Меню

Выращивание кристаллов соли объяснение

Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель исследовательской работы:

выращивание кристаллов поваренной соли в группе детского сада.

Скачать:

Вложение Размер
sol.docx 202.22 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли»

Мы взяли соль, насыпали в ёмкость с тёплой водой, перемешивали пока она не растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль перестала растворяться, и стала оседать на дно, добавили краситель, чтобы наши кристаллы были цветными. Мы получили насыщенный раствор соли.

В раствор мы поместили шерстяную нить, прикрепленную к палочке так, чтобы нитки не касались стенок емкости и стали наблюдать.

Через три дня мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась), а на стенках где не было воды образовались отложения соли.

Нам было интересно появились ли кристаллы на наших ниточках. Мы решили достать наши ниточки из раствора и к нашему удивлению на них образовались кристаллы соли, но они были очень маленькими.

1. Поваренная соль состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.

3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли с «затравкой».

4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы.

5. В группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки.

В результате проведенной исследовательской работы мои воспитанники пришли к следующим выводам:

  • кристаллы — это твердое состояние вещества, они имеют разную
  • кристаллы окружают нас повсюду;
  • дети расширили свои знания о соли и её свойствах;
  • на форму кристаллов оказывает температура;
  • при благоприятных условиях поваренная соль принимают форму
  • быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда в насыщенный

раствор помещается кристалл- «затравка»;

  • дети приобрели умения и навыки исследовательской

деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.

Опытным путем исследовали свойства соли. Во время исследования стимулировалась познавательная активность детей, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. И главное научились самостоятельно выращивать кристаллы соли.

А также были выработаны рекомендации по выращиванию кристаллов из соли.

В процессе работы воспитанники усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов.

Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора. Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор. Периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенный раствор.

Рекомендации по выращиванию кристаллов

из поваренной соли

Процесс выращивание кристаллов из соли

разделим на основные этапы:

Этап 1: Растворить соль, из которой будет расти кристалл, в теплой воде. Растворять соль до тех пор, пока будете уверены, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен!). Рекомендуем использовать дистиллированную воду (т.е. не содержащую примесей других солей).

Этап 2: Насыщенный раствор перелить в другую ёмкость, где можно производить выращивание кристаллов (с учётом того, что он будет увеличиваться).

Этап 3: Привяжите на нитку кристаллик соли, нитку привяжите, например, к карандашу и положите его на края стакана (ёмкости), где налит насыщенный раствор. Кристаллик опустите в насыщенный раствор.

Этап 4: Перенесите ёмкость с насыщенным раствором и кристалликом в место, где нет сквозняков, вибрации и сильного света (выращивание кристаллов требует соблюдение этих условий).

Этап 5: Накройте чем-нибудь сверху ёмкость с кристалликом (например, бумагой) от попадания пыли и мусора. Следите за тем, чтобы кристаллы находились постоянно в растворе (по мере испарения, подливаем или меняем раствор).

Источник

Экспериментальная исследовательская работа «Как вырастить кристаллы?»

Глазнева Анжелика Николаевна
Экспериментальная исследовательская работа «Как вырастить кристаллы?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Экспериментальная исследовательская работа

«Как вырастить кристаллы?»

направленности для детей 5-6 лет №2

СОДЕРЖАНИЕ

2. Обзор литературы 5

3. Описание исследовательской работы 6

4. Результаты 10

5. Заключение 11

6. Список литературы 12

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время прогулки в детском саду, дети спросили «Что такое снег? Из чего он состоит и откуда берется?» Придя в группу, мы решили найти ответы. И выяснили снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Просмотрели презентацию «Кристаллы», в которой были представлены фотографии кристаллов, пещеры с свисающими со стен кристаллами. Стало еще интересней, что такое кристаллы и как они образовываются? Так и родилась тема исследования: «Как вырастить кристаллы?»

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Цель.

Выращивание кристаллов поваренной соли в группе детского сада.

Задачи.

— изучить литературу по теме;

— выяснить, откуда берется соль;

— узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

— исследовать свойства соли опытным путем;

— познакомиться со способами выращивания кристаллов;

— провести наблюдения за процессом образования кристаллов (кристаллизации);

— выработать рекомендации по выращиванию кристаллов.

Гипотеза.

Кристаллы соли могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.

Участники исследовательской работы.

Воспитатель, ребенок 6 лет.

Период проведения исследования.

Ноябрь – декабрь 2018г.

Методы исследовательской работы.

— рассматривание бижутерии из искусственных камней.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Большой интерес вызвала книга А. И. Савенкова «Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания». Это пособие посвящено обучению ребенка процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска, знакомит с педагогической технологией проведения учебных исследований с дошкольниками. Книга содержит методические рекомендации по обучению старших дошкольников навыкам исследовательского поиска.

В книге из цикла «Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста» М. Ю. Бурыкина представлены методические рекомендации для воспитателей ДОУ, составленных на основе достижений науки и включают результаты исследований в области ознакомления с объектами и явлениями неживой природы.

В книге «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет под редакцией О. В. Дыбина. В содержание включены игры, алгоритмы, схемы, направленные на развитие исследовательской деятельности дошкольников.

В энциклопедиях представлены опыты и эксперименты по выращиванию кристаллов в домашних условиях из различных веществ (соль, сахар, сода, медный купорос и другие).

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики.

Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней очень мало. Появилось желание научиться выращивать кристаллы соли. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания, которых нам не хватало. Много важного и интересного мы нашли в книгах.

Из книг Юля узнала, что кристаллы получают в лаборатории, но встречаются они и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой ветки деревьев. Снежинки — это кристаллы льда, точнее — сростки простых кристаллов льда — иголочек и пластинок. Формы кристаллов льда, снега и инея удивительно красивы. Они меняются от шипов инея, до похожих на папоротник кристаллов льда и снега.

Многие кристаллы являются продуктами жизнедеятельности организмов. Некоторые виды моллюсков обладают способностью наращивать на инородных телах, попавших в раковину, перламутр. Через 5-10 лет образуется жемчуг. Кристаллами так же являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Они широко применяются человеком в различных сферах деятельности (науке, промышленности, оптике, электронике). (Приложение 1).

В интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, которую можно найти на любой кухне.

Проанализировав имеющийся материал и определив методы исследования, провели экспериментальную работу по выращиванию кристаллов в группе детского сада.

С чего начались наши исследования? Сначала через экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде.

Опыт «Соль – сыпучая. Соль – это кристаллы»

Взяли небольшое количество соли насыпали на блюдо и рассмотрели при помощи лупы.

Вывод: соль – сыпучая, состоит из кристаллов.

Опыт «Соль растворяется в воде. Соль в воде разной температуры»

Мы взяли две емкости с холодной и горячей водой. И положили в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в емкостях помутнела. Но вот в емкости с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в емкости с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: соль растворяется в воде, в горячей воде соль растворяется быстрее.

Опыт «Выпаривание соли»

Мы взяли стаканчик, налили туда воды, добавили соль, размешали. Взяли из стакана небольшое количество соляного раствора на ложку и поместили на огонь. При нагревании вода испарилась, на дне ложки остались кристаллы соли.

Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы. (Приложение 4).

Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли»

Мы взяли соль, насыпали в ёмкость с тёплой водой, перемешивали пока она не растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль перестала растворяться, и стала оседать на дно, добавили краситель, чтобы наши кристаллы были цветными. Мы получили насыщенный раствор соли.

В раствор мы поместили шерстяную нить прикрепленную к палочке так, чтобы нитки не касались стенок емкости и стали наблюдать. (Приложение 5).

Через три дня мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась, а на стенках, где не было воды, образовались отложения соли. (Приложение 6).

Нам было интересно появились ли кристаллы на наших ниточках. Мы решили достать наши ниточки из раствора и к нашему удивлению на них образовались кристаллы соли, но они были очень маленькими, взяли линейку и измерили на сколько они выросли за три дня — около 7 миллиметров. (Приложение 7).

Проанализировав полученный результат, мы решили изменить условия выращивания кристаллов. Для этого мы взяли стаканчики перелили туда наши растворы красный и желтый, переместили ниточки с кристаллами, закрыли верх стаканчиков бумажными салфетками, оставив небольшие прорези, для того чтобы можно было доливать раствор. (Приложение 8).

Мы заметили, что при таких условиях вода испаряется медленнее, кристаллы постоянно находятся в растворе и постепенно увеличиваются (растут).

В раствор синего цвета мы решили поместить проволоку и проволоку обмотанную шерстяной нитью с привязанными кристалликами поваренной соли («затравку») и подвесили на палочку, чтобы не касались стенок стакана и оставили не накрытым.

Уже через пару дней мы заметили, что в емкости с синим раствором был заметен значительный для кристаллов рост. С каждым днём они росли и становились больше. Мы сделали вывод, что кристаллы растут быстрее, если поместить в раствор «затравку» (небольшой кристалл поваренной соли).

Через месяц наши кристаллы выросли, они были разного цвета и размера. Мы их оставили до полного испарения раствора.

Результат: мы получили кристаллы поваренной соли. (Приложение 9).

Вывод:

1. Поваренная соль состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.

3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли с «затравкой».

4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы.

5. В группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с «затравкой».

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтвердилась: нам удалось вырастить кристаллы поваренной соли в группе детского сада.

Дети настолько увлеклись выращиванием кристаллов, что попытались вырастить разные кристаллы в домашних условиях совместно с родителями.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проведенной исследовательской работы Юля пришла к следующим выводам:

— кристаллы — это твердое состояние вещества, они имеют разную

— кристаллы окружают нас повсюду;

— Юля расширила свои знания о соли и её свойствах;

— на форму кристаллов оказывает температура;

— при благоприятных условиях поваренная соль принимает форму

— быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда в насыщенный

раствор помещается кристалл — «затравка»;

— Спицына Юля приобрела умения и навыки исследовательской

деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи и добились своей цели. Выяснили, откуда берется соль, узнали зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Опытным путем исследовали свойства соли. Во время исследования стимулировалась познавательная активность ребенка, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. И главное научилась самостоятельно выращивать кристаллы соли.

В процессе работы Юля усвоила основные этапы и важные правила выращивания кристаллов.

Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора. Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор. Периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенный раствор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джейн Эллиот, «Детская энциклопедия». ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006

2. Савенков А. И., Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания, — Ярославль; 2002г.

3. Бурыкина М. Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, — Б. ; 1995г.

4. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О. В. Дыбиной — М. : ТЦ Сфера, 2014г.

5. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов. — Минск: «Харвест», 2009 г. – 159 с.

6. Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011 г.

7. Интернет- ресурсы:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Опыт «Соль – сыпучая. Соль – это кристаллы»

Приложение 3

Опыт «Соль растворяется в воде. Соль в воде разной температуры»

Приложение 4

Опыт «Выпаривание соли»

Приложение 5

Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли»

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Рекомендации по выращиванию кристаллов

из поваренной соли

Процесс выращивание кристаллов из соли разделим на основные этапы:

Этап 1: Растворить соль, из которой будет расти кристалл, в теплой воде. Растворять соль до тех пор, пока будете уверены, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен). Рекомендуем использовать дистиллированную воду (т. е. не содержащую примесей других солей).

Этап 2: Насыщенный раствор перелить в другую ёмкость, где можно производить выращивание кристаллов (с учётом того, что он будет увеличиваться).

Этап 3: Привяжите на нитку кристаллик соли, нитку привяжите, например, к карандашу и положите его на края стакана (ёмкости, где налит насыщенный раствор. Кристаллик опустите в насыщенный раствор.

Этап 4: Перенесите ёмкость с насыщенным раствором и кристалликом в место, где нет сквозняков, вибрации и сильного света (выращивание кристаллов требует соблюдение этих условий).

Этап 5: Накройте чем-нибудь сверху ёмкость с кристалликом (например, бумагой) от попадания пыли и мусора. Следите за тем, чтобы кристаллы находились постоянно в растворе (по мере испарения, подливаем или меняем раствор).

Приложение 11

Загадки.

Отдельно — я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.

Пословицы и поговорки.

Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли стол кривой.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Стихотворение.

Было так: чтобы не стать врагами,

И под кровом вечно мир хранить,

Непременно должен был с гостями

Хлеб да соль хозяин разделить.

И сменялась ненависть любовью,

Радость шла наперекор беде.

Кто отведал вместе хлеба с солью,

Тот не мог помыслить о вражде.

Так давались верные обеты,

Так крепчала русская земля.

Чтились предков вещие заветы,

Колосились тучные поля.

Хлеб – бесценный дар земли родимой.

Соль – величье мудрости земной.

Дорогим гостям преподносимы

В добрый час и сердцем и душой.

На Руси есть вечные святыни.

В них надежда, вера и любовь.

С хлебом-солью слито воедино

Средоточье мудрости веков.

Наших предков дар неоценимый –

(С той поры прошло немало лет!

Хлеб да соль, потомками хранимый,

И поныне излучает свет.

Символ дружбы, мира и согласья,

Хлеб да соль, столетия спустя,

Как залог и пожеланье счастья

Преподносят дорогим гостям.

Презентация «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности» Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование.

Исследовательская работа исследовательская работа «Лекарственные растения Хакасии» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:«Лекарственные растения Хакасии». Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как.

Исследовательская работа «Как образуется радуга?» Исследовательская работа «Как образуется радуга?» Краткое описание работы: Проблема: наверное, нет человека, который не любовался бы радугой.

Исследовательская работа «Жизнь как подвиг» о наследнике престола последнего русского царя Николая II цесаревиче Алексее Введение. Темой нашего исследования является жизнь и духовный подвиг наследника последнего русского царя Николая II Цесаревича Алексея Романова.

Консультация «Как вырастить оптимиста» Страничка психолога. Как вырастить оптимиста. Большинство детей в обычных условиях оптимистично смотрят на жизнь. Окружающий мир кажется.

Консультация «Как вырастить здорового ребенка?» Вы хотите вырастить здорового, физически крепкого ребёнка? Тогда вам нужно научиться развивать физические умения и навыки малыша, следить.

Консультация для родителей «Как вырастить оптимиста?» Вы с легкостью встречаете любые невзгоды и неурядицы, не теряя присутствия духа и воспринимая их как полезный опыт? Ваш стакан всегда наполовину.

Консультация для родителей «Как вырастить патриота» В наше время патриотическое воспитание занимает большое место в образовательных учреждениях, но, однако не стоит забывать и о том, что в.

Консультация для родителей «Как вырастить здорового ребёнка?» Дети — наша вторая жизнь, наше счастье, наша отрада. И так горько, когда маленький человечек болеет! Тогда вдвойне хочется забрать всю боль.

Презентация «Проектно-исследовательская работа «Как изготовить полезную конфету?» Введение. Конфета – любимое лакомство не только детей, но и взрослых, но их употребление мы постоянно ограничиваем. Поэтому, мы должны раскрыть.

Источник

Читайте также:  Ваше плодородие розы каталог