Меню

Выращивание кристаллов соли цель

Конспект НОД: «Выращивание кристаллов соли»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Задачи: 1.Познакомить детей с понятием кристалл.2.Изучить условия образования кристаллов.3.Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы.

Скачать:

Вложение Размер
3._vyrashchivanie_kristallov.docx 23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельность дошкольников подготовительной группе

Тема: «Выращивание кристаллов соли»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

  1. Познакомить детей с понятием кристалл
  2. Изучить условия образования кристаллов;
  3. Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
  4. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
  5. Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
  6. Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
  7. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  8. Обогащать словарь (сл. игра «Что бывает солёным, сладким»);
  9. Формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот»);
  10. Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).

Материал и оборудование: стеклянный сосуд с водой; соль; сахар; лупы по количеству детей; 2 стеклянные баночки пустые; разные виды соли; одноразовые стаканчики на каждого ребёнка; тарелочки с солью на каждого ребёнка: ложечки для каждого ребёнка; спринцовка для воспитателя; пипетки для детей; нитка; иллюстрации;

Логика образовательной деятельности

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

И к гостям здороваться пойдём!

— Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдём к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.

— У гостей ладошки тёплые? Наши гости добрые и поделились своим теплом с нами.

— Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.

— А кто работает в лаборатории? (Ответы детей).

— Чем они занимаются?

2. Основная часть.

Проходите в нашу лабораторию.

Загадки про соль и сахар:

— Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт (сахар)

— В воде родиться, а воды боится (соль)

— Какая нота и продукт называются одинаково (соль)

— Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал (сахар)

— Белый камень из горы всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает (соль)

— Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек.

В каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает (сахар)

— Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

— Ребята, мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять? Где и что? Предлагаю описать свойства соли и сахара (варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

— Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберём сахар, он сегодня больше нам не понадобится.

— Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно.

1)посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая).

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась).

Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.

— Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?

— Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли — то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне — приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль.

— Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.

— Ребята соль-полезное ископаемое. В Алтайском крае тоже добывают соль в Славгородском районе.

Соль — природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).

Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли).

— Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли).

— Как вы думаете, где можно использовать соль?

Высказывание детей с показом иллюстраций

1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.

2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Посещение соляных пещер (показ картинки)

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

— Назовите пословицы, и поговорки о соли.

Пословицы и поговорки про соль:

— «Соль не жалей, так и есть веселей»

— «Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»

— «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

— Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).

— Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:

• два стеклянных сосуда;

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).

Наполняем два сосуда водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосудов не появится осадок из кристалликов соли.

Затем ставим наши сосуды на теплое место с постоянной температурой, опускаем один кончик нитки в один сосуд другой кончик в другой, как бы соединяя наши сосуды «мостиком» из нитки.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.

Для этого заведём тетрадь, и будем в ней делать зарисовки нашего кристалла соли.

— О чём вы узнали в лаборатории?

— Как мы узнали о свойствах соли? Что мы для этого сделали?

— Мы с вами сегодня много говорили о том, что соль полезна для человека и нужна ему.

Камни – удивительные создания природы. В Стране камней много жителей и все они разные и непохожие друг на друга. У каждого камня, как у каждого человека, есть своё имя. Учёные называют одни камни минералами, а другие – горными породами. Горные породы состоят из минералов, а минералы – только из самих себя. Минералы создала сама природа. Минералы и горные породы есть не только на Земле, но и на других планетах.

Опыт №1 «Исчезающий мел»

Материалы: кусочек мела, уксус.

Лабораторное оборудование: банка.

В стеклянную банку осторожно наливаем уксус. Достаточно налить половину банки. Теперь бросаем в банку с уксусом кусочек мела. И тут начинается

удивительные события. Мел шипит, как злой змей. Бурлит, как кипящая вода и … постепенно исчезает.

Мел – это известняк. Когда известняк попадает в кислоту , а уксус – это кислота, он растворяется, как соль в воде.

Опыт №2 « Выращиваем кристаллы»

Материалы: соль (сода) и горячая вода.

Внимание! Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.

Лабораторное оборудование: стеклянная банка, проволочка или шерстяная нитка с петелькой на конце ( к нитке можно привязать обыкновенную канцелярскую скрепку), деревянная палочка или карандаш, большая миска.

Ход работы: сначала мы готовим перенасыщенный солевой раствор. В банку по металлической ложке, чтобы банка не лопнула, наливаем горячую воду. Воду, для пущей эффективности, слегка подкрашиваем пищевым красителем или акварельной краской. Засыпаем в воду соль. Размешиваем. Соль замечательно растворяется в горячей воде. Чтобы вода в банке не остыла слишком быстро, ставим банку в большую миску или тазик с кипятком. Итак, мы насыпаем соль в горячую воду до тех пор, пока соль не перестанет, растворятся. Перенасыщенный солевой раствор готов. На середину палочки или карандаша привязываем нитку с петелькой. Нитка не должна быть слишком длинной, она должна доходить до середины банки. Карандаш кладём поперёк горловины банки, а нитку с петелькой погружаем в наш солевой раствор. Осторожно вынимаем банку из тазика и ставим в такое место, где бы её можно было видеть, но нельзя было трясти, передвигать, одним словом беспокоить. Вода в банке начнёт постепенно остывать. Остывшая вода не может удержать всё то количество соли, которое мы растворили в ней, полка она была горячей. Ниточка начнёт потихоньку обрастать кристалликами соли. Через неделю или две кристаллы будут висеть гроздьями. Зрелище сказочное!

Источник

Исследовательская работа «Выращивание кристаллов»

Тема выращивания кристаллов становится все более актуальной для всего человечества. В настоящее время кристаллы буквально вошли в каждый дом.

В сердце каждого телевизора, сотового телефона, компьютера находится кристалл. Выращивание кристаллов сохраняет природные богатства и ускоряет научно-технический прогресс. Сейчас мы знаем, что даже некоторые части нашего организма кристалличны, например, роговица глаза. Мир кристаллов и мир людей стали неразрывны.

Вырастить кристаллы и определить, что влияет на рост кристалла.

1. Собрать информацию о кристаллах.

2. Вырастить кристаллы поваренной соли и медного купороса.

3. Выявить наиболее благоприятные условия для роста кристаллов в домашних условиях.

4. Провести работу по анализу выполненных экспериментов, сделать выводы и представить результаты.

Что такое кристалл?

Что такое кристалл? Кристаллы – это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают определенные, упорядоченные положения в пространстве.

Все кристаллы состоят из отдельных частиц: молекул и атомов, располагающихся в строгом порядке. Они образуют кристаллическую решетку. Каждому атому отведено место в определенном узле решетки, при этом образуются правильные многогранники. Кристалл может иметь от трех до нескольких сотен граней. Но при этом они обладают замечательным свойством. Все плоские грани пересекаются друг с другом под определенными углами. Углы между соответствующими гранями всегда одинаковы. Например, у кристаллов поваренной соли ( NaCl ) всегда их грани пересекаются под прямым углом. Кристаллы красивы и разнообразны. Секрет их красоты — в симметрии.

Кристаллические тела могут быть монокристаллами и поликристаллами.

Монокристаллом называют одиночный кристалл. («моно» — один) Поликристаллом называют совокупность сросшихся друг с другом хаотически ориентированных маленьких кристаллов. («поли» — много)

Если в кристаллическом теле кристаллизация началась одновременно во многих точках вещества и скорость ее была достаточно высока, то мы получим поликристалл. Растущие кристаллики являются препятствием друг другу и мешают правильному огранению друг друга.

Нам удалось вырастить один такой поликристалл. .

Но в данной работе речь пойдет в основном о монокристаллах.

Существуют различные способы выращивания кристаллов. Часто этот процесс требует высоких температур и огромных давлений, но некоторые кристаллы можно выращивать в домашних условиях.

Выращивание кристаллов можно осуществить, постепенно удаляя воду из насыщенного раствора, то есть путем испарения.

Для этого нам потребуется кристаллический порошок, специальная посуда.

Этап 1: Приготовление пересыщенного раствора. Растворить соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде (подогреть нужно для того, чтобы соль растворилось немного больше, чем может раствориться при комнатной температуре). Растворять соль до тех пор, пока не будете уверены, что соль уже больше не растворяется , то есть раствор насыщен!

Этап 2: Фильтрация раствора. Готовый раствор процеживают через фильтр, сделанный из обычной бумажной салфетки. Насыщенный раствор перелить в другую ёмкость, где можно производить выращивание кристаллов (с учётом того, что он будет увеличиваться).

Этап 3: Помещение затравок. Когда раствор остынет до комнатной температуры, в него добавляют маленькие затравочные кристаллы. Нитку с затравкой привяжите, например, к спичке и положите спичку на края стакана (ёмкости), где налит насыщенный раствор. Кристаллик опустите в насыщенный раствор.

Этап 4: Перенесите ёмкость с насыщенным раствором и кристалликом в место, где нет сквозняков, вибрации и сильного света (выращивание кристаллов требует соблюдения этих условий).

Этап 5: Наблюдение за ростом и формой кристаллов. Теперь нужно подождать. С каждым днём кристаллы будут увеличиваться.

Накройте чем-нибудь сверху ёмкость с кристалликом от попадания пыли и мусора.

Анализ выполненных работ.

Мы провели ряд экспериментов по выращиванию кристалла в домашних условиях.

Наблюдать за ростом кристаллов очень интересно и познавательно.

1. Мы приготовили насыщенный раствор медного купороса , охладили до комнатной температуры и поместили в сосуд с перенасыщенным раствором «затравку». Сосуд плотно закрыли крышкой. На следующий день увидели, что «затравка» растворилась. Снова внесли «затравку» в раствор и вновь «затравка» растворились. Третий раз крышку не закрывали.

Сделали вывод: для роста кристалла необходимо, чтобы с поверхности кристалла шло хорошее испарение жидкости.

2. Следующей опыт был выполнен с целью может ли примесь какого — либо вещества изменить кристалл поваренной соли.

Приготовили насыщенный раствор поваренной соли , добавили акварельной краски красного цвета, затравку и выращивали кристалл.

Исследовали полученный кристалл с помощью лупы и увидели, что углы между гранями у них равные и равны 90 0 т. е. прямые.

Сделали вывод -примесь только окрашивает кристалл, но не изменяют его структуру. Кристаллы поваренной соли (NaCl) вырастают так, что их грани пересекаются под прямым углом. Что мы и наблюдали.

3. Мы приготовили насыщенный раствор медного купороса , а затем разлили на два сосуда, охладили до комнатной температуры и поместили в сосуды с перенасыщенным раствором «затравки». Один сосуд поместили в холодильник, где температура +3 0 C, а другой поставили около батареи комнатного отопления, где температура +17 0 C. Через один день измеряли массу на электронных весах, данные внесли в таблицу.

Сделали вывод : скорость роста кристаллов, т. е масса на которую увеличилась «затравка» за один день зависит от температуры. Чем выше температура, тем больше скорость роста кристалла.

Результаты измерений массы кристаллов поваренной соли

Средний рост кристалла поваренной соли в теплом месте составил

1, 193 г/сут, а в холодной в холодном – 0,02 г/сут

Результаты измерений массы кристаллов поваренной соли ( NaCl )

График роста массы кристалла от времени

— Для роста кристалла необходимо: приготовить насыщенный раствор соли и чтобы с поверхности кристалла шло испарение жидкости. Плотно закрывать крышкой раствор нельзя.

— Скорость роста кристаллов, зависит от температуры. В наших опытах наблюдали, чем выше температура, тем больше скорость роста кристалла.

— Кристаллы поваренной соли (NaCl) могут иметь форму куба, параллелепипеда, призмы или тела более сложной формы, но всегда их грани пересекаются под прямым углом. Примеси, добавленные в раствор, не меняют этого угла.

Кристаллы – одно из самых красивых и загадочных творений природы. В кристаллах есть что-то удивительное и завораживающее. Они поражают своей четкостью линий, в которой скрывается необыкновенная красота. Кристаллы играли и играют до сих пор немаловажную роль в жизни человека.

Мы живем среди кристаллов, ходим по ним и широко используемых в нашей повседневной жизни. Земная кора на 95% состоит из кристаллов. Мы добываем кристаллы из земных недр, используем в лабораториях, в технике, обрабатываем на фабриках, создаем изделия из кристаллических материалов. Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. Все природные драгоценные камни, такие, как алмаз, рубин, сапфир и изумруд, кроме опала, являются кристаллическими. Почти все горные породы: гранит, песчаники, известняк – кристаллы. Кристаллы кварца, кальцита и других прозрачных веществ, пропускающих ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, до сих пор применяются для изготовления призм и линз оптических приборов . Полупроводниковые приборы, изготавливаются из кристаллических веществ, главным образом кремния и германия. Полупроводниковые диоды используются в компьютерах и системах связи, а солнечные батареи, помещаемые на наружной поверхности космических летательных аппаратов, преобразуют солнечную энергию в электрическую. Перечень видов применения кристаллов уже достаточно длинен и непрерывно растет. В настоящее время изучением кристаллов занимается наука кристаллография.

  1. Бокий Г.Б. Кристаллохимия: Учеб. пособие для вузов/ Г.Б. Бокий – М. : Наука, 1971.
  2. Гегузин Я.Г. Живой кристалл: статья / Я.Г. Гегузин – М. : Наука, 1981.
  3. Шаскольская М.П. Очерки о свойствах кристаллов: очерки / М.П. Шаскольская – М. : Наука, 1978.
  4. Кристаллы: очерки / М.П. Шаскольская – М. : Наука, 1978.
  5. Шафрановский И.И. Симметрия в природе: / И.И. Шафрановский –Ленинград. : Недра, 1985
  6. Интернет

Источник

Читайте также:  Китайский способ выращивания репчатого лука
Adblock
detector