Выращивание посадочного материала деревьев
Глава 6. Выращивание декоративных деревьев и кустарников и их формирование
§ 18. Размещение посадочного материала в школьном отделении питомников и сроки его выращивания
Для размещения древесных растений в школьном отделении породы, близкие друг к другу по агротехнике выращивания, с примерно одинаковым сроком пребывания в отделении объединяют в группы и растят в одном севообороте. Это позволяет рационально разместить растения на отведенной территории и облегчает уход за ними, формирование штамба и кроны, а также проведение инвентаризации посадочного материала.
По сроку выращивания в школьном отделении древесные породы могут быть сгруппированы следующим образом:
быстрорастущие (3-4 года) — тополи, ивы, акация белая, айлант, клен ясенелистный, береза, гледичия, софора японская, лиственница;
умереннорастущие (6-7 лет) — клен серебристый, клен остролистный, катальпа, рябина, ясень, вяз обыкновенный, вяз мелколистный, платан, груша, яблоня, орехи, дуб красный;
медленнорастущие (8 лет) — каштан конский, дуб черешчатый, бук, липа, граб, хвойные;
кустарники (2-4 года).
В первую школу для выращивания саженцев из посевного отделения пересаживают посадочный материал всех перечисленных выше групп. Это одно-двулетние сеянцы и укоренившиеся черенки деревьев и кустарников, а также одно-двулетние отводки. Срок пребывания саженцев в первой школе 2-4 года. За это время кустарники, а также быстрорастущие штамбовые породы успевают развиться, достигнуть стандартных размеров, после чего реализуются как готовая продукция.
Саженцы умеренно- и медленнорастущих пород не успевают развиться до необходимых размеров, однако оставлять их на том же месте нельзя, поскольку площадь питания для них становится уже недостаточной, что задерживает развитие как корневой их системы, так и надземной части. Поэтому их выкапывают одновременно со всеми другими, готовыми к реализации саженцами, и пересаживают на доращивание во вторую школу, увеличивая площадь питания.
Растения в школьном отделении должны размещаться так, чтобы выход стандартного посадочного материала с единицы площади был максимальным, а кроме того, обеспечивался высокий уровень механизации всех процессов.
Во второй школе штамбовые древесные растения размещают рядами. Для быстро- и умереннорастущих пород расстояние между рядами устанавливают 1 м, а в ряду между растениями — 0,5 м (при высадке 20 тыс. шт./га). Для медленнорастущих пород расстояние между рядами также 1 м, а в ряду — 0,3 м. Это дает возможность разместить 33 тыс. шт./га (рис. 25). Продуктивным считается квадратное размещение саженцев штамбовых пород на расстоянии 0,7X0,7 м (при высадке 20,4 тыс. шт./га). При этом улучшаются условия их освещения и равномерно распределяются площади питания между ними.
Рис. 25. Последовательные стадии посадки в ямку, приготовленную мотыгой
Для кустарников применяют размещение рядами с одинаковым (1-0,9 м) для всех пород расстоянием между ними. В ряду растения располагают на расстоянии 0,3-0,4 м (при посадке 25-40 тыс. шт./га). Практикуется также квадратное размещение кустарников по схеме 0,6X0,6 м (при 27,5 тыс. шт./га). Для лучшего использования механизмов следует придерживаться единой схемы.
Саженцы умеренно- и быстрорастущих пород для завершения выращивания и формирования кроны пересаживают в третью школу. Сроки их выращивания здесь для быстрорастущих пород 2-3 года; для умереннорастущих — 2-4 года; для медленнорастущих — 3-4 года. Площадь питания и освещения в этой школе увеличивается, причем рекомендуется только квадратное размещение растений при расстоянии между ними 1X1 м. Это способствует равномерному во все стороны развитию корневой системы и, цроме того, позволяет производить междурядную обработку почвы механизированным способом в двух направлениях. Саженцы должны располагаться точно по квадратам, в противном случае возможно их механическое повреждение.
Способы посадки. Перед посадкой в первую школу корни саженцев древесно-декоративных пород обрезают на 18-20 см. Для этого растения складывают в кучки, размещая их корневые шейки в одной плоскости и острым ножом или топором на деревянной доске производят подрезку. У кустарников на 1/2-1/3 укорачивают надземную часть. Сеянцы с длинными корнями, посаженные без обрезки, иногда при посадке в ямки загибают, что делать не рекомендуется, так как это отрицательно сказывается на росте и развитии растений. Подготовленные к посадке сеянцы обмакивают сразу же в земляную болтушку, укладывают в ящики или ведра или прикапывают.
Существуют два способа посадки — ручной и механизированный. Как уже упоминалось, ручная посадка производится обычно под меч Колесова или под лопату. Меч Колесова — это стальная узкая лопата, верхняя ее часть более широкая и утолщенная, а нижняя более узкая и отточенная; длина пластинки 38 см, длина стального стержня — 62 см. Меч имеет деревянную ручку, его масса 4,5-5,0 кг. Посадку выполняют двое рабочих: один поднимает меч на некоторую высоту и с силой втыкает его в землю, на глубину, немного большую, чем длина корневой системы. Движением меча вперед и назад он образует посадочную щель, и затем вынимает его, а второй рабочий опускает сеянец в щель так, чтобы его корневая шейка была на уровне почвы и корни не загибались. Отступив назад, первый рабочий на расстоянии 8-10 см от щели втыкает меч и движением на себя прижимает землю к нижней части корней, а последующим движением от себя прижимает землю к верхней части корневой системы, после чего вытаскивает меч и ногами заделывает оставшуюся щель. Посадка под меч Колесова — высокопроизводительный способ, но в связи с тем, что корневая система сдавливается в одной плоскости, в декоративных и плодовых питомниках он не рекомендуется.
Преимущество посадки под лопату в ямки заключается в том, что корневая система в почве размещается почти так, как она размещалась до пересадки в школу. Ямки роют на глубину 20-30 см. Этот способ менее производителен, однако обеспечивает лучшее развитие корневой системы саженца (рис. 26, 27).
Рис. 26. Посадки: а — глубокая, б — мелкая, в — правильная
Для механизированной посадки сеянцев, дичков, черенков в первую школу питомников в древесно-декоративных питомниках применяют специально навесную трехрядную сажалку СШН-3. Ее можно использовать как одно- и двухрядную. В трехрядном варианте она агрегатируется с трактором ДТ-54А, в двухрядном — с тракторами «Беларусь», в однорядном — с трактором Т-28, производительность ее 0,15 га/ч. Качество машинной посадки значительно выше по сравнению с ручной под лопату и дает экономию при использовании СШН-3 — 59 руб/га.
Рис. 27. Срезка побегов на почку: а — правильная, б, в — неправильная, г — резка побегов первого яруса для получения загущенной кроны
При посадке необходимо строго соблюдать следующие правила: производить посадку в лучшие агротехнические сроки, не опаздывать;
не допускать подсушивания корней при выкопке, перевозке и посадке;
высаживать сеянцы по корневую шейку или не более 1-2 см выше нее — более мелкая или более глубокая посадка приводит к большим потерям материала.
правильно размещать при посадке корневую систему, чтобы не было сплетения и загибов;
хорошо засыпать корневую систему землей и отаптывать ее вокруг сеянца, чтобы не оставалось пустот и при потягивании сеянцев вверх они не выступали над землей. При соблюдении перечисленных правил качество посадки будет хорошим.
Уход за саженцами и формирование кроны. Почва в рядах и междурядьях все время должна находиться в состоянии чистого пара, что достигается рыхлением и уничтожением сорных трав. Число прополок и рыхлений в первый год выращивания саженцев в среднем 7-8 раз, в последующие годы 4-6 раз, глубина рыхления в школах 8-12 см.
После того как сеянцы в школе приживутся и «тронутся в рост», следует дать им подкормку из навозной жижи или азотистых минеральных удобрений — селитры или сернокислого аммония. Вторую подкормку дают через 20-25 дней — в июне в виде фосфорных или калийных удобрений из расчета суперфосфата 75-100 кг/га и одновременно хлористого калия 30-50 кг/га. В летний период необходимо своевременно вести борьбу с вредителями.
Весной следующего года в школе на место погибших растений подсаживают новые той же породы, чтобы не уменьшился плановый выход саженцев, а в последующие годы ведется аналогичный уход за почвой.
Большое место в уходе за саженцами отводится формированию надземной их части — штамба и кроны. Крона — это совокупность расположенных на стволе ветвей и побегов. Штамб — нижняя часть ствола от корневой шейки до первой нижней ветви кроны.
Ряд пород не нуждается в специальной обрезке, так как образует прямой ствол (каштан конский, ясень, береза, рябина, хвойные и др.), некоторые же (липа, гледичия, акация белая, софора японская и др.) без соответствующего ухода вырастают с искривленными стволами. Хороший ствол (штамб) у этих пород можно вывести только при помощи обрезки и подвязки.
В первый год пребывания саженца в школе штамб не формируют. При развитии нескольких верхушечных побегов одному из них, наиболее сильному, дают свободно расти, остальные же прищипывают, чтобы их рост прекратился. В случае буйного роста в высоту и слабого в толщину весной, на второй год, верхушку прищипывают или обрезают для ослабления роста в высоту. Боковые веточки в результате развиваются быстрее, способствуя утолщению осевого побега. Боковые побеги за лето два-три раза прищипывают на 8-10 см, что приводит к утолщению штамба. На третий-четвертый год в первой школе и на второй-третий год во второй школе, с конца июля до половины августа, остро отточенным садовым ножом вырезают боковые побеги. Срез делают у самого основания побега — на кольцо.
Штамб можно формировать и путем обрезки всей надземной части саженца (весной или осенью в год посадки). После этого появляются порослевые побеги, из которых оставляют один, наиболее сильный и ровный, остальные удаляют. Далее применяют те же приемы формирования.
К формированию кроны приступают, когда высота основной массы саженцев достигает более 2,5 м. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен иметь при себе деревянную планку — шаблон с отметкой требуемой высоты штамба. Идя вдоль ряда и приставляя шаблон к саженцу, он отмеряет нужную высоту и на уровне сделанной отметки прищипывает или укорачивает имеющиеся боковые побеги; вверх же от сделанной отметки отсчитывает шесть- семь нормально развитых почек и над самой верхней из них острым секатором срезает верхушечный побег (рис. 28).
Рис. 28. Схема формирования кроны штамбовых деревьев: а — штамб, б — почки, из которых развивается крона; А — закладка кроны, Б — саженец с побегами утолщения, В — саженец со штамбом, очищенным от побегов утолщения
У саженцев хвойных, березы, каштана конского, ореха, ясеня крону не формируют, так как она у них хорошо формируется естественным путем. На следующий год после обработки первого яруса кроны формируют второй ярус. Для этого осевой побег обрезают над пятой или десятой почкой выше первого яруса. Из этих пяти или десяти почек развивается уже второй ярус. Если необходимо формировать конусообразную крону, то верхние ветки первого яруса обрезают коротко, а нижние оставляют длинными. Осевой побег делают над десятой почкой. Для формирования шаровидной кроны коротко подрезают нижние ветки, а верхние оставляют длинными, осевой побег при этом отрезают над пятой почкой. Окончательно — до компактной, симметрично развитой, свойственной данной древесной породе — крону формируют во второй школе. Работами по формированию кроны завершается выращивание саженцев кронистых деревьев — основного посадочного материала для зеленого строительства (рис. 29).
Рис. 29. Формирование штамбовых саженцев с двухъярусной кроной: а — закладка кроны второго яруса, б — то же. саженец с двухъярусной кроной (осенью того же года), в — выросший саженец липы
Из питомника на озеленяемый участок саженцы поступают обычно с одним, реже с двумя ярусами кроны, после чего их крона развивается естественным путем.
Источник
Раздел II. Выращивание посадочного материала
Глава 7. Организация лесных питомников
7.1. Виды питомников, основные хозяйственные отделения и выращиваемый в них посадочный материал
Лесной питомник создают по специально разработанным проектам (рис. 27). По продолжительности действия различают временные и постоянные питомники. Временные лесные питомники закладывают сроком до 5 лет, как правило, с целью выращивания посадочного материала для облесения расположенных в непосредственной близости лесокультурных площадей. Эти питомники целесообразно закладывать у вахтовых поселков при вахтовом методе лесозаготовок, в районах с редкой транспортной сетью, где доставка посадочного материала с постоянного лесного питомника затрудняется в период весенней распутицы. Площадь таких питомников обычно не превышает 1 га.
РИС. 27. ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ПОСТОЯННОГО ЛЕСНОГО ПИТОМНИКА ПЛОЩАДЬЮ 50 ГА ДЛЯ ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ (РИМСКИМИ ЦИФРАМИ ПОКАЗАНА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВ: 1 — ПОСЕВНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ (КАЖДОЕ ПОЛЕ ПО 0,8 ГА): 2- ШКОЛА ХВОЙНЫХ ПОРОД (/ — ПО 0,67 ГА, //, /// — ПО 1,33 ГА); 3- КОМБИНИРОВАННАЯ ШКОЛА (КАЖДОЕ ПОЛЕ ПО 0,56 ГА); 4- ПЛОДОВАЯ ШКОЛА (КАЖДОЕ ПОЛЕ ПО 0,56 ГА); 5 — ПЛАНТАЦИЯ ТОПОЛЯ (0.06 ГА); 6 — ПЛАНТАЦИЯ КРЫЖОВНИКА (0.1 ГА); 7 — ПЛАНТАЦИЯ СМОРОДИНЫ (0,1 ГА); 8 — МАТОЧНЫЙ ВИШНЕВЫЙ САД (0,4 ГА); 9 — МАТОЧНЫЙ ЯБЛОНЕВЫЙ САД (0,22 ГА); 10 — ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧАСТОК (0,27 ГА); 11 — ПРИКОПОЧНЫЙ УЧАСТОК (0,18 ГА); 12 — КОМПОСТНИК (0,18 ГА); 13 -ДОРОГА
Постоянные лесные питомники (лесопитомник) организуют на период более 5 лет для ежегодного выращивания посадочного материала. По размерам их разделяют на мелкие (до 5 га), средние (5. 15 га), крупные (более 15 га).
Постоянные лесные питомники (лесопитомник) площадью 25 га и более называют базисными. Они обеспечивают посадочным материалом несколько хозяйств, применяют передовую агротехнику и технологию выращивания посадочного материала на основе комплексной механизации производственных процессов и использования средств химии (минеральных удобрений, активаторов роста, гербицидов и др.).
С целью интенсификации питомнического хозяйства создают крупные питомнические комплексы площадью до 500 га, где хозяйство ведется на индустриальной основе, обеспечиваются высококвалифицированное инженерное руководство, максимальная механизация процессов, а также автоматизация операции. Эти предприятия выпускают не только основную продукцию — посадочный материал В них работают цеха по изготовлению предметов хозяйственного назначения. Это обеспечивает круглогодовую занятость рабочих и сохраняет постоянные кадры, а также позволяет повысить рентабельность хозяйства.
Иногда создают круговые и подпологовые лесные питомники (лесопитомник). Круговые питомники имеют площадь в виде эллипса или круга, в центре которого и по краям сохраняется естественное насаждение. В этом случае имеется возможность выращивать посадочный материал в условиях более близких к лесной среде и избегать трудоемких работ по отенению посевов. В практике такие питомники закладывают редко. Подпологовые питомники организуют для выращивания посадочного материала с улучшенной наследственностью или редких и слабоплодоносящих видов, заготовка семян которых с растущих деревьев затруднена. В этом случае под пологом взрослого разреженного насаждения, где удалены минусовые деревья и деревья нежелательных пород, проводят обработку почвы, а затем осуществляют уходы за всходами, появившимися в результате естественного налета семян. Подпологовые питомники эффективны под пологом высокоствольных плюсовых насаждений хвойных пород, а также в лиственничниках Сибири и Дальнего Востока, в сосняках на Европейском Севере, где наблюдается большая периодичность семеношения, где трудно провести заготовку семян и обеспечить посевные работы ценными местными семенами. Однако эти питомники не могут функционировать длительное время, так как перерезаются корневые системы материнских деревьев (особенно на мелких почвах, где поверхностная корневая система), что сильно отражается на их состоянии.
Кроме перечисленных типов лесных питомников, организуют теплично-питомнические комплексы, предназначенные для выращивания высококачественного посадочного материала с закрытой и открытой корневой системой, с улучшенной наследственностью. Для обеспечения генетически улучшенными семенами при таких комплексах создают постоянную лесосеменную базу на генетическо-селекционной основе в виде лесосеменных плантаций и других маточных насаждений.
Всю территорию питомника делят на две части — продуцирующую и вспомогательную (рис. 28).
РИС. 28. ОСНОВНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЧАСТИ ПИТОМНИКА
Продуцирующая часть занимает основную площадь питомника и предназначена для выращивания разнообразного посадочного материала. Здесь могут быть организованы следующие хозяйственные части (отделения): посевное отделение, школы лесных, декоративных древесных и кустарниковых пород, плодово-ягодные школы, отделение черенковых саженцев, отделение зеленого черенкования и др. Посевное отделение предназначено для выращивания сеянцев- растений, выращенных из семени без пересадки в течение одного, двух, реже трех и более лет. В школе лесных и декоративных древесных и кустарниковых пород выращивают саженцы. Саженцем называют растение, выращенное из пересаженных сеянцев или черенков в течение двух лет и более. В плодово-ягодных школах выращивают саженцы плодовых пород и ягодных кустарников. Отделение черенковых саженцев организуют для выращивания саженцев из зимних черенков. Черенок- это часть растения одно-двухлетнего возраста, заготовленного из одревесневшего побега в период осенне-зимнего покоя. В отделении зеленого черенкования выращивают саженцы из зеленых черенков — частей побега с листьями, заготовленных в период вегетации растения. Иногда используют корневые черенки — отрезки корня растения.
В каждом конкретном случае набор хозяйственных частей определяется целевым назначением питомника и применяемой технологией выращивания посадочного материала. Так, в питомниках, специализированных на выращивание посадочного материала для песо-культурных целей, необязательно иметь плодово-ягодную школу.
Вспомогательная часть лесного питомника предназначена для обслуживания продуцирующей части и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций. Во вспомогательную часть постоянного лесного питомника входят: хозяйственный участок, дорожная сеть, оросительная система, компостный и прикопочный участок, защитные лесные полосы, водоем, осушительная система, маточный сад, дендрологический, опытный, резервный и другие участки. В маточном саду и на дендроучастке получают семена и прививочный материал ценных форм и сортов.
7.2. Расчет площади питомника
где Р — площадь, необходимая для выращивания сеянцев или саженцев, га;
N- ежегодный план выпуска посадочного материала питомником, тыс. шт.;
а — возраст выпускаемых сеянцев или саженцев, лет;
л- плановый выход посадочного материала с 1 га продуцирующей площади, тыс. шт.;
S — общее количество полей в принятом севообороте, шт.;
S1 — количество полей, занятых сеянцами или саженцами, шт.
При более точных расчетах площади учитывают не плановый выход с единицы площади, а выход посадочного материала с 1 м посевной борозды, ленты или посадочного ряда и, (шт./пог. м) и общую протяженность в метрах посевных борозд, лент или посадочных рядов на 1 га при применяемой схеме посевов или посадки, /. В этом случае расчет выполняют по формуле
Продуцирующую площадь простой школы (см. гл. 11) можно определить по площади питания одного саженца, которая равна ширине междурядья, умноженной на шаг посадки в ряду.
Продуцирующую площадь комбинированной школы (см. гл. 11) обычно определяют по выпуску саженцев древесных (высокорослых) пород, выращиваемых в течение 6. 12 лет.
Первоначально определяют расстояние между рядами древесных пород, которое обычно равно 2,4. 4,5 м. Затем находят теоретическую площадь питания одного саженца, для чего умножают принятый шаг посадки на ширину междурядья. Затем площадь питания одного саженца длительного срока выращивания умножают на план выпуска посадочного материала древесных пород. Количество 2. 3-летних саженцев кустарников или ели, выращиваемых в междурядьях древесных пород, определяют исходя из их размещения в ряду и между рядами.
Расчет продуцирующей маточной плантации (Р, га) тополей и ив для обеспечения планового выпуска стандартных черенков определяется по формуле:
где N- план ежегодного выпуска стандартных черенков, тыс. шт.;
L — расстояние между рядами высаженных черенков, м;
/ — шаг посадки зимних черенков или укорененных саженцев, м;
b — выход черенков с одного куста маточной плантации, шт.
Суммируя площади, необходимые для выращивания каждой породы, находят продуцирующую площадь отделения. Общая продуцирующая площадь питомника исчисляется суммированием продуцирующих площадей отделений. Чтобы определить общую площадь питомника, нужно к продуцирующей площади питомника прибавить площадь вспомогательной части. Она составляет около 20. 25% от всей продуцирующей площади питомника. Основную часть вспомогательной площади составляет дорожная сеть, площадь которой можно установить графически на схеме питомника, учитывая протяженность и ширину дорог.
7.3. Выбор площади под питомник
При выборе места под питомник необходимо учитывать следующее. Почвы должны быть достаточно плодородными, с содержанием гумуса в пахотном горизонте более 2 %, хорошо дренированными, легкого гранулометрического состава, кроме песчаного. Еще Г.Ф. Морозов, рассматривая вопросы выращивания сеянцев, отмечал, что касается почвы, то большее внимание должно быть обращено на ее хорошие физические свойства, а не на состав, который легче восполнить. Почвы средней плотности — супеси и легкие суглинки — следует предпочитать другим. Такие почвы обеспечивают оптимальной водный, воздушный, тепловой и питательный режимы. При этом активизируется микробиологическая деятельность полезной почвенной микрофлоры. Легкие по гранулометрическому составу почвы имеют благоприятную почвенную экологию. В результате этого они лучше и раньше прогреваются, на них меньше развивается фузариоз и другие болезнетворные микроорганизмы, интенсивно развивается микориза. Эти почвы обеспечивают хорошую заделку семян, быстрое появление всходов, хорошее развитие корневых систем, облегчают выкопку посадочного материала при хорошем сохранении корневой массы.
По объективным причинам под питомники довольно часто отводят участки с тяжелыми или песчаными почвами. На таких почвах наблюдается неблагоприятная для выращиваемого посадочного материала почвенная экология. В результате этого снижается грунтовая всхожесть семян, увеличивается отпад всходов, уменьшается выход стандартного посадочного материала.
Существующая агротехника выращивания посадочного материала в этом случае не обеспечивает оптимального почвенного микроклимата. Здесь необходима оптимизация гранулометрического состава почв. В связи с этим при наличии в пахотном горизонте тяжелосуглинистых почв следует проводить их пескование — внесение в пахотный горизонт песка. Песчаные почвы требуют их глинования — внесения грунтов тяжелого механического состава. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования С.А. Родина показали, что для определения дозы вносимого грунта с целью оптимизации механического состава пахотного горизонта почв питомника следует воспользоваться формулой
где Я- слой грунта, вносимого на поверхность почвы питомника, см;
hп — мощность мелиорируемого пахотного горизонта, т.е. глубина вспашки, см;
q1 — содержание физической глины в пахотном слое питомника, %;
q2 — содержание физической глины во вносимом грунте, %;
qn- проектируемое содержание физической глины в преобразуемом пахотном горизонте, %.
При выращивании сеянцев хвойных пород следует учитывать их биологические особенности. Так, сосна предпочитает более легкие почвы, чем ель. Исследования, проведенные с использованием метода математического планирования в научных экспериментах с применением ЭВМ, показали, что в зоне хвойно-широколиственных лесов при выращивании сеянцев сосны оптимальное содержание физической глины в пахотном горизонте должно быть в пределах 20. 25 %, а при выращивании ели — 30. 35 %. Однако, учитывая то, что чаще всего в посевном отделении питомника выращивают сразу несколько хвойных пород, содержание физической глины в пахотном горизонте следует поддерживать в пределах 20. 35 % (С.А. Родин, 2002).
Непригодны для закладки питомников участки с бедными песчаными, легко развеваемыми ветром, каменистыми почвами или подстилаемыми на небольшой глубине щебенистым или меловым грунтом. Сильнощелочные (рН более 8) и излишне кислые (рН меньше 4,5) почвы без предварительного гипсования в первом случае и известкования во втором — также непригодны.
Не рекомендуется располагать лесопитомник вблизи стен соснового и осинового леса, чтобы избежать заражения сеянцев сосны грибком Шютте и сосновым вертуном. Питомники не следует закладывать на заселенных вредителями и болезнями участках. Для установления степени заражения вредителями и болезнями территории проводят специальное обследование. Рельеф участка должен быть ровным или с равномерным уклоном до 2. 30. Экспозиция склона рекомендуется: в лесной и лесостепной зонах- западной и юго-западной, в степной -западной, северо-западной, северной и северо-восточной. Это объясняется тем, что северные склоны весной позже оттаивают, на восточных склонах в утренние часы происходит резкая смена температур, на южных склонах наблюдаются перегрев и иссушение почвы.
Нельзя закладывать питомники: в низинах, замкнутых котловинах, впадинах и ложбинах, куда стекается холодный воздух; на склонах, подверженных смыву и размыву; на участках, заливаемых весенними водами и с длительным застоем дождевых и талых вод. Питомники располагают около источников воды или в местах, где можно устроить водоемы для полива пресной водой. Залегание грунтовых вод должно быть на глубине: для песчаных почв 1 . 1,5 м, супесчаных- не менее 2,5 м, суглинистых- не менее З. 4 м. При залегании грунтовых вод вышеуказанных вегетация растений задерживается в результате подъема влаги по капиллярам, и они не успевают одревеснеть осенью. Питомник желательно располагать в центре обслуживающей территории, вблизи населенных пунктов и иметь подъездные пути круглогодового действия, обеспечивающие своевременную вывозку посадочного материала и доставку в питомник материалов, механизмов, оборудования и т. п.
7.4. Организационно-хозяйственный план постоянного лесного питомника
Общие сведения о питомнике. Они содержат характеристику местоположения питомника, его адрес, расстояние от районного центра и лесохозяйственного предприятия, перечисление основных транспортных путей, ближайших населенных пунктов, которые могут обеспечивать рабочей силой.
Основные положения организации территории питомника. С целью наиболее эффективного использования площади питомника и обеспечения максимальной механизации работ производят организацию ее территории путем деления земель на хозяйственные отделения, имеющие разное назначение.
Закладку нового питомника начинают с установления его внешних границ. Наиболее оптимальный вариант- это квадратный или прямоугольный питомник. Затем площадь питомника сетью основных и второстепенных дорог делят на отделения, поля и кварталы. Ширина основных дорог- магистральных, окружных и расположенных перпендикулярно длинной стороне полей — должна быть 6. 8 м, а второстепенных, располагаемых вдоль длинной стороны полей,- З. 6 м. Отделения питомника размещают с учетом почв, рельефа и гидрологических условий. Под посевное отделение отводят участки с лучшими по структуре и гранулометрическому составу, достаточно плодородными почвами, ровным рельефом, лучшей экспозицией, защищенные от неблагоприятных действий ветров. Его следует располагать как можно ближе к водоему.
Под школы отводят участки с более глубокими почвами. Под плодовую школу — наиболее плодородные почвы, желательно с содержанием гумуса более 3 %. Это объясняется тем, что саженцы плодовых пород является культурными сортами.
Хозяйственный участок (садовый центр) — часть площади лесного питомника, предназначенная для размещения производственных и бытовых зданий и сооружений вместе с относящейся к ним прилегающей территорией (контора, склады, холодильники, гараж, навесы для машин и т. п.), размещают при въезде в питомник. Это создает удобства для посетителей и обслуживающего персонала, а также избавляет от лишних переездов транспортных средств, что в свою очередь сохраняет дороги от разрушения. Плантации тополей и ив располагают в пониженных местах, вдоль рек, водоемов, на участках, подверженных временному избыточному увлажнению.
С целью наиболее эффективного использования машин и орудий в крупных питомниках длина поля должна быть 300. 500 м и ; более, а ширина 40. 120 м; в средних и небольших по размерам питомниках длина поля 50. 200 м, ширина 20. 60 м. Территорию питомника сетью основных и второстепенных дорог делят на отделения, поля и другие запроектированные хозяйственные части. Сначала проводят сплошную вспашку и наносят основные дороги, а затем второстепенные. После разбивки территории питомника приступают к устройству дорог и изгороди. На постоянных питомниках создают живые изгороди, которые одновременно являются декоративным оформлением. Для этой цели используют породы, хорошо переносящие стрижку и образующие плотную реносящие стрижку и образующие плотную ограду (боярышник, лох узколистный, гледичия, ель, бирючина и др.). В степных и лесостепных районах для защиты питомника от иссушающих ветров и накопления снега на полях по его границе создают лесные защитные полосы шириной до 10 м. В крупных питомниках защитные полосы делают и внутри территории. При подборе пород необходимо стремиться к тому, чтобы в дальнейшем полосы служили базой для заготовки семян, черенков и привойного материала.
Специальная часть. Специальная часть содержит плановое задание на выращивание посадочного материала по годам, породам, видам (сеянцы, саженцы и т.п.) и возрастам; схемы принятых севооборотов по хозяйственным частям (отделениям); расчет потребности в семенах, удобрениях, гербицидах по годам и сезонам в весовом и стоимостном выражениях; расчет потребности в машинах, механизмах и лесокультурном инвентаре; потребность постоянных и сезонных рабочих; намечаемую организацию труда; объем необходимых капиталовложений и операционных средств; расчетно-технологические карты.
Планово-картографический материал содержит: план организации территории питомника в масштабе 1:2000 с нанесением всех запроектированных хозяйственных отделений (посевное отделение, древесная школа, усадьба и т.п.); план вертикальной съемки с горизонталями через 0,25. 0,5 м; почвенную карту в масштабе 1:1000 при площади питомника до 15 га и в масштабе 1:2000 при площади более 15 га; для питомников, расположенных в степной и лесостепной зонах с однородным рельефом и почвенным покровом, допускается составлять карту в масштабе 1:5000; агрокартограммы, составляемые для каждого поля питомника, указывающие на содержание гумуса, легкоусвояемых соединений азота, фосфора, калия, кальция и наличие кислотности почв. Кроме того, составляются карты расселения вредных насекомых и сорной растительности.
Контрольные вопросы
- Основные отделения питомника и посадочный материал выращиваемый в них.
- Расчет площади, необходимой для выращивания сеянцев и саженцев в простой, комбинированной и уплотненной школах.
- Пути оптимизации почвенной экологии в питомнике.
- Состав организационно-хозяйственного плана питомника и принципы организации его территории.
Источник