Конспект урока «Выращивание рассады»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема занятия : «Выращивание рассады».
1. Уточнить понятие, рассадный способ выращивания растений.
2. Ознакомить учеников с рассадным способом выращивания растений.
3. Познакомить с условиями необходимыми для выращивания хорошей рассады.
1. Ящики для рассады, почва, семена, лейка.
1. Организационный момент.
Вопросы к учащимся.
Ребята, скажите, пожалуйста, Что называется защищенным грунтом?
Защищенным грунтом называют специальные сооружения и укрытые участки земли с искусственным благоприятным для растений микроклиматом.
Какие виды защищенного грунта вы знаете?
Различают три вида защищенного грунта: 1) утепленный грунт; 2) парники; 3) теплицы.
Для чего предназначены теплицы?
Основное предназначение теплиц – выращивание овощных культур зимнее, ранневесеннее и позднеосеннее время. В теплице также выращивают рассаду овощных и цветочных культур.
Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили прошлый материал урока. Сейчас приступаем к новой теме. Тема называется «Выращивание рассады».
Что такое рассада?
Молодые растения, которые выращивают дома, а затем высаживают на гряды.
Учитель. Все правильно. Большинство растений можно высаживать сразу на огород, но есть такие растения как томаты и если их посадить рано, то они не выдержат холодной погоды и погибнут. Если же их посадить поздно, то они не успеют созреть . Вот поэтому , чтобы сократить срок развития растения в открытом грунте, можно часть его развития перенести в закрытый, то есть вырастить рассаду.
Для выращивания рассады делают небольшие ящики. Дно ящика должно иметь отверстия для стока воды лишней воды. Для этой же цели на дно ящика насыпается слой мелко разбитого кирпича. Отверстия в дне ящика и слой разбитого кирпича необходимы для проникновения воздуха, который нужен для дыхания корней. Ящик наполняется хорошей, плодородной почвой. Наполнив ящик почвой, надо слегка уплотнить её дощечкой и приготовить бороздки для посева. Расстояние между бороздками можно оставлять 3 см.
Что может произойти с семенами, при очень глубокой заделки, их в почву?
При такой посадке будет очень много влаги, но мало воздуха и тепла. И еще при такой посадке всходам трудно пробиваться через толстый слой почвы.
Молодцы, ребята все правильно. Глубина бороздки должна соответствовать крупности семян. Чем мельче семена, тем мельче надо их заделывать в почву. Для томатов и капусты глубина заделки не должна быть более 5-6 мм, для астр- 2 -3 мм.
Когда бороздки готовы, нужно сделать посев. Взяв щепотку семян на ладонь левой руки, правой рукой берут семена и раскладывают их по дну бороздки. Семена капусты и томатов можно сажать на расстоянии 5-8 мм, а более мелкие семена надо сажать чаще.
Посеянные семена надо заделать почвой. После посева почву в ящике следует полить водой, только осторожно, не размывая поверхности. Для этого надо иметь небольшую леечку с мелким ситечком. По окончании работы накрыть ящики пленкой и поставить в светлое место. Далее нужно поливать почву в ящиках слегка подогретой водой.
При появлении первых всходов снять пленку, поставить ящики на хорошо освещенное место. Следить за температурой, чтобы она была в пределах 18- 21 ̊С, и за влажностью почвы.
Практическая работа. (Посев семян петунии.)
Сегодня, дети, вы познакомились с технологией выращивания рассады. На следующем уроке вы ознакомитесь с правилами высадки рассады в грунт.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Урок «Технология выращивания рассады овощных культур ( томаты, перцы)»
МКОУ «Берёзовская основная общеобразовательная школа-интернат
учитель сельскохозяйственного труда Сазонова Л.В.
Урок по сельскохозяйственному труду в 7 классе
Тема урока: Технология выращивания рассады овощных культур ( томаты, перцы)
Тип урока: Практическое занятие
Цель урока: Познакомить с правилами выращивания рассады овощных культур. Научить детей пересаживать рассаду.
— Расширить знания обучающихся о правилах выращивания рассады овощных культур;
— Закрепить умение учащихся работать по образцу (в практической части).
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Развивать речь обучающихся, включая в неё специальную
терминологию (рассада, посев, сроки посева, технология, пикировка);
Использовать зрительный контроль при отборе посевного материала.
Воспитывать аккуратность при выполнении практических заданий;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, товарищеской взаимопомощи .
Для того чтобы решить эти задачи, были использованы следующие методы:
Словесные (беседа, рассказ, объяснение).
Наглядный (образцы, демонстрационный материал)
Практический (выполнение практической работы).
На уроке было использовано демонстрационный материал (плакаты, технологическая карта, посевной – посадочный материал, ручной инвентарь).
Предметные — познавательные результаты: умеют правильно и осознанно выполнять практические работы, имеют представление о культурах, умеют работать с технологическими картами, находить необходимую информацию.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают друг друга.
Регулятивные результаты: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации.
Коммуникативные результаты: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах, группах.
Работа построена так, чтобы учащиеся повторили и закрепили материал предыдущих уроков, которые пригодятся им для дальнейшей работы по теме «Выращивание рассады овощных культур ».
1. Организация начала занятия
Елена Благинина
Весна
Еще в домах пылают печки
И поздно солнышко встает,
Еще у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лед;
Еще к сараю за дровами
Не проберешься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;
Еще мы все тепло одеты –
В фуфайки, в ватные штаны.
А все-таки весны приметы
Во всем, во всем уже видны:
И в том, как крыши потеплели,
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны.
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу,
И все веселые веснушки
Уселись на одном носу.
Да, да весна идет, весне дорогу.
Вот и наступила весна. Выглянуло солнышко всюду рассыпает оно свои золотые лучи.
Есть в народе такая пословица « Весенний день год кормит».
Как вы думаете, о чём она?
Весенний день год кормит. Кто и когда впервые произнес эти слова – неизвестно, только вот уже неисчислимое множество поколений крестьян обязательно их вспоминают, когда начинают весенние – полевые работы.
Весенний день год кормит означает, что если мы потрудимся в весенний день на огороде, в теплице то осенью соберем хороший урожай, которым будем питаться всю осень, зиму и весну, т.е до следующего урожая.
2. Сообщения темы урока
Есть такие культуры, например томаты, перцы, баклажаны, которым требуется больше тепла и света, что не может дать наша короткое Сибирское лето. И поэтому эти растения выращивают рассадным способом. Посев семян на рассаду начинают в феврале, в марте месяца.
Перед нами стоит выбор, какие культуры мы хотим вырастить. Для этого нужно знать народно хозяйственное значение этих культур. Мы предлагаем послушать о культурах, которые в данное время выращиваем. (рассказ о томатах – …., о перцах – …)
Томат, или помидор — одно из самых распространенный овощных растений. Слово помидор пришло к нам от итальянского «помо д’оро», т. е. золотое яблоко, и французского «помо д’амур» — яблоко любви. Томат происходи! из тропических районов Южной и Центральной Америки. В Европу томат был завезен в XVI (16) веке. На территории нашей страны томат возделывают с XVIII (18) века. В Сибирь томаты были завезены крестьянами-переселенцами в XIX (19) веке.
Томаты едят сырыми, вареными, маринованными, солеными. Из них делают различные соусы, пасты, томатный сок. 200 г свежих томатов удовлетворяют суточную потребность организма в витаминах А и С. Они содержат витамины В1 В2, В3, К, РР, сахар, минеральные соли, лимонную и яблочную кислоты.
Томат — растение многолетнее, если уберечь его от морозов, то оно может плодоносить в течение нескольких лет Плоды его сочные, мясистые, многосемянные ягоды, разнообразные по форме и окраске. Бывают, например, сорта с плодами плоскими, округлыми, грушевидными, удлиненно-овальными, от гладких до сильноребристых. Цвет плодов преобладает красный, но есть также розовые, оранжевые, желтые и почти белые. А по размеру они — от мелкого ореха до гиганта массой 800—1000 г. Они могут быть наполнены соком и иметь много семян, но могут быть мясистыми и малосемянными.
Эта культура в разных странах зовется по-разному красный, острый, испанский, жгучий, болгарский и т д. Он бывает сладкий и горький (острый). Ботаники подразделяют перец на четыре вида: перуанский, колумбийский, опушенный и мексиканский.
У нас в стране выращивается преимущественно мексиканский перец.
Само название говорит о том, что он родом из Мексики. Появление перца в Европе связано с именем Христофора Колумба. Его возвращение из Америки в 1493 г. совпадает с первым упоминанием о перце как овощной культуре. Долгое время перец применяли как пряность. И только когда были выведены сорта сладкого перца, его стали употреблять в пищу свежим, в салате, фаршированным, маринованным, соленым.
В Сибири перец выращивать стали в последние 40 лет.
По содержанию питательных веществ перец превосходит томаты и баклажаны. Плоды богаты сахаром, витаминами С, В1 В2, белком. Горечь плодов зависит от наличия в них алкалоида капсаицина.
Плоды перца — двух — четырехгранная пустотелая многосемянная ягода — бывают разнообразные по окраске (красные, желтые, коричневые, оранжевые), по форме и размеру.
Технология выращивания перцев во многом сходна с выращиванием томатов, но, учитывая более длинный период от всходов до созревания (130—150 дней) и слабый начальный рост, посев семян проводят значительно раньше, чем томатов.
Для того чтобы посеять семена их нужно подготовить. А как это сделать расскажут нам учащиеся …….
4. Практическая работа.
Подготовка семян к посеву.
Для тог чтобы получить высокий урожай нужно тщательно подготовить семена.
Отобрать для посева крупные семена
2.Отделить повреждённые вредителями семена. Для этого нужно приготовить раствор поваренной соли (1 столовую ложку соли растворить в 1л воды). Опустить в раствор семена и перемешать. Всплывшие семена удалить. Осевшие на дно семена промыть в чистой воде и просушить.
Перед посевом семена погружают на 10—20 минут в раствор марганцовокислого калия, затем промывают в воде и закаливают в течение 3—5 суток, выдерживая 8—10 часов при температуре 18—22°С и 14—16 часов при температуре 1—3°С. Такая подготовка семян на 10 дней ускоряет плодоношение полученных из них растений.
Как это делается: поместить в марлю семена, погрузить на 15 минут в раствор марганцовокислого калия, а затем хорошо промыть в воде. В 10 часов утра положить намоченные семена в теплое место (до 22°С), в 18 часов в тот же день взять их оттуда и положить в холодильник на нижнюю полку. В 10 часов утра следующего дня взять из холодильника и снова положить в теплое место.
Продолжать закалку семян переменными температурами в течение 3—4 дней, следить при этом, чтобы семена оставались влажными.
После закаливания приступаем к посеву.
Вот мы с вами подготовили семена, и настало время сеять. Как это правильно выполнить расскажет учащийся …….
Посев семян в посевные ящики.
Для посева нужно заполнить ящик до краев подготовленной почвенной смесью, встряхнуть, слегка утрамбовать ручной трамбовкой Дать возможность хорошо прогреться почве. Почвенная смесь должна состоять из трех компонентов: торфа, дерновой земли и песка.
Планчатым маркером сделать в ящиках бороздки глубиной 2 см, разложить в них набухшие семена через 1 см, засыпать бороздки, полить теплой водой. Поставить этикетку, на ней написать название культуры, сорта, дату посева и фамилию ученика.
3. Накрыть ящики пленкой и поставить в теплое место (18—20°С). Наблюдать за появлением всходов.
Уход за рассадой в посевных ящиках. При появлении одиночных всходов снять пленку, поставить ящики на хорошо освещенное место. Следить за температурой, чтобы она была в пределах 18—20 °С , и за влажностью почвы. Если почва подсохла, поливать теплой водой через ситечко.
После всходов на 15 день начинается пикировка рассады. Об этом расскажет и покажет нам ……..
Пикировка рассады томата .
В начале появления второго настоящего листа (примерно через 15 дней) распикировать рассаду в горшочки размером 8х8 см либо в ящики на расстоянии 8 см. одного растения от другого
Подготовить для пикировки рассады необходимое оборудование: горшочки, лейку, совок.
Горшочки могут быть разные, из бытовых отходов: пластиковые бутылки, обрезанные под нужный нам размер, упаковки из под сока, сметаны, йогурта и т.д.
На дне горшочка обязательно нужно сделать отверстия, для того чтобы не застаивалась вода, и корни не погнили.
За 2 часа до пикировки необходимо обильно полить растения водой комнатной температуры.
Наполнить горшочки грунтом, сделать лунки.
Взять рассаду совком из ящика вместе с почвенным комом, положить на посадочную доску, взять растение левой рукой, отщипнуть кончик корешка, опустить растение в лунку, прижать к корням и стеблю почву.
После пикировки расставить растения на стеллажи в теплице и полить.
Через 10 дней после пикировки подкормить рассаду раствором удобрений из расчета на 1 литр воды 0,5 аммиачной селитры, 4 г суперфосфата и 1,5 г хлористого калия. Через 10 дней после первой подкормки подкормить рассаду второй раз.
5. Закрепление материала
Для правильного выращивания овощей, получения хороших урожаев, необходимо учитывать экологические факторы.
Какие вы знаете экологические факторы?
(Свет, тепло, влага, почвы)
7. Выставление и комментирование оценок.
Источник
Урок- экскурсия в школьную теплицу « Основы выращивания рассады овощных растений», 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок- экскурсия в школьную теплицу
« Основы выращивания рассады овощных растений», 6 класс
Цель: познакомить учащихся с основами овощеводства, получить навыки выращивания рассады овощных культур.
Заповедь экскурсии: «Экскурсия – не прогулка, а …»
Ключевые слова : теплица, парник, рассада, овощные культуры, пикировка,
На участке небольшом,
Мастер вмиг построил дом,
В нем и сухо и тепло,
И удобно и светло,
Здесь рассада притаилась,
Ну а позже разветвилась,
И веселым, жарким летом,
В месяце июле где-то,
В доме этом молодцы,
Созревают огурцы.
О каком доме идет речь? С какой целью его строят? Об этом еще одна загадка?
Как растут они красиво:
И в теплице, и во вне.
Своими сочными плодами
Дарят праздник всей семье.
Сегодня мы проведем урок в нашей школьной теплице, с какой целью?
Овощеводство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием овощных растений.
Что такое теплица?
Какие бывают виды теплиц?
Чем они отличаются от парников? В чьих семьях уже есть парники и теплицы?
Теплицы – самое распространенное сооружение, предназначенное для повышения температуры воздуха.
Днем на солнце воздух в теплице прогревается на 15-20 градусов по сравнению с окружающим воздухом. В пасмурную погоду в теплице будет теплее на 5-7, а ночью – на 1-3 градуса.
Парни́к — малогабаритное неотапливаемое строение для защиты культурных растений от воздействия неблагоприятных погодных условий. Представляет собой малогабаритное культивационное сооружение.
Сейчас в начале нашей экскурсии вы делитесь на 3 рабочие группы, получаете маршрутные листы- карточки и в течение всей работы выбираете информацию для ответов на свои задания, а для закрепления материала мы проведем экпресс-тест.
Итак, начинаем нашу экскурсию (Беседа-рассказ ) .
В 1984 году было построено новое здание нашей школы, где по проекту в строй вступила эта школьная теплица.
23 года она отапливалась водяными радиаторами от школьной котельной, работавшей на каменном угле. Освещение было естественным и электрическим.
По проекту она должна была работать большую часть года. Первые годы в ней выращивали зелень, огурцы для столовой и для продажи населению, цветы, овощную и цветочную рассаду. Но вскоре теплица стала работать только в период с февраля по июнь, так как ее эксплуатация оказалась затратной. Мы, учащиеся, с удовольствием работаем в теплице. Она приносит доход школе от продажи рассады населению.
После капитального ремонта, проведенного в школе в 2007-2008 годах, теплица была отремонтирована: утеплены стены, заменено остекленение, батареи, но почему-то не было проведено отопление от новой газовой котельной. Последние два года теплица не отапливается, поэтому посев семян начинают производить в апреле, воспользовавшись естественным обогревом воздуха в теплице.
П лощадь нашей теплицы составляет 120м 2 , а ее высота 2,5м .
Вроде бы все отлично, весной на садовом участке температура десять градусов, а в теплице двадцать пять. Растения отлично себя чувствуют и быстро растут. Однако эта положительная особенность теплицы превращается в ее существенный недостаток летом. Когда на улице плюс тридцать, в теплице будет плюс сорок пять градусов тепла выше нуля! А при такой температуре пыльца многих растений стерилизуется и плоды перестают завязываться.
Теплицы бывают рассадными и овощными.
Рассадой называют молодые растения, выращенные посевом семян в ранние сроки для пересадки на постоянное место произрастания (открытый грунт, защищенный грунт).
С чего начинать выращивание рассады ? Подскажет нам загадка:
В землю мы его зарыли,
Чистою водой полили.
Проросло вверх. (семечко)
Главное — приобретение семян хорошего качества. Какие известны вам народные мудрости на эту тему: «От худого семени не жди доброго племени». «Что посеешь — то и пожнешь» ?
Следует знать, что качественные семена должны иметь высокую всхожесть (количество проросших семян через максимально отведенное время), чистоту (степень засоренности примесями, в том числе семенами других растений), требуемую влажность (4-8%), энергию прорастания (количество проросших семян через определенное время).
С какой целью занимаются выращиванием рассады?
Целями выращивания рассады являются: обеспечение получения урожая культур с длительным периодом вегетации (роста) в максимально ранние сроки, повышение урожая овощей, зелени или трав.
Выращивание рассады (иногда этот прием в растениеводстве называют «забег») применяют, в основном, в регионах, где климатические условия не позволяют обеспечить полный цикл развития отдельных видов растений от всходов до полного созревания при прямом посеве семян в грунт. Рассаду каких культур выращивают в нашей зоне : попытамся угадать хотя бы два из них:
( помидоров, перцев, огурцов, капусты, баклажанов).
Какие семена использовать — гибридные или сортовые?
При выборе следует иметь в виду, что семена овощных культур бывают гибридными и сортовыми. Гибридные семена обозначаются буквой F с цифрой, указывающей на то, какого они поколения. Растения первого (F1) и последующих поколений, превосходят родительские сорта по всем основным показателям: урожайности, скороспелости, устойчивости к болезням и т.д.
Получение гибридных семян — сложный селекционный процесс и его реализация в условиях любительского огородничества не возможна и не целесообразна. Главное, что нужно знать о гибридных растениях — их семена не используют для выращивания (воспроизводства), поскольку они не сохраняют родительских свойств. Проще говоря, семена, полученные от гибридов, таковыми уже не являются. При определенных преимуществах перед сортовыми, гибридные растения, как правило, требуют особой агротехники выращивания, повышенного уровня минерального питания, защищенный грунт для выращивания и т.д. Короче — только при полном обеспечении определенных условий, они способны проявить все заложенные в них достоинства.
Сортовые растения в большинстве своем, обладают менее выраженными показателями по сравнению с гибридными. Однако, они менее прихотливы, выращиваются в открытом грунте, а полученные от них семена пригодны для дальнейшего выращивания. Особенно это актуально для зеленых овощных и пряных трав, семена которых огородники получают без особых проблем
Требования по соблюдению оптимальных условий выращивания
Успех выращивания рассады обеспечивается соблюдением оптимальных условий разных экологических факторов , каких?
(режимов освещенности, температуры, влажности и питания)
Освещение
Зимой основным лимитирующим фактором является освещенность. Интенсивность освещения в зимнее время примерно в сто раз меньше, чем летом. Без дополнительной подсветки растения сильно вытягиваются, поэтому наличие ламп (лампы) обязательно. Лампы размещают максимально близко к растениям, но не ближе 2-3 см.
Досвечивание проводят от 14 до 16 часов, включая освещение рано утром и вечером, с наступлением сумерек. Для обеспечения лучшей освещенности рассады разных размеров, устраивают ступенчатое размещение растений: самые низкие ставят ближе всех к окну, затем ряд более высоких и т.д.
Температура
До появления всходов температуру воздуха поддерживают в пределах 18-25° С, а после появления, когда сеянцы выставляют максимально ближе к свету, температуру снижают до 10-16 °С в зависимости от культуры. При таких температурах рассаду выдерживают 3-7 дней для лучшего укоренения. В дальнейшем температуру начинают постепенно повышать. Безусловно, контролировать и поддерживать нужную температуру в домашних условиях сложно, все же надо стремиться придерживаться показателей, приведенных в таблице.
Температурный режим при выращивании некоторых видов рассады
Источник