Самоанализ Окружающий мир «Что такое почва?» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
САМОАНАЛИЗ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Урок окружающего мира, проведён 25. 10. 2016 в МОБУ «СОШ №16», в 3 «В» классе по теме «Что такое почва» («Школа России»), имел цель достижения предметных : дать понятие, что такое почва; узнать, как образуется почва; и зучить состав почвы; сформулировать главные свойства почвы; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства и состав почвы , метапредметных: Р- адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры; П- строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи;
К- учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему мнению. и личностных результатов: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; внутренняя позиция на уровне положительного отношения к уроку.
Для достижения этой цели мною была использована фронтальная и парная формы организации учебного сотрудничества и ресурсы.
Логика проведенного урока соответствовала поставленной цели, правильно были подобраны учебные задания. Внутренняя структура урока построена на преимущественном использовании объяснительно-иллюстративного метода.
Вопросы ставили четко и понятно, реагировал на ответы детей и корректировал их. Время проведения урока выдержано, при этом целесообразно были распределены виды деятельности и учтены требования здоровьесбережения. Индивидуальной работы с детьми не было.
Мне удалось установить контакт и обратную связь с детьми в классе. Объяснение детям про влияние человека на почву, показалась самым удачным моментом на уроке, т. к. дети внимательно слушали и включались в беседу, а не совсем удачным проведение опытов , т. к. не понял сам и не смог донести эту информацию до детей.
Дидактические средства, используемые на уроке были целесообразны, по теме урока применены на конкретном этапе. Взаимодействия с обучающимися были доброжелательными, дети легко шли на контакт. Образовательные результаты на данном уроке были достигнуты. Урок прошел очень удачно, отрицательных моментов не было. На эмоциональном уровне был добр к детям.
Студент 312 группы специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах А. В. Скорик
Источник
Самоанализ урока окружающего мира по теме «Почва. Обобщение.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Самоанализ урока по окружающему миру
Урок был дан в 3 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. Поглазова Т.И. в соответствии с тематическим планированием.
Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.
Тема урока: Почва. Обобщение.
Цель урока : формировать бережное отношение к окружающему миру, продолжать учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Планируемый результат : формировать представление о целостности мира.
Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: Учебник Поглазовой Т.И. 3 класс, 1 часть, Рабочая тетрадь к учебнику Поглазовой Т.И. 3 класс, 1 часть ;
Содержание, оборудование, организация активной мыслительно- познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, использование индивидуальных и фронтальных, групповых форм организации учебной деятельности обучаемых, применение словесных, наглядных, проблемных методов, использование здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий, всё это способствовало достижению целей и задач урока, стимулировало познавательную активность и образное мышление учащихся, позволило создать на уроке комфортную среду для воспитания коммуникативных умений учащихся, позитивного диалога «учитель-ученик-учитель».
Этапы урока, на мой взгляд, четко выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока. Чётко прослеживалась структура всего урока, присутствовала научная организация учебного процесса. Рациональное использование времени, хороший темп урока позволил привлечь к работе всех детей. Каждый этап урока был логически завершён, но имел связь с другими: дети сами подводили итог своей работы, анализируя учебную деятельность, учитель только давал рекомендации по исправлению ошибок. Учебная деятельность каждого ребёнка была оценена, оценки были выставлены и мотивированы, дети сами участвовали в анализе.
Рефлексия была проведена полно и объёмно, она показала яркое эмоциональное восприятие учебного материала. Учащиеся имеют навыки познавательной и личностной рефлексии.
Психологическая атмосфера была, на мой взгляд, достаточно доброжелательной, располагающей к диалогу. На протяжении всего урока я старалась соблюсти нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик».
Считаю, что запланированный учебный материал урока был усвоен, это подтверждается работой учащихся на уроке. На протяжении всего урока, на всех его этапах хочется отметить высокий уровень познавательной активности учащихся: работали активно в группах, отвечали на вопросы, делали сообщения, с удовольствием слушали презентацию проекта и выступления одноклассников.
Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий характер.
Применение компьютерных технологий дало возможность для более целостного восприятия материала урока, помогло построению визуального ряда воспринимаемого, позволило разнообразить деятельность учащихся, активизировало внимание и интерес детей.
Использование метода моделирования способствовало развитию познавательных интересов, дети с интересом работали, приобретая новые умения и навыки.
Применение фронтальных и групповых форм работы позволили каждому учащемуся проявить свои способности, знания, уровень развития речи, умения не только говорить самому, но и слушать товарищей, давать оценку действиям.
Вывод: Я считаю, что выбранные мной тип урока, методы и формы организации учебной деятельности были оптимальны, соответствовали требованиям, предъявляемым к современному уроку и поэтому достаточно эффективными. Детям урок понравился, т.к. на уроке они работали с удовольствием.
Источник
Разработка урока «Почва. Свойства почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по предмету «Окружающий мир»
Тема урока: «Почва. Свойства почвы».
3 класс, 9-10 лет.
Авторы учебника: А.А.Плешаков
Автор — Земскова Мария Владимировна
Учитель начальных классов
Тема урока «Почва. Свойства почвы»
Цели урока:
Образовательные (предметные):
— сформировать представление о свойстве почвы;
— Систематизировать знания об охране почвы, окружающей среды
— Определить взаимосвязь почвы, растения и человека.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
-Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека;
-Сформулировать причины, почему следует вести охранную деятельность почвы, защищать ее от выветривания и заболачивания;
Познавательные:
— Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
— Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-Развивать умение работать с разными видами информации.
-Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
— Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
-Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Личностные (воспитательные):
— Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
— Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
— Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
— Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
-Работать над осознанием ответственности за общее дело
Планируемые достижения учащихся.
-усвоить, что необходимо охранять почву
— усвоить, что почва соединяет живую и неживую природу
-умение определять свойства почвы
Материально техническое обеспечение урока:
плакат «Состав почвы»,
опорная карточка – схема для самостоятельного заполнения учащимися.
Листы с вопросами: «Что такое почва?», «Какие свойства есть у почвы?», «Каково значение почвы для растений (животных, человека)?», «Зачем нужно охранять почвы?»
Портрет В. В. Докучаева
Оборудование для проведения опытов: стекло, спиртовка, чашка, держатель, стаканчик с водой, кусочки земли (для учителя). Лабораторный ящичек – 3 шт, стаканчика с водой – 6 шт, кусочек почвы, стеклянная палочка – 3 шт, прокаленная почва в коробке – 3 шт, ложечка – 3 шт, салфетка – 11 шт.
Наглядный материал при изучении вопросов «Разрушение почвы» и «Меры по охране почвы» ( слайдовые иллюстрации).
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:
При подготовке к уроку следует подготовить материал для практической работы: оборудование для проведения опытов, прокаленную почву в коробку, небольшие кусочки почвы; Перед началом урока нужно разделить класс на группы заранее. На усмотрение учителя можно подготовить презентацию к уроку или использовать наглядность при изучении вопросов «Разрушение почвы» и «Меры по охране почвы». Важно не загромождать урок большим использованием наглядности.
План урока (45 мин):
Самостоятельная работа по учебнику (побуждение к плану проверки):
Индивидуальная работа (чтение); коллективное обсуждение;
Коллективная деятельность; словесные методы (ответы на вопросы)
Итог урока. Рефлексия
Ход урока
1. Орг. Момент
Учитель: — Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Меня зовут Мария Владимировна. Вы готовы начать урок?
Ученики: — Да!
Учитель : — Мне сегодня потребуется ваша помощь, чтобы урок получился интересным и увлекательным. Вы мне поможете?
— Тогда слушайте внимательно.
Отвечайте вы сознательно!
Чтобы время потрать впрок –
Мы начинаем урок.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: — Вспомните тему прошлого урока. Могут ли камни разрушаться? Докажите.
— Какие причины способствуют разрушению камней?
Ученики: — колебания температур, воды, корни растений. (Ученики рассказывают подробно о каждой причине).
3.Определение темы урока. Постановка учебных задач
– О чем сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Бьют меня ногами,
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)
Учитель: — Какова же тема урока? Слово “земля” имеет много значений, какие?
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
Учитель: — сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название? (Почва) Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы должны выяснить и уяснить, что такое почва и какими свойствами обладает почва
– Значит на какие вопросы мы сегодня должны ответить?
Учащиеся: Что же такое почва? Какими свойствами обладает почва? (вывешиваются карточки с вопросами)
Открытие нового знания :
Учитель : — Наука о почвах – почвоведение. Начало изучению данной науки положил Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903). Он посетил разные уголки нашей Родины и везде исследовал почвы. Он считал, что земля дороже нефти, угля, золота. Почему? Почва – наша кормилица.
Почва и его свойства. Проведение опытов (Работа проводится в группах)
ТБ при проведении опытов
— внимательно слушать инструкции
— четко выполнять все задания
— аккуратно работать с веществами и оборудованием
— сделать выводы по наблюдениям
Учитель: — Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая?
Опыт 2
Учитель : — Возьмите пробирку с водой, а теперь аккуратно бросьте комочек сухой почвы в воду. — Что вы увидели?
Ученики: — Стали выходить пузырьки?
Учитель: — Какой вывод сделаем?
Ученик: — Значит, в почве есть воздух.
Опыт 3 . Проводит учитель.
Учитель: — А теперь попробуем нагреть почву. Подержим холодное стекло над почвой. Что вы увидели?
Ученики: — Мы увидели, что стекло стало влажным. Следовательно, в почве есть вода.
Опыт 4. Проводит учитель.
Учитель: — Я продолжаю нагревать почву. Что вы увидели или почувствовали?
Ученики: — Мы увидели дым, почувствовали непрятный запах.
Учитель: — С чем это может быть связано?
— В почве сгорает перегной — слой почвы, который образуется из остатков растений и животных. Именно благодаря перегною почва имеет темный цвет. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни.
Учитель: — Возьмите прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел. Это почва серого цвета. Высыпи в стакан с водой и размешаем. Что вы увидели?
Ученики: — На дне стакана образовался осадок. Почва не растворяется в воде.
Учитель: — На дне стакана оказался песок, а поверх песка глина.
Опыт 6. Проводит учитель
Учитель: — А теперь профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель воды поместим на стекло и поддержим над огнем. Что увидели?
Ученики : — Вода испарилась, а на стекле остался белый налет
Учитель: — Этот налет называется минеральные соли, которые растворяются в воде. Минеральные соли необходимы для питания растений. Но их в почве содержится мало. И растения могли бы их быстро израсходовать, если бы минеральные соли постоянно не пополнялись. А пополняются они за счёт перегноя. Перегной под действием бактерий, постепенно превращаются в соли и помощью червей и кротов распределяются по всему участку почвы.
Учитель : — Мы с вами изучили свойства почвы. Теперь заполним схему, вписав в схему необходимые элементы. Какие составляющие входят в почву?
(Воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли, растворённые воде).
Учитель: — Теперь вы сможете ответить теперь на вопрос, что такое почва?
Ученики : — Почва — верхний плодородный слой земли. (Снимается карточка с вопросом)
Работа по теме (Работа в группах):
Учитель: — Каждой группе теперь задание. Подумайте несколько минут и ответьте на вопросы (Каждой группе свой вопрос):
Какова взаимосвязь между растениями и почвой?
Какова Взаимосвязь между животными и почвой?
Какова взаимосвязь человека и почвы?
(Один представитель от группы отвечает)- Почва богата кислородом и минеральными солями, водой, которые необходимы для растений. Некоторые животные (черви) питаются перегноем. Многим животным, живущим в земле нужен кислород. Почва богатая перегноем, водой и солями следовательно богата растениями и животными. Человек также выращивает растительные культуры, занимается собирательством (грибы, ягоды). Чем плодороднее почва, тем лучше будет урожай.
Учитель : — Мы с вами ответили еще на один вопрос «Какова взаимосвязь между растениями, животными, человеком и почвой?» А почву можно отнести к живой или не живой природе?
Ученики : — Почву можно отнести и к живой, и неживой природе! (К этому ответу следует подвести учащихся)
Учитель : — Как вы думаете, могут ли запасы питательных веществ иссякнуть?
Учитель : — Твердые породы разрушаются, образуется рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. Остатки растений образуют перегной. Другие растения также могут здесь поселится, которые впоследствии так же образуют перегной. Животные, которые будут заселять эти территории, также повышают плодородный слой почвы. Растения укрепляют почву своими корнями, которые защищают от действий потоков воды и от сильного ветра. Но образование почвы идет очень медленно: для этого нужны сотни и тысячи лет (1 см почвы образуется за 250-300 лет), 20 см – за 5-6 тысяч лет. А вот разрушение происходит быстро, когда люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер.
Самостоятельная работа по учебнику (побуждение к плану проверки):
Учитель: — А вы знаете, как можно защитить почву? Прочитайте текст с. 69-70 и выделите, какие охранные действия необходимо принять по охране почвы?
Ученики: — Сохранение лесов. Нельзя сажать культурные растения на одном и том же месте из года в год. Нельзя распахивать почву на больших пространствах – это приводит к пыльным бурям, образованием оврагов. Заболачивание почвы.
Группы ребят задают друг другу вопросы.
Учитель: — Подумайте, какие вопросы каждой из групп вы зададите.
10. Домашнее задание:
С. 65 – 70, вопросы, задания. Нарисовать знак «Охраняем почву!»
11.Итог урока. Рефлексия «Неоконченные предложения»
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я запомнил…
Сегодня на уроке я научился
500 загадок по алфавиту для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
Большая детская энциклопедия : Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн 14. Но – Н 76 Пе. – М. :Большая Российская энциклопедия, 2002. – 256 с.
Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для образоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 159 с.: ил. – (Школа России)
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008. – 400с.
Источник