Тире между подлежащим и сказуемым
Тире СТАВИТСЯ | Тире НЕ ставится |
1. В предложениях, содержащих логическое определение или характеристику предмета путем указания на существенный признак: Книга – источник знаний; геология — наука о строении, составе, истории земной коры. | 1. В предложениях разговорного стиля, простых по конструкции: Мой отец врач. |
2. В предложениях научного и публицистического стиля: Жизнь – особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. | 2. Если в роли связки выступает сравнительный союз как словно, будто, точно, вроде как и др.: Льды как льды, пустыни как пустыни. |
3. После однородных подлежащих: Лесть и трусость – самые дурные пороки. | 3. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз или частица: Март только начало весны; Ртуть тоже металл. |
4.Перед словами это, вот, значит, это значит. | 4. Если перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Бедность не порок. |
5. Перед сказуемым, выраженным идиоматическим оборотом: А крыльцо – дай бог иному князю. | 5. Иногда при обратном порядке главных членов предложения, т.е. если сказуемое предшествует подлежащему (инверсия): Интересный человек наш сосед. |
6. Для внесения ясности в смысл предложения: Старший брат – мой учитель. Старший брат мой – учитель. | 6. Если сказуемому предшествует не согласованный с ним второстепенный член предложения: Сережа мне приятель. |
7.и При подлежащем, выраженным | 7. Если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот: Дело дрянь. |
Во всех этих случаях постановка тире имеет своей целью интонационно подчеркнуть отношения между главными членами предложения : Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Славные люди – соседи мои. |
Задание 12. Поставьте, где нужно, между подлежащим и сказуемым тире. Расставьте другие знаки препинания. Подчеркните основу предложений.
1. Одно из ярких воспоминаний моего детства бестрепетное желтое зарево проступающее над дальним лесом в особенно теплые ночи (Сол.). 2. Этот сад как лес. 3. Нам не очень было ловко но охотники народ неразборчивый (Т.). 4. Это не ответ (Шол.). 5. Ваша болезнь следствие дурного климата затем забот государственных (Никул.). 6. Я уполномоченный района (Шол.). 7. Поистине этот веселый, чистенький морской бережок настоящий рай для детворы (Купр.). 8. Ты секретарь ячейки, товарищ? (Шол.). 9. Выращивание молодых кадров науки дело большой государственной важности. 10. Укрепление состава председателей колхозов важнейшая задача. 11. Одно из самых замечательных явлений в жизни села прибытие на постоянную работу в колхозы большой армии агрономов и зоотехников. 12. Ты меж сестер словно горлинка белая промежду серых простых голубей (Н.). 13. Этот необычайный смотр лишь один из многих авралов при свежем ветре революции (А.Н.Т.). 14. Енисей гладкий, тихий, ни ветерка, а вода все же не зеркало (Сартаков). 15. Одна из его характерных черт требовательность к себе. 16. Приятные думы, пестро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн в море (М.Г.). 17. В семейной жизни главное терпение (Ч.). 10. Так вот я какой человек! Я охотник (Л.Т.). 18. От хутора в майские лагери уходило человек тридцать казаков. Место сбора плац (Шол.). 19. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (М.Г.). 20. Рассказ его словно красивая сказка.
Тире СТАВИТСЯ | Тире НЕ ставится |
1. Между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола: Жить – родине служить. | |
2. Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а второй – неопределенной формой глагола: Назначение каждого человека – развить в себе всё человеческое. | 1. Если главный член выражен вопросительно-относительным местоимением: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. |
3. При отсутствии связки, если оба главных члена выражены именем числительным в именительном падеже: Дважды два – четыре. | 2. Если сказуемое выражено именем прилагательным или словосочетанием: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Обитатели Горюхина большей частью роста среднего. |
4. Если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным: Большая Медведица – семь звезд в виде ковша к югу от Полярной звезды. | |
5.При противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого тире ставится, если подлежащее выражено сказуемым: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик (Ч). | 3. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в форме именительного падежа: Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.) |
Задание 13. Вставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
1. Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.). 2. Быть коммунистом значит дерзать, думать, хотеть, сметь (Маяк.). 3. Посидеть за одним столом с Чапаевым пожать ему руку это каждому величайшая гордость (Фурм.). 4. У летчиков наших такая порука, такое заветное правило есть: врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твард.). 5. Значит, девятью сорок триста шестьдесят, так? (Писемск.). 6. Семь уничтоженных и три захваченных фашистских бронемашины таков результат проведенного партизанами боя (Сурк.). 7. Я не вор какой, душегуб лесной, я слуга царя, царя грозного (Л.). 8. Я фабрикант, ты судовладелец (Фед.). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.). 10. Солнце ярко, небо сине (Л.). 11. Вишневый сад мой! (Ч.).
Занятие 4.Орфография:Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных – 1 ч
Пунктуация:Тире в простом неполном предложении. Соединительное тире – 1 час
Цели: 1) повторить закрепить правописание безударныхверяемых и непроверяемых гласных в корневых морфемах; правописание букв Э-Е в заимствованных словах;
2) повторить и закрепить пунктограммы постановки тире в неполном предложении, соединительного тире.
1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. — С. 4-7; 169-170.
2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006 – С. 5-6; 93-95.
3. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – с.7; 59.
4. Ткаченко, Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. [Текст] / Н.Г. Ткаченко. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 4.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Практикум по русскому правописанию Учебно-методический комплекс дисциплины
Пунктуационный анализ текста
Задание. Определите пунктограммы в тексте «В станице» (см. с. 23-24), установите, к какому типу они относятся и на каком принципе основаны пунктуационные правила в каждом случае .
Занятие 3. Орфография: Правописание согласных в разных морфемах – 1 час
Пунктуация: Тире в простом предложении – 1 час
Цели: 1) повторить и закрепить правописание парных по глухости / звонкости, твердости / мягкости согласных в корнях, суффиксах, приставках, на морфемном шве; правописание непроизносимых согласных в корнях и суффиксах; правописание двойных согласных в корнях и на морфемном шве; правописание приставок на З-, С-.
2) повторить и закрепить пунктограммы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. — С. 18-24; 166-169.
2. Розенталь, Д.Э . Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 9-12; 90-93.
3. Штоль, А.А . Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С.11; 54.
4. Ткаченко, Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. [Текст] / Н.Г. Ткаченко – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 4.
1. Правописание согласных, парных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости, в корнях
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание проверяемых и непроверяемых согласных .
Ре…кие волосы, ме…кий стрелок, приехать на во…зал, дер…кий ответ, ги…кий шланг, старый ду…, свежая сма…ка, двигались впереме…ку с остановками, причудливая изморо…ь, на окнах, играть в баске…бол, частые пробе…ки, выру…ка леса, жи…кий раствор, у…кая дорожка, мя…кий хлеб, фу…больная команда, помо…ник директора, лю…ская молва, дальний ро…ственник, сеет мелкая изморо…ь, старинная уса…ьба, положить цветные карандаши впереме…ку.
2. Правописание непроизносимых согласных в корнях и суффиксах
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание непроизносимых согласных .
Влас…ный взгляд, ужас…ное прои…шествие, ласковое со…нце, уча…ствовать в соревнованиях, чу…ствовать боль, наперс…ник князя, извес…ный писатель, словес…ный портрет, праз…ничное ше…ствие, коварный интриган…, ровес…ник века, грус…ная новость, имел кос…ные взгляды, неумес…ный вопрос, сверс…ники моих родителей, длинные рес…ницы, неприятный инци…дент, час…ное лицо, опас…ный возраст, ненас…ный день, вкус…ные я…ства.
3. Двойные согласные в корнях, на морфемном шве
Задание 3. С приведенными ниже словами составьте предложения или словосочетания, раскрывающие значения этих слов, также укажите морфемный состав (приставки, корни) . ЛЗС всех предложенных парных слов объясните, обратившись за советом к толковому словарю СОШ.
Подданный – поданный, поддержать – подержать, оттереть – отереть, поддувало – подувало.
Задание 4. Выберите правильный вариант . Объясните правописание удвоенных согласных .
Липовая а(л, лл)ея, телевизионная анте(н, нн)а, дра(м, мм)атическая ко(л, лл)изия, художественная га(л, лл)ерея, дружеский ко(л, лл)ектив, интересная пье(с, сс)а, захваченная те(р, рр)итория, (с, сс)орить друзей, старые дро(ж, жж)и, проявлять гу(м, мм)анизм, криста(л, лл)ьная честность, подать а(п, пп)е(л, лл)яцию, сплав а(л, лл)юминия, изобразительное и(с, сс)ку(с, сс)тво, а(к, кк)уратный ученик, рафинированный инте(л, лл)игент, дешевая опере(т, тт)ка, ложа ма(с, сс)онов, увлекаться бе(л, лл)етристикой, а (п, пп)етитная ватрушка.
В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются: группа – группка, класс – классный.
Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная: граммофонная пластинка — грампластинка
Задание 5 . Замените словосочетания Московский Совет, главный врач, помощник мастера сложносокращенными словами.
Задание 6 . Образуйте формы прошедшего времени единственного числа мужского рода от глаголов пронестись, запастись, затрястись, срастись, вознестись, спастись разрастись .
Задание 7 . Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначьте корень и суффикс. Объясните ваш выбор.
Петуши. ный – ши. ный, бара. ний – ра. ний, бра. ный, рав. ный, козли. ный – дли. ный, дикови. ный – льви. ный, каменной сте. ной – календарь сте. ной, какая дли. на, нитка дли. на.
Задание 8 . Вставьте, где необходимо , пропущенные буквы. Обозначьте корень и суффикс .
Пле. ник, изме. ник, покло. ник, стра. ник, сторо. ник, ко. ник, песе. ник, совреме. ник, племя. ник, зво. ница, предба. ник, басе. ник, сезо. ник, коре. ник, крупе. ниу, мали. ник, подлоко. ник, пше. ник, ряби. ник, восьмигра. ник, подли. ник, моше. ник, бесприда. ница, свяще. ник.
1. Не следует писать двух одинаковых согласных там, где это не требуется составом слова, например, в словах расчет, расчетливый, расчетный пишется одна С : они образованы от корня –ЧЁТ-, ЧЕС-ТЬ (который находится в словах учет, учесть, отчет , перечет и т.п.). Но в словах рассчитать, рассчитывать приставка присоединяется к основе слова СЧИТ- (ее мы находим в словах пересчитать, отсчитать, сосчитать и т.п.).
В словах разевать (от зевать ) и отворять (сопоставьте с затворять ) УСТАНОВИЛОСЬ написание с одним З и с одним Т, а не с двумя, как бы это требовалось словопроизводством.
В слове рассориться (от ссора, ссориться) пишут две С, а не три.
4. Правописание приставок на –З, -С.
Задание 9 . Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, обозначьте морфемы, на стыке которых появились удвоенные согласные .
1. Эскадрон ехал шагом, ра. троив ряды (Фад.). 2. Левинсон снова и снова принимался ра. прашивать (Фад.).3. И скоро и в лесах чужих нашел товарищей лихих, бе. трашных, твердых, как булат (Л.) 4. Платина не по. ётся огню, плавке (Даль). 5. После сильных холодов бывает о. епель. 6. Старик, ра. телив халат, мирно спал под деревом (Фад.) 7. Противник был о. еснен на противоположную сторону. 8. Он чуть не упал было, и до. ержал его (Даль). 9. Ра. ыпались в широком поле, как пчелы, с гиком казаки (Л.) 10. За шумом воды нельзя ра. лышать, что кричат с берега. 11. Касьян мне показался ра. удительным человеком (Т.). 12. Хорь не все ра. казывал, он сам меня ра. прашивал (Т.). 13. Калиныч не любил ра. уждать и всему слепо верил. 14. Ущелье отвесно ра. екало горы (Перв.)
Задание 10 . Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Назовите эти морфемы.
1. Бе. ащитное существо, бе. предельная даль, бе. аботный человек, бе. рочный отпуск, бе. временная кончина, бе. честная сделка, бе. мертный подвиг.
2. Во. растной ценз, неуместный во. глас, прово. гласить лозунг, во. главить делегацию, во. оединить страну, во. питать ученика, во. тановить город.
3. И. брать депутата, и. портить вещь, и. коренить зло, и. ледовать местность, и. менить решение, и. лечить болезнь, и. тратить деньги, провести и. пытания, и. тупленный взгляд, и. балованный ребенок, и. якнувший источник, и. правленная ошибка.
4. Ра. груженная автомашина., ра. олоченый кафтан, ра. копанный клад, ра. пиленное бревно, ра. ортированный товар, ра. грабленный город, ра. купленные книги, ра. меренная поступь, ра. ровненная площадка, ра. терянное преимущество, ра. печатанное письмо, ра. битое окно.
5. . бежать, . добрить, . дороваться, . густить, . зывать, . грести, ни . ги, . двинуть, . жигать, . грузиить, . дание, . дача, . жимать, . зади, . дравница.
Задание 11 . Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых они пропущены. Устно объясните орфограммы.
I. 3. Грифцов уверял, что на ра. четном . чете денег у него мало (Рыб.). 4. С огромной высоты ни. вергался водопад. 6. Все было продумано и ра. читано(Бир). 7. Он рывком ра. тегнул тугую жилетку, почти сорвал с шеи галстук (Коч.). 8. Ра. чистка леса под огород требует много времени и большого труда. 9. Она с бе. покойством вглядывалась в бе. страстное лицо механика (Рыб.).
II. 1. Деревянные ра. писные ложки лежали на столе. 2. Перед нами ра. стилалось бе. брежное море. 3. Бе. шумно отв. рилась дверь. 4. Ученик говорил чуть быстро и как-то бе. связно. 5. Кричали петухи в мутном ра. свете (А.Н.Т.). 6. Бе. численные огоньки мелькали в поле, где расположились бивуаком войска (Дал.). 8.Я едва успела о. дернуть руку: около спелых ягод малины, свернувшись в кольцо, лежала змея. 9. Васька и. подлобья поглядел на стоявших возле телеги соседок. 10. И никакой ра. чет, и никакая жалость не удержали одичалых рук.(Исаак.). 11. Все степи бе. крайни, но Монгольские степи поразили нас какой-то особой своей бе. крайностью (Дал.). 14. Митя и. подтишка ра. жигал вражду между двумя старыми друзьями.
5. Тире между подлежащим и сказуемым
Тире НЕ ставится
1. В предложениях, содержащих логическое определение или характеристику предмета путем указания на существенный признак: Книга – источник знаний; геология — наука о строении, составе, истории земной коры .
1. В предложениях разговорного стиля, простых по конструкции: Мой отец врач .
2. В предложениях научного и публицистического стиля: Жизнь – особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития .
2. Если в роли связки выступает сравнительный союз как словно, будто, точно, вроде как и др.: Льды как льды, пустыни как пустыни .
3. После однородных подлежащих: Лесть и трусость – самые дурные пороки .
3. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз или частица:
Март только начало весны ; Ртуть тоже металл .
4.Пперед словами это, вот, значит, это значит .
4. Если перед сказуемым стоит отрицание НЕ:
Бедность не порок .
5. перед сказуемым, выраженным идиоматическим оборотом: А крыльцо – дай бог иному князю .
5. Иногда при обратном порядке главных членов предложения, т.е. если сказуемое предшествует подлежащему:
Интересный человек наш сосед.
6. Для внесения ясности в смысл предложения: Старший брат – мой учитель .
Старший брат мой – учитель .
6. Если сказуемому предшествует не согласованный с ним второстепенный член предложения:
Сережа мне приятель .
7. Если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот:
Во всех этих случаях постановка тире имеет своей целью интонационно подчеркнуть отношения между главными членами предложения :
Моя солдатская шинель – как печать отвержения .
Славные люди – соседи мои .
Задание 12. Поставьте, где нужно, между подлежащим и сказуемым тире. Расставьте другие знаки препинания. Подчеркните основу предложений .
1. Одно из ярких воспоминаний моего детства бестрепетное желтое зарево проступающее над дальним лесом в особенно теплые ночи (Сол.). 2. Этот сад как лес. 3. Нам не очень было ловко но охотники народ неразборчивый (Т.). 4. Это не ответ (Шол.). 5. Ваша болезнь следствие дурного климата затем забот государственных (Никул.). 6. Я уполномоченный района (Шол.). 7. Поистине этот веселый, чистенький морской бережок настоящий рай для детворы (Купр.). 8. Ты секретарь ячейки, товарищ? (Шол.). 9. Выращивание молодых кадров науки дело большой государственной важности. 10. Укрепление состава председателей колхозов важнейшая задача. 11. Одно из самых замечательных явлений в жизни села прибытие на постоянную работу в колхозы большой армии агрономов и зоотехников. 12. Ты меж сестер словно горлинка белая промежду серых простых голубей (Н.). 13. Этот необычайный смотр лишь один из многих авралов при свежем ветре революции (А.Н.Т.). 14. Енисей гладкий, тихий, ни ветерка, а вода все же не зеркало (Сартаков). 15. Одна из его характерных черт требовательность к себе. 16. Приятные думы, пестро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн в море (М.Г.). 17. В семейной жизни главное терпение (Ч.). 10. Так вот я какой человек! Я охотник (Л.Т.). 18. От хутора в майские лагери уходило человек тридцать казаков. Место сбора плац (Шол.). 19. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (М.Г.). 20. Рассказ его словно красивая сказка.
Тире НЕ ставится
1. Между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола: Жить – родине служить .
1. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в форме именительного падежа: Ты – старый ребенок, а я – молодой старик .
2. Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а второй – неопределенной формой глагола: Назначение каждого человека – развить в себе всё человеческое .
2. Если главный член выражен вопросительно-относительным местоимением:
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты .
3. При отсутствии связки, если оба главных члена выражены именем числительным в именительном падеже:
Дважды два – четыре .
4. Если сказуемое выражено именем прилагательным или словосочетанием:
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка .
Обитатели Горюхина большей частью роста среднего .
4. Если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным:
Большая Медведица – семь звезд в виде ковша к югу от Полярной звезды .
Задание 13. Вставьте, где нужно, тире . Объясните свой выбор .
1. Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.). 2. Быть коммунистом значит дерзать, думать, хотеть, сметь (Маяк.). 3. Посидеть за одним столом с Чапаевым пожать ему руку это каждому величайшая гордость (Фурм.). 4. У летчиков наших такая порука, такое заветное правило есть: врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твард.). 5. Значит, девятью сорок триста шестьдесят, так? (Писемск.). 6. Семь уничтоженных и три захваченных фашистских бронемашины таков результат проведенного партизанами боя (Сурк.). 7. Я не вор какой, душегуб лесной, я слуга царя, царя грозного (Л.). 8. Я фабрикант, ты судовладелец (Фед.). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.). 10. Солнце ярко, небо сине (Л.). 11. Вишневый сад мой! (Ч.).
Занятие 4. Орфография : Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных – 1 ч
Пунктуация: Тире в простом неполном предложении. Соединительное тире – 1 час
Цели: 1) повторить закрепить правописание безударныхверяемых и непроверяемых гласных в корневых морфемах; правописание букв Э-Е в заимствованных словах;
2) повторить и закрепить пунктограммы постановки тире в неполном предложении, соединительного тире.
1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. — С. 4-7; 169-170.
2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006 – С. 5-6; 93-95.
3. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – с.7; 59.
4. Ткаченко, Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. [Текст] / Н.Г. Ткаченко. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 4.
Источник