Меню

Взаимосвязь компонентов природы с почвой

Презентация по географии на тему «Почва как особое природное образование» (7 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Попробуйте угадать тему урока

Описание слайда:

Природа Земли:
04 Почва как особое природное образование
2 триместр: Урок 04
7 класс
Преподаватель: Денис Сергеевич

Описание слайда:

Из этого урока Вы узнаете:
Что такое почва.
Под влиянием каких факторов образуются почвы.
Основные свойства почв.

Описание слайда:

На этом уроке Вы научитесь:
Объяснять, почему почвы называют «зеркалом
ландшафта».
Определять тип почвы по почвенному профилю.

Описание слайда:

Что такое почва
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Описание слайда:

Что такое почва
Вода — важнейший незаменимый природный ресурс, один из главных компонентов жизни.
От каких компонентов
природы зависит
образование почв?

Описание слайда:

Докучаев Василий Васильевич
(1846 – 1903)
Что такое почва
Крупнейший русский учёный-
естествоиспытатель. Впервые в 1886 г. дал определение почвы как
плодородного поверхностного слоя
Земли.
Основоположник физической географии.

Описание слайда:

Что такое почва
ПОЧВА – это рыхлый поверхностный слой суши,
обладающий плодородием.
ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ – способность почвы обеспечить растения
необходимым набором и количеством питательных веществ,
водой, воздухом – одно из самых основных свойств почвы.

Описание слайда:

ПОЧВЫ
ПОЧВЫ
Деятельность
человека
Климат
Материнская
порода
Рельеф
Животные
Растения
Время
Связь почв с другими компонентами природы
Что такое почва

Описание слайда:

Что такое почва
В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»,
поскольку почвы являются самым главным выразителем
особенностей природы данной территории. Почва
определяет растительный покров и сама зависит от него.
Взаимодействие этих двух компонентов в условиях
данного рельефа и климата создаёт облик ландшафта.

Описание слайда:

Влияние климата на
почвообразование
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Описание слайда:

Что такое почва
Горные породы
Солнце, вода, ветер
Бактерии и
микроорганизмы
Пыль, песок, глина
Мхи, лишайники
Растения, животные
Перегной, гумус
Образование почвы – сложный процесс
Почвы образуются очень медленно.
За 100 лет мощность
почвы увеличивается
всего на 0,5-2 см.

Описание слайда:

Влияние климата на почвообразование
В процессе выветривания твёрдые горные породы
постепенно разрушаются до обломков разной величины – от камней и щебня до тончайшей пыли, что способствует лучшему проникновению в них почвообразующих
микроорганизмов и их жизнедеятельности.

Описание слайда:

Влияние климата на почвообразование
В условиях многолетней мерзлоты в тайге Восточной Сибири формируются особые таёжно-мерзлотные почвы.

Описание слайда:

Влияние климата на почвообразование
А в самых южных районах страны – в предгорьях Западного Кавказа и в Приморье – на вулканических горных породах
под лесами в условиях повышенных влажности и тепла
образуются буро-жёлтые и краснозёмные почвы.

Описание слайда:

Что такое почва

Описание слайда:

Механический состав почвы
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Описание слайда:

Механический состав почвы

Описание слайда:

Механический состав почвы

Описание слайда:

Строение почвенного профиля
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Описание слайда:

Строение почвенного профиля
А1
А2
В
С
А1 –гумусовый горизонт;
А2 –горизонт вымывания
(элювиальный горизонт);
В – горизонт вмывания
(иллювиальный горизонт);
С – материнская порода;
D –коренная порода.
ПОЧВЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ – однородные,
обычно параллельные поверхности
слои почвы, составляющие почвенный
профиль и различающиеся между собой по морфологическим признакам.
Основные почвенные горизонты

Описание слайда:

Строение почвенного профиля

Описание слайда:

Глубина в см
А — горизонт
А1
А2
В — горизонт
В1
В2
С — горизонт
D — горизонт
Состав, структура, внешний вид, цвет почв зависят от
взаимодействия многих компонентов природы:
горных пород, рельефа, климата и т.д.
Разнообразие почв

Описание слайда:

Природные условия на территории нашей страны очень разнообразны.
Поэтому разнообразны и связи между компонентами природы.
Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв.
Разнообразие почв

Описание слайда:

Почвенная классификация
Таксономические единицы классификации почв
генетический почвенный тип;
подтип;
род;
вид;
разновидность;
разряд.

Описание слайда:

Тип почвы
Тип почвы – основная классификационная единица, характеризуемая общностью свойств, обусловленных режимами и процессами почво-
образования, и единой системой основных генетических горизонтов.
1. Термины, отражающие
естественную окраску верхних почвенных горизонтов:
чернозем;
подзол;
серые почвы;
бурые почвы;
желтоземы;
сероземы;
каштановые почвы.
2. Термины, отражающие состав и свойства:
— солончак;
— солонец;
— солодь;
— торфяно-глеевая почва.
3. Термины, отражающие название
природной зоны:
— арктические;
— тундровые;
— болотные;
— луговые почвы.

Описание слайда:

Чернозем (тип);
обыкновенный (подтип);
солонцеватый (род);
среднегумусный, среднемощный (вид);
тяжелосуглинистый (разновидность);
на тяжелом лесовидном суглинке (разряд).
Пример полного названия почвы

Описание слайда:

Основные закономерности
географического распространения почв
География почв – это область почвоведения,
изучающая общие закономерности распространения почв, а также почвенный покров отдельных регионов мира.
Впервые закономерности географического распространения почв были установлены В.В. Докучаевым.

Описание слайда:

Главные типы почв России
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Описание слайда:

Главные типы почв России
Первым ученым,
классифицировавшим
почвы, был В.В. Докучаев
(географо-генетическая классификация)
На территории России встречаются
следующие типы почв:
Тундровые глеевые почвы;
Подзолистые почвы;
Дерново-подзолистые почвы;
Мерзлотно-таежные почвы;
Серые лесные почвы;
Черноземы;
Каштановые почвы;
Бурые почвы полупустынь и другие
Основные типы почв

Описание слайда:

Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью
-9º
-6º
-1º
-2º
-5º
+22º
Среднегодовая t, ºС
Тундра
Лесотундра
Тайга
лес
Смешанный
лес
Лиственный
Лесостепь
Степь
Полупустыня
Пустыня
Вечная
мерзлота
Грунтовые воды
Гумус
Тундровые
почвы
Северный
подзол
Подзол и болотные почвы
Серые лесные
почвы
Мощный
чернозем
Чернозем и кашта-новые почвы
Сероземы
30
34
45
60
75
90
Радиация, ккал/см2. год
90
100
140
170
190
Вегетационный
период, дни
250
280
410
600
Испаряемость, мм
150
100
Транспирация, мм
290
330
550
420
330
170
Осадки, мм
Север – Юг

Описание слайда:

арктические
тундрово-глеевые
болотные
подзолистые
дерново-подзолистые
серые лесные
чернозёмы
каштановые
бурые
солончаки
Широтная зональность
Горизонтальная зональность проявляется на обширных горизонтальных
Поверхностях в условиях обширного равнинного общего рельефа

Описание слайда:

Вертикальная зональность
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ – закономерная смена почв в горах, обусловленная изменениями климата по мере
увеличения высоты гор, связанная с изменением климата и растительности.
Горно-тундровые

Описание слайда:

Схема вертикальных почвенных зон северного и южного склонов Большого Кавказа (по С.А. Захарову)
Вертикальная зональность
Вечные снега
Обнаженные скалы
Горно-луговые и
горно-тундровые почвы
Горно-лесные подзолистые почвы
Серые горно-лесные почвы
Горно-степные почвы
Горно-лесные бурые
почвы
Красноземы и желтоземы
Сероземы
Каспийское море
Черное море

Описание слайда:

Домашнее задание
§20 прочитать; задание 2 (стр.77);
B. задание 5 (стр.77);
C. задание 7 (стр.77) (на карте);

Описание слайда:

Урок окончен, спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 81 региона
Читайте также:  Типы почв природная зона где расположены

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Географическая оболочка Земли»

Презентация по географии на тему «Разнообразие растительного и животного мира Земли» (7 класс)

Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Биосфера — сфера жизни»

Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Почвы»

Презентация по географии на тему «Природные ресурсы земной коры» (7 класс)

Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Биосфера — земная оболочка»

Урок -игра по теме «Австралия»

Конспект урока по географии для 5 класса на тему: «Атмосфера и человек»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376516 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Связи между компонентами природы. Взаимосвязи компонентов природы

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

Ø углубить понимание сущности понятия «компоненты природы» и взаимосвязей между ними;

Ø изучить структуру, основные свойства ПТК и ландшафта

Природный компонент – это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер географической оболочки Земли (литосферу, гидросферу, атмосферу и др.). Природные компоненты на поверхности Земли представлены горными породами, воздухом, поверхностными и подземными водами, почвами, растительным и животным миром . Климат (многолетний режим погоды) и рельеф не являются компонентами природы, так как они не являются материальными телами, а отражают свойства воздушных масс и земной поверхности.

Выделяют три группы природных компонентов: литогенные, гидроклиматогенные и биогенные (Рис.).

Все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и изменение одного, приводит к изменению других.

Наиболее тесное взаимодействие компонентов характерно для приповерхностного (почвенного) и ближайшего надповерхностного слоя Земли, так как именно здесь происходит соприкосновение всех сфер географической оболочки Земли (литосферы, гидросферы, атмосферы и др.).Например, на климатические особенности территории оказывает влияние рельеф. Климат и рельеф воздействуют на формирование вод, почв, растительности и животного мира. В свою очередь растительный и животный мир объединены системой взаимодействия между собой и оказывают влияние на другие компоненты природы. Взаимосвязи между компонентами природы необходимо учитывать при организации хозяйственной деятельности. Например, осушение приводит к понижению грунтовых вод территории, а это оказывает влияние на, почвы, растительность и животный мир и т.д.

Природные компоненты, тесно взаимодействуя между собой на определенной территории, образуют комплексы, которые называются природно-территориальными комплексами. Под природно-территориальным комплексом (ПТК) понимается относительно однородный участок земной поверхности, который отличается своеобразным сочетанием природных компонентов. По величине территории выделяют ПТК трех уровней: планетарный, региональный и локальный

Наиболее крупный – планетарный или глобальный уровень ПТК представлен на планете географической оболочкой.

ПТК регионального уровня: материки, природные зоны, физико-географические страны, являются структурными частями географической оболочки. ПТК локального уровня представлены ландшафтами (фации, урочища).

Границы ПТК, как правило, ярко не выявлены и переход от одного комплекса к другому идет постепенно. На картах границы природных комплексов наносятся линиями, которые являются условным знаком. Для каждого природного комплекса характерна своя структура. Структура ПТК – это сочетание компонентов природы образующих ПТК.

Свойства ПТК. Главным свойством ПТК разного ранга следует считать его целостность. Целостность означает тесную взаимосвязь компонентов ПТК.

Еще одно важное свойство природного комплекса – устойчивость , которая заключается в возможности ПТК возвращаться в исходное состояние при воздействии на него внешних сил (вырубка лесов, мелиорация и т.д.).

Устойчивость природных комплексов имеет огромное значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Кризисные явления в природе возникают, когда нарушается устойчивость и способность ПТК к самовосстановлению. Устойчивость обеспечивается разнообразием взаимосвязей между компонентами природного комплекса. Чем сложнее ПТК, тем он устойчивее, т.е. имеет больше возможностей для самовосстановления и противодействия хозяйственной деятельности человека.

ПТК постоянно развиваются, т.е. обладают таким свойством как изменчивость . Это можно видеть на примере локальных комплексов, когда идут процессы зарастания озер, возникновения оврагов, заболачивание лесов и т.д. Считается, что в естественных условиях эволюция природных комплексов происходит в направлении повышения их устойчивости. В этой связи основная проблема при антропогенном воздействии на природу заключается в том, чтобы не снижать естественной устойчивости природно-территориальных комплексов.

Понятие ландшафт. Структура ландшафта. С развитием географии изменялось представление о ПТК. На основе учения о природно-территориальных комплексах сформировалось новое направление – ландшафтоведение, объектом изучения которого является ландшафт (от нем. land– земля, schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь).

Ландшафт является однородным природным образованием в пределах природной зоны и отражает ее основные особенности. Ландшафт может приниматься как основная единица при физико-географическом районировании. Для формирования представлений о территории, достаточно изучить ее в пределах ландшафта. Каждый ландшафт является частью более крупных территориальных географических единиц.

Ландшафт – относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием его компонентов и характером взаимосвязей между ними.

Ландшафт включает не только природные компоненты, но и мелкие ПТК — фации и урочища, которые составляют его морфологическую структуру.

Самым простым (элементарным) комплексом является фация, которая характеризуется наибольшей однородностью природных компонентов. Примером может быть участок небольшой речной долины, ложбины, небольшая западина и др., которые имеют однородные геологические отложения и почвы, одинаковые микроклимат, водный режим и состав биоценоза.

Фации объединяются в урочища. Урочище — это система фаций, приуроченных к отдельной крупной форме рельефа или водоразделу на однородном субстрате и общей направленности физико-географических процессов. Примерами урочищ могут служить ПТК в пределах оврага, холма. Более крупной единицей ландшафта является местность, которая представляет собой сочетание урочищ, закономерно повторяющихся в пределах ландшафта. Выделение местностей обусловлено в первую очередь особенностями геологического строения и рельефа.

Читайте также:  Как обрезать жимолость летом после сбора урожая

Антропогенные ландшафты. В результате преобразующей деятельности человека на месте естественных ландшафтов возникают преобразованные — антропогенные.

В ландшафтоведении, в зависимости от степени антропогенного воздействия, выделяют первичные природные ландшафты , которые образованы действием лишь природных факторов; природно-антропогенные ландшафты , которые образованы действием как природных, так и антропогенных факторов, и антропогенные ландшафты , существование которых поддерживается лишь за счет деятельности людей. Степень их изменения зависит от интенсивности хозяйственного использования. Наибольшие изменения происходят при промышленном, транспортном и сельскохозяйственном использовании ландшафтов.

Под антропогенным ландшафтом понимается географический ландшафт, преобразованный деятельностью людей и отличающийся по строению и свойствам от естественных. Так как деятельность человека, вызывающая образование антропогенных ландшафтов, может быть целенаправленной и нецеленаправленной (непреднамеренной), формируются разные антропогенные ландшафты. Выделяют слабоизмененные, измененные и сильноизмененные ландшафты.

Целенаправленное воздействие на ландшафты ведет к их преобразованию и формированию ландшафтов с заданными параметрами и функциями. Образуются сельскохозяйственные, промышленные, рекреационные, урбанизированные и другие, которые иногда называют окультуренными, или культурными. Под культурным ландшафтом понимается территория, на которой в результате деятельности человека ландшафт приобрел новые свойства по сравнению с прежним своим состоянием (Рис…).

Ландшафтам, в течение времени, присущи изменения качественных и количественных параметров. Такие преобразования носят название – развитие ландшафта . Факторы, вызывающие процессы развития ландшафта делятся на внутренние и внешние. В результате развития одни ландшафты могут преобразовываться и исчезать, другие, наоборот, формироваться. Задачей рационального природопользования является предотвращение нежелательного разрушения (деградации) ландшафтов, т.е. управлять развитием ландшафта.

Вопросы и задания

1. Что такое ПТК и какие природные компоненты в них выделяются?

2. Что означает понятие «устойчивость ПТК» и, какие факторы ее обеспечивают?

3. В результате какой хозяйственной деятельности могут разрушаться взаимосвязи ПТК. Приведите примеры.

1. Как различия в климате влияют на растительность лесных зон?

В зоне тайги, где климат более холодный, особенно в Сибири, растительный мир менее разнообразен, чем на европейской части тайги. К югу, в зоне смешанных и широколиственных лесов, где климат умеренный, более теплый, видовой состав растений очень разнообразен. А в более влажных тропических и экваториальных лесах еще более богатый растительный мир.

2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако лесные почвы беднее чернозёмов. Почему?

На формирование почв влияет несколько факторов. Наиболее сильно – климатические особенности и растительный мир. В лесах богатый растительный мир, но и количество осадков также значительное. Растворяемые частички вымываются водой и уносятся в более низкие горизонты почвы. В результате этого в лесах сформировались подзолистые и серые лесные почвы. В степях растительность представлена травами, но количество осадков небольшое, значит растворенные вещества остаются в верхних слоях почвы. В этой природной зоне сформировались черноземы – самые богатые почвы мира.

3. На примере одной из лесных зон Евразии покажите связь между компонентами природы.

Природная зона – хвойные леса (тайга). Благодаря мощному лесному покрову тайга стала убежищем для многих животных, и считается одной из наиболее богатых биоразнообразием зон.

Зона тундры – бедная растительность, суровые природные условия. Низкий уровень биоразнообразия, однако животные, приспособившиеся к жизни в столь суровых условиях, научились выживать и давать потомство.

В природной зоне степей сформировался умеренный тип климата. Высокие температуры воздуха, незначительное количество осадков способствовали к формированию преимущественно травяной растительности. Из-за небольшого промывного режима образовались черноземные почвы. Животные степей приспосабливаются к жизни в таких условиях. Это в основном будут грызуны. Видов этих животных немного, но количество их значительное. Также здесь будут обитать копытные, которые могут преодолевать значительные расстояния. На них охотятся хищники, такие как лисицы, волки. Большое количество птиц, которые питаются семенами растений или охотятся на грызунов.

4. Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

Из-за муссонной циркуляции воздушных масс.

5. В какой природной зоне материка расположена ваша школа?

Зоне смешанных лесов.

6. Назовите характерные растения и животных этой зоны.

Сосны, дуб, вяз, липа, клен, березы, осины, тополя. Волки, зайцы, косули, ежи.

Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом.

Основоположником отечественного ландшафтоведение заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т.д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.

Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими — материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.

Сочетания компонентов природы не случайны, а закономерны. Между ними существует множество связей, взаимодействий. Например, в условиях умеренного климата на рыхлых песчаных почвах растут сосновые леса, а если почвы глинистые, то будет преобладать ель. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. В результате образуются природные комплексы. Слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сплетение». Это сплетение компонентов природы суши показано на схеме. Что же такое природный комплекс?
Природно-территориальный комплекс (сокращенно — природный комплекс, или ПК) — это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Этот участок имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся и в его внешнем облике.

Разнообразие ПК на суше зависит от состава горных пород, рельефа и климата, оказывающих большое влияние на другие компоненты.
Между компонентами природы существует взаимообмен веществом. Например, растения обмениваются с почвой и воздухом, и минеральными, и органическими веществами, водой, кислородом и углекислым газом. Этот обмен обусловливает единство и целостность ПК, поэтому достаточно повлиять на один компонент, чтобы изменился весь комплекс.

Причиной формирования природно-территориальных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:

Читайте также:  Семицветик удобрение для цветов инструкция

Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли.) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах;

Незональные (или азональные). Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.
Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт — часть единой географической оболочки.

Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, — антропогенные (греч. anthropos — человек, genes — рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:
— слабоизмененные — охотничьи угодья;
— измененные — пашни, мелкие поселения;
— сильноизмененные — городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов;
— улучшенные — санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов.

Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор. Конечно, деятельность человека в наш век не может не изменять природу, но необходимо помнить, что преобразование ландшафтов должно происходить с учетом взаимосвязи всех компонентов природно-территориального комплекса. Только тогда можно избежать нарушения природного равновесия.

На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.

Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не . Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.

Третий, самый существенный фактор — это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля — это тоже один большой . Неговоря уже о том, как конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

Взаимодействие компонентов природного комплекса

Живой пример — эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.

Другой пример, который у всех на слуху — разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

1. Приведите примеры природных комплексов.

2*. Раскройте содержание киргизской пословицы: «Когда облака редки, земля плешива».

Если осадков мало, наступает засуха.

3. Приведите примеры влияния деятельности человека на биосферу.

1) Распашка земель, выращивание культурных арстений.

2) Затопление территорий, создание водохранилищ.

3) Выработка жил, раскопка карьеров.

4) Истребление животных.

4. Подготовьте сообщение об одном из организмов, занесенных в Красную книгу.

Восковник болотный (Myrica gale) — редкий вид кустарника, занесенный в Красную Книгу и находящийся под защитой государства. Он относится к семейству восковниковых. Восковник болотный представляет собой невысокий (до 1,5 м высотой) кустарник, покрытый эфиромасличными железками золотистого цвета. Восковник болотный имеет сизовато-серые листья и цветы, свисающие в сережках.

Этот двудомный кустарник произрастает на заболоченных лугах, возле травяных и черноольховых топей и на болотах. Восковник болотный считается лекарственным растением и ценится за свои пряно-ароматические свойства. Недаром в народе его нередко именуют «пахучкой». В старину в Норвегии он считался одним из самых главных компонентов эля. Здесь об этом растении существует легенда. Давным-давно жили-были два великана. Они вечно соперничали, стремились превзойти один другого во всем. И вот однажды решили выяснить: кто из них дальше сможет закинуть буковую дубинку. Но один из великанов решил действовать наверняка — он заранее пришел к буку, из которого они собирались вырезать дубинки, и заколдовал его. Поэтому когда соревнующиеся метнули свои снаряды, дубинка, сделанная из заговоренного дерева, угодила прямо в лоб его соперника, бросившего ее. Упал сраженный великан на землю, а его коварный противник удалился прочь, торжествуя. Когда поверженного богатыря нашли жители ближайшей деревни, они немедля стали оказывать ему помощь. Не менее сотни раз пришлось им сбегать к колодцу за холодной водой, чтобы привести великана в чувство. Когда же он пришел в себя и увидел, как обессилили его спасители, решил отблагодарить их. Он научил их варить эль, куда непременно надо было добавлять восковник, чьи стебли и листья придавали напитку пряный вкус и усиливали его опьяняющее воздействие. Когда же великан понял, что его дар оказался не таким уж невинным (все мы знаем, что людям нередко отказывает чувство меры), он унес кустарник на болота в надежде спрятать его. Но охочие до хмельного напитка обнаружили восковник и там. После этого великан махнул рукой на человеческие слабости, решив, что у всякой благодарности должны быть пределы. А восковник с тех пор так и растет на болотах.

5. Сравните измененность естесственной растительности и животного мира в поле, на пастбище, в лесу, пойме реки, сельском населенном пункте, городе. Заполните таблицу. Сделайте выод о том, почему на указанных территориях степень изменения природы различна.

Вывод : Человек сильно влияет на растительный и животный состав местности.

Источник

Adblock
detector