праздника, и провести его в форме конкурса – соревнования, воспитание нравственных качеств, развитие творческих.
Источник
Секреты выращивания экзотических деревьев в домашних условиях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»
«Секреты выращивания экзотических деревьев в домашних условиях»
обучающийся 1 «Б» класса
Гончарова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 г. Льгова»
В начале ноября мама купила интересные фрукты. Они были небольшого размера, в красной кожуре с бугорками. Мама сказала, что это личи. В школе, на уроках окружающего мира, нам дали задание вырастить фасоль в домашних условиях. Я, как и все мои одноклассники, прекрасно справился с ним. Тогда я решил проверить, а можно ли вырастить из косточки растение, которое не растет в нашей местности и, как мне показалось, личи для этого подходило как нельзя лучше. Узнав о моей затее мама предложила мне попробовать прорастить еще и манго.
Я решил провести ряд экспериментов, связанных с выявлением условий, необходимых для выращивания этих экзотических растений .
Объекты моего исследования – семена личи и манго .
Предмет исследования : условия, позволяющие из косточки вырастить дерево личи и манго в домашних условиях.
Я выбрал эту тему проекта потому, что мне хотелось выяснить, что надо сделать, чтобы свершилось это чудо природы – превращение маленького семечка во взрослое растение.
Выявить, какие условия нужны для роста и хорошего развития экзотических растений в комнатной обстановке, на примере личи и манго .
Узнать новое и интересное из жизни растений.
Расширить свой кругозор и пополнить свой словарный запас.
Подобрать и изучить дополнительную литературу по теме проекта.
Провести практическую работу: отбор семян, посев, уход, наблюдение за ростом.
Научиться самостоятельно ухаживать за растениями.
Сравнить полученные результаты и подвести итоги.
Выявить в ходе проведения экспериментов факторы, необходимые для того, чтобы вырастить и содержать экзотическое растение в домашних условиях.
Актуальность исследования связана с популярностью разведения декоративных экзотических деревьев в комнатных условиях в настоящее время.
Гипотеза. Если мне удастся вырастить и сохранить личи ( экзотическое растени е ) из косточки, то я см огу утверждать, что оно приспособлено к домашним условиям, несмотря на отличие климатических условий, в которых оно произрастает в природе.
Методы исследования: наблюдения за растениями в домашних условиях, эксперимент, опыт , описание, изучение интернет ресурсов и литературы по данной теме.
Глава I . Описание растений.
Ли́чи кита́йское, или личжи китайские ( лат. Lítchi chinénsis, кит. упр. 荔枝 , палл. : личжи) — плодовое дерево семейства Сапиндовых , известное также как «личи», «лиджи», «лайси», «лиси», «китайская слива».
Это тропическое дерево, произрастающее в провинциях Гуандун и Фуцзянь на юго-востоке Китая, где выращивание зарегистрировано с XI века. Основным производителем личи является Китай, за ним следуют Индия, другие страны Юго-Восточной Азии и Южная Африка. Высокое вечнозеленое дерево, личи приносит маленькие мясистые плоды. Внешняя сторона плода розово-красная, грубо текстурированная и несъедобная, покрывает сладкую мякоть, которую включается во многие десертные блюда [1].
Из Википедии я узнал, что личи — это в ечнозелёное дерево с раскидистой кроной, которое часто имеет высоту менее 15 м, а иногда достигает 28 м высотой ( рис.1).
Листья сложные, парноперистые (реже бывают непарноперистыми), состоят из четырёх— восьми листочков вытянуто-яйцевидной или ланцетовидной формы с заострённым концом длиной от 12,5 до 20 см. Листовая пластинка цельнокрайная, сверху блестящая, тёмно-зелёная, снизу серовато-зелёная.
Цветки б ез лепестков, с желтоватой или зеленоватой чашечкой, собраны в пышные метёлки длиной до 70 см. Однако из этих многочисленных цветков соцветия развивается лишь 3‒15 плодов , остальные осыпаются.
Личи хорошо растут в субтропическом климате с сухими, относительно прохладными зимами, в более влажном экваториальном климате не плодоносят. Предпочитают хорошо увлажнённые плодородные почвы. Размножают их сеянцами или вегетативно. Растёт дерево медленно, плодоношение наступает у сеянцев на 8—10 год, при вегетативном размножении через 4—6 лет [2] .
Ма́нго — плоды растений рода Манго ( Mangifera ) семейства Анакардиевые (Сумаховые) (рис. 2).
рис.2
Вид Манго индийское ( Mangifera indica ) имеет большое сельскохозяйственное значение. В 2009 году в сельском хозяйстве по всему миру выращивается больше 300 сортов этого вида. (К 1969 году было известно около 200 сортов [3] .) Один из крупнейших экспортёров этого вида манго— И ндия . Плоды манго индийского обладают волокнистой структурой и сладким вкусом, кожура окрашена в тона красного, зелёного или жёлтого цветов, у мякоти цвет жёлтый или оранжевый.
В ыращивание манго потребует соблюдения определённых правил. Это тропическое растение очень теплолюбиво и светолюбиво. В отличие от многих своих «земляков» из тропиков, например, того же кофейного дерева, манго очень критично относится к неблагоприятным для него изменениям окружающей среды [4].
Глава II . Проращивание и посадка семян.
Личи. Для посадки я отобрал 10 косточек. Положил их на дно баночки из под йогурта и налил немного воды, так что бы косточки не были полностью в воде. Через 5 дней несколько косточек проросло (фото.1). Из них я выбрал 3 наиболее проросшие, которые и решил посадить.
фото 1.
Манго. Для посадки мама купила 2 плода манго. Я очистил их овощечисткой и обрезал мякоть ножом, так, чтобы не повредить семечко (фото 2,3). Затем вручную я полностью очистил семечко от мякоти. Это важно, поскольку если мякоть удалить не всю, на этапе проращивания в ней может завестись плесень, которая уничтожит побег манго целиком [4]. Затем я поместил семечки в воду на 4 дня (фото 4). Каждое утро, перед тем как идти в школу, я менял воду в емкости с косточками. На 5-й день в твердой кожуре семечка появилась щель, а сама кожура стала мягче. Первый росток появился через 7 дней, а ещё через 3 дня появился и корневой отросток. Как только это произошло, я снял с семечка кожуру, и семена были готовы к посадке в почву (фото 5).
фото 2.
фото 3.
фото 4
фото 5
Подбор почвы и горшка.
Для личи и для манго грунт мы купили в магазине. Это был грунт для кактусов и суккулентов. Проанализировав информацию из интернета, я решил, что это наиболее подходящий грунт для моих растений.
Горшки я выбрал (на первое время) небольшие- 10 см высотой.
Личи. На дно горшка я насыпал дренаж, он будет отводить излишнюю жидкость из грунта. Дренажный слой занял примерно 2-3 см в горшке. До верха насыпал грунт.
Косточку личи поместите в почву на глубину 1,5 см ( фото 6). К осточку я разместил горизонтально дну, поскольку в месте, где проклюнулся росток одномоментно и в разные стороны должен начаться рост стебля и корневой системы.
После посадки я пол ил почву, накр ыл горшок целлофановым пакетом , чтобы создать парниковый эффект. Горшок постав ил в теплое место, возле радиатора отопления ( фото7).
фото 6.
фото 7.
Манго. Для манго дренаж в горшке занял примерно 3-3,5 см. Сверху я насыпал слой почвы, не доходящий 2-3 см до верха горшка. В середине горшка я сделал углубление, в которое поместил проросшее семя. Оба отростка я присыпал землей. Сверху горшок прикрыл, так же как и горшок с семенами личи (фото 8).
фото 8.
Таблица наблюдений за развитием растений
Источник