Выращивание льна
Лен занимает важное место в культуре и истории многих стран. Производство льна позволяет получить волокна высокого качества, сырье для текстильной промышленности и технических изделий, масло, семена. Одежда из льна является качественной, красивой, разнообразие тканей позволяет получить тонкое белье, постельные комплекты, аксессуары.
Родиной льна считается Индия, где были обнаружены первые ткани из этого натурального волокна. Сегодня растение различных сортов разводится в качестве технической культуры, сырья для пищевой, текстильной промышленности. Для производства льна используется слой луба, то есть защитной и опорной частей растения. Луб других растений пригоден для производства парусины, канатов или шпагата, а лен позволяет получить тонкие ткани высокого качества. Этот материал известен уже несколько тысячелетий – лоскутки льняных полотен обнаружены при раскопках поселений Древней Индии. На Руси ткани из льна ценились очень высоко, иногда их называли шелком за красивый внешний вид и свойства.
Волокна получают из обработанного стебля растения с неоднородной структурой. В его паренхиме соединяются волокнистые и лубяные пучки, располагающиеся по всей длине. Они гибкие и прочные, позволяют получить материал с лучшими характеристиками, чем у растений с большей толщиной стебля. Выращивание льна такого типа позволяет получить ткани высочайшего качества с отличными физическими и механическими свойствами.
Из льняного волокна производится домашний текстиль, также сырье прекрасно подходит для столовых, бельевых, декоративных, одежных, полотенечных и прикладных тканей высокого качества.
Это тонкие, прочные и очень красивые ткани, обладающие следующими свойствами:
- Высокая стойкость к химическим веществам. Лен способен выдерживать негативное воздействие кислот, становясь от этого мягче. Но щелочи волокно не выдерживает, при нагреве в щелочных растворах льняные материалы быстро теряют свою прочность.
- Высокая гигроскопичность, достигающая 12%. Волокно при увлажнении набухает, его объем может увеличиться до 45%.
- Лен светоустойчив, опережая в этом хлопок, обладает высокой теплостойкостью, выдерживая нагрев до 170 °С.
- Способность к истиранию, износу, механическая прочность. При увлажнении прочность возрастает н 10-20%, но общая упругость у волокна достаточно низкая.
Льняная одежда обладает следующими преимуществами:
- лен всегда выглядит хорошо, он не вызывает аллергических реакций, не раздражает кожу при носке в любую погоду;
- льняные ткани обеспечивают прекрасный воздухообмен, кожа не потеет, даже в самую жарку погоду не вызывает перегрева тела;
- материал прочный, устойчивый к истиранию, прекрасно переносит многократные стирки;
- жесткость позволяет моделировать сложные формы одежды, сохраняя высокие потребительские и эстетические свойства;
- аксессуары из льня позволяют придать интерьеру больше самобытности и домашнего комфорта.
Как выращивать лен
Выращивание льна осуществляется на суглинистых почвах с высоким содержанием влаги, некоторые сорта являются засухоустойчивыми. Не пригодными считаются почвы кислые и глинистые, хотя растение относится к неприхотливым. Лучше сего лен растет при теплой и сухой погоде, посадка льна начинается в апреле, когда грунт прогревается до +7 °С. При таких условиях семенам хватает влаги для созревания и нормального роста.
Чаще всего выращиваются следующие виды льна:
- сорт долгунец;
- кудряш;
- межеумок;
- стелющийся.
Лен-долгунец отличается очень высоким стеблем с двумя-тремя шаровидными семенными коробочками. Одна коробочка этого сорта льна в среднем дает 10 коричневатых, яйцевидных семян. Основным назначением долгунца является получение качественного волокна, содержание которого в стеблях достигает 20-30%.
Выращивание льна кудряша позволяет получить семена и сырье для текстиля высокого качества. Этот вид растения дает до 80 коробочек на одном растении, сами семена содержат до 47% жира.
Стелющийся лен по своим свойствам занимает среднее положение между долгунцем и кудряшом. Это растение является засухоустойчивым. Выращивание льня этого сорта осуществляется преимущественно в холмистых, предгорных районах.
Советы
Перед посадкой льна грунт удобряют при помощи перегноя, для улучшения структуры грунта допускается применение ЭМ-препаратов. Цветение начинается в июне-июле при температуре воздуха до +17 °С, в это время начинают подкормку фосфатными, азотными, калийными удобрениями.
Уход за одеждой из натурального льна обладает некоторым особенностями. При стирке материал выдерживает высокую температуру до +90 °С и даже кипячение. Но окрашенные ткани лучше стирать при температуре +30/+60 °С и осторожно использовать отбеливатели. Сушить рекомендуется в расправленном виде, для глажки применяется высокая температура с отпариванием.
Источник
Как наши предки делали льняную ткань: от поля до холста
Вырастить и обработать лен — как целую жизнь прожить. Сложный, тяжелый путь от маленького семечка до пёстрого сарафана состоял из множества этапов. Перечислим некоторые из них. Итак, наши предки лен:
И еще несколько интересных подробностей про лен:
КОГДА ПОСПЕВАЕТ ЛЕН
Лен две недели цветет, четыре — спеет, на седьмую — семя летит.
КАКОЙ БЫВАЕТ ЛЕН
Для получения волокна и ткани выращивают лен-долгунец, или прядильный лен (рис.1). Лен-кудряш (масличный) (рис.2) и лен-межеумок (рис.3) используют для получения семян, из которых вырабатывают масло и жмыхи. Для того чтобы лен-долгунец был «долгим», крепким, качественным, ему нужно расти в умеренном и влажном климате. Ему нужен долгий световой день и совсем не нужна жара. Поэтому Русский Север — отличное место для выращивания льна.
ЦВЕТ ЛЬНА
Цветы у льна бывают разных оттенков от бордового до желтого, но русский лен-долгунец цветет голубыми цветами.
НА ЛЬНЯНОМ ЯЗЫКЕ
Горсть тресты составляет 1/8 часть льняного снопа.
Горсть, или 1 повесмо — это столько, сколько может захватить рука взрослой женщины. 50 повесмов называют пятком (рис. гифка).
Счет мятого или оттрепанного льна велся пятками. Два пятка или сто повесмов составляет один кирба. За день женщина мяла по три кирби. За вечер очесывала три пятка или полтора кирби.
ЧТО ДЕЛАЛИ ИЗ ЛЬНА
Почти все части льняного стебля шли в дело. Остатки стеблей, грубые очесы кудели, семена… Льняной паклей утепляли дома, льняное масло наливали в светильники, из остатков пряжи делали тряпичные куклы.
Из льна изготавливали: одежду, постельное белье, скатерти, жаккардовое полотно, портьерные, обивочные ткани, неводы, паруса, масло, олифу, шумопоглотитель в строительстве (кострица), веревки, мешковину, холст, канву для вышивки.
Сейчас из льна делают композитные материалы для автомобилестроения, стройматериалы, теплоизоляцию, лекарства и др.
РУССКИЙ ЛЕН В МИРЕ
Несколько веков почти все фабрики и мануфактуры Франции и Великобритании, изготавливавшие тонкий батист и холст для парусов, работали на русском сырье. К концу XVIII века Россия экспортировала более миллиона пудов льняной пряжи и готового волокна. В середине XIX века в Европе производилось 347 тысяч тонн льна, из них Россия поставляла 196 тысяч. Из всего волокна, представленного на мировом рынке, 64 % имело российское происхождение. В период с 1861 по 1913 годы урожаи льна и количество произведенного волокна выросли в три раза.
ЛЬНЯНОЕ МАСЛО
Пища постных дней и периодов не обходилась без льняного масла. Битье масла было своеобразным ритуалом, чем-то праздничным, развлекательным. До этого надо просушить льносемя, истолочь на мельнице или вручную в ступе. Потом семя просеивали решетами, остатки снова толкли. Истолченую массу помещали в горшки и разогревали в печах. Горячую, ее заворачивали в плотную холщевую ткань и закладывали в колоду между двумя деревянными плашками. Эти плашки сдавливали при помощи клиньев. По клиньям надо было бить чуть ли не кувалдой. Под колодой ставилась посуда. С каждым ударом приближался тот занятный момент, когда первая капелька густого янтарного масла ударится о подставленную сковородку. Выбив, вернее, выдавив масло, вынимают сплющенный кулек и вставляют в колоду свежий, горячий. Льняное масло выбивалось на Руси, видимо, в очень больших количествах, поскольку шло не только в пищу, но и на изготовление олифы.
По материалам музея «Открытые фонды», город Тотьма, Вологодская область.
Источник
Лен. Удивительные превращения. История первая
Мне всегда было интересно, что же такое нужно сделать с растением, чтобы из него получилась ткань. Казалось бы, растет себе и растет, цветочки голубые отращивает 🙂 Особенно удивительно, как с обработкой льна женщины справлялись раньше, когда все делалось вручную и только женскими руками. Мужики только сеяли лен. А бабы делали все остальное 🙂 Что же они потом делали с желтоватыми стебельками, как превращали их в белоснежные полотна? Итак, мужики сеяли лен.
Когда лен всходит и начинает цвести, это очень красиво, кажется, будто небо спустилось на землю.
Только любоваться бабам было, скорее всего, некогда. Лен нужно теребить. Теребить, это значит рукой захватывать стебельки льна у самой земли и вырывать с корнем. Непременно так, никаких серпов в тереблении не использовалось.
Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.
Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых, кстати, и выжимали льняное масло. После обмолота лен идет на «расстил». Бабы брали лен и аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Все это должно было быть в достатке, поскольку дело происходило в конце лета и осенью. Так лен отдыхал на поле еще около месяца. Передерживать было опасно, ткань будет не такой прочной. Потом лен собирали и опять на сушку!
«Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань» (из воспоминаний деревенской бабушки Н. А. Деревниной.
Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка. Кстати, помню, у Булгакова в записках врача герою принесли в больницу искалеченную девушку, которая «в мялку попала». Смотрю я на эти мялки и не могу понять, как туда можно было «попасть». Разве что специально ногу засунуть.
Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни».
Трепание — тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба — всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.
Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:
- Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).
- Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).
Оставшееся в повесме волокно — самое лучшее (собственно лен).
После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть:
Здесь на фото бабушка справа еще чешет 🙂
Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.
Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали . Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.
Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.
Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.
А вот как описывает В. Белов в книге «Лад» последующие манипуляции с готовым холстом:
«Еще весной холсты белят в золе и затем на снегу. Снова бучат в золе и белят уже летом на чистом лугу, где-нибудь около озера или речки. В начале июня подростки обоего пола обычно возили навоз. Пока взрослые наметывали телегу, девчонки бежали к речке. Они собирали в гармошку пятнадцатиметровый конец холста, макали его в воду и снова ровно расстилали на зеленой траве. И так со всеми концами. Иная, не утерпев и видя, что никто не заметит, пускалась бегом по этой ровной гладкой холщовой дорожке.
Холсты сохли быстро, их надо то и дело макать в реку, а телега с навозом уже наметана. Контраст между чистотой расстеленного на зеленой траве холста и вонью тяжелых коричнево-желтых навозных пластов, разница между речной прохладой и жарким, гудящим от оводов полем превращали беление холстов из обязанности в нечто приятное и нетерпеливо ожидаемое. Возка навоза тоже становилась приятнее. Поэтому взрослые всегда разрешали подросткам и детям белить холсты.
Зола для беления, или бучения, холстов должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Добрые, то есть хозяйственные, старики весною нарочно ходили в лес, чтобы нажечь ольховой золы для беления холстов. Выбеленный холст был едва различим, если его расстелить на снегу.»
Беление холста вдохновило Зинаиду Серебрякову на создание своих полотен. Кстати, на том же холсте, но, вероятно, все-таки небеленном 🙂
Во второй части статьи я покажу лен, сотканный прабабушкой моего мужа, и расскажу еще кое-что об этой чудесной травке.
Источник