Внеклассное мероприятие по истории «Восточное путешествие». 5-й класс
Класс: 5
Цели и задачи: проверить ЗУНы по данной теме; закрепить изученный материал; углубить интерес к предмету.
Оборудование: карта путешествия; наглядность по теме; мультимедийный проектор и слайд-шоу для оазиса Красоты; карточки с именами; кроссворды; шкатулка с сокровищами; эмблемы команд.
Древний Восток является одним из 1-х очагов цивилизации на Земле. Здесь возникли первые государства, которые достигли высокого уровня развития. Египетские пирамиды и Великая китайская стена, законы Хаммурапи и библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала, множество богов и библейские сказания. Этот список можно продолжать ещё долго. Но всё это можно объединить всего несколькими словами “Древний Восток”.
Уважаемые гости, болельщики и команды, сегодня мы имеем уникальную возможность совершить путешествие в эпоху, которая отделена от наших дней многими веками, и ,овеяна сказочными легендами. Приглашаю вас в “Восточное путешествие”.
2. Представление жюри.
Нашими верными друзьями и справедливыми судьями в дальней дороге будут члены жюри. Познакомимся с ними (Ф.И.О., должность членов жюри).
3. Представление команд.
Нашими провожатыми в чужих странах будут команды, которые смогут вывести нас из любых джунглей: 5А – “Пятиклашки”, 5Б – “Ра – бог солнца” (команды показывают сценки-представления).
4. Гора Вопросов (разминка).***
Как настоящие путешественники мы, отправляясь в путь, взяли карту. Первый пункт, который встретился на нашем пути, называется гора Вопросов. Каждая из команд имеет возможность увеличить высоту горы. Для этого нужно правильно ответить на вопросы.
- Какая корова покрыта звёздами (египетская богиня неба Нут).
- Книга, из какой страны могла быть такой тяжёлой, что её нужно было возить на телеге (в Китае, писали на бамбуковых дощечках).
- Где возник слово “алфавит” и сколько в нём букв (в Финикии, 22 буквы).
- Для чего египтяне рисовали на стенах пирамид (чтобы рисунки ожили и пригодились после смерти фараону).
- Где жили боги (в храмах).
- Кто имел право войти в храм, что он там делал (жрец, кормил бога, одевал его, читал молитвы).
- Кого называли сыном бога на земле (египетского фараона).
- В каких двух странах буквы назывались одинаково – иероглифы (в Египте и Китае).
- Как называют место в пустыне, где есть вода и растения (оазис).
- Для чего в каждом египетском доме хранили амулет (защищает от злых духов).
- Почему пленного называли “живой убитый” (хозяин мог в любой момент лишить его жизни).
- Как называли тело фараона после операции, которое затем помещали в пирамиду (мумия).
- Единственное чудо света, которое сохранилось до наших дней (пирамиды).
- Почему египтяне уважительно называли реку Нил “отцом” (вода даёт жизнь в пустыне).
- Какие книги не горят в огне (глиняные таблички, Междуречье).
- Почему только у богачей в Междуречье были деревянные двери, у остальных – циновки (леса нет, дерево привозили из других стран, стоит дорого).
- Что означает фраза “око за око, зуб за зуб” (наказание за преступление равно принесённому ущербу – “закон талиона”).
- Из чего делали краску финикийцы для пурпурных тканей (из морских моллюсков).
- Что сделали евреи, когда не смогли захватить город Иерихон (громко закричали и стены рухнули).
- Для чего использовали таран (чтобы пробить стену вокруг города).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
5. Лес Небылиц (продолжить легенду, миф).***
Жители Древнего Востока, пытаясь объяснить окружающий мир, составили множество легенд и мифов. Задача команд в лесу Небылиц: закончить повествование.
- Каждое утро бог Амон-Ра начинает плавание по небу на своей великолепной лодке. Когда день клонится к вечеру … (он вступает в борьбу с богом тьмы Апопом и побеждает).
- Жили 2 брата Осирис и Сет. И решил Сет погубить своего брата … (на пир Сет принёс гроб, в который и был забит Осирис).
- После смерти человек попадает в царство мёртвых, где его судил бог Осирис … (сердце вынимали и взвешивали на весах).
- Первые люди Адам и Ева жили в райском саду, не зная горя. Здесь было всего вдоволь, но однажды … (они попробовали яблоко с дерева познания, за что были изгнаны из рая).
- Люди стали совершать дурные поступки и даже преступления. Умножилось зло на земле. И решил Бог устроить потоп … (пожалел Ноя и семью).
- Когда – то все люди говорили на одном языке. И решили они построить город Вавилон, а в нём башню высотой до неба … (но Бог разгневался на гордыню человеческую и “перепутал” все языки).
- Однажды к царю Соломону, узнав о его мудрости, пришли 2 женщины – богатая и её служанка, они не могли разделить ребёнка … (Соломон приказал разделить ребёнка пополам).
- Царь Вавилона Валтасар устроил пир. И вдруг на стене пирующие увидели руку, которая написала на стене огненные знаки … (запись расшифровали, она означала “исчислено, взвешено, отдано персам”).
- Жил знаменитый богатырь Самсон. И никто не мог его одолеть. Решили его враги узнать, в чём секрет его непобедимости … (Далила узнала секрет, Самсона постригли и взяли в плен).
- Однажды фараону приснился сон, который расшифровал Иосиф. Ему приснились 3 худые коровы, которые съели 3 жирных коров, что означало … (после 3 урожайных годов, будет 3 года неурожайных => запасы).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
6. Город Знаний (кроссворд).***
Для продолжения путешествия командам необходимо расшифровать тайные письмена, найденные в городе Знаний – кроссворды.
Поставь номер ответа.
Самый мудрый царь Иудеи – разделил ребёнка между богачкой и её служанкой. |
Человек, у которого ничего нет, а сам он принадлежит богачу. |
Река в Египте. |
Статуя льва с головой человека. |
Гробница фараона. |
Место в пустыне, где есть вода и растения. |
Река в Индии |
Жрец в Индии. |
Правитель области в Персии. |
Правитель в Египте. |
Материал, на котором писали в Египте. |
Иудейский богатырь, сила которого в волосах. |
Ответы: 12, 3, 7, 2, 5, 9, 11, 1, 10, 8, 4, 6.
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
7. Озеро Загадок (болельщики).***
Пока наши команды заняты делом. Мы с болельщиками отправимся к озеру Загадок. Правильные ответы прибавляются к баллам вашей команды.
- Что такое джунгли (тропический лес).
- Почему р. Хуанхе называют “жёлтая река” (берега и дно жёлтые от глины и песка).
- Как звали первых людей (Адам и Ева).
- Почему некоторые индийцы носили с собой веник и подметал дорогу перед собой (в животных, насекомых душа предка, родственника).
- На чём писали в Древнем Китае (на бамбуке, шёлке, бумаге).
- В чём заключалась сила богатыря Самсона (в волосах).
- В какой стране находятся реки Инд и Ганг (в Индии).
- Что сделали китайцы для защиты страны от кочевников-гуннов (построили Великую китайскую стену).
- За сколько дней Бог создал мир (6, на 7 отдыхал).
- Какие животные были уважаемы в Индии (корова, слон, змея, обезьяна…).
- Зачем в башнях на Великой китайской стене были кучи хвороста (огонь – сигнал о приближении врага).
- Как звали человека, который остался жив после всемирного потопа (Ной).
- Кто такой дракон (крылатый змей).
- Правитель Египта (фараон).
- Кто такой раб (человек, у которого ничего нет, а сам он принадлежит богачу).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
Сделаем привал у реки Правды. Чтобы переправиться через неё, необходимо исправить неправильные предложения.
- В Египте протекает река Тигр(река Нил).
- Выращивание растений называют ремеслом(земледелием).
- Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали(мумию хоронили в пирамиде).
- Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал(Хаммурапи).
- Самым знаменитым философом и учёным Китая был Соломон (Конфуций).
- Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).
- В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют её кормилицей (в Индии).
- Лишь гробница фараона Рамзеса сохранилась не разграбленной до наших дней (Тутанхамона).
- Область Персидской державы называлась царством(сатрапией).
- В Египте писали на глиняных табличках(на папирусах).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
9. Долина Отважных (конкурс капитанов).***
Это конкурс капитанов. Они самые храбрые и умные, они будут в одиночку зарабатывать очки для команд. Изучая страны Востока, мы узнали имена многих исторических деятелей. Ваша задача в долине Отважных – дать характеристику людям.
(Капитаны поочередно вытягивают карточки с именами и кратко рассказывают о том, чем известны они: Адам, Ашшурбанапал, Соломон, Будда, Давид, Валтасар, Ева, Осирис, Цинь Шихуан, Ной …).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
10. Оазис Красоты.***
Однако люди Древнего Востока не только воевали и были заняты добычей пищи. Они оставили большое количество рисунков, статуй, архитектурных сооружений – всё это собрано в оазисе Красоты. Ваша задача определить, что нарисовано и к какой стране Востока относится.
(На мультимедийном проекторе показывается слайд-шоу с достижениями культуры стран Востока ).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
11. Остров Сокровищ (“чёрный ящик”).***
Мечтой любого путешественника является клад. На нашем острове Сокровищ также имеются спрятанные “драгоценности”. Задача команд отгадать, что является кладом.
- Это производили в Поднебесной империи, оно стоило очень дорого, особо важные императорские указы писали именно на нём, в производстве этого участвовали гусеницы (шёлк).
- Этого много в некоторых странах Востока (например, в Междуречье, Китае), его используют в школе, для строительства домов и крепостных стен, в библиотеке Ашшурбанапала было очень много этого материала (глина).
- Когда это придумали, то использовали в качестве лекарства. А в наши дни этот напиток есть в каждом доме и пьют его все, а не только заболевшие (чай).
- Это животное живёт только в Африке и Индии. Здесь его очень уважали, так выглядел Бог, его использовали и в домашней работе т на войне (слон).
- Это животное очень уважали на Востоке. В Египте считали, что так выглядит богиня неба. А в Индии его называли “матерью кормилицей”, мясо не едят, не кричат на него и не бьют (корова).
- Это придумали в Древней Индии, делали из растения. Тогда это стоило дорого, а сейчас это есть в каждом доме. Это очень вкусно (сахар).
- Это первое животное, которое приручил человек. В Древнем Египте бог смерти Анубис был с головой этого зверя (собака – шакал).
- Это существо уважали на Древнем Востоке. В Древнем Египте бог земли Геб был с головой этого животного. В Индии вечером перед дверями своих хижин жители оставляли варёный рис и приговаривали: “Угощайся, а нас не трогай”. В Китае это символ мудрости. Иногда ему приделывали крылья, и получался дракон (змея).
- Домашнее животное в Египте оно являлось символом грации и покровителем женской красоты. Богиня Бастет выглядела именно так (кошка).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
12. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Вручает приз команде-победительнице и поощрительный приз проигравшей команде. Благодарит за прекрасные знания, находчивость и дружбу, которые были показаны в игре.
Наше путешествие окончено. Но впечатление о нём, я надеюсь, будут сопровождать вас и дальше. Чай, сахар, бумага, цифры, шёлк, компас, шахматы это лишь немногие изобретения Древнего Востока. Поэтому наше знакомство с ним только началось.
*** – количество и сложность заданий зависят от уровня подготовки классов и лимита времени на мероприятие.
Источник
Тур. “Размышлялки” (логические задачи). 5 баллов
Тур(3 балла)
Следующее задание, связано с историческими героями, я буду читать вам характеристику исторического деятеля, ваша задача, назвать имя героя и сказать жил он или является выдуманным персонажем мифов.
1. Он живет за третьим порогом реки Нил. Каждый день он переливает из одного кувшина в другой воду, а когда он засыпает, вода переполняет кувшин и на реке начинается разлив Нила (бог Хапи; выдуманный).
2. Свои самые знаменитые походы совершил около 1500 года до н.э., за свою жизнь он совершил более 30 завоевательных походов. (Тутмос III; живущий)
3. Он был царём Египта, но научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его любили и люди, и животные, и птицы, но только его брат желал смерти и смог совершить то, о чем мечтал: по его приказу старшего брата убили, а тело разрубили на части. Когда его оживили, он отказался остаться с людьми и отправился в подземный мир, где судил каждого. (Осирис; выдуманный)
4. Её мужа убил единственный брат, а она с маленьким сыном долго искала тело мужа, а потом долго плакала, чтобы оживить его. Её считают покровительницей женщин и домашнего очага. (Исида; выдуманный герой)
5. Его почитают не только за то, что он является сыном бога Шамаша, но и за то, что он создал законы, по которым жили жители Двуречья. (Хаммурапи; живущий )
6. Его сила хранилась в волосах, но только одна девушка знала об этом. Все враги очень боялись его, но предательство любимой сделало его слабым телом, но не духом. Как только отрасли волосы, он смог отомстить за себя. Он погиб, но при этом погибло большое количество врагов.(Самсон; выдуманный)
Тур. (3 балла)
Вы показали знания терминов, героев, а сейчас давайте вспомним, что изобрели жители древних государств, ведь многими изобретениями мы пользуемся до сих пор, а некоторые поражают своим великолепием.
1. Это сооружение признано первым чудом света. До сих пор люди не могут поверить, как можно построить без специальных приспособлений здание 150 метров. (Пирамида Хеопса, египтяне)
2. В нём всего 22 значка, их очень легко выучить, но писать и читать очень сложно, так как среди знаков нет гласных. (Алфавит, финикийцы)
3. Без этого приспособления трудно было бы поливать верхние поля, а значит, они не смогли бы собирать богатые урожаи. (Египтяне, шадуф)
4. Благодаря этому изобретению, воины могли неожиданно оказаться в тылу врага и одержать внезапную победу. Их не могла остановить никакая река. (Ассирийцы, мешки для переправы).
5. Внимательные мореходы на необитаемом острове впервые смогли получить то, без чего мы сейчас не можем представить свою жизнь. Они использовали это не только для изготовления посуды, но и для украшений. (Финикийцы, стекло)
6. Когда они стали использовать этот металл, их армия стала непобедимой, а их крестьяне стали гораздо быстрее и лучше обрабатывать землю. (Ассирийцы, железо).
Тур.(5 баллов)
Следующее задание поможет нам вспомнить события, которые проходили в давние времена. Я буду зачитывать вам текст, ваша задача определить, о ком идёт речь.
1. Сегодня я принял решение, которое меня самого испугало. Ко мне пришли две женщины, они плакали и просили меня решить, кому должен принадлежать грудной ребёнок. Каждая из них считала ребёнка своим. Я предложил палачу разрубить младенца пополам, я был уверен, что поступаю правильно. (Соломон)
2. Я жил более 4 тысяч лет назад, я совершал походы, привозил добычу, пригонял рабов. Все считали меня божественным, это потому, что самый главный бог вручил мне жезл – знак власти над людьми. Я запретил работать должникам более 3 лет.(Хаммурапи)
3. Когда-то я жил в прекрасной стране, у меня был участок земли, семья, но пришли враги, и меня лишили всего. Теперь у меня нет даже имени, меня называют живым убитым, заставляют работать от зари до зари, кормят очень плохо, скоро отправят строить пирамиду для фараона. (Раб из Египта)
4. Я был простым пастухом, но когда на нашу страну напали враги, я не мог остаться в стороне. Когда их богатырь Голиаф вызвал на бой богатыря с нашей стороны, вышел я. Мне запомнилось на всю жизнь, как смеялись надо мной филистимляне, но моя праща никогда меня не подводила, помогла мне уничтожить врага и в тот раз. После гибели моего царя, народ выбрал царём меня. (Давид)
5. Мы прекрасные мореходы, мы первые обогнули Африку, мы возим товары по всему миру, благодаря нашей наблюдательности, у вас теперь есть стекло, пурпурная краска, алфавит, но вместо того, чтобы нас боготворить, нас боятся. (финикийские пираты)
6. Я не могу понять, почему меня боятся, да, я ходил в походы, да, я приводил много пленных. Наша добыча была с каждым годом всё больше и больше. В моём прекрасном городе Ниневия, который почему-то враги называют «логово льва» и «город крови» я строил красивые дворцы. Около ворот стояли крылатые быки, они охраняли вход в мой дворец, где хранилась библиотека, которая не боялась даже огня. (Ашшурбанапал)
Тур. 2 балла
Следующее задание связано с географическими названиями. Я буду их называть, а ваша задача, определить в какой стране они находятся.
1. Река Нил; 2. Гора Олимп; 3.Река Тигр 4.Река Ганг. 5. Река Иордан.6. Ливийские горы.
тур. “Размышлялки” (логические задачи). 5 баллов
1.Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.
(Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. )
2.На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.
(Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге).
3.В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов?
(Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. )
4.Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?
“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”
(Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море.)
5.Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.
— Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?
— Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы, – ответил второй.
— Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
— Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, — ответил второй.
О каких сражениях идет речь?
(Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии.)
6.Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?
(В Египте были иероглифы (около тысячи), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы.)
Тур. Тесты.
1. Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:
а) жрецы; б) вельможи;
в) писцы; г) воины.
2. В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называли:
а) амулетом; б) мумией;
в) Саркофагом; г) Сфинксом.
3. Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне; б) вавилоняне;
в) евреи ; г) филистимляне.
4. Первая часть Библии – Ветхий завет написана:
а) ассирийцами; б) евреями ;
в) египтянами; г) финикийцами.
5. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту?
а) храм в Иерусалиме;
б) Пирамида фараона Хеопса;
в) Аллея сфинксов;
г) Царский дворец Соломона.
6. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Двуречью, а какие Ассирии?
а) Висячие сады Семирамиды;
б) Ворота богини Иштар;
в) Царский дворец Ашшурбанапал;
г) Вавилонская храмовая башня.
7. “Благородный человек винит себя, а ничтожный других”, — говорил:
а) Будда; б) Конфуций;
в) Соломон; г) Моисей.
8. “Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно”, — говорил:
а) Будда б) Конфуций в) Хаммурапи г) Моисей.
Ответы к тесту(14 баллов)
Тур. «Истины»
Необходимо согласиться или опровергнуть утверждение и дать обоснование.
1.ВЕгипте протекает река Тигр ( река Нил)
2.Выращивание растений называют ремеслом (Земледелием)
3.Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (Мумию хоронили в пирамиде)
1.Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал (Хаммурапи)
2.Самый знаменитым философом и ученым Китая был Соломон (Конфуций)
3.Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).
1.В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют ее кормилицей (в Индии)
2. Область Персидской державы называлась царством(сатрапией)
3.В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).
9 тур “Отгадываем загадки”
Потом завоевал Египет
И стал хозяином корон,
Повиливать стал всеми… (фараон).
2. Это чудное создание
Сделано нам в назиданье
Славится века оно
Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)
1. Царь Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защищал
Законы он учредил. (Хаммурапи)
2.На восточном побережье
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал – их алфавит
Все народы покорит. (Финикия)
2.Македонский царь Филипп
Победил всех греков.
Потому что хитрым был
И воинственным прослыл
Армию свою большую
На отряды он разбил.
В них все строились рядами,
Назови отряд быстрей
Иль угадывай скорей! (Фаланга)
3.Когда-то в Греции в отдельных областях
Они возникли типа мини-государства
И сочиняли песни там о богачах,
Что вкруг его селенья и поля располагали
На городок с предместьями они похожи были
И по своим законам там весь люд судили. (Полис)
Источник