А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика. Стихотворение «Анчар»
«А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика «Анчар» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Вершиной свободолюбивой лирики Пушкина является стихотворение “Анчар”
В стихотворении «Анчар» автор излагает мысли о природе тирании и рабства, облекая эти понятия в выразительные и волнующие образы. Стихотворение написано в 1828 году, после ссылки в Михайловское. К этому времени поэт убедился, что желанной свободы творчества ему не видать. Правительство и цензура запрещали стихотворения, Пушкин чувствовал себя угнетенно, печально, под таким настроением родился «Анчар», показывающий произвол, непоколебимость и давление власти. Оно аллегорично и глубоко символично
История создания пушкинского стихотворения «Анчар» очень необычна. На написание произведения поэта вдохновили два литературных источника. Первый – это древняя легенда, повествующая о сильно ядовитом древе. Второй – ученые труды доктора Фуше. В своем трактате Фуше рассказал о дереве, которое растет на острове Ява. Это полулегендарное растение полностью ядовитое, от корней до листьев. Именно к нему вожди отправляли преступников, приговоренных к смертной казни. Обреченные приносили яд, а сами мучительно погибали. Получив заветную отраву, вожди смазывали ею стрелы – и разили врагов. Видимо, Пушкин взял за основу эти истории, но наполнил их сугубо личным смыслом
Для справки: лишь спустя двести лет это растение было детально изучено и миф о нем, как о дереве смерти, был развеян. Анчар – вечнозеленое дерево, которое распространено на Яве. Птицы совершенно спокойно садятся на его ветви, ветви и листья у анчара не ядовиты, и никаких ядовитых испарений дерево не испускает. Поэтому все части дерева полностью неопасны и для животных, и для человека. Ядовитым оказался всего лишь млечный сок растения, который выделяется, если переломить ветку анчара. Именно этим соком и пользовались туземцы для своей охоты. Они смазывали им наконечники стрел.
Главная тема стихотворения – мировое зло, которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится “древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти
Вместе с тем поэт обращается в стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, — теме свободы и тирании, но раскрывает ее в социальном плане. В “Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя) над другим. Поэт видит в этом источник зла. К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Но к дереву один человек, наделенный властью, посылает другого человека. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает. Так Пушкин показывает, что несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа
Основная проблема — неограниченная власть правителя. Мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть
В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной. Таким образом, зло порождает зло
Род — лирика. Жанр можно определить как лирическое (философское) стихотворение, в котором проступают характерные черты баллады Лирическое стихотворение малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или лирического героя. В стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения Философское (лирическое) стихотворение, направленное на философское осмысление мира и человека и являющееся проявлением философских взглядов лирического героя Баллада – лиро-эпическое произведение, рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Притча небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме
Композиция = построение Первая часть Вторая часть Зло в природе Зло в обществе Дается описание ядовитого дерева Рассказывается о всесильном владыке Первый образ – зловещая картина пустыни. Среди выжженной земли стоит дерево. Растение полнится ядом, который просачивается даже сквозь стенки ствола. Древо окружает полная тишина. Так поэт символически показывает, что местность лишена жизни (нет движения – значит нет и жизни). Атмосфера вокруг ядовитого творения отдает смертоносностью, тлетворностью. Дождь, который попадает на листья растения, смешивается с ядом, и становится опасным. Земля вокруг тоже пропиталась ядовитыми парами. Второй фрагмент посвящается портрету царя. Правитель долго не думает. Без сомнений в правильности своего решения, император приказывает рабу принести яд с гибельного дерева. Яд – это оружие, необходимое царю, чтобы вести завоевательные войны. Подданный императора знает, что идет на верную гибель, но молча выполняет приказ.
Подберите эпитеты к ключевым образам 1 части стихотворения: Анчар Пустыня Почва Степи День Вихорь Дождь Песок Зелень Грозный часовой, один во всей вселенной, древо смерти Пустыня чахлая и скупая Зноем раскаленная Жаждущие Гнева Черный, тлетворный Ядовит Горючий Мертвая Эпитеты, придающие картине характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла.
Пушкин ещё в юности усвоил то, что излагал в своих лекциях профессор Куницын: «Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы. Всякое нападение, чинимое несправедливо на человека, возбуждает в нас негодование». «Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества», — А.П. Куницын Этим негодованием проникнуто стихотворение «Анчар». Об этом вторая часть стихотворения
Стихотворение раскрыло противоречие своего времени: право одного человека распоряжаться судьбой других. Право помещика вершить участь крепостного, право царя решить судьбы своих, да и порой чужих граждан. Сила пушкинского обобщения вышла за пределы своего времени. Обстоятельства, когда человек посылает, приказывает содеять зло, и по сей день не единичные явления в мире Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Но человека человек послал К анчару властным взглядом : И тот послушно в путь потёк И к утру возвратился с ядом.
Поэт в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Общество осуждено им, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего сознательно во вред такому же человеку, а другого — в послушного раба. В обоих все человечество искажено. Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. Именно послушание раба, его покорность выполнить волю деспота служит делу деспотизма
Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчёркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в соседние страны: раб «послушно в путь потёк», а князь разбросал «послушливые стелы». Во владыке подчёркнуты властность, равнодушие к судьбе человека, злобность и агрессивность. Зло, которое несёт князь, превосходит природное зло. Анчар губит всё живое в пределах своего обитания, а князь шлёт гибель за границу своих владений, посылает отравленные стрелы не врагам, а соседям
Художественные средства: Эпитеты : раскалённая почва, мёртвая зелень, дерево смерти, жаждущих степей. Метафоры : природа в день гнева породила, корни ядом напитала, туча оросит, послушно в путь потек. Гипербола : один во всей вселенной. Сравнение : Анчар, как грозный часовой; струился хладными ручьями. Антитеза: противопоставление царя и раба Инверсия: “зелень мертвую“, “вихорь черный”. аллитерация: готическая атмосфера, тревожность, напряженность, мрачность текста достигается также с помощью аллитерации; поэт сталкивает слова, в которых присутствуют согласные звуки (особенно акценты расставляются на звуках «п», «ч»).
Стихотворение написано Пушкиным четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк: В пустыне чахлой и скупой, На почве зноем раскаленной, Анчар как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной Повторим!
В стихотворении «Анчар» Пушкин призывает нас хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена
Источник
Выпиши из стихотворения эпитеты к словам пустыня почва степи зелень вихорь лист дождь песок смола чело(лоб)
Всего ответов: 2
Ответы
безграничная пустыня,бурая пустыня
родная почва,плодоносная почва
бесконечная степь,волнистая степь,глубокая степь
чесночная зелень,юная зелень,сорванная зелень,
огненный вихрь,головокружительный вихрь
осенний лист,увядший лист,шуршащий лист
моросящий дождь,пронизывающий дождь,
зыбучий песок,прибрежный песок,
еловая смола,пахучая смола
широкое чело,чистое чело
єдине, до чого він прагне, це мати велике і велике багатство. здається абсурдом, що людина, яка володіє мільйонами, живе в бідності і, стягуючи по векселях, віддає перевагу ходити пішки, не наймаючи візника. але і ці вчинки обумовлені лише прагненням заощадити хоча б трохи грошей: живучи в
бідності, гобсек при своїх мільйонах сплачує податок сім франків. ведучи скромне, непомітне життя, здавалося б, нікому не шкодить і ні в що не втручається. але з тими деякими людьми, що звертаються до нього за , він настільки безпощадний, настільки глухий до всіх їхніх благань, що нагадує скоріше
якусь бездушну машину, ніж людину. гобсек не прагне зблизитися з жодною людиною, у нього немає друзів, єдині люди, із якими він зустрічається, це його партнери за професією. він знає, що в нього є спадкоємиця, унучата племінниця, але не хоче знайти її. він нічого не хоче знати про неї, тому що вона
— його спадкоємиця, а гобсеку тяжко думати про спадкоємців, бо він не може змиритися з тим, що коли-небудь помре і розстанеться зі своїм багатством. тому гобсек якнайменше витрачає свою життєву енергію, тому і не переживає, не співчуває людям, завжди залишається байдужим до навколишнього середовища.
гобсек уявляє, що тільки золото править світом. хоча образ гобсека і узагальнюючий, автор наділяє його і багатьма позитивними індивідуальними якостями. гобсек розумна, спостережлива, прониклива і вольова людина. у багатьох його судженнях ми бачимо позицію самого автора. так, він
вважає, що аристократ нічим не краще буржуа, але свої вади він приховує під маскою порядності і чесноти. і він жорстоко мститься їм, насолоджуючись своєю владою над ними, спостерігаючи, як вони плазують перед ним, коли не можуть заплатити по векселям. перетворившись в уособлення влади золота, гобсек
наприкінці життя стає жалюгідним і кумедним: у коморі гниють накопичені страви і дорогі предмети мистецтва, а він торгується з купцями заради кожної копійки, не поступаючись їм у ціні. вмирає гобсек, спрямувавши погляд на величезну купу золота у каміні. таким чином, гобсек до самого кінця
чіпляється за своє багатство.
турбота про гроші робить його цілком нелюдським: смерті дружини він боїться із-за можливості поділу майна. користуючись безмежною довірою дочки, змушує її відмовитися від спадщини. дружину і дочку він сприймає як частину своєї власності, тому його вражає те, що
євгенія посміла сама розпорядитися своїм золотом. гранде не може жити без золота і по ночах часто перераховує своє золото, заховане в кабінеті. особливо жадібність гранде показана в сцені його смерті: умираючи, він вириває з рук священика хрест.
слово «ягуар» происходит из языка племени индейцев гуарни, где когда-то процветал культ этого животного. другие племена индейцев тоже поклонялись этой величественной кошке. культ ягуара в древних племенах индейцев доходил даже до того, что к головам новорожденных малышей привязывали специальные дощечки, чтобы их облик становилась похож на ягуара.
в наше время ягуару уже никто не поклоняется, но до сих пор он остается самым не уловимым и скрытным охотником джунглей. ему приписывают множество разных способностей и качеств, так ли это расскажут интересные факты о ягуаре.
ягуар – самая большая кошка и самая неуловимая кошка, обитающая в америке.
пятнистый узор на теле ягуара уникален, как отпечаток пальца человека.
вес ягуара достигает 70-140 кг. был даже зафиксирован ягуар весом 160 кг.
ягуары умеют добывать пищу в воде, а также отлично плавают и ныряют.
охотничий участок ягуара по форме напоминает треугольник. на нем животное охотится 3-4 дня, а затем уходить на другой участок.
самка имеют преимущество при выборе самца.
ягуары часто встречаются путешествующими по воде на бревнах.
несколько ягуаров на одной территории можно встретить в том случаи, если это самка своим потомством.
Источник