Задания для работы с учащимися по теме «Почвы России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока «Образование почв и их разнообразие», §17, стр.94
Чем отличается понятия «земля» и «почва»?
Кто впервые назвал почву «особым природным телом» и стал основоположником науки «Почвоведение»?
Дайте определение почвы.
Почему В.В. Докучаев назвал почву «зеркало ландшафта»?
Перечислите факторы (условия) почвообразования (см. рис.51)?
Объясните, как влияет на образование каждый фактор:
Как влияет на почву
Назовите причины образования солончаков на территории Северного Прикаспия.
Почему почвы тайги Восточной Сибири мало плодородны?
Где в Росси распространены буро-жёлтые почвы?
Изучите рисунок 53 и расскажите о механическом составе почвы:
На какие группы делятся
Где преобладает глина, где песок
Почему структура почвы должна быть рыхлой?
Что такое плодородие почвы? Количество какого вещества его определяет?
Что такое почвенный профиль? Почвенный горизонт?
На основании рис.54, стр. 97. перенесите в тетрадь и заполните таблицу. Назовите указанные на рисунке почвенные горизонты и их специальные обозначения, выберите из текста подходящие характеристики и впишите их в 4 колонку:
Названия почвенных горизонтов и их характеристики:
Материнская порода на которой образуется почвы. Здесь нет гумуса.
Это лесная подстилка на которой растут растения
Это горизонт вмывания , в нём много глины, поэтому он плотный. Играет роль фильтра
Это горизонт вымывания , он формируется при избыточном увлажнении, не содержит ни гумуса, ни солей.
Гумусовый горизонт . Чем он мощнее, тем плодороднее почва.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-275092
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Тестовые задания по теме «Почвы и почвенные ресурсы»
Тестовые задания по теме «Почвы и почвенные ресурсы» составлены в соответствии с программой и учебником для учащихся 8 класса общеобразовательных организаций «География России. Природа. Население»
Содержимое разработки
Почвы и почвенные ресурсы
Задания с выбором ответа
Выберите один правильный ответ
А1. Процесс образования почв начинается с
движения почвенной влаги
повышения активности живых организмов
разрушения горных пород.
А2. Почвенный покров имеется
На дне океана и на суше
А3. При прочих равных условиях почвы с наибольшим содержанием полезных веществ образуются на
А4. Почвы с наибольшим содержанием гумуса образуются под
Ельниками 3) дубравами
Сосняками 4) березняками
А5. В условиях какого увлажнения формируются почвы с наибольшим содержанием гумуса?
Избыточного (К = 1,5) 3) недостаточного (К = 0,8)
Достаточного (К = 1) 4) скудного (К = 0,3).
А6. При одинаковой массе опада наибольшее количество гумуса образуется из
Хвои сосны и ели 3) мхов и лишайников
Листьев березы и осины 4) остатков травянистых растений.
А7. Какой зональный тип почв практически не встречается в азиатской части России в отличие от её европейской части?
1)тундрово-глеевые 3) серые лесные
2) мерзлотно-таёжные 4) дерново-подзолистые.
А8. Распространение какого из типов почв не носит зонального характера?
Бурые лесные 3) пойменные
Дерново-подзолистые 4) тундрово-глеевые
А9. В районах распространения каких типов почв на территории нашей страны отмечается наибольшая распаханность?
Тундрово-глеевых и подзолистых 3) серых лесных и чернозёмов
Подзолистых и серых лесных 4) чернозёмов и дерново-подзолистых.
А10. Районы распространения тундрово-глеевых и бурых полупустынных почв используются главным образом под
Пастбища 4) сенокосы
А11. Какая из перечисленных областей России располагает наиболее богатыми почвенными ресурсами?
Московская 3) Ярославская
А12. При каких условиях почвенная эрозия будет развиваться наиболее интенсивно?
Ровная местность, лишенная растительности
Ровная местность, покрытая лесной растительностью
склон возвышенности, покрытый лесной растительностью
склон возвышенности, лишенный растительности.
А13. Наименее затратным мероприятием по рациональному использованию почвенных ресурсов является
почвозащитный севооборот 3) известкование
орошение 4) внесение минеральных удобрений
А14. Какой тип почв среди перечисленных в наибольшей степени подвержен засолению?
Источник
Урок по теме «Почвы России»
Обобщающий урок по теме «Почвы России»
Конспект урока составила: Темченко Лариса Александровна учитель биологии и географии МАОУ «СОШ 81»
г. Пермь, 2016 год
Цель урока: обобщение знаний по теме «Почвы России», развитие умений сравнивать, анализировать и делать выводы.
— образовательная: повторение и закрепление темы;
— развивающая: развитие мышления, памяти, внимания, умения работать с информацией;
— воспитательная: умение работать в коллективе, выслушивать мнения одноклассников; бережное отношение к почвам.
Урок проводится среди учащихся 8 класса.
Итоговому уроку по теме «Почвы России» предшествуют уроки:
1 «Почвы России, образование почв»
На уроке дается понятие «Почва»; рассматриваются факторы почвообразования (оформление в виде схемы).
Изучается состав почвы: учитель проводит несколько опытов, учащиеся наблюдают и отвечают на вопросы учителя.
Почва нагревается над спиртовкой, идет дым.
Вопрос классу: о чем может свидетельствовать дым?
Предполагаемый ответ учеников: о том, что горит органическое вещество!
Бросить в воду комочек почвы и понаблюдать за ней.
Вопрос классу: что вы заметили и о чем это может нам сообщить?
Предполагаемый ответ учеников: пузырьки, говорят о том, что в почве есть воздух!!
Влажная почва нагревается, над ней держится стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
Вопрос классу: о чем говорит этот опыт?
Предполагаемый ответ: это говорит о наличии минеральных солей.
Состав почвы так же можно оформить в виде схемы.
Знакомство со свойствами почвы, понятие «Плодородия».
Учащиеся знакомятся с основателем русской школы почвоведения В.В. Докучаевым (сообщение одного ученика).
На уроке рассматриваются основные типы почв, где каждому типу дается краткая характеристика. Урок сопровождается презентацией.
3 «Охрана почв и почвенные ресурсы»
4 Итоговый урок по теме проходит в виде игры.
Материалы и оборудование:
— Ноутбуки для каждой команды
— Карточки для записи ответов
— Задания для команд
1 Перед началом урока учитель скидывает папку с заданиями на ноутбуки для каждой команды, и раздает карточки для записи ответов.
2 В начале урока класс делится на группы по 2-3 человека
3 Учитель разъясняет ход работы, и учащиеся приступают к выполнению заданий.
Игра состоит из четырех заданий. Учащиеся открывают в папке текстовый документ с тестом из 10 вопросов. Ответы заносятся в бланк ответов.
ФИ учащихся группы
1 задание: Тест по теме почвы.
1.Выберите верное определение почвы.
а) совокупность органических веществ, сформировавшаяся в результате биохимического превращения органических остатков.
б) природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием
в) научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение её плодородия
г) разрушение наиболее плодородных горизонтов почвы
2 Кто из русских ученых выделил почвы из других частей земной коры как «особое естественноисторическое тело»?
б) В.И. Вернадский
3 От чего зависит плодородие почвы?
а) от содержания в ней гумуса
б) от материнской породы
в) от движения воздушных масс
г) от выпадения осадков
4 В какой природной зоне почвы почти не развиты?
г) в арктических пустынях
5 В состав почвы не входит…
6 Из чего состоит почва?
а) Воздуха, воды, перегноя, песка, глины и солей;
б) Воздуха, воды, перегноя, корней растений, песка, глины и солей; животных обитающих в почве;
в) Микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.
г) Все варианты верны
7 . В каких природных зонах почвы эксплуатируются человеком в большой мере?
г) в полупустынях
8 У каких почв верхний горизонт имеет более белесый цвет?
9 Какие почвы типичны для степной зоны?
10 Материнская порода — это горизонт:
а)А1 б)А2; в) В; г) С.
Учащимся выдается рисунок почвенного профиля. На рисунке подписать названия почвенных горизонтов.
Учащиеся открывают папку «почвенный профиль». По почвенному профилю определяют тип почвы. Каждая картинка имеет номер, поэтому ответ записывают следующим образом: 1- арктические почвы, 2 – черноземы и т. д.
2 ___________________ 6_______________________
3 ___________________ 7_______________________
4 ___________________ 8_______________________
Для работы понадобятся папки: Почвы, растительный мир, животный мир, природные зоны, почвенный профиль. Каждой группе нужно соотнести картинки: Почва -почвенный профиль – природная зона – растения – животные.
Например: Арктические почвы — почвенный профиль – тундра – лишайники — тюлени. Но! Все картинки подписаны цифрами, значит, ответ будет выглядеть следующим образом: 2 – 4 – 1 – 8!
В конце урока учитель собирает бланки с ответами (проверить, чтобы каждый бланк был подписан). Команда набравшая наибольшее количество баллов получает оценку «5», команда, занявшая второе место – «4» и команда с наименьшим количеством баллов получает оценку «3».
(Критерии оценивания каждый учитель может придумать свои)
Материалы для работы
1 Почвенный профиль
1 2 3 4 5 6 7 8
(Картинки почвенных профилей и почв, учащимся показываются на 2 уроке, т.е. картинки должны быть знакомы)
( Картинок с растениями больше чем типов почв. Учащиеся могут выбрать одну картинку либо несколько)
5 Природные зоны
Примечание: Учитель может подобрать для урока другие картинки, и другое количество!
Источник