Зачем нужен мониторинг земель?
В современном мире актуальным вопросом существования людей является сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды. Земельные ресурсы, как часть окружающей природной среды, являются необходимой составляющей для жизнедеятельности человека. В целях отслеживания и оценки состояния земель создана система государственного мониторинга земель (как составная часть государственного экологического мониторинга).
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их качественных и количественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Государственный мониторинг земель охватывает все земли в Российской Федерации.
В перечень задач государственного мониторинга земель входят: систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Управление Росреестра по Вологодской области ежегодно готовит государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Вологодской области. Данные, полученные в ходе мониторинга земель, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (Доклад о состоянии земель ежегодно предоставляется в Правительство области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области).
В 2017 году на территории Вологодской области были выполнены работы по мониторингу состояния и использования земель на территории Вытегорского района.
Объем работ по государственному мониторингу земель составил 1308,11тыс.га, по результатам которого выполнены следующие работы:
— наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением — выявление признаков нарушений земельного законодательства в пределах границ земельных участков земель различных категорий;
— выявление современного состояния развития негативных процессов и динамики развития негативных процессов.
В качестве базового периода мониторинга были рассмотрены материалы последних проводимых почвенных обследований по состоянию на 1966-1985 г.г. В настоящее время для выявления негативных процессов используются архивные материалы спутниковой съемки, если отсутствуют материалы предыдущих обследования.
В соответствии со сведениями о динамике площадей развития негативных процессов на территории Вытегорского района в процессе вышеуказанных работ выявлены следующие негативные процессы:
-водная эрозия – 11810,65 га;
-переувлажнение – 831842,26 га
— подтопление – 361,36 га;
-затопление -52982,55 га;
— абразионные процессы -51,54 га;
— участки антропогенных изменений территорий – 97707,22га.
По результатам вышеуказанных работ подготовлены прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов на территории Вытегорского района.
Материалы по выполнению работ по мониторингу земель состояния и использования земель, на территории Вытегорского района, переданы в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства Управления.
Для более эффективного управления земельными ресурсами с ее разнообразными природно-хозяйственными природными условиями, а также в целях разработки комплекса почвозащитных мероприятий, мероприятий по экономическому стимулированию собственников и пользователей в рациональном использовании и охране земель, крайне необходимы пространственно обобщенные, систематизированные и сопоставимые данные о земле. Государственный мониторинг земель является инструментом для решения данных задач, в том числе рационального использования земель различных категорий.
Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области
Источник
Зачем нужен мониторинг земель?
В современном мире актуальным вопросом существования людей является сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды. Земельные ресурсы, как часть окружающей природной среды, являются необходимой составляющей для жизнедеятельности человека. В целях отслеживания и оценки состояния земель создана система государственного мониторинга земель (как составная часть государственного экологического мониторинга).
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их качественных и количественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Государственный мониторинг земель охватывает все земли в Российской Федерации.
В перечень задач государственного мониторинга земель входят: систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Управление Росреестра по Вологодской области ежегодно готовит государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Вологодской области. Данные, полученные в ходе мониторинга земель, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (Доклад о состоянии земель ежегодно предоставляется в Правительство области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области).
В 2017 году на территории Вологодской области были выполнены работы по мониторингу состояния и использования земель на территории Вытегорского района.
Объем работ по государственному мониторингу земель составил 1308,11тыс.га, по результатам которого выполнены следующие работы:
— наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением — выявление признаков нарушений земельного законодательства в пределах границ земельных участков земель различных категорий;
— выявление современного состояния развития негативных процессов и динамики развития негативных процессов.
В качестве базового периода мониторинга были рассмотрены материалы последних проводимых почвенных обследований по состоянию на 1966-1985 г.г. В настоящее время для выявления негативных процессов используются архивные материалы спутниковой съемки, если отсутствуют материалы предыдущих обследования.
В соответствии со сведениями о динамике площадей развития негативных процессов на территории Вытегорского района в процессе вышеуказанных работ выявлены следующие негативные процессы:
-водная эрозия – 11810,65 га;
-переувлажнение – 831842,26 га
— подтопление – 361,36 га;
-затопление -52982,55 га;
— абразионные процессы -51,54 га;
— участки антропогенных изменений территорий – 97707,22га.
По результатам вышеуказанных работ подготовлены прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов на территории Вытегорского района.
Материалы по выполнению работ по мониторингу земель состояния и использования земель, на территории Вытегорского района, переданы в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства Управления.
Для более эффективного управления земельными ресурсами с ее разнообразными природно-хозяйственными природными условиями, а также в целях разработки комплекса почвозащитных мероприятий, мероприятий по экономическому стимулированию собственников и пользователей в рациональном использовании и охране земель, крайне необходимы пространственно обобщенные, систематизированные и сопоставимые данные о земле. Государственный мониторинг земель является инструментом для решения данных задач, в том числе рационального использования земель различных категорий.
Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области
© 2014 Вологодский муниципальный район. При полном или частичном цитировании гиперссылка обязательна
Источник
Мониторинг земель
Земля является одним из главных видов природных ресурсов человечества. Она пространственно ограничена, абсолютно неликвидна и по сути не возобновляема.
За состоянием земельного фонда в России осуществляется строгий контроль, который отслеживает использование земель, нарушение их целевой эксплуатации, состояние ресурсов и изменение качества земли в условиях влияния человеческого воздействия.
Государственный мониторинг земель является частью общего экологического мониторинга, с помощью которого происходит оценка количественных и качественных характеристик показателей земельного фонда.
Мониторинг позволяет не только защитить окружающую среду от негативного воздействия, но и исправить уже возникшие негативные процессы в земельном фонде страны.
Что такое мониторинг земель?
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдения, прогнозирования и оценки, которая направлена на получение достоверной информации о состоянии земельного фонда страны. Это часть государственного мониторинга окружающей среды.
Данное определение законодательно регламентировано. Оно содержится вместе с другими основными характеристиками этого понятия в ст. 67 Земельного Кодекса РФ.
Земля – основной ресурс страны, от которого зависит не просто благосостояние всего общества, но и развитие всех хозяйственных отраслей страны. Земля обладает особыми критериями ее полезного использования, такими, к примеру, как плодородность почвы.
Если речь идёт об оценке земель сельскохозяйственного назначения, данный показатель наиболее точно отражает состояние земельного фонда и перспективы развития общества.
Само понятие мониторинга говорит о том, что наблюдение за землёй происходит непрерывно. Постоянный контроль регулярно выявляет актуальные данные, которые фиксируются в специальных документах, на основании которых в последствии создаются национальные программы, проекты или новые нормативно-правовые акты.
Объектами мониторинга являются земли, расположенные на территории РФ, без каких-либо ограничений.
Задачи мониторинга
Земельное право регламентирует и задачи государственного мониторинга земель, его главные цели. К задачам государственного мониторинга земель относится, в частности, по ст. 67 ЗК РФ:
Информация о результатах государственного мониторинга носит общедоступный открытый характер.
Любой желающий человек может ознакомиться с данной информацией. Она систематизируется и хранится в государственном фонде данных экологического мониторинга страны.
Каждый объект исследования и оценки имеет особый набор показателей, которые отражают его состояние и использование в виде качественных или количественных характеристик.
Кто осуществляет государственный мониторинг земли, зависит от категории исследуемого объекта. Все земли страны поделены на определенные категории и виды разрешённого использования.
Все земли, кроме земель сельскохозяйственного назначения, контролирует Росреестр в соответствии с Постановлением Правительства № 457.
Земли сельскохозяйственного назначения и прочих категорий, используемых для нужд сельского хозяйства, контролируются в соответствии с ФЗ № 101 о обеспечении плодородия данной категории земель.
Виды мониторинга земель
Земельный Кодекс РФ гласит, что мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
Первый предполагает контроль за целевым использованием земельных участков, второй – за оценкой их количественных и качественных показателей.
В рамках мониторинга состояния земель также оцениваются загрязнения и захламления почв, их деградация и последствия негативного влияния среды.
Безусловно, это не единственная существующая классификация видов государственного мониторинга. Также данное понятие можно разделить на следующие виды мониторинга:
Мониторинг может вводиться специальной государственной или региональной программой, в том числе и в отношении лишь отдельной категории земли.
Поводами для утверждения программы мониторинга могут быть общее снижение плодородия сельскохозяйственных почв, их деградация и упадок.
Для чего нужен мониторинг земли?
Мониторинг земли нужен прежде всего для контроля за состоянием окружающей среду, в которой проживает население. Человечество итак давно стоит на пороге катастрофы: мусор трудно разлагается, лесные фонды незаконно вырубаются, умирают последние особи редких животных.
Земля – это всеобщее достояние, благодаря которому человечество выживает, выращивает растения, пасёт скот. Если не контролировать состояние земельного фонда, можно в короткие сроки лишиться почвенных запасов, ухудшить качество земли.
Особо мониторинг земли касается сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих население постоянными запасами еды. Кроме того, мониторинг необходим при проведении приватизации.
Перед оформлением в собственность участка нужно получать о нем досконально подробную информацию. Без постоянного контроля невозможно представить эффективную систему управления земельными ресурсами.
Порядок осуществления государственного мониторинга земли установлен Приказом Министерства Экономического развития России № 852 от 2014 года.
Систематизация данных земельного учета позволяет эффективно и полно оценивать общую ситуацию в стране, оперативно получать интересующую информацию, делать данные сведения доступными для населения.
В России очень много земель, и многие из них до сих пор не освоены, что нужно исправлять и повышать доступность земельных наделов для всех желающих.
Порядок ведения мониторинга земли в 2021 году
Уполномоченным на ведение государственного мониторинга земель является Федеральная служба земельного кадастра.
Она в процессе своей деятельности постоянно взаимодействует с другими федеральными и региональными органами власти.
Все оценочные процедуры происходят в соответствии с единой системой показателей. Показатели регламентируются нормативно-технической и методической документацией.
Ключевые показатели мониторинга
Все объекты оценочной деятельности описываются набором специальных показателей. Показатели мониторинга разделены в соответствии с видами проводимой процедуры. Отдельно выделены показатели мониторинга использования земель и показатели мониторинга состояния земли.
Итак, мониторинг использования земель определятся следующими общими для всех показателями:
Показатели состояния земель делятся в свою очередь на две категории: качественные и количественные. Первые характеризуют какие-либо признаки, отражающие состояние земли, вторые – четкие значения.
К качественным показателям состояния земли следует относить:
При фиксировании качественных показателей даётся расшифровка относительно степени повреждения почвы. Степень может быть слабой, средней, сильной или очень сильной.
Количественные показатели мониторинга состояния земли – это:
Все измерения показателей осуществляются последовательно, сравниваются с базовыми и нормативными показателями значений. Показатели мониторинга земель могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных значениях оценки.
По результатам мониторинга составляются прогнозы и рекомендации, где помимо таблиц с выявленными значениями показателей указываются различные карты и диаграммы, наглядно демонстрирующие результаты исследования.
Методы и способы оценки земли
Для осуществления мониторинга необходимо использование большого числа специального оборудования, с помощью которого можно оперативно получать необходимые сведения о состоянии земли.
Для мониторинга земель используются следующие источники информации:
Главное, чтобы способы и методы получения информации о земле носили абсолютно достоверный характер. Использование большого числа источников даёт возможность сравнить полученные данные и оценить состояние земли с различных призм восприятия.
Мониторинг земли создан не только для систематизации данных о существующих угодьях, но и прежде всего для выявления влияния человека на изменения в земельных фондах. Человек – главный эксплуататор земли, субъект, который может как улучшить показатели плодородности, так и ухудшить их.
Влияние человека оказывает огромную силу на процессы, происходящие в земельных фондах. Все негативные воздействия не просто пресекаются мониторингом, но и оперативно доставляются в качестве документированных данных до государственных органов, осуществляющих контроль за сохранностью окружающей среды.
Те, в свою очередь, устраняют последствия негативного влияния человека на землю и создают превентивные меры защиты других земельных наделов от подобного воздействия.
Мониторинг земель – это всесторонний и постоянный контроль за состоянием земельных фондов страны. С помощью мониторинга осуществляется не только оценка качества использования земель по целевому назначению, но и выявляются факты неправомерной эксплуатации и негативного влияния человека на ценные земельные ресурсы.
Источник