Тест по географии Почвы для 6 класса
Тест по географии Почвы для 6 класса с ответами. Тест включает 10 заданий с выбором ответа.
1. Верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества — это …
1) почва
2) гумус
3) литосфера
2. Назовите главное качество, отличающее почву от горной породы.
1) твердость
2) плодородие
3) количество живых микроэлементов
3. Что составляет основу почвы?
1) глина
2) песок
3) горные породы
4. Кому принадлежит важная роль в почвообразовании?
1) растениям
2) воде и ветру
3) человеку
5. От какого вещества зависит почвенное плодородие?
1) от гумуса
2) от глиняного
3) от выделяемого червями вещества
6. Что обязательно должно быть в почве?
1) песок
2) воздух
3) камни
7. Без чего не можете развиваться корневая система?
1) без человека
2) без удобрений
3) без воздуха
8. Назовите самые плодородные почвы.
1) подзолистые почвы
2) чернозем
3) песчаники
9. Назовите основателя науки о почвах.
1) Вернадский
2) Королев
3) Докучаев
10. Какой средний размер тонкого поверхностного слоя земной коры (почвы)?
1) от 2-3 см до 2 м
2) от 1 м до 2 м
3) от 2 м до 5 м
Ответы на тест по географии Почвы для 6 класса
1-1
2-2
3-3
4-1
5-1
6-2
7-3
8-2
9-3
10-1
Источник
Урок в 6 классе по теме «Почва».
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему
Презентация может использоваться для изучения темы «Почва» по географии в 6 классе.
— Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.
— Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования
— Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии в 6 классе по теме «Почва». | 1.92 МБ |
Карточки для работы в группах. | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение. I вариант: Тест с.93-95 №1-6. Тематич.практикум с. 99 №1. Карторграф.практикум с. 100 №1-2. II вариант: Тест с. 98-99 №1-6. Тематич.практикум с.95. Картограф.практикум с. 96 №1-2. Оцените: +, ﬩ , -.
Большой многоэтажный дом, Много загадок скрывается в нём. Разного рода жильцы там живут, Большое богатство они создают. Большой многоэтажный дом — Что вы скажете о нём?
Есть слой у биосферы тонкий. Ну, просто худенькая плёнка Среди слоев коры земной. Он почвою зовется скромно, Хоть и рождает мир огромный Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)
Урок географии в 6 классе Тема: « Почва и географическая оболочка » учитель: Пальчевская Н.В. Каратузское 2017 год МБОУ «Каратузская СОШ»
Вспомните. Что такое литосфера? Что такое земная кора? Из чего состоит земная кора?
Игра «Да-нет» — Знаете ли вы, что такое почва? — Знаете ли вы, как образуется почва? — Знаете ли вы, куда нужно сажать растения? — Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые? — Знаете ли вы, какие почвы в нашем крае? — Знаете ли вы кто такой Докучаев?
Вы узнаете: Что такое почва и как она формируется. Что такое плодородие. Какой слой почвы самый плодородный. Из чего и как образуется гумус. Зачем нужна вода в почве.
Как вы думаете! Все ли почвы одинаково плодородны?
Что такое почва?
Из чего состоят почвы? Используя инструкции проведите опыты по определению состава почвы.
Заполните логическую схему по теме «Почва». Почва – это ______________________________ ______________________________________ . Важнейшее свойство почвы – это ___________ . Из чего складывается плодородие почвы: ________________________. ________________________. ________________________. Основатель науки о почвах __________________ . Условия формирования почвы и ее плодородия: ______. ______. верхний слой земной коры, обладающий плодородием и возникающий в результате совместного воздействия атмосферы, гидросферы и биосферы на литосферу. плодородие питательные вещества (гумус); вода (влага); воздух. Василий Васильевич Докучаев тепло; влага. КЛИМАТ
Почему почву называют «большим многонаселённым домом»?
Почвоведение – наука о почве, законах ее образования, развития, путях рационального использования, сохранения и повышения плодородия.
Из за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. Гумус придает почве темный оттенок. Определите, какие почвы содержат больше гумуса?
Горные породы, на которых образуются почвы, называются почвообразующими (материнскими). На песках образуются песчаные почвы, на глинах глинистые, на россыпях камней каменистые.
Основными почвами в Красноярском крае являются…
Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей.
Нужно ли беречь почву? Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.
Как вы думаете! Все ли почвы одинаково плодородны?
Что мы теперь знаем? 1. Что такое почва? 2. Назовите почвообразующие факторы? 3. Что такое гумус? 4. Что такое плодородие почвы? 5. Какими свойствами обладает почва? 6. Какова роль почв в жизни и деятельности людей?
Тест. 1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения… 1=водой и кислородом 2=питательными веществами 3=питательными веществами, водой и кислородом 2. Плодородие почв зависит от… 1=содержания гумуса и влажности 2=механического состава и структуры 3=содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности 3. Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования… 1=продуктов жизнедеятельности животных 2=частей растений, попадающих в почву 3=почвенных минералов 4. Наиболее плодородные почвы России –… 1= черноземные 2=каштановые 3= серые лесные 5. Черноземы в основном используют под… 1=пашню 2=строительство промышленных объектов 3=сенокосы и пастбища 6. На черноземных почвах в основном выращивают… 1=рожь, лен–долгунец и хлопок 2=пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу 3=чай и цитрусовые культуры Ключ: 3, 3, 2, 1, 1, 2.
Рефлексия! 1. Чем полезен для вас данный урок? 2. Помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке? 3. Чему вы научились сегодня? 4. С каким чувством вы заканчиваете урок?
Домашнее задание: §27, ?? с. 184 (5+4).
Используемые ресурсы. Презентация составлена на основе презентации учителя Вельченко В.В. МБОУ «СОШ с. Волотово Чернянского района Белгородской области». ИНТЕРНЕТ ресурсы.
Источник
География. 6 класс
Конспект урока
География, 6 класс
Урок 14. Почва как особое природное образование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению почвы как особого природного образования.
- В ходе урока школьники познакомятся с понятием «почва».
- Узнают об особенностях формирования и типах почв, плодородии разных типов почв.
- Узнают о необходимости охраны почв.
Почва – верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества.
Гумус – основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.
Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Охрана почв – система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.
Основная и дополнительная литература по теме
- География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
- Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
- Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
- Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
- Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
- Сайт: Федерация Интернет — образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
- Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
- Сайт Образовательно — энциклопедический портал «Живая планета»: http://lifeplanet.org.
- Портал о живой природе. Сайт: http://www.apus.ru.
- Сайт: Юный натуралист. http://unnaturalist.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт? Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.
Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные тины почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Что такое почва?
Земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.
Твердая, каменная оболочка земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Верхняя часть литосферы Земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Задание 2. Восстановите последовательность процесса почвообразования, расставив предложенные позиции в нужном порядке.
Источник
Урок для 6 класса «Почва-особое природное тело»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Почва — особое природное тело.
Тип урока: Интегрированный урок-исследование (биология и география).
Оборудование: ИД, флипчарт, лабораторная посуда, образцы почв, карточки с заданиями, маршрутные листы, лист взаимооценки.
Цель: продолжить формирование представлений о почве.
Образовательная : создать условия для расширения у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, о составе и строении, основных факторах почвообразования, об охране и значении почв в природе и жизни человека.
Развивающая: содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования Развивать умение сравнивать, анализировать, решать проблемные вопросы.
Воспитательная: продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны – почве
Организационный момент. ( флипчарт с.1)
Сегодня у нас необычный урок
Запасемся знаниями впрок
Биология и география тайны учит открывать
Постарайтесь все понять
Друг другу улыбнемся
И дружно за дело возьмемся
Сегодня урок- исследование, класс- лаборатория . У вас на столе есть маршрутные листы на каждого, куда пишите свою фамилию и имя. Вы заполняете этот лист по мере изучения темы в течение урока. Спикер группы заполняет лист взаимооценки и все соблюдают правила работы в группах.
Этап побуждения. Учитель географии.
«Сказка о мечте старого камня»
В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.
А уж как хотелось этому камню быть полезным и стать знаменитым. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнца, то замерзнет под холодными струями дождя. Не вынес он своей старости, да и развалился. Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…… поселился среди песчинок крошечный такой, совсем невидимый малюсенький организм. Стал работать, семью создал. И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек парашют, на котором сидел плод одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песок, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ……. ( ответ детей) ПОЧВЫ.
Почва — особое природное тело ( учащиеся пишут тему в маршрутном листе) флипчарт с 2
11.Актуализация знаний по теме «Почва»
Знаю Хочу знать Узнал новое флипчарт с.3
(заполнение концептуальной таблицы)
Обобщение ответов учащихся и формирование целей урока учителем флипчарт с.4 и правила работы в группах.
111. Этап усвоения новых знаний
3.1. Учитель географии Состав почвы ( демонстрация опытов – флипчарт с.5 с кроссвордом).
У меня на столе несколько образцов почв. Изучим опытным путем состав почвы и отгадаем кроссворд.
1) Возьмём стакан с водой и бросим туда ложку почвы?
Что видим?- ответ.Вывод: в почве есть воздух
2) Внимательно рассмотрите стакан, куда бросаем почву
— Вода стала какой?- Почему? Какие обломочные породы там встречаются? Рассмотрите внимательно.Вывод: в почве есть песок и глина
3) Капнем воду на стекло и нагреем его над спиртовкой? Как вы думаете, что будет происходить с водой?
— испаряется, а на стекле образуется – налёт, который доказывает, что в почве есть минеральные соли.
4)Если положить на металлическую крышку немного почвы и нагреть ее,то на холодном стекле, помещенном над почвой, появились капельки воды.
5)Если продолжить нагревать почву, то можно увидеть дым и почувствовать запах, это горит перегной: остатки отмерших растений и животных.
Таким образом, в почве имеется всё ценное для роста растений и каждый из компонентов имеет своё значение.
Вывод: почва состоит из твердой ,жидкой, газообразной частей и живых организмов. Минеральная часть почвы состоит из частиц песка, глины, ила, щебня. На ее долю приходится 80-90% объема почвы.
3.2.Механический состав почвы (опыт ученика) образцы почвы взяты
с пришкольного участка. Флипчарт с.6
3.3. Учитель билогии: Как образуется почва мы с вами исследуем подробно, работая в группах по заданию и составляя постер, используя заранее приготовленные дополнительный материал и картинки.
1 группа Роль растительности в почвообразовании (заполнение схемы 1 маршрутного листа)
2 группа Роль животных в почвообразовании (флипчарт с.7-волшебная лупа)
3 группа Роль микроорганизмов в почвообразовании ( заполнение схемы 2 маршрутного листа). Показ флипчарта-запись «Круговорот веществ».
4.группа Горные породы, рельеф и климат в почвообразовании.
Вывод: Анализ схемы « Почвообразующие факторы». флипчарт с.10
3.4. Учитель биологии Экология почв. Просмотр Видеоролика «Поговорим о почве» Выполнения задания на соответствие
1.Загрязнение промышленными и бытовыми отходами
2.Снегозадержание для накопления влаги в почве
3. Непродуманный выпас скота
4. Почвозащитные севообороты: посев многолетних трав
5.Загрязнение почвы нефтью и нефтепродуктами
6.Террасирование склонов- вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается
7.Правильная обработка почвы
8.Почву размывает вода: водная эрозия( разрушение)
9.Уничтожение парков и скверов
10.Почву выдувает сильный ветер :ветровая эрозия
12.Полезащитные насаждения -заграждение от ветра
3.3. В.В.Докучаев –основоположник почвоведения и типы почв.(сообщение учащ-ся).флипчарт с.9-10
В.В.Докучаев замечательный русский ученый-естествоиспытатель. Он знаменит тем,что создал учение о почвах, природных зонах, открыл закон широтной и высотной зональности распространения почв. По результатам путешествий в 1877 году, подготовил классический тру «Русский чернозем», в котором он доказал, что почва не горная порода, как считали, а совершенно самостоятельное особое тело природы. Этим были заложены основы новой науки-почвоведения.
Законы горизонтальной (широтной) и вертикальной почвенной зональности были сформулированы В.В.Докучаевым в 1899 г. в работе «К учению о зонах природы». По закону горизонтальной зональности распространение основных типов почв по континентам рассматривается как последовательная смена почвенного покрова в зависимости от географической широты местности в соответствии с изменением климата, характера растительности и других условий почвообразования.
Учитель географии: Основные типы почвы Казахстана- это черноземы, каштановые и бурые пустынные (Задание для всех групп)
Поскольку природные условия на Земле очень разнообразны, выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. Гумус придает почве темный оттенок. Используя дополнительный материал: картинки и цифры содержания гумуса в % ( 6-8%; 2-4%; 1-2%) определите, какие типы почв в Казахстане содержат больше гумуса. Заполните таблицу
Основные типы почв Казахстана
Содержание гумуса в %
3.5. Познавательные задачи по группам « Ромашка».( выступление учащихся)
1. Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)? Ответ: 0,75 см
2. Объясните смысл высказывания В.В.Докучаева « Почва- дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы нет».
3.Слой почвы толщиной 18 см вода сможет в лесу за 500лет, на лугу за 225лет, а там где нет растений всего за 15 лет. Объясните почему?
4. Докажите ,что почва- особое природно- историческое тело.
IV . Концептуальная таблица. Что узнал закончить таблицу.
V .Домашнее задание Дифференцированное 1.Синквейн » Почва»2.Сообщения: а) Роль почв в жизни растений. б) Типы почв Карагандинской области и их использование 3. Провести опыт «Выращивание цветочной рассады в комнатных условиях для пришкольного участка»
V1 . Рефлексия . Три коробочки «Чемодан» «Мясорубка» «Корзина».
Источник