Проект по биологии и экологии «Плесневые грибы и их влияние на здоровье человека»
Проект по биологии и экологии выполняла ученица 5 класса. Объект исследования: плесневые грибы.
Предмет: Биология. Раздел «Царство грибы».
Тема: Многообразие и значение грибов.
Гипотеза: предполагаю, что плесень может быть вредной и полезной и появиться в самых разных местах и условиях.
Цель: выращивание и изучение плесневых грибов в помещении моей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nomokonova_-_mordvinova_-_proekt.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»
их влияние на здоровье человека
Исследовательский проект по биологии и экологии
Выполнила: Мордвинова Марина,
учащаяся 5 класса
Руководитель проекта: Номоконова А.А.,
учитель биологии и географии
г. Биробиджан, 2018
- Введение
- Обзор литературы
- Методика и материалы
4. Приготовление питательной среды
6. Наблюдение и контроль
7. Видовое разнообразие:
а) Плесневые грибы
9. Список литературы
10. Приложение (презентация)
Грибы — загадочные создания. Что, казалось бы, удивительного в скромной сыроежке или красавце подосиновике? Почти каждый собирал их, сушил, жарил, солил. Так поступали люди ещё в древности. Может, тогда же их и поразила способность грибов появляться как будто из ничего за считанные дни и часы. Не зная толком, что собой представляют грибы, легко было уверовать, что они посланы богами: съедобные — в награду; ядовитые — в наказание. При слове » гриб » мы часто вспоминаем знакомые нам с детства подосиновики, опята, сыроежки и даже поганки — словом, нечто, состоящее из шляпки и ножки. Но это, так сказать, традиционная «форма» грибов. На самом деле можно пройти мимо гриба, не подозревая об этом. Это грибы, которые можно увидеть только с помощью сильной лупы или микроскопа. Поэтому их называют микроскопическими или микромицетами ( от греч. «микрос» — малый и «микос» — гриб ). Порой микромицеты имеют вид плёнок, корочек, рыхлого или порошкообразного налёта на испортившихся пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине. В быту всё это пренебрежительно именуется плесенью.
Сколько интересного хранят в себе эти грибы! Покрылась плесенью корочка хлеба — это грибы, выросло на стене в сыром помещении что-то зелёное и неприятное — опять грибы, испортилось яблоко — и это работа грибов. Ежегодно человечество теряет значительную часть собранного урожая из-за повреждения плодов, овощей и зерна плесневыми грибами. Но не надо думать, что от всех плесневых грибов только вред. Приносят они и ощутимую пользу. Некоторые виды плесневых грибов используют в сыроделии для придания сыру определённого аромата, а также при производстве лекарств. Важнейшим грибом является пеницилл, его разводят для получения антибиотика пенициллина, который не только убивает стафилококка, вызывающего у человека заражение крови, но и побеждает микробов — возбудителей дифтерии, менингита и других болезней. Но в то же время этот препарат безопасен для человека. Все эти удивительные особенности плесневых грибов привлекли моё внимание и стали объектом моего исследования.
Актуальность: С каждым годом мир становится все более беззащитным перед микробами и плесневыми грибами. Невидимые человеческому глазу, они способны серьезно сократить численность жителей Земли. И в то же время мир без плесени был бы мертв. Наличие плесени подтверждает, что наш мир еще жив. Наш мир создан совершенным. В нем нет ни одной лишней детали. Все наполнено смыслом, и все связано между собой в бесконечно сложную и бесконечно прекрасную картину мироздания, где каждый элемент играет свою особую роль. И чтобы мы случайно или умышленно не разрушили этот мир, нам дано предупреждение, особый знак, проклятие и благословение одновременно — это п лесень.
Объект исследования: плесневые грибы.
Предмет : Биология. Раздел «Царство грибы».
Тема: Многообразие и значение грибов.
Гипотеза: предполагаю, что плесень может быть вредной и полезной и появиться в самых разных местах и условиях.
Цель: выращивание и изучение плесневых грибов в помещении моей школы.
1. Расширить знания о плесневых грибах через работу с научной литературой.
2. Определить экспериментальным путем условия развития плесени на продуктах питания.
3. Изучить влияние плесневых грибов на здоровье человека.
— анализ учебно-научной литературы;
— эксперимент (постановка опытов по выращиванию плесени);
— фото и видеосъемка.
В выполнении работы была использована следующая литература:
- Лабораторная диагностика микозов, вызванных плесневыми грибами. (Методическое пособие) 3.0. Караев, Г.И. Горшков и др. г. Ленинград, 1987 г. В данном пособии есть методы лабораторной диагностики микозов плесневой этиологии. Приводятся основные характеристики возбудителей.
- Жизнь растений. Том 2. Грибы. Энциклопедия под ред. М.В. Горленко. Москва, 1976 г. В этой энциклопедии авторы дают подробную классификацию грибов, их морфологию, способы размножения и происхождение, а также роль грибов в жизни человека и природе. Красочные фотографии и рисунки наглядно дополняют текст книги.
- Энциклопедия для детей. Том 2. Биология под ред. М. Аксёнова. Издательский центр «Аванта», 1998г. Это издание содержит много современного материала. В книге достоверно и увлекательно рассказано о том, как устроены живые существа, как они дышат, питаются, размножения, почему менялся их облик в течение миллионов лет. Многочисленные статьи создают портретную галерею самых интересных растений и животных.
Время, место исследований и оборудование
Время исследования : январь — март
Исследования проводилось в отдельных учебных кабинетах при различных температурных условиях:
Кабинет № 207- t°=20°C
Кабинет № 208 — t°=24°C
Коридор 2 этажа — t°=23°C
1. 2-3 чашки Петри.
2. Предметные и покровные стёкла.
5, Реактивы: глюкоза, нитрат аммония (аммиачная селитра), дигидрофосфат калия, сульфат магния (магнезия), антибиотик (пенициллин), смесь 90% спирта с 70% уксусной кислотой, раствор генциановиолета.
Приготовление питательной среды
Для работы можно было использовать разные общеизвестные рецепты, однако ввиду простоты предпочтение было отдано среде Аппеля — Воленбера. Методика приготовления питательной среды следующая:
1. В 100 мл воды растворяют такие компоненты: 10 г глюкозы, 2 г нитрата аммония, 0,5 г сульфата магния, 1 г дигидрофосфата калия.
2. Для того чтобы среда была плотная, после полного растворения её компонентов добавляют 2 г агара и оставляют стоять на час — два.
3.Приготовленную среду нагревают до кипения, но не кипятят, затем охлаждают до 40 — 45°С.
4. Добавляют антибиотик -пенициллин, стрептомицин или каномицин, которые выпускаются во флаконах по 0,5 (500000 ЕД ) и 1,0 (1000000 ЕД). Во флакон с антибиотиком (нами использовался пенициллин) наливают соответственно 5 или 10 мл воды, после его полного растворения берут 0,2 мл готового раствора (4 -5 капель) и прибавляют к остывшей среде.
5. Среду выливают в стерильные чашки Петри. Их обычно стерилизуют в термостате завёрнутыми в бумагу, но нами использовался более простой способ: в чистые и сухие половинки чашек наливают немного спирта и поджигают, а по окончании горения сразу закрывают.
- Питательной среде дают остыть.
Наблюдения и контроль
В школе нет лаборатории, в которой можно производить микологические исследования (мебель, посуда, оборудование). В наблюдениях за плесневыми грибами мне помогла учитель биологии Номоконова Анна Александровна. Как известно, в воздухе находится множество спор разных грибов, которые, попав в благоприятные условия, прорастают. Для выделения грибов из воздуха чашки Петри с застывшей питательной средой открывают и оставляют в таком виде на 20 мин. Затем закрывают и ставят в теплое место. Посев производится в 3 повторениях, учитывая t° С режим выращивания плесневых грибов (+ 30° или + 26°С). Такой метод выделения грибов из воздуха называется методом оседания, который основан на фильтрации воздуха и поэтому может быть использован только при исследовании воздуха закрытых помещений. Забор воздуха производился в кабинетах №208, №207, а также в коридоре 2 этажа. Во избежание возможной аллергизации спорами культур плесневых грибов нельзя открывать чашки Петри, поэтому за развитием плесневых грибов наблюдали через крышку чашки Петри, соблюдая технику безопасности. Пробы воздуха находились в лаборатории 3 дня, после инкубации засеянные чашки просматривались и определялась культура грибов.
Результаты изучения проб, взятых на экспертизу
Источник
Творческие проекты и работы учащихся
Выращивание белой и сизой плесени
Цель: рассмотреть конкурентный тип отношений двух видов плесени.
Объект исследования – плесневые грибы: пеницилл и мукор (белая и сизая плесень соответственно)
Оборудование и материалы – кусочки хлеба и фруктов, чашки Петри, вода.
Для выращивания плесени я взяла две чашки Петри.
Для получения сизой плесени на дно чашки поместила увлажненный кусочек хлеба. Для получения белой плесени в другую чашку поместила разрезанный мандарин. Чашки поставила в теплое место при температуре выше 20 градусов. Плесени образуются примерно через неделю.
Каждый день открывала банки и следила, чтобы продукты (питательные среды) были влажными.
В одной пробирке, где был хлеб, плесень (мукор) появилась уже на 3 день (рис. 4), а в другой (с мандарином — пеницилл) только на 5 день (рис. 5). Опыт проводился в одинаковых температурных условиях.
Затем взяла чистые чашки Петри в одну положила хлеб, в другую сыр, а в третью – мандарин. Чашки подержала 30 мин над кипящей кастрюлей и закрыла. Это сделала для того, чтобы устранить посторонние микроорганизмы. В каждую чашку поместила два вида плесени: одной ватной палочкой дотронулась до белой плесени, а другой – до сизой. Затем каждой палочкой дотронулась до хлеба, сыра и мандарина.
Через 2 дня я заметила, что в пробирке с хлебом (рис. 6) и сыром (рис. 7) хорошо растет мукор, пеницилла мало. И, наоборот, в пробе с мандарином (рис. 8) пеницилл развивался лучше, чем другой вид плесени.
Результаты работы по выращиванию плесени
Опыты были поставлены с 17 декабря по 30 декабря 2016 года. Наблюдения проводились ежедневно. Наблюдая за развитием плесени в чашках Петри, отмечали, какая плесень, и на какой среде появилась раньше.
Результаты наблюдений:
- 20 декабря — появилась сизая плесень в чашки Петри, в которой содержались в качестве питательной среды кусочки белого хлеба.
- 22 декабря — появилась белая плесень в чашки Петри, в которой содержалось в качестве питательной среды мандарин.
- 24 декабря — в чашках с хлебом и сыром обильно развивается мукор и малое количество плесени пеницилла соответственно.
- 27 декабря — мукор угнетается в чашке с мандарином.
- 30 декабря – белая плесень в чашке с хлебом и сыром угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда — белый хлеб и сыр) обильно развивается мукор.
- 30 декабря – сизая плесень в чашке с мандарином угнетена. В чашке для выращивания мукора и пеницилла (питательная среда-мандарин) преобладает развитие белой плесени.
Среда | Плесень | Результаты |
Хлеб | Мукор+пеницилл | Мукор вытесняет пеницилл |
Сыр | Мукор вытесняет пеницилл | |
Мандарин | Пеницилл вытесняет мукор |
Заключение
В ходе проделанной работы я изучила дополнительную литературу о строении мукора и пеницилла, познакомилась с понятиями «борьба за существование», выявила влияние разных сред на жизнеспособность мукора и пеницилла.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- В природе существует межвидовая борьба за существование между грибами мукор и пеницилл.
- В борьбе за пищевые ресурсы между представителями разных видов плесени идет конкуренция, которая может привести к процветанию и высокой плодовитости одного вида и понижению плодовитости и гибели части особей другого вида.
- По принципу конкурентного исключения, лучше будет чувствовать себя тот вид плесневого гриба, для которого пищевая среда благоприятна. Развитие другого вида будет угнетено.
- Условия существования для пеницилла отличаются от таковых у мукора и по питательной среде и по температурному режиму и по показателю влажности. Так у нас пеницилл развивался дольше, так как для него оптимальная температура должна быть немного ниже, а влажность воздуха выше.
- Наша гипотеза подтвердилась: в борьбе за пищевые ресурсы успешно будет расти плесень, для которой пищевая среда и влажность благоприятные.
Также я узнала, что:
- Сизую плесень чаще всего можно встретить на сыре и хлебе. Многие штаммы этого паразита опасны для людей.
- Белая плесень – одна из самых опасных. Поражает всё! Проникает глубоко в продукты и неприхотлива в распространении.
Проделанная исследовательская работа позволяет мне дать советы о том, как предотвратить появление плесени на продуктах питания:
- Использовать остатки продуктов в течение 3-4 дней.
- Очищать холодильник 1 раз в месяц с помощью пищевой соды. Для получения раствора 1 ст. ложку соды растворяют в литре теплой воды.
- Регулярно очищать видимые поверхности губкой, смоченной в воде с дезинфицирующим средством. Можно размешать 3 ч. ложки хлорки в литре воды.
Отзывы об исследовательской работе
В ходе данной работы я узнала много нового и интересного из жизни одноклеточных грибов. Научилась проводить наблюдения за живыми объектами, сравнивать и анализировать полученные данные. Проведеннаямною работа была интересна и познавательна.
Источник