Меню

Выращивание плесневых грибов проект 5 класс

Проект по биологии и экологии «Плесневые грибы и их влияние на здоровье человека»

Проект по биологии и экологии выполняла ученица 5 класса. Объект исследования: плесневые грибы.

Предмет: Биология. Раздел «Царство грибы».

Тема: Многообразие и значение грибов.

Гипотеза: предполагаю, что плесень может быть вредной и полезной и появиться в самых разных местах и условиях.

Цель: выращивание и изучение плесневых грибов в помещении моей школы.

Скачать:

Вложение Размер
nomokonova_-_mordvinova_-_proekt.doc 383 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»

их влияние на здоровье человека

Исследовательский проект по биологии и экологии

Выполнила: Мордвинова Марина,

учащаяся 5 класса

Руководитель проекта: Номоконова А.А.,

учитель биологии и географии

г. Биробиджан, 2018

  1. Введение
  2. Обзор литературы
  3. Методика и материалы

4. Приготовление питательной среды

6. Наблюдение и контроль

7. Видовое разнообразие:

а) Плесневые грибы

9. Список литературы

10. Приложение (презентация)

Грибы — загадочные создания. Что, казалось бы, удивительного в скромной сыроежке или красавце подосиновике? Почти каждый собирал их, сушил, жарил, солил. Так поступали люди ещё в древности. Может, тогда же их и поразила способность грибов появляться как будто из ничего за считанные дни и часы. Не зная толком, что собой представляют грибы, легко было уверовать, что они посланы богами: съедобные — в награду; ядовитые — в наказание. При слове » гриб » мы часто вспоминаем знакомые нам с детства подосиновики, опята, сыроежки и даже поганки — словом, нечто, состоящее из шляпки и ножки. Но это, так сказать, традиционная «форма» грибов. На самом деле можно пройти мимо гриба, не подозревая об этом. Это грибы, которые можно увидеть только с помощью сильной лупы или микроскопа. Поэтому их называют микроскопическими или микромицетами ( от греч. «микрос» — малый и «микос» — гриб ). Порой микромицеты имеют вид плёнок, корочек, рыхлого или порошкообразного налёта на испортившихся пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине. В быту всё это пренебрежительно именуется плесенью.

Сколько интересного хранят в себе эти грибы! Покрылась плесенью корочка хлеба — это грибы, выросло на стене в сыром помещении что-то зелёное и неприятное — опять грибы, испортилось яблоко — и это работа грибов. Ежегодно человечество теряет значительную часть собранного урожая из-за повреждения плодов, овощей и зерна плесневыми грибами. Но не надо думать, что от всех плесневых грибов только вред. Приносят они и ощутимую пользу. Некоторые виды плесневых грибов используют в сыроделии для придания сыру определённого аромата, а также при производстве лекарств. Важнейшим грибом является пеницилл, его разводят для получения антибиотика пенициллина, который не только убивает стафилококка, вызывающего у человека заражение крови, но и побеждает микробов — возбудителей дифтерии, менингита и других болезней. Но в то же время этот препарат безопасен для человека. Все эти удивительные особенности плесневых грибов привлекли моё внимание и стали объектом моего исследования.

Актуальность: С каждым годом мир становится все более беззащитным перед микробами и плесневыми грибами. Невидимые человеческому глазу, они способны серьезно сократить численность жителей Земли. И в то же время мир без плесени был бы мертв. Наличие плесени подтверждает, что наш мир еще жив. Наш мир создан совершенным. В нем нет ни одной лишней детали. Все наполнено смыслом, и все связано между собой в бесконечно сложную и бесконечно прекрасную картину мироздания, где каждый элемент играет свою особую роль. И чтобы мы случайно или умышленно не разрушили этот мир, нам дано предупреждение, особый знак, проклятие и благословение одновременно — это п лесень.

Объект исследования: плесневые грибы.

Предмет : Биология. Раздел «Царство грибы».

Тема: Многообразие и значение грибов.

Гипотеза: предполагаю, что плесень может быть вредной и полезной и появиться в самых разных местах и условиях.

Цель: выращивание и изучение плесневых грибов в помещении моей школы.

1. Расширить знания о плесневых грибах через работу с научной литературой.

2. Определить экспериментальным путем условия развития плесени на продуктах питания.

3. Изучить влияние плесневых грибов на здоровье человека.

— анализ учебно-научной литературы;

— эксперимент (постановка опытов по выращиванию плесени);

— фото и видеосъемка.

В выполнении работы была использована следующая литература:

  1. Лабораторная диагностика микозов, вызванных плесневыми грибами. (Методическое пособие) 3.0. Караев, Г.И. Горшков и др. г. Ленинград, 1987 г. В данном пособии есть методы лабораторной диагностики микозов плесневой этиологии. Приводятся основные характеристики возбудителей.
  2. Жизнь растений. Том 2. Грибы. Энциклопедия под ред. М.В. Горленко. Москва, 1976 г. В этой энциклопедии авторы дают подробную классификацию грибов, их морфологию, способы размножения и происхождение, а также роль грибов в жизни человека и природе. Красочные фотографии и рисунки наглядно дополняют текст книги.
  3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология под ред. М. Аксёнова. Издательский центр «Аванта», 1998г. Это издание содержит много современного материала. В книге достоверно и увлекательно рассказано о том, как устроены живые существа, как они дышат, питаются, размножения, почему менялся их облик в течение миллионов лет. Многочисленные статьи создают портретную галерею самых интересных растений и животных.

Время, место исследований и оборудование

Время исследования : январь — март

Исследования проводилось в отдельных учебных кабинетах при различных температурных условиях:

Кабинет № 207- t°=20°C

Кабинет № 208 — t°=24°C

Коридор 2 этажа — t°=23°C

1. 2-3 чашки Петри.

2. Предметные и покровные стёкла.

5, Реактивы: глюкоза, нитрат аммония (аммиачная селитра), дигидрофосфат калия, сульфат магния (магнезия), антибиотик (пенициллин), смесь 90% спирта с 70% уксусной кислотой, раствор генциановиолета.

Приготовление питательной среды

Для работы можно было использовать разные общеизвестные рецепты, однако ввиду простоты предпочтение было отдано среде Аппеля — Воленбера. Методика приготовления питательной среды следующая:

1. В 100 мл воды растворяют такие компоненты: 10 г глюкозы, 2 г нитрата аммония, 0,5 г сульфата магния, 1 г дигидрофосфата калия.

2. Для того чтобы среда была плотная, после полного растворения её компонентов добавляют 2 г агара и оставляют стоять на час — два.

3.Приготовленную среду нагревают до кипения, но не кипятят, затем охлаждают до 40 — 45°С.

4. Добавляют антибиотик -пенициллин, стрептомицин или каномицин, которые выпускаются во флаконах по 0,5 (500000 ЕД ) и 1,0 (1000000 ЕД). Во флакон с антибиотиком (нами использовался пенициллин) наливают соответственно 5 или 10 мл воды, после его полного растворения берут 0,2 мл готового раствора (4 -5 капель) и прибавляют к остывшей среде.

5. Среду выливают в стерильные чашки Петри. Их обычно стерилизуют в термостате завёрнутыми в бумагу, но нами использовался более простой способ: в чистые и сухие половинки чашек наливают немного спирта и поджигают, а по окончании горения сразу закрывают.

  1. Питательной среде дают остыть.

Наблюдения и контроль

В школе нет лаборатории, в которой можно производить микологические исследования (мебель, посуда, оборудование). В наблюдениях за плесневыми грибами мне помогла учитель биологии Номоконова Анна Александровна. Как известно, в воздухе находится множество спор разных грибов, которые, попав в благоприятные условия, прорастают. Для выделения грибов из воздуха чашки Петри с застывшей питательной средой открывают и оставляют в таком виде на 20 мин. Затем закрывают и ставят в теплое место. Посев производится в 3 повторениях, учитывая t° С режим выращивания плесневых грибов (+ 30° или + 26°С). Такой метод выделения грибов из воздуха называется методом оседания, который основан на фильтрации воздуха и поэтому может быть использован только при исследовании воздуха закрытых помещений. Забор воздуха производился в кабинетах №208, №207, а также в коридоре 2 этажа. Во избежание возможной аллергизации спорами культур плесневых грибов нельзя открывать чашки Петри, поэтому за развитием плесневых грибов наблюдали через крышку чашки Петри, соблюдая технику безопасности. Пробы воздуха находились в лаборатории 3 дня, после инкубации засеянные чашки просматривались и определялась культура грибов.

Результаты изучения проб, взятых на экспертизу

Источник

Творческие проекты и работы учащихся

Выращивание белой и сизой плесени

Цель: рассмотреть конкурентный тип отношений двух видов плесени.

Объект исследования – плесневые грибы: пеницилл и мукор (белая и сизая плесень соответственно)

Оборудование и материалы – кусочки хлеба и фруктов, чашки Петри, вода.

Для выращивания плесени я взяла две чашки Петри.

Для получения сизой плесени на дно чашки поместила увлажненный кусочек хлеба. Для получения белой плесени в другую чашку поместила разрезанный мандарин. Чашки поставила в теплое место при температуре выше 20 градусов. Плесени образуются примерно через неделю.

Каждый день открывала банки и следила, чтобы продукты (питательные среды) были влажными.

В одной пробирке, где был хлеб, плесень (мукор) появилась уже на 3 день (рис. 4), а в другой (с мандарином — пеницилл) только на 5 день (рис. 5). Опыт проводился в одинаковых температурных условиях.

Затем взяла чистые чашки Петри в одну положила хлеб, в другую сыр, а в третью – мандарин. Чашки подержала 30 мин над кипящей кастрюлей и закрыла. Это сделала для того, чтобы устранить посторонние микроорганизмы. В каждую чашку поместила два вида плесени: одной ватной палочкой дотронулась до белой плесени, а другой – до сизой. Затем каждой палочкой дотронулась до хлеба, сыра и мандарина.

Через 2 дня я заметила, что в пробирке с хлебом (рис. 6) и сыром (рис. 7) хорошо растет мукор, пеницилла мало. И, наоборот, в пробе с мандарином (рис. 8) пеницилл развивался лучше, чем другой вид плесени.

Результаты работы по выращиванию плесени

Опыты были поставлены с 17 декабря по 30 декабря 2016 года. Наблюдения проводились ежедневно. Наблюдая за развитием плесени в чашках Петри, отмечали, какая плесень, и на какой среде появилась раньше.

Результаты наблюдений:

  • 20 декабря — появилась сизая плесень в чашки Петри, в которой содержались в качестве питательной среды кусочки белого хлеба.
  • 22 декабря — появилась белая плесень в чашки Петри, в которой содержалось в качестве питательной среды мандарин.
  • 24 декабря — в чашках с хлебом и сыром обильно развивается мукор и малое количество плесени пеницилла соответственно.
  • 27 декабря — мукор угнетается в чашке с мандарином.
  • 30 декабря – белая плесень в чашке с хлебом и сыром угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда — белый хлеб и сыр) обильно развивается мукор.
  • 30 декабря – сизая плесень в чашке с мандарином угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда-мандарин) преобладает развитие белой плесени.
Среда Плесень Результаты
Хлеб Мукор+пеницилл Мукор вытесняет пеницилл
Сыр Мукор вытесняет пеницилл
Мандарин Пеницилл вытесняет мукор

Заключение

В ходе проделанной работы я изучила дополнительную литературу о строении мукора и пеницилла, познакомилась с понятиями «борьба за существование», выявила влияние разных сред на жизнеспособность мукора и пеницилла.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

  1. В природе существует межвидовая борьба за существование между грибами мукор и пеницилл.
  2. В борьбе за пищевые ресурсы между представителями разных видов плесени идет конкуренция, которая может привести к процветанию и высокой плодовитости одного вида и понижению плодовитости и гибели части особей другого вида.
  3. По принципу конкурентного исключения, лучше будет чувствовать себя тот вид плесневого гриба, для которого пищевая среда благоприятна. Развитие другого вида будет угнетено.
  4. Условия существования для пеницилла отличаются от таковых у мукора и по питательной среде и по температурному режиму и по показателю влажности. Так у нас пеницилл развивался дольше, так как для него оптимальная температура должна быть немного ниже, а влажность воздуха выше.
  5. Наша гипотеза подтвердилась: в борьбе за пищевые ресурсы успешно будет расти плесень, для которой пищевая среда и влажность благоприятные.

Также я узнала, что:

  • Сизую плесень чаще всего можно встретить на сыре и хлебе. Многие штаммы этого паразита опасны для людей.
  • Белая плесень – одна из самых опасных. Поражает всё! Проникает глубоко в продукты и неприхотлива в распространении.

Проделанная исследовательская работа позволяет мне дать советы о том, как предотвратить появление плесени на продуктах питания:

  1. Использовать остатки продуктов в течение 3-4 дней.
  2. Очищать холодильник 1 раз в месяц с помощью пищевой соды. Для получения раствора 1 ст. ложку соды растворяют в литре теплой воды.
  3. Регулярно очищать видимые поверхности губкой, смоченной в воде с дезинфицирующим средством. Можно размешать 3 ч. ложки хлорки в литре воды.

Отзывы об исследовательской работе

В ходе данной работы я узнала много нового и интересного из жизни одноклеточных грибов. Научилась проводить наблюдения за живыми объектами, сравнивать и анализировать полученные данные. Проведеннаямною работа была интересна и познавательна.

Источник

Читайте также:  Совмещать удобрения можно или нет
Adblock
detector