Меню

Выращивание плесени исследовательская работа

Выращивание плесени исследовательская работа

Автор: Габидулина Светлана Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 38 «Росинка»

Населенный пункт: Алтайский край, город Рубцовск

Цель: выявить причину появления плесени в хлебобулочных изделиях.

Задачи:

  • формировать у детей диалектическое мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости
  • формировать умения и навыки исследовательского поиска.
  • установить, что для роста плесени нужны определенные условия
  • развивать познавательные способности ребенка;

Гипотеза: на хлебе растут мельчайшие организмы, хлеб может портиться.

Проект: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы

Этапы работы:

  1. Поиск информации в Интернете.
  2. Поиск информации в литературе.
  3. Проведение опытов.
  4. Выявление причины появление плесени.

1ЭТАП

Поиск информации в Интернете.

Плесень – это вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производят малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния воздухом. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет хорошие и плохие стороны. Некоторые виды плесени портят вкус, и запах пищи, и саму пищу. А плесень, которая растет на хлебе, используют для приготовления лекарства, которое называется «пенициллин».

2ЭТАП.

Поиск информации в литературе о хлебе.

Оказывается в египетских пирамидах помимо сокровищ, находили еще и буханки хлеба. Их, конечно, никто не пробовал. Хлеб пролежал в гробницах тысячи лет и стал, твердым, как камень.

В ходе этого, мы предположили, что, наверное, температура влияет на рост плесени на продуктах.

3ЭТАП.

Методика проведения опыта

  1. Хлеб помещают в разные условия

Мы взяли 2 куска хлеба(черного и белого) и 1 кусок сдобной булки. Смочили их водой и разместили их в 3 пластиковые чашки с крышками. В 4 чашку мы положили такие же кусочки, но их не смачивали водой и не накрывали крышкой. Чашки поместили в темное теплое и сухое место. Проводятся наблюдения в течение 10 дней

  1. Через 4 дня рассматривание и сравнение хлеба и булки через лупу.
  2. На 8 и 10 день рассматривание и сравнение с предыдущими наблюдениями.
  3. Зарисовывается (во влажных теплых условиях появилась плесень; в сухих плесень не образуется).
  4. Утилизация заплесневелого хлеба.

4.этап

Светлана Викторовна рассказала, что на всех продуктах растет плесень. Например на оставленной в тепле кабачковой икре, на апельсине, как и на хлебе, тоже выросла плесень.. Некоторые виды плесени портят вкус, и запах пищи, но благодаря, ей некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время эти сыры очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растет на хлебе и апельсинах, используется для приготовления лекарства, которое называется «пенициллин».

Мы составили график заплесневения хлеба, сдобной булки и апельсина.

ВЫВОД: В процессе опыта было обнаружено, что хлеб, портится быстрее, чем сдобная булка. И что плесень образуется только во влажных теплых условиях, а в сухих или холодных условиях плесень не образуется.

Список литературы:

  1. «Неизведанное рядом» О.В.Дыбина, Н.П.Романова
  2. «Экологическое воспитание». Опыты. Н.С.Николаева
  3. «Мы» — программа экологического образования детей Н.Н. Кондратьева
  4. Олег Чистовский / Грибы-целители (Серия — Исцели себя сам).
  5. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта +» 1997 г.
  6. http://www.globalproquim.hu/wp-content/uploads/2011/03/elpazarolt-ivoviz.jpg
  7. https://plesneveet.ru/pleseni/plesen-chto-takoe-kakoj-byvaet-i-pochemu-poyavlyaetsya/
  8. https://cemicvet.mediasole.ru/
  9. https://postnauka.ru/

Приложение №1

Конспект занятия в подготовительной группе

«Плесень — что это?»

Цель: Выяснить, что такое плесень?

1. Узнать, что собой представляет плесень?

Читайте также:  Как сделать почву лучше

2. Какой вред или пользу приносит плесень людям?

1. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

1. Закрепить умения детей в создании условий для проведения эксперимента.

2. Обогатить словарь детей новыми словами: плесень, споры

Вид занятия: познавательно-исследовательский

Возрастная группа: подготовительная

Д/и «Полезно-вредно». Рассматривание альбома «Грибы»; С/р «Магазин»», «

Оборудование: лупы,, посылка с мандаринами , 8 контейнеров для проведения эксперимента, набор продуктов (2кусочека черного хлеба, кусочек батона,).

Ход занятия:

— Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами.

Назовите съедобные грибы.

— Назовите несъедобные грибы.

— А теперь я вас приглашаю к столу.

К нам в детский сад пришла посылка может там грибы? Воспитатель открывает посылку с детьми и обнаруживает, что там лежат мандарины, а один мандарин не такой как все. На нем бело- голубой налет. Дети выдвигают версию, что мандарин испортился.

Воспитатель: Как такое могло случиться? Давайте угостимся, а на занятии выясним, что же случилось с одним из них.

Дети угощаются мандаринами и садятся на занятие.

Воспитатель: Вкусные мандарины?

Воспитатель: А можно есть вот этот? (показывает на испорченный)

Воспитатель: А если это срезать?

Дети: Все равно нельзя.

Воспитатель: Правильно. Этот налет-плесень. Продукты, покрытые плесенью, не задумываясь следует выбросить, т. к плесень, попадая в организм, разрушает все на своем пути. У человека может быть аллергия, появиться тошнота, головная боль.

А кто из вас раньше видел плесень на продуктах?

2. Затруднение в игровой ситуации

Ребята, как вы думаете, а все- же в посылке есть грибы?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что объединяет белый гриб, мухомор и плесень? (ответ детей )- Оказывается, среди грибов есть плесень, которая приводит в негодность продукты. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой. Бывает она разных цветов: синяя, зеленая, голубая, белая

Воспитатель: Все это можно назвать одним словом – грибы. Мы сегодня с вами познакомимся с необычным грибом – плесенью, а пока предлагаю вам немного отдохнуть

Динамическая пауза «Дети и грибы»

Утром дети в лес пошли.

По дороге гриб нашли.

А за ним-то — раз, два, три

Показались еще три!

И пока грибы срывали,

Дети в садик опоздали.

И грибы все уронили Ай!

Воспитатель: Мы с вами знаем грибы, которые растут в лесу, а плесень — это микроскопические грибы. Они живые (дышат, растут, питаются, двигаются и размножаются). Плесневые грибы размножаются спорами (в школе вы узнаете, что такое спора). Их можно рассмотреть только под микроскопом.

У плесени — неприятный запах, она очень опасна для человека, животных и растений.

Воспитатель: Так что такое плесень?

Воспитатель: давайте возьмем лупы и рассмотрим плесень.

Воспитатель: На что похоже?

Так как же могла появиться плесень на апельсине? При каких условиях?

Дети выдвигают гипотезы (везли долго, бросали ящик, в ящике темно, нет воздуха)

Воспитатель: Я вам предлагаю провести эксперимент. У меня есть продукты (перечисляет)

Попробуем вырастить плесень на этих продуктах, будем наблюдать за ее ростом и отмечать в дневнике экспериментов. Нам нужно ответить на два вопроса:

1. Сколько времени пройдет с момента появления плесени?

2. Какие условия необходимы для ее появления?

Воспитатель предлагает достать контейнеры и принести немного воды.

Читайте также:  Что за удобрение деметра

Хлеб поместить в разные условии: взяли 2 куска хлеба (черного и белого) и 1 кусок сдобной булки.

Смочили их водой и разместили их в 3 пластиковые чашки с крышками.

В 4 чашку мы положили такие же кусочки, но их не смачивали водой и не накрывали крышкой. Чашки поместили в темное теплое и сухое место

Воспитатель предлагает поставить контейнеры в теплое темное место.

Такой же набор контейнеров с продуктами поставить в холодное место.

Воспитатель: Оказывается в египетских пирамидах помимо сокровищ, находили еще и буханки хлеба. Их, конечно, никто не пробовал. Хлеб пролежал в гробницах тысячи лет и стал, твердым, как камень.

В ходе этого, мы предположили, что, наверное, температура влияет на рост плесени на продуктах.

Воспитатель: Итак, что такое плесень?

Дети: Плесень это особые микроорганизмы.

Воспитатель: Как вы думаете, она все- же полезна или вредная для нашего здоровья?

Воспитатель: Плесень – это вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производят малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния воздухом. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет хорошие и плохие стороны. Некоторые виды плесени портят вкус, и запах пищи, но благодаря, ей некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время эти сыры очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растет на хлебе и апельсинах, используется для приготовления лекарства, которое называется «пенициллин». Пенициллин помогает людям бороться со многими болезнями. Раньше люди не могли бороться с вирусами, они не знали о существовании такого лекарства. Помог им Александр Флеминг- шотландский исследователь. Было это 100 лет назад. Мы сегодня с вами узнаем, что помогло ученом получить это лекарство

Воспитатель: Что мы хотим выяснить в ходе эксперимента?

Источник

Творческие проекты и работы учащихся

Выращивание белой и сизой плесени

Цель: рассмотреть конкурентный тип отношений двух видов плесени.

Объект исследования – плесневые грибы: пеницилл и мукор (белая и сизая плесень соответственно)

Оборудование и материалы – кусочки хлеба и фруктов, чашки Петри, вода.

Для выращивания плесени я взяла две чашки Петри.

Для получения сизой плесени на дно чашки поместила увлажненный кусочек хлеба. Для получения белой плесени в другую чашку поместила разрезанный мандарин. Чашки поставила в теплое место при температуре выше 20 градусов. Плесени образуются примерно через неделю.

Каждый день открывала банки и следила, чтобы продукты (питательные среды) были влажными.

В одной пробирке, где был хлеб, плесень (мукор) появилась уже на 3 день (рис. 4), а в другой (с мандарином — пеницилл) только на 5 день (рис. 5). Опыт проводился в одинаковых температурных условиях.

Затем взяла чистые чашки Петри в одну положила хлеб, в другую сыр, а в третью – мандарин. Чашки подержала 30 мин над кипящей кастрюлей и закрыла. Это сделала для того, чтобы устранить посторонние микроорганизмы. В каждую чашку поместила два вида плесени: одной ватной палочкой дотронулась до белой плесени, а другой – до сизой. Затем каждой палочкой дотронулась до хлеба, сыра и мандарина.

Через 2 дня я заметила, что в пробирке с хлебом (рис. 6) и сыром (рис. 7) хорошо растет мукор, пеницилла мало. И, наоборот, в пробе с мандарином (рис. 8) пеницилл развивался лучше, чем другой вид плесени.

Читайте также:  Как загрязняют почву нефтяные

Результаты работы по выращиванию плесени

Опыты были поставлены с 17 декабря по 30 декабря 2016 года. Наблюдения проводились ежедневно. Наблюдая за развитием плесени в чашках Петри, отмечали, какая плесень, и на какой среде появилась раньше.

Результаты наблюдений:

  • 20 декабря — появилась сизая плесень в чашки Петри, в которой содержались в качестве питательной среды кусочки белого хлеба.
  • 22 декабря — появилась белая плесень в чашки Петри, в которой содержалось в качестве питательной среды мандарин.
  • 24 декабря — в чашках с хлебом и сыром обильно развивается мукор и малое количество плесени пеницилла соответственно.
  • 27 декабря — мукор угнетается в чашке с мандарином.
  • 30 декабря – белая плесень в чашке с хлебом и сыром угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда — белый хлеб и сыр) обильно развивается мукор.
  • 30 декабря – сизая плесень в чашке с мандарином угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда-мандарин) преобладает развитие белой плесени.
Среда Плесень Результаты
Хлеб Мукор+пеницилл Мукор вытесняет пеницилл
Сыр Мукор вытесняет пеницилл
Мандарин Пеницилл вытесняет мукор

Заключение

В ходе проделанной работы я изучила дополнительную литературу о строении мукора и пеницилла, познакомилась с понятиями «борьба за существование», выявила влияние разных сред на жизнеспособность мукора и пеницилла.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

  1. В природе существует межвидовая борьба за существование между грибами мукор и пеницилл.
  2. В борьбе за пищевые ресурсы между представителями разных видов плесени идет конкуренция, которая может привести к процветанию и высокой плодовитости одного вида и понижению плодовитости и гибели части особей другого вида.
  3. По принципу конкурентного исключения, лучше будет чувствовать себя тот вид плесневого гриба, для которого пищевая среда благоприятна. Развитие другого вида будет угнетено.
  4. Условия существования для пеницилла отличаются от таковых у мукора и по питательной среде и по температурному режиму и по показателю влажности. Так у нас пеницилл развивался дольше, так как для него оптимальная температура должна быть немного ниже, а влажность воздуха выше.
  5. Наша гипотеза подтвердилась: в борьбе за пищевые ресурсы успешно будет расти плесень, для которой пищевая среда и влажность благоприятные.

Также я узнала, что:

  • Сизую плесень чаще всего можно встретить на сыре и хлебе. Многие штаммы этого паразита опасны для людей.
  • Белая плесень – одна из самых опасных. Поражает всё! Проникает глубоко в продукты и неприхотлива в распространении.

Проделанная исследовательская работа позволяет мне дать советы о том, как предотвратить появление плесени на продуктах питания:

  1. Использовать остатки продуктов в течение 3-4 дней.
  2. Очищать холодильник 1 раз в месяц с помощью пищевой соды. Для получения раствора 1 ст. ложку соды растворяют в литре теплой воды.
  3. Регулярно очищать видимые поверхности губкой, смоченной в воде с дезинфицирующим средством. Можно размешать 3 ч. ложки хлорки в литре воды.

Отзывы об исследовательской работе

В ходе данной работы я узнала много нового и интересного из жизни одноклеточных грибов. Научилась проводить наблюдения за живыми объектами, сравнивать и анализировать полученные данные. Проведеннаямною работа была интересна и познавательна.

Источник

Adblock
detector