Заделка навоза в землю фрезой
весенние работы, заделка навоза фрезой.Подробнее
НАВОЗ ЗАБИВАЕТ ФРЕЗЫ//ПАШЕМ ЗЕМЛЮ//деревенские будниПодробнее
Мотоблок ОКА. Пашем огород по навозу.Подробнее
фреза китайская с захватом 1.6м , фрезерую по навозу.Подробнее
ЭлектроКрот // Закапываем навоз в картофельник // Фрезы «Целина»Подробнее
Фреза по тяжелому грунту с навозом.Подробнее
Заделка навоза лёгким мотокультиватором (активными роторами)Подробнее
Как пахать огород фрезамиПодробнее
ВЗЯТЬ ЦЕЛИНУ! Работа по влажной почве. TAKE THE VIRGIN LAND! Work on wet soil.Подробнее
Заделывание навоза фрезой МБ.Подробнее
Переработка и внесение навоза КРС. Посев кукурузы сеялкой из АмерикиПодробнее
Внутрипочвенное внесение навоза в поляПодробнее
Шестифрезная хардкорная фрезеровка 2020. Подготовка земли к посадке картошки. Нева МБ23.Подробнее
Заделка сидератов. #Фрезеруем горчицу тяжелым мотоблоком#Подробнее
кульвация почвы с навозомПодробнее
ЗАБУДЬТЕ ПРО НАВОЗ!ЭТО СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНЕЕ В 1000 РАЗ. Подробнее
№39 Удобрение полей: навоз ПРТ-7А. Выгодно ли?Подробнее
Запахиваем навоз мотоблоком НЕВА, чтобы на следующий год получить хороший урожай.Подробнее
НАВОЗ как удобрение. Когда вносить навоз — осенью или весной?Подробнее
Источник
Глубина обработки почвы мотоблоком с фрезами. Мифы и реальность.
Глубина обработки почвы мотоблоком с фрезами. Мифы и реальность.
Фрезерование почвы мотоблоком, культиватором (вспашка земли).
Не правильно называть обработку почвы мотоблоком, культиватором с использованием фрез – вспашкой земли, но этот термин получил широкое распространение, и я буду использовать его в этой статье.
1. Давайте вернёмся к вопросу о глубине вспашки
Очень часто клиенты задают мне этот вопрос. Многие удивляются ответу, что моя техника культивирует почву до 20 см, ведь другие предлагают вспахать землю фрезами на глубину 25 – 30 см! Значит, заключает клиент, я или лентяй-неумеха, или техника, которую я использую плохая. У конкурентов мощная, тяжёлая, профессиональная техника!
Сразу поясню вопрос о выборе мной мотоблоков, культиваторов. За десять лет у меня было более 20. разных моделей с разными характеристиками. Каждый год я обновляю технику, используя две – три единицы в сезон. Я знаю возможности этой техники.
ДИАМЕТР ФРЕЗ!
Это главная характеристика в вопросе о глубине вспашки. Мощность и вес тоже важны, но они лишь способствуют фрезам выполнять свою работу. Мотоблок, культиватор может двигаться вперёд только если максимальная глубина культивации почвы будет по ось, то есть половина диаметра фрезы! В противном случае, он “зароется” – потеряет способность двигаться вперёд. А это значит, чтобы достичь глубины обработки почвы, например в 25 см, фрезы должны быть с диаметром не менее 50 см. При обработке произойдет подъем почвы еще
10 см и мы получаем на короткое время обработку до 35 см. Подъём почвы происходит из-за увеличившегося пространства между частицами почвы.
(движение с право на лево)
Через неделю, а может чуть больше или меньше, земля улежится и глубина обработки станет 25 см. В этом и заключается хитрость, обман глубины обработки почвы. После пахоты даже при диаметре фрез в 30 см штыковая лопата зайдет почти полностью в обработанную почву, а через некоторое время, земля осядет, будет чуть больше половины лопаты, а именно
15 см.
Об этом большинство “профессиональных, не диванных пахарей” не знают или не говорят. Вам самим необходимо определиться с важностью этого вопроса. Если для вас это важно, тогда первый вопрос к тому, кого нанимаете – диаметр фрез. Если он не может ответить или ответ — “диаметр фрез 30 см и я вспашу на 30 см”, “сделаю несколько проходов и будет глубже”, “земля в пух”, «профессиональная техника» и т.д., советую вам искать другого исполнителя. Если вы считаете, что глубина обработки почвы не столь важна, а главное, например “земля в пух” – вызывайте любого исполнителя, который это обещает.
Некоторые производители культиваторов/мотоблоков в техпаспортах «ошибочно» приравнивают глубину вспашки к диаметру фрез, установленных на конкретной модели. Конечно это «маркетинг» — обман покупателей!
2. Мнимая польза при нескольких проходах
(движение с право на лево)
Пример с диаметром фрезы 52 см. Глубина обработки при первом проходе достигла в 26 см и плюс
10 см подъём почвы. А теперь второй проход. При втором проходе невозможно достичь глубины первого прохода, так как при погружении фрезы ниже своей оси, тяга вперед прекращается! По опыту можно заглубить фрезу не более чем на 4 см ниже оси, при этом тяга уменьшится, но движение вперёд ещё возможно. После второго прохода происходит опускание земли за счет дробления комков от первого прохода в мелкую фракцию и более плотной укладки их между собой.
Что мы получаем:
— глубина обработки земли при втором проходе меньше чем при первом;
— мелкую фракцию земли, а это значительно затрудняется доступ воздуха и воды в нижние слои почвы.
ВАМ ЭТО НАДО?!
Об обработки почвы в несколько этапов (при заглублении на половину радиуса фрез, а затем по вал) думаю, говорить уже не стоит.
Вывод — делать только один проход!
Можно, а иногда и нужно обработать почву повторно (плотная земля, целина) после того как она улежится. Лучше это сделать через две недели, тогда и сорняки которые остались после первого прохода успеют проявить себя и будут уничтожены.
3. Многие садоводы хотят, чтобы при вспашке своего участка половина фрез шли повторно, по вспаханной полосе.
Это приводит к опусканию земли и малой глубины вспашки с образованием волн. Образование волн происходит из-за негоризонтального положения фрез, так как пахарь прикладывает дополнительное усилие в сторону большего сопротивления, на не пропаханный участок. Данным методом, очень удобно обманывать клиентов. Визуально обработка почвы происходит глубоко, и “земля в пух”, а на самом деле всё очень плохо. При быстрых оборотов фрезы, вообще непонятно, что происходит.
Вывод
Если вам необходима определённая глубина вспашки, узнавайте у исполнителей диаметр, радиус фрез. Например, если необходима глубина 25 см, диаметр фрез должен быть 50 см (радиус 25 см). Такой диаметр фрез на мотоблоках встречается у РЕДКИХ энтузиастов и я лично знаю только одного в России! Ссылка ниже.
Для справки. Самый большой диаметр фрез, который я встречал в заводской комплектации с мотоблоком, это 38 см на Неве. В основном эта техника — мотоблоки, культиваторы, комплектуется фрезами с диаметром 30 — 33 см.
Приятного отдыха, хорошего урожая и ответственных исполнителей!
В этой статье использованы материалы с сайта – http://www.super-texnika.ru/
Моё видео к этому материалу:
Источник
Вам землю в пух или прах обработать? Как фрезы нам жизнь осложняют.
Добрый день дорогие друзья!
Читаешь публикации Дзена и диву даешься, насколько некоторые садоводы, огородники несут извращенную нелепость, но при этом обязательно ссылаются на соседа. Он всегда у них «очень умный» и даст совет по любому поводу и на все случаи жизни, и если что, с них взятки – гладки, а тапки в соседа кидайте. Вместо того, чтобы копнуть чуть глубже и найти в интернете публикации действительно авторитетных специалистов, мы верим сплетням, которые разносятся ради получения заветных лайков. Поверьте, литературы по новым (хорошо забытым старым) сберегающим агротехнологиям не так уж и мало. Опубликованы научные труды, сельхоз лабораториями проведены исследования, написаны статьи, публикации.
Сегодня я попытаюсь развеять миф о фрезеровании почвы мотоблоком.
Мотоблок на нашем подворье вещь незаменимая. И как бы не порочили честь и достоинства огородной техники «соседи-умники», все их доводы от незнания агротехнологий. Купив себе железного друга, я тоже понапокупал по советам «бывалых» всякой всякости, половина из которой сейчас мертвым грузом валяется в лабазе.
Касается это в первую очередь фрез и гусиных лапок, красивые, но никчемные вещи.
На своем опыте убедился, что польза от них только при обработке целины и только в случае с легкими почвами. За несколько проходов действительно трудно, но можно разрушить дерн. Измельчить корни сорняков в клочья, а те, что остались собрать граблями или бороной. Затем засадить сидератами, осенью нужно сидераты скосить, перепахать плугом на глубину 12 -14 см, разбросать компост и на зиму закрыть мульчей из скошенных сидератов. Микроорганизмов в нашей земле еще очень мало, но результат, пусть небольшой, но будет уже к следующей весне. Сидераты можно оставить и на зиму. Снегом их завалит, прибьет к земле и они частично перегниют.
За один сезон мы, таким образом, разработали три сотки, не много, но для нас это уже большая победа. На следующий год снова посадили сидераты, сорняки были, но уже не в таком количестве и земля стала более структурированной.
К концу сезона клевер, который мы посадили, практически задавил все сорняки, конечно, они местами попадаются, но это уже не так критично.
А вот в дальнейшем фрезами и гусиными лапками я пользоваться не буду, а причина проста. После прохода фрезами в земле разрушаются все микроканалы и капилляры от перегнивших корней прошлого сезона, погибает практически вся биота, бактерии, микробы, грибы, все беспозвоночные и самое главное, мы таким образом, уничтожаем червей, главных инженеров и восстановителей почвы. Только к концу июня качественный и количественный состав микрофлоры приходит в норму. Именно поэтому наши растения так трудно приживаются и болеют. Поэтому мы вынуждены вносить минеральные удобрения каждый год, тем самым способствуем еще большему угнетению и гибели микроорганизмов в почве.
Перелопатив землю фрезами, мы прям гордимся, что она стала, как пух. Вот только вся «полезность» такой обработки проявляется после первого же дождя. Верхний слой покрывается коркой, непроницаемым панцирем для воздуха и влаги. Корням наших растений приходится выживать в экстремальных условиях. Под лучами солнца земля нагревается до запредельных температур. Почвенные микроорганизмы начинают погибать уже при температуре выше 38 – 40 градусов. Вспомните, как на пляже, на песок ступить невозможно, так он раскаляется. Вот такой крематорий мы подготовили нашим саженцам. Нежные корешки запекаются в этой духовке и погибают. А мы удивляемся, что же они так головки повесили.
Выходит фрезы вреда приносят еще больше, чем простая перекопка земли лопатами или отвальными плугами с переворотом пласта. Все прогрессивные аграрии давно уже перешли на сберегающие технологии безотвальной вспашки земли, производится обработка только верхнего 5 – 6 см слоя культиваторами или лущильниками. Как вариант можно использовать эти же фрезы, но настроить их на работу не глубже этих 5 – 6 см.
Ну ладно с дождем разобрались, корку раздолбали, прорыхлили и вот тут другая напасть — поперли сорняки, которые мы измельчили нашими фрезами. Они же, как головы у змея-горыныча, срубил одну, отросло две, только вот с сорняками еще хуже, Один корешок разрубил на десять частей, половина из них точно приживется и даст новые ростки.
Для нас, мужиков эта тема не актуальна. Мы свое дело сделали добросовестно, фрезами сорняки размножили, а вот о том, что нашим милым женщинам весь сезон придется вести непримиримую борьбу с этими окаянными приживалами, мы как – то не подумали. Да что там говорить, наши хозяйки, народ стойкий и коня на себе унесут, и сорняки на корню придушат.
Вот и решаете сами быть или не быть сорнякам хозяевами на нашей земле.
Много копий поломано на эту тему и в пользу фрез и против. Я высказал свое мнение и мой практический опыт показал, что с фрезами мне не подружиться. Без них и работы меньше и урожай больше.
Чтобы не быть голословным почитайте здесь
Удачного Вам земледелия!
P,S, лайки не коллекционирую, за монетизацией не гоняюсь. Мнение оппонентов уважаю.
Источник
Как запахать навоз мотоблоком
Через 3-5 лет в почву на дачном огороде желательно вносить удобрения, самое доступное из которых – обычный коровий навоз. Осенью его разбрасывают по участку и запахивают, чтобы субстанция не высохла на поверхности. Иначе он потеряет все свои свойства и не принесёт никакой пользы.
Если участок небольшой по площади, его можно перекопать лопатой. Но если он имеет размеры футбольного поля, лучше воспользоваться техникой, нанять тракториста или вспахать землю мотоблоком.
Для этого необходимо приобрести дополнительное оборудование: грунтозацепы, плуг и сцепку. Есть два вида железных колёс для мотоблоков: большие по диаметру, для окучивания картофеля , и поменьше, для остальных работ. Для перепахивания почвы нужны грунтозацепы с маленьким диаметром.
Итак, перед работой прицепим к аппарату плуг и железные колёса. Глубину пропахивания отрегулируем опытным путём, закручивая или откручивая специальный рычаг на сцепке.
На садовой тележке развезём навоз по всему участку,
Потом вилами раскидаем его по земле, чтобы он покрывал всю площадь.
Пахать лучше в резиновых сапогах, так как навоз прилипает к подошве и пачкает обувь.
ВСПАШКА ОГОРОДА МОТОБЛОКОМ
Есть два способа пропахивания огорода культиватором. Первый называется вспашка всвал. Работа начинается с центра участка. Дойдя до противоположной стороны поля, аппарат разворачивается, правое колесо ставится в борозду и техника идёт назад. В результате получается большой гребень. Таким образом, борозда за бороздой, пропахивается весь огород. Этот способ хорошо тем, что весной снег, попадая между бороздами, дольше не тает, земля становится более влажной.
Второй способ – вспашка мотоблоком вразвал. Движение начинается с правого края участка. Дойдя до конца, перегоняем мотоблок на другой край и тоже пропахиваем. Потом опять движемся на противоположный край и так, полоску за полоской, пашем весь огород. Таким способом можно пахать и вкруговую, не перегоняя мотоблок с края на край. Но чем ближе аппарат будет смещаться к центру участка, тем больше неудобств будет в работе.
На нашем огороде мы пахали способом вразвал, так как при таком подходе плуг переворачивает землю, засыпая ею удобрение.
Весной мы прокультивируем огород фрезами, измельчив крупные куски земли и навоза. Надеемся, что после этих операций урожайность картофеля у нас значительно повысится.
Этой заметкой мы завершаем цикл статей про обработку земли с помощью техники. Напомним, что ранее мы рассказывали, как посадить картофель , окучить его и убрать с огорода с помощью мотоблока Салют. Как оказалось – мотоблок является незаменимым помощником дачника в его нелёгком труде.
ВИДЕО
При помощи окучника производят окучивание картофеля, нарезание борозд для посева семян, засыпку посадочного материала, а так же присыпание сорняков непосредственно в зоне рядков. Приспособления для окучивания бывают однорядные и двухрядные, с фиксированной и регулируемой шириной захвата, различимые как по конструктивному решению, так и по своей эффективности. Здесь представлено видео о том, как мотоблок Нева МБ2 производит обработку с навесным двухрядным окучником-пропольником.
Почвофрезой можно пахать целину, проводить предпосевную и основную обработку вспаханной земли. Данное сельскохозяйственное орудие позволяет фрезеровать, культивировать землю и качественно готовить её к посеву. Оно способно не только вспахать почву, но и раскрошить крупные пласты, перемешать с удобрением, измельчить частицы жнивья, разровнять посевную площадь. Почвофрезы для вспашки бывают разного типа, в зависимости от количества режущих элементов. На этом видео показано, как на деле пахать мотоблоком с установленной на нём фрезой.
Плоскорез прополочный помогает подрезать сорняки, расщелить и разрезать канавки без оборота пласта, вспахать и размельчить землю. Плоскорезы бывают со всевозможной шириной захвата и глубиной обработки, что позволяет выбирать их под конкретные условия обработки сельскохозяйственных наделов и культур. О том, как на практике осуществлять обработку навесным плоскорезом хорошо демонстрирует это видео на примере мотоблока Днепр.
Кроме перечисленных съёмных инструментов, созданных для того чтобы пахать целину и обрабатывать пахотную землю, с мотоагрегатом применяют грабли, дровоколы, сеялки, измельчители, культиваторы, косилки роторные и сегментные, лопаты отвалы, опрыскиватели, щётки подметальные, снегоуборщики и прочее. Имея в наличии основной набор навесных сельхоз орудий можно мотоблоком или мощным культиватором выполнять всевозможные хозяйственные задачи, в частности, предпосевную вспашку земли, посев и посадку культур, внесение удобрений, междурядную обработку посевов, уборку корнеплодов, сезонную заготовку зелёных кормов.
Сколько стоит вспашка поля
Ручная обработка земли — довольно сложное занятие, а если это ещё и целина, то практически невозможное. Поэтому фермеры и дачники, чтобы не работать вручную, стараются обзавестись специальными сельхоз агрегатами – культиваторами, мотокультиваторами, мотоблоками, минитракторами и разнообразными приспособлениями к ним. Техника позволит качественно пахать целину и быстро проводить обработку распаханных земель.
Но не каждый обладатель фермерского хозяйства или дачной земли имеет возможность приобрести целый арсенал моторизированной техники. Зачастую мощности купленного культиватора просто не хватает, чтобы обработать целину или вспахать заброшенный сад. В таком случае приходится обращаться за помощью к владельцам более «серьёзной» агротехники – мощных минитракторов и тракторов. Эти высокопроизводительные машины становятся особенно популярными в сезон предпосевных и послеуборочных работ. Они оперативно и качественно производят обработку поля, культивируют, возделывают заросшие дернины и целину.
Конечно, услуги сельскохозяйственных машин обходятся не дёшево. Стоимость механизированных работ, произведённых трактором, зависит от разных факторов, в частности от:
- цены на топливо и ГСМ;
- размеров обрабатываемой площади;
- степени запущенности участка, наличия на нём растительности;
- рельефа и состояния грунта, который будет подвергаться обработке;
- расстояния от места стоянки техники до места, где она будет работать;
- вида земляных работ и применяемых сельхоз орудий для их осуществления.
Сколько стоит нанять трактор для вспашки целины или обработки распаханной земли, можно узнать на тематических форумах где опытные аграрии и новички обмениваются между собой актуальной информацией и дают дельные советы. Обычно владельцы тракторов рассчитывают стоимость вспашки следующим образом: все расходы на проведение обработки + 45-50% (целина, естественно, обходится дороже). Но точно назвать конечную сумму сложно, так как в разных регионах страны цены могут сильно различаться.
Самыми дорогими считаются работы трактора по вспашке целины и пахотной земли с применением дисковой бороны, почвообрабатывающей фрезы и трёхкорпусного плуга (25000 руб./1-5 га). Немного дешевле будет стоить дискование земли и покос травы, если работать минитрактором с использованием навесной роторной косилки и зубовой бороны (20000 руб./1-5 га). Но даже при относительно высоких расценках услугами тракторов, минитракторов пользуются многие аграрии, в том числе владельцы огородных и дачных наделов. Как не крути, но пахать и культивировать без техники сложно и трудоёмко. К тому же это очень ответственный процесс, который не обходится без затрат времени и финансовых вложений.
Универсальность — отличительная черта мотоблоков. С их помощью можно выполнять множество самых различных работ, с которыми приходится сталкиваться хозяевам дач и сельских домов. Реализацию разных по характеру функций обеспечивают многочисленные приспособления для мотоблока. Вспашка, окучивание, посадка и уборка картофеля и других корнеплодов, прополка, кошение травы — это только основные виды работ, которые приходится выполнять этим многофункциональным, незаменимым в частном подсобном хозяйстве машинам.
Вспашка мотоблоком
Первое, что нужно сделать перед тем, как пахать мотоблоком, это установить на него необходимое оборудование — металлические колеса с грунтозацепами, сцепку и плуг.
Металлические колеса служат для обеспечения сцепления мотоблока с грунтом, без них он не разовьет тяговое усилие, необходимое для таскания плуга. Оптимальными для вспашки размерами колес считаются следующие: диаметр — 50-60 см, ширина обода — 18-20 см. Меньший диаметр не обеспечит необходимого просвета под редуктором мотоблока и почвой, а с более узкими колёсами мотоблок будет «гулять» по борозде. При этом желательно, чтобы обод маталлического колеса не был сплошным, поскольку в этом случае между грунтозацепами будет набиваться земля и мотоблок начнет буксовать.
Колеса должны быть как можно более тяжелыми. Практика показывает, что качественная вспашка мотоблоком, весящим менее 70-ти кг, невозможна, машина просто буксует. Чем тяжелее мотоблок, тем глубже и эффективнее он пашет, и тем легче с ним работать. Дополнительные грузы нужно крепить к колесам или к передней части мотоблока.
Расстояние между колесами (ширина колеи) должно быть около 60 см. Это соответствует оптимальной ширине захвата плуга 19-21 см.
После установки колес нужно установить сцепку. Конструкций сцепок существует множество, как специализированных, годящихся только для определенных моделей мотоблоков, так и универсальных. Не имеет значение, какой конструкции будет сцепка, главное, чтобы она обеспечивала установку и регулировку положения плуга по глубине, ширине колеи и углу атаки.
Установка глубины вспашки. Эту регулировку лучше делать с помощником. Чтобы установить глубину вспашки, нужно поставить мотоблок на ровное место, наехав колесами на подставки (деревянные доски, кирпичи) высотой 13-15 см. При этом сам мотоблок должен стоять ровно (грядиль — продольная часть сцепки — должен располагаться горизонтально). Плуг для мотоблока нужно поставить на землю таким образом, чтобы он касался основания всей кромкой лемеха, после чего подсоединить его к сцепке.
При вспашке стойка плуга всегда должна быть в вертикальном положении. Даже когда правое колесо мотоблока идёт по дну борозды. Чтобы выполнить такое условие, в сцепке плуга предусмотрены дугообразные регулировочные пазы для наклона плужного корпуса вправо или влево. Поэтому после первых двух-трёх проходов, когда мотоблок наклонится вправо и правое колесо будет идти по дну борозды, необходимо ослабить гайки паза, повернуть плужный корпус против часовой стрелки (если смотреть на мотоблок сзади) и выставить стойку плуга вертикально. Не забудьте затянуть гайки.
Установка плуга по ширине колеи. При установке плуга по ширине колеи ориентиром должна служить правая кромка лемеха. Она должна располагаться на одной линии с левым (внутренним) краем правого колеса. Это обеспечит полное подрезание пласта почвы и легкий отвал земли, что позволит уменьшить необходимое тяговое усилие для вспашки.
Установка угла атаки. Плуг должен стоять на основании одновременно и пяткой, и носком. Если он будет касаться только пяткой, его будет выталкивать из земли, если носком — он будет слишком углубляться. Возможно, при работе придется делать корректировку, наклонять плуг вперед или отклонять назад. Показателем первоначальной правильной установки обычно служит вертикальность стойки плуга.
Несколько полезных советов. Прямолинейность первой борозды очень важна. При вспашке плуг из-за несимметричности действующей на него нагрузки тянет мотоблок вправо. Человеку, для которого работа мотоблоком является не совсем привычным делом, проложить первую борозду прямо будет непросто. Желательно иметь ориентир в виде натянутого шнура или прочерченной на земле прямой линии. Для облегчения задачи можно первую борозду выполнять мельче последующих — 10-12 см. При дальнейшей вспашке направлять мотоблок будет его правое колесо, идущее по борозде.
Если позволяет длина грядиля, пахать лучше с опорным колесом, задающим глубину погружения плуга. Его можно ставить как с левой стороны плуга (колесо катится по необработанной площади), так и правой (катится по борозде).
Работа мотоблоком будет более легкой и удобной, если повернуть его руль в левую сторону — чтобы можно было идти по невспаханной поверхности.
Пахать следует вдоль длинной стороны участка — в этом случае будет меньше разворотов.
При работе плугом важно каждый год менять направление движения, это предотвратит постепенное перемещение земли из-за её отвала плугом и натаскивания к концу борозды.
Следует избегать свальных гребней (когда два гребня ложатся друг в сторону друга) и развальных борозд. Некоторые бывалые пахари советуют располагать развальные борозды посредине участков, чтобы образовавшаяся канава способствовала стоку воды после таяния снега. Это позволит земле быстрее просохнуть.
Для качественной вспашки мотоблок должен иметь минимум 2-3 передние скорости, так будет проще подобрать скорость движения, которая зависит еще и от диаметра колес. При слишком быстрой скорости пахать будет трудно, при слишком медленной плуг не будет отбрасывать землю с необходимой для переворота силой.
Не рекомендуется пахать мотоблоком с автоматическим сцеплением (у которых передача включается при увеличении оборотов двигателя). Такое сцепление долго не прослужит. Этим мотоблоком нельзя также копать картофель и тянуть прицеп.
Почву, которая нормально поддается вспашке, можно на глубину штыка лопаты проткнуть металлическим прутом диаметром 10-15 мм. Иногда земля оказывается настолько твердой, что при полном заглублении плуга машина буксует. Как работать мотоблоком в этом случае? Нужно пахать первый раз с меньшим углублением плуга, и повторить затем вспашку на полную глубину. Если на вашем участке такая твёрдая почва, что её не протыкает прут, значит, вам не повезло: вам достался «убитый» участок. Убили его дорожные или строительные машины, неумелое применение технологии бесплужной (безотвальной) обработки почвы или что-то другое. Такой участок даже не каждый трактор вспашет. Поэтому обрабатывать твёрдую почву следует только во влажном, а не сухом, состоянии, и поэтапно. Попробуйте также разработать её фрезой за несколько проходов, постепенно заглубляясь. Или откажитесь от использования мотоблока, и наймите для первоначальной вспашки трактор.
Окучивание мотоблоком
При установке обычного окучника контролируются два параметра — глубина погружения и угол атаки. При этом нет необходимости ставить мотоблок на подставки, поскольку глубина погружения у окучника меньше, чем у плуга. Мотоблок просто ставится на ровную площадку, окучник опускается на землю и крепится к сцепке. Можно немного углубить его в землю, чтобы он опустился ниже опорной поверхности колес. При этом стойка окучника должна быть вертикальной, что примерно обеспечивает установку необходимого угла атаки. В процессе работы может понадобиться его изменение, если окучник будет слишком заглубляться или, напротив, выходить из земли. Тогда в первом случае стойку окучника отклоняют немного назад, поднимая носок, или наклоняют вперед, увеличивая заглубление.
Как окучивать картофель мотоблоком, оснащенным дисковым окучником? Очень просто. Работа с дисковым окучником отличается легкостью и удобством.
Главное, правильно выставить два основных параметра. Расстояние между нижними точками дисков (оно должно равняться ширине междурядий — 35-70 см в зависимости от культуры) и угол поворота относительно горизонтальной оси (угол атаки). Помимо того, что последний должен обеспечивать хорошее присыпание картофеля землей, необходимо выдержать еще его равенство для правого и левого диска, в противном случае окучник будет уводить в сторону.
Есть еще одни параметр — угол наклона дисков относительно вертикальной оси, но он обычно является постоянным и не требует регулировки.
Важная особенность. Желательно, чтобы колеса мотоблока имели диаметр около 70 см и ширину 10-14 см. Это требуется для того, чтобы избежать повреждения растений. Поэтому перед тем, как окучивать мотоблоком, с использованием дискового окучника, нужно позаботиться о наличии подходящих колес.
Сцепка для дискового окучника имеет особенность. На ней отсутствует грядиль, его заменяет поводок окучника, который позволяет осуществлять регулирование всех необходимых параметров.
Посадка картофеля мотоблоком
На мотоблок устанавливаются металлические колеса и окучник. При этом ширина колеи должна быть 60-65 см, а расстояние между крыльями окучника — минимальным.
Нарезаются борозды на всем участке с расстоянием между центрами равным ширине колеи — т.е. 60-65 см. Нужно постараться сделать первую борозду ровной, тогда и все остальные будут ровными. В борозды укладывается картофель.
Металлические колеса меняются на резиновые с сохранением ширины колеи. Расстояние между крыльями окучника устанавливается максимальным и производится засыпка борозд окучником. Резиновые колеса катятся по бороздам с картофелем, не повреждая сколько-нибудь серьезно клубней. Такая или примерно такая посадка мотоблоком применяется на большинстве частных хозяйств.
Посадка картофеля мотоблоком с использованием картофелесажалки целесообразна в том случае, если засаживается относительно большая площадь. В противном случае нет никакого резона приобретать дорогое оборудование. Перед посадкой участок нужно подготовить — почва на нем должна быть взрыхлена или должны иметься предварительно нарезанные гребни.
Картофелесажалка для мотоблока имеет бороздодел, транспортерный механизм для укладки картофеля в борозду и дисковый окучник для засыпки борозды. Благодаря этому все операции — нарезка борозд, укладка картофеля и засыпка борозды осуществляются за один проход.
Как и в случае использования окучника, перед операцией посадки на мотоблок одеваются металлические колеса. Машина устанавливается на ровную поверхность, и к ней цепляется картофелесажалка. Крепление картофелесажалки к мотоблоку и ее настройку нужно осуществлять в соответствии с инструкцией к устройству. Обычно в настойки входит установка следующих параметров: заглубления бороздодела, а также глубины, ширины и угла атаки дисков окучника, формирующего гряду. В общем виде принцип настройки таков: для формирования более высокого гребня диски сближают и увеличивают заглубление и угол атаки, для уменьшения гребня диски раздвигают и уменьшают заглубление и угол атаки.
Уборка корнеплодов
Картофелекопалка для мотоблока устанавливается почти так же, как и окучник — с той разницей, что больше внимания уделяется глубине погружения инструмента. Копалка должна упираться на плотный слой почвы, находящийся под тем слоем, в котором находятся клубни. Возможно, с первого раза это сделать не удастся, и придется регулировать глубину в процессе работы. Если картофелекопалка стоит слишком высоко, в выкопанной картошке будут встречаться порезанные или потертые клубни. Кроме этого некоторые клубни будут оставаться в земле. При слишком низком положении картофелекопалка будет захватывать лишнюю землю и увеличивать нагрузку на мотоблок. При правильной настройке копать картофель мотоблоком не сложно. Мотоблок легко тянет картофелекопалку, и весь картофель извлекается на поверхность борозды.
Как и в некоторых других случаях, работа мотоблоком будет более комфортной, если его ручки будут повернуты в сторону. Это позволит идти за машиной, не наступая на клубни.
Чтобы не повреждать раскатившуюся картошку колесами мотоблока, копать нужно через один ряд. Например, начать с четных гряд, а затем, подобрав с них картофель, приступить к копке нечетных. Помимо предохранения от повреждения картофеля, такая копка позволит обеспечить одинаковое сцепление обоих колес мотоблока с грунтом. При копке без пропусков одно колесо будет идти по нетронутой почве, другое — по взрыхленной колесом при предыдущем проходе.
Прополка мотоблоком
Лапы закрепляются в держателях по ширине междурядья с небольшим перекрытием друг друга. Крепление вразбивку (одна лапа впереди, другая позади нее) необходимо для того, чтобы инструмент не забивался срезанными растениями. Лапы могут быть не только двухсторонними (стрельчатыми), но и односторонними. В этом случае их закрепляют таким образом, чтобы лезвия были направлены к середине междурядья.
Односторонние лапы можно закрепить и так, чтобы обрабатывать один рядок с двух сторон.
Прополка картофеля мотоблоком ничем не отличается от прополки других культур — свеклы, капусты, моркови. Чтобы успешнее справляться с сорняками, желательно подрезать их не тогда, когда они уже укоренились и подросли, а в самой начальной стадии роста.
Кошение травы
Роторная косилка для мотоблока должна устанавливаться и эксплуатироваться в соответствии с инструкцией к ней. Правила эксплуатации устройства несложны.
Соотношение скорости движения мотоблока и частоты вращения двигателя подбирается опытным путем. Оно зависит от густоты, жесткости и степени полеглости травы.
При эксплуатации новой косилки после первого получаса работы нужно остановить мотоблок и проверить все крепежные соединения, при необходимости подтянув их.
Перед работой нужно проверить наличие смазки в угловых и центральном редукторах.
Основным признаком неисправности косы являются нескошенные участки. Это может происходить при затуплении ножей (требуется заточка) или проскальзывании приводного ремня (требуется натяжение). Повышенная вибрация появляется при нарушении крепления ножей или их поломке. В этом случае нужно закрепить или заменить ножи. Эксплуатация мотоблока с сильно вибрирующей косой крайне нежелательна, это создает повышенную нагрузку на все узлы мотоблока и вредно для здоровья работающего.
Источник