Открытый урок по сельскохозяйственному труду по теме «Огородные растения» »
план-конспект урока (7 класс) по теме
Данный материал содержит дополнительные сведения о происхождении растений, а так же интересные игры, способствующие развитию познавательного интереса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorodnye_rasteniya.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школа – интернат VIII вида станицы Калининской
Открытый урок по сельскохозяйственному труду в 7 классе по теме «Огородные растения».
учитель сельскохозяйственного труда
Кондратюк Татьяна Георгиевна
Открытый урок по сельскохозяйственному труду в 7 классе по теме «Огородные растения».
Кондратюк Татьяна Георгиевна , учитель сельскохозяйственного труда
Обучающие: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
Развивающие: развивать связную речь, умение связно и последовательно передавать содержание текста; расширять кругозор;
Воспитывающие: воспитывать интерес к окружающему миру, способствовать социальной адаптации.
Оборудование: картофель; кусочки свежего помидора, солёного огурчика, варёной свёклы, картошки, горошка; мешочек с различными овощами .
Тип урока : обобщение
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я хочу сегодня поговорить с вами об огородных растениях. Все ли мы знаем о том, что растёт в огороде? Отгадайте загадку:
Под землёй птица гнездо свила. Что это? (Картофель)
А знаете ли вы, что родиной картофеля считается Южная Америка. Когда из дальнего плавания вернулись корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя, то самым ценным грузом, который он привёз на родину, оказался картофель. Сейчас картофель называют вторым хлебом, но было время, когда о его существовании вообще не знали в России. Привёз картофель в Россию Пётр 1, но не везде приняли новинку. Кое-где даже начались картофельные бунты. По царскому указу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но постепенно картофель «обрусел». Из него стали готовить немало замечательных блюд. Картофель отваривают и жарят, из него делают запеканки, пюре и клёцки, пекут оладьи, кладут в супы и салаты, добавляют в начинку для пирожков.
Давайте поиграем в игру, которая называется «Горячий картофель».
Дети садятся в круг, водящий – в центре. Он бросает картофелину кому – нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают её друг другу, стараясь как можно быстрее от неё избавиться. Ведущий командует: «Горячий картофель!» Тот, у кого в этот момент картофель окажется в руках, из игры выбывает. И так до тех пор, пока не останется один человек – победитель. Ему вручают приз.
Алый сапог в земле горит. Что это? (Свёкла)
Учёные до сих пор спорят, какая страна является родиной свёклы. Одни считают, что свёклу привезли к нам из Византии, где её называли «сфекели». Это название потом и превратилось в свёклу. Другие учёные полагают, что её родина Вавилон. Там её называли «силква». Во всяком случае, как вкусный и полезный овощ, свёкла знакома людям уже более 4000 лет. Дикая свёкла и до сих пор растёт на побережье Средиземного, Чёрного и Каспийского морей, а так же в Индии и Китае.
Игра «Узнай на вкус»
Участникам игры завязывают глаза, а затем дают попробовать кусочки разных овощей: свежий помидор, солёный огурчик, варёную свёклу, картошку, горошек. Ребята должны узнать, что за овощ ему дали.
А что это такое, отгадайте:
Говорят, я горький, говорят, я сладкий,
Стрелкой зелёной расту я на грядке,
Я полезный самый, в том даю я слово,
Ешьте меня всяким — будете здоровы! (Лук)
Родиной репчатого лука считаются Афганистан и Средняя Азия. Примерно 6 – 7 тысяч лет назад лук стали возделывать в Китае, а потом в Индии и Египте. Изображения луковиц учёные – археологи находят на стенах древних египетских гробниц. В Древней Греции лук считался священным растением. Его преподносили в дар богам. В дни празденств каждый старался принести в храм самую крупную луковицу, и тот, кому это удавалось, получал почётный подарок. Из древней Греции лук попал к Римлянам. В Древнем Риме этот овощ пользовался всеобщей любовью. Каждый Римлянин ежегодно съедал свою порцию лука. Считалось, что лук придаёт энергию и предохраняет от болезней. В армии Древнего Рима в солдатскую пищу клали много лука, чтобы придать воинам силу и храбрость .
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в сторону, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Давайте вспомним загадки и поговорки о луке.
-Лук от семи недуг
— Что без боли и без печали доводит до слёз? (лук)
— Стоит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
— Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет (лук)
— Никого не огорчает, а всех плакать заставляет (лук)
— Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели (лук)
— Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … (лук)
— Пришёл барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет (лук)
— Птица в норе, хвост во дворе. Кто его выдирает, тот слёзы утирает (лук)
На грядке — длинный и зелёный,
А в бочке — жёлтый и солёный. (Огурец)
Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях. В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей 3 раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов размером 1,5 метра длиной. В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов. С давних пор огурцы являются одним из самых любимых овощных растений в России.
Игра «Найди на ощупь».
Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой – нибудь заданный овощ.
Рефлексия . Понравился ли вам , ребята, урок? Какие задания вам понравились больше всего?
Вот и подошёл к концу наш урок. Подрастая, вы будете год от года больше узнавать об овощах, ведь их на грядках так много. Мне хочется вам пожелать, чтобы вы каждый день употребляли в пищу различные салаты, овощные супы, пили натуральные соки и росли здоровыми и умными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по сельскохозяйственному труду по теме «Содержание овец и коз»
Данный материал содержит некоторые сведения о содержании и разведении овец и коз, а так же загадки и другие интересные задания, способствующие развитию интереса к изучаемому предмету.
Открытый урок по сельскохозяйственному труду в 8 классе
Урок по сельскохозяйственному труду в 8 классе » Устройство доильного аппарата».
Конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду в 6 классе Тема: Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями»
Конспект открытого урокапо сельскохозяйственному трудув 6 классеТема: Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями».
Конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду в 7 классе по теме: «Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»
Конспект открытого урокапо сельскохозяйственному труду в 7 классепо теме:«Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений».
Открытый урок по сельскохозяйственному труду по теме: «Выращивание рассады огурцов»
Открытый урок с использованием интерактивных средств обучения для учащихся 9 классов.
План – конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду по теме: «Строение растения огурца»
План – конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду по теме: «Строение растения огурца» для учащихся 9 классов.
План-конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду и штукатурно-малярному делу на тему: «Сельское подворье»
План-конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду и штукатурно-малярному делу на тему: «Сельское подворье».
Источник
Разработка урока по технологии на тему «Технологии рассадного способа выращивания растений» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Атнинский муни ц ипал ьный район
МБОУ “Новошашинская средняя общеобразовательная школа”.
Технология рассадного способа выращивания растений.
Разработка урока технологии проведенного в рамках методическог о каучинга с участием тренеров компании Educare .
Учитель технологии первой
Закирова Равия Наилевна.
Тема . Технология рассадного способа выращивания растений. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики, питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, кассеты.
Раздел «Сельскохозяйственный труд; растениеводство».
— рассадному способу выращивания растений;
— определять овощные культуры для закрытого грунта;
— культуру поведения при групповой и индивидуальной работе:
— уважение к мастерам прошлого и настоящего.
— представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
— Технологию рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе; оборудования для выращивания рассады .
— выполнять сравнительный анализ оборудования для рассады; технологию пикировки томатов.
— формирование интереса к истории рассадного способа выращивания овощных культур. Обучающийся получит возможность научится ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи.
III . Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
— кабинет (мастерская) трудового обучения;
— инструменты, приспособления для выращивания рассады: торфяные горшочки, пластиковые контейнеры, поддоны, ящики, кассеты, брикеты.
2. Дидактическое обеспечение:
— учебник, дополнительная литература (словари, справочники);
— образцы объектов труда.
IV . Обучающие структуры: Блайнд Сиквенсин, Джот Тотс, Сорт Кардс, Сингл Раунд Робин, Рафт.
V . Межпредметные связи: биология, история, математика, химия.
VI . Основные понятия: рассада, виды овощных культур, почвосмеси, рассадные ящики, торфяные горшочки, питательные кубики, кассеты, кокосовые горшочки.
VII . Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент:
— приветствие партнеров по плечу и по лицу;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу. (Формула успеха: улыбка + хорошее настроение + вера в свои силы).
Прорастание семени — развитие томата (работа с карточками). Блайнд Сиквенсин. Ученик №1 раздает карточки, не показывая содержимое. Ученики карандашом записывают свои инициалы на обратной стороне своих карточек. Ученики видят только свою карточку. Один из учеников описывает свою карточку остальным членам команды настолько четко, насколько это возможно, чтобы команде было легко расположить карточки в нужном порядке. После описания всех карточек, в команде ученики раскладывают их в правильном порядке лицевой стороной вниз. Все карточки распределяются по единому мнению учеников. Если все члены команды согласны с порядком всех карточек на столе, команда переворачивает карты и проверяет их последовательность. Если последовательность неверная, участники команды исправляют это и обсуждают, что пошло не так и как не ошибиться в следующий раз. (Межличностные и академические функции. Применяется для принятия решения и построения знаний. Актуализация – повторение изученного на уроках биологии и применение знаний на уроке технологии для изучения нового материала.)
3. Формулирование темы урока, постановка цели.
— Какие овощные культуры вы знаете? Джот Тотс + Сорт Кардс. Ученики проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой сороной вверх, не соблюдая очередности, каждый ученик заполнит 4 листочка. В центре стола окажутся 16 листочков.+ Распределяют карточки на разные категории. В каждой категории может быть разное количество карточек. Презентация работы. Группы — классу. (Мыслительные навыки, презентация информации. )
Сделайте заключение, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе.
— Выскажите свое мнение, что такое рассада? (Думаем, обсуждаем в группе.) Сингл Раунд Робин (обработка информации).
— (Примерный ответ) Рассадой принято называть посадочный материал, выращенный из семян для пересадки на постоянное место в поле, на огород, в теплицу.
— На сегодняшнем уроке вы будете агрономами (РОЛЬ) и вы будете выступать перед учениками (АУДИТОРИЯ). Для этого вы сделаете РАФТ – брошюру. (Презентация информации) Один ученик из группы берет карточку с названием темы. Изучают материал, первый ученик рисует, второй ученик – схемы, третий – цифры, четвертый – готовится к выстулению.
1 тема. Значение рассадного способа выращивания растений в нашем регионе.
— Во многих районах урожай некоторых теплолюбивых культур (томата, перца и баклажана) можно получить только рассадным способом. Не обойтись без рассады также при выращивании ранней и поздней капусты, огурца, кочанного салата, лука-порея, сельдерея.
У овощных культур таких как — томаты, огурцы, капуста вегетационный период намного длиннее чем, теплые дни лета нашего региона. Для получения нужного урожая летом и урожая круглый год требуется рассадный способ выращивания растений.
В Татарстане приблизительно 40% овощных культур выращивают рассадным способом. Этот способ производства овощей довольно дорогой — затраты на выращивание рассады часто составляют до 40% себестоимости овощей. В большинстве случаев эти затраты оправданы, поскольку рассадный способ имеет ряд важных преимуществ, а именно: позволяет выращивать культуры с длительным периодом вегетации в регионах со сравнительно коротким летом (северных и западных); получать более ранний (а значит и более дорогой) урожай; значительно экономить семена (в три-четыре раза); уменьшить затраты на уход за растениями в первый период их развития; вырастить более экологически полноценную продукцию. Однако следует отметить, что экономически целесообразным этот способ будет лишь в том случае, когда обеспечит получение урожая хотя бы на 14 дней раньше, сравнительно с безрассадной культурой, или гарантирует более высокие и стабильные урожаи. Наиболее часто рассадным методом выращивают капусту, томат, перец сладкий, баклажан, огурцы, дыню, арбуз, сладкие сорта лука репчатого и др.
2 тема. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики, питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, касеты.
Рассаду для ранних сроков высадки лучше выращивать в горшочках или кассетах — она быстрее приживается и лучше переносит заморозки. Горшочки часто применяют и для выращивания рассады более поздних сроков, особенно для культур, которые плохо переносят пересадку (огурец, баклажан и др.).
Растения в кассетах для рассады — наиболее прогрессивный способ выращивания растений в кассетах. В мире давно пришли к этому выводу по следующим главным причинам. Во-первых, снимаются ограничения по времени посадки растений в кассетах для рассады. Во-вторых, после посадки на постоянное место растения после кассет для рассады не испытывают шока и продолжают свое развитие даже в более комфортных условиях, т.к. корневая система приобретает возможность свободного роста в кассетах для рассады. Здесь следует подчеркнуть следующую особенность, производство посадочного материала в формах для рассады с закрытой корневой системой: растения должны быть выращены в кассетах, а не посажены в кассеты для рассады непосредственно перед реализацией.
Адаптация и активный рост растений в кассетах для рассады возможен, прежде всего, при использовании качественного влагоемкого и одновременно воздухопроницаемого субстрата с обеспечением достаточного условия питания. Здесь хорошо зарекомендовали себя медленно действующие формы удобрения, устраняющие необходимость частых подкормок, что имеет преимущество для многолетних растений. Тогда растение даже в небольших по объему кассетах для рассады не испытывают угнетения. После пересадки на постоянное место растения из кассеты для рассады даже усиливают рост. Это следует учитывать в практике, чтобы не допустить затягивания роста осенью и избежать возможности зимних повреждений рассады.
Выращивание рассады овощей в небольших объемах, необходимых для личного подсобного тепличного хозяйства в примитивных кассетах для рассады ведется уже много лет. Но промышленное производство кассетных растений пришло на рынок сравнительно недавно, благодаря, так называемой кассетной технологии. Она включает в себя целый комплекс операций. И практически все они могут быть автоматизированы, механизированы, или по крайней мере, рационализированы. Основу этих технологий составляют рассадные кассеты многоразового использования. При кассетной технологии почти втрое сокращается расход семян и необходимая для размещения рассады площадь: в кассетах для рассады на 1 м 2 размещается 1 тыс. растений. Многократно в связи с этим снижаются расходы на полиэтиленовую пленку. После посева в кассеты для рассады, растения бывают, готовы к высадке в поле через 28-32 дня, благодаря меньшему объему ячеек кассет для рассады. Но, несмотря на последнее обстоятельство, рассада из кассет для рассады оказывается более жизнеспособной и ее полевая приживаемость составляет 98% в сравнении с 70% при обычной технологии. Это значит, что отход в 2% является практически только техническим в следствие механических повреждений растений.
Выбор величины ячеек. Для производства рассады ранних овощей используются кассеты с ячейками большего объема, поскольку это ускоряет плодоношение. Зато для поздних культур гораздо лучше использовать кассеты с ячейками меньшего размера, в них рассада развивается не так быстро (быстрое развитие может стать причиной стрелкования и преждевременного завязывания соцветий цветной капусты или броколли, а также кочанов капусты красно- и белокочанной). Для выращивания рассады большинства сортов наиболее подходящими являются ячейки среднего размера – 53 см 3 . Если высадка рассады в открытый грунт переносится на более поздние сроки из-за плохих погодных условий или других обстоятельств, подготовленную к высадке рассаду можно придержать даже на несколько десятков дней без ухудшения её качества и негативного воздействия на урожайность. При этом рассада капустных овощей, производимая в кассетах с малыми ячейками, лучше переносит такую задержку. В зависимости от требований культуры и необходимого возраста рассады используют кассеты с определённым количеством ячеек:
Размер кассет зависит от культуры, периода ее выращивания, величины и объема корневой системы. Так, рассаду ранних сортов белокочанной капусты и кольраби выращивают в торфоперегнойных горшочках, кубиках или насыпных емкостях размером 6×6 см; цветной капусты первого строка высаживания — 10×10 см, второго — 8×8 см; раннеспелых сортов и гибридов томата, огурца, дыни и арбуза — 10×10 см, средне- и позднеспелых — 8×8 см; сельдерея и салата — 4×4 см.
3 тема. Сроки посева и состав почвы. Время посева семян рассчитывают исходя из оптимального срока высаживания рассады на постоянное место. При этом также следует учитывать тип сооружения, в котором будет расти рассада, поскольку именно температура воздуха и интенсивность освещения больше всего будут определять скорость ростовых процессов сеянцев. На сегодня наиболее перспективными, распространенными и экономически выгодными считают пленочные теплицы с обогревом. Исследования показывают, что выращивание рассады в них в 1,5-2 раза дешевле, чем в парниках. Кроме того, рассада, выращенная в пленочных теплицах, более ровная по высоте и массе, лучше приживается после пересадки.
Почвосмеси для выращивания рассады должны отвечать таким требованиям: содержать достаточное количество питательных веществ, иметь хорошую водостойкую структуру, поглотительную способность, воздухопроницаемость. Почвосмесь готовят преждевременно. Для улучшения ее питательных качеств добавляют минеральные, бактериальные удобрения и микроудобрения из расчета 1-2 кг азота, 2-3 кг фосфора и 0,5-1 кг калия на 1 м 3 смеси.
Состав почвосмеси зависит от культуры. Для большинства культур (капуста, томат, перец, баклажан, огурец, лук) подойдет следующий состав: земля — 25-30%, торф или перегной — 30-50%, песок — 25-30%. Исследовано, что рассада капусты, томата, перца сладкого и баклажана лучше растет на рыхлой смеси, а огурца, кабачка, дыни и арбуза — на более плотной. Рассаду томата, перца сладкого и баклажана выращивают также на почвосмеси, которая состоит из равных частей перегноя и торфа. Хорошие результаты дает выращивание рассады всех овощных культур в чистом торфе. Однако в этом случае надо добавлять фосфорные и калийные удобрения или золу.
Во время выращивания рассады почва в стаканчиках значительно уплотняется. Для предотвращения этого можно применять «рыхлители» почвы — опилки или сухие листья, которые готовят с осени.
5. Практическая работа: Пересадка рассады томата с пикировкой.
5.1. Вводный инструктаж учителя:
— сообщение названия практической работы;
— разъяснение задач практической работы;
— ознакомление с объектом труда (образцом);
— ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание(оборудование, инструменты, приспособления);
— инструктаж по технике безопасности.
5.2. Самостоятельная работа учащихся.
5.3. Формирование новых умений:
— проверка организованности начала работы учащихся;
— проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
— соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
6. Уборка рабочих мест.
7. Задание на дом. Практическая работа №2. Решите задачу.
— Рассчитайте необходимое количество овощей для нашей школы из 120 учеников в один учебный год и площадь для посева в кв.м.
— Зная норму высева и количество семян в граммах, рассчитайте сколько нужно вырастить рассады.
8. Рефлексия. Ребята, какой этап урока вам больше понравился? Что нового вы узнали? Как вы можете использовать знания, полученные на этом уроке?
9. Подведение итогов урока учителем:
— сообщение учителя о достижении целей урока.
Источник