Методическая разработка урока «Почва. Состав почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель начальных классов
Коваленко Оксана Николаевна
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель урока : углубить представление о почве как верхнем плодородном слое земли.
Задачи: — познакомить с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
-развивать познавательную активность: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, схемами.
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки-опоры; прозрачные стаканы с водой, образец почвы; лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя); интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Проверка готовности учеников к уроку.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
II . Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
— О каких свойствах воды вы узнали на прошлом уроке?
— Как можно очистить воду от нерастворенных в ней веществ?
— Как надо беречь воду?
— Почему море не переполняется, приняв многие реки?
Индивидуальные задания по карточкам.
-Отгадывание кроссворда «Формы поверхности Земли»
Слайд 2
1 . В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
2. Далеко, конца не видно,
Каменные бока закутаны в облака. (гора.)
4. Тает снег — и я расту,
Дождик льет — и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину. (овраг).
— Каким словосочетанием можно назвать отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли.)
Работа в тетради
— Нарисуйте схематично формы поверхности земли.
III . Изучение нового материала.
— Тему сегодняшнего урока вы узнаете, прослушав сказку:
«С незапамятных времен существует чудесная кладовая. Положишь в нее весной горстку зерна, а осенью, смотришь – вместо одной горстки в кладовой – двадцать. Ведро картофеля в этой кладовой превращается в двадцать ведер. Это чудо у нас с вами, ребята, под ногами. Сказка это или не сказка?
— Как вы думаете, о какой чудесной кладовой говорится в этой маленькой сказке? (земля).
— Как вы думаете, какое лексическое значение имеет слово «земля»?
Слайд 4. Работа с тетрадью. Задание № 83.
— Как вы думаете, почему слово земля написано по-разному?
Работа с учебником.
Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на с.38.
Солнце жаркое печет,
Ветер больно гору бьет,
И вода старается –
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору,
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва.
Зацвели на ней Цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении? (образование почвы)
— На предыдущих уроках мы с вами познакомились с составом воды и воздуха, узнали их свойства, а сегодня мы постараемся изучить состав почвы и узнаем её основное свойство с помощью опытов.
Обычно эти опыты проводят в химических лабораториях. Вот и наш класс сегодня будет химической лабораторией, а мы будем лаборантами. Но сначала нам надо подготовиться к исследованиям.
VI . Физкультминутка. Слайд 6.
V . Исследовательская работа «Состав почвы».
— Почва и её состав.
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
Слайд 7. Слайд 8.
— В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. И как подтверждение моим словам, прочитаем страницу 88 учебника, где вы найдёте ответы на вопросы :
— Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)
— Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)
— Какие факторы влияют на образование почвы?
— В химических лабораториях при выполнении опытов ведется документация, и мы сегодня тоже оформим такие документы в виде схем в рабочей тетради стр. 39№ 85.
— Посмотрите на образец почвы и скажите, какого она цвета (темного).
Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
— У каждого из вас на столе стоит стакан с водой. Насыпьте в него почву и понаблюдайте, что будет происходить в стакане (выделяются пузырьки воздуха).
— Итак, мы определили, что в состав почвы входит воздух. Давайте запишем это в тетради.