Меню

Загрязнение почвы урок обж 5 класс

27. Загрязнение почвы

Почва — это поверхностный «живой» слой земли, обра-зующийся в результате деятельности микроорганизмов, лишайников, растений и животных. Обитателей в нём — великое множество: бактерии, микроскопические грибы, простейшие (амёбы, инфузории), черви, моллюски, насекомые, водоросли. Для почв характерно одно уникальное свойство — это плодородие. Почвы обладают необходимым запасом питательных веществ и влаги для роста растений. От плодородия зависит урожай сельскохозяйственных культур.

Как ты уже знаешь, загрязнение окружающей среды — результат деятельности человека. Как и вода, и воздух, почвы страдают от загрязнения. В почву попадают промышленные отходы, загрязнённые сточные воды, нефтепродукты и другие, опасные для всего живого, вещества. Почва начинает терять своё свойство — плодородие. Этот процесс происходит достаточно быстро.

Огромные площади плодородных земель погибают при строительстве городов, предприятий, горно-промышленных работах. Пройдись по своему району и, возможно, увидишь овраги, брошенные поля, свалки и дороги. Общая протяжённость дорог на планете соответствует 667 экваторам. Всё это считается землёй, но на самом деле эти территории уже мертвы и бесплодны.

В результате хозяйственной деятельности человека происходит исчезновение почв и наступление пустынь в основном в засушливых районах мира, например в странах Африки — Сенегал, Нигерия, Мали, Буркина Фасо. В настоящее время опустынивание угрожает около 3,2 млрд га земель, на которых проживает более 700 млн человек.

Статистика

    Территории с наиболее высокой степенью опустынивания составляют в Азии около 19%, в Африке — 23%, в Австралии — 45% и в Южной Америке — около 10% от общей площади. Особенно страдают страны африканского континента. Пустыня Сахара продвигается на юг со средней скоростью 6 км/год.

Уничтожение лесов, естественного травяного покрова, безграмотная распашка земли, разработка полезных ископаемых приводят в действие процессы разрушения почвы водой и ветром, называемые эрозией почв. В результате на месте пашен образуются овраги, поднимаются пылевые бури. Если почва не закреплена растительностью, то ветер может выдуть до 25 см почвенного слоя и поднять её частицы на высоту до 1—3 км, переместив на огромные расстояния. Всё это оседает толстым слоем на посевы, сады и посёлки, нанося значительный ущерб человеку.

Разрастающиеся овраги разрушают дороги и линии электропередачи.

Можно ли уберечь плодородные земли от разрушения и загрязнения, можно ли восстановить утраченное плодородие? Конечно, да.

Разрабатываются безопасные системы распашки сельскохозяйственных земель, создаются защитные лесополосы, ведётся систематическое наблюдение за состоянием почв и контроль за степенью их загрязнения.

Некоторые факты

    По постановлению правительства России была разработана программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы.

Источник

Урок «Вода — формула жизни. Загрязнение почвы» по ОБЖ для 5 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План урока ОБЖ в 5 классе

Составил преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Жердевская СОШ» Бурбах А.И.

Тема урока: Вода – формула жизни. Загрязнение почвы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ресурсы: учебник ОБЖ 5 класс (Фролов М.П., Шолох В.Н.)

Межпредметные связи: биология, география, ОБЖ

Цель урока : рассмотреть значение воды и почвы в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки, безопасного использования в повседневной деятельности воды;

— развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.

Планируемые образовательные результаты

— смогут понять опасности для собственного здоровья от некачественной воды и загрязненной почвы

— усвоят правила безопасного употребления воды

— научатся очищать загрязненную воду

примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

самостоятельно оценят достигнутые результаты .

смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование ;

примут участие в определении темы и цели урока.

Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке.

Проверка способом мгновенного тестирования результатов самостоятельного изучения предыдущей темы. Задание выполняется в рабочих тетрадях. По окончании выполнения задания, дети обмениваются тетрадями для взаимопроверки под диктовку ответов учителем. Оценки выставляются по следующим критериям

Читайте также:  Драцена почва состав почвы

12 ошибок и более -2

Ответ «ДА» +, «НЕТ» — (приложение 1)

— При аварии с выбросом в атмосферу вредных веществ следует открыть окна и балконные двери

+ Старайся не находиться длительное время рядом с предприятиями-загрязнителями

— Занимайся физкультурой и спортом около магистралей

+ Во время работы двигателя автомобиля в гараже не оставайся в нем долгое время

— Рекомендуется прогуливаться по улице во время тумана из-за свежего и чистого воздуха

+ Разводи комнатные растения, очищающие воздух

— В помещении, где курят другие, находиться не опасно

+ Проветривай помещения по утрам или после дождя

+ Вытирай пыль влажной тряпкой после использования пылесоса

— Вытирай пыль влажной тряпкой перед использованием пылесоса

+ Необходимо как можно чаще находится на свежем воздухе

— Зеленые насаждения уменьшают концентрацию вредных газов в воздухе

— Чем больше в городе парков и газонов, тем больше пыли и вредных газов в воздухе

+ Сажать деревья лучше осенью (в октябре) и весной до распускания почек.

— Автотранспорт не загрязняет атмосферу Земли

+ Городские свалки представляют опасность для здоровья людей

+ Выхлопные газы автомобилей наиболее токсичны

— Ягоды и грибы, растущие вдоль дорог, не содержат в себе опасных веществ

+ Экология – наука о связях всех живых организмов между собой и окружающей средой

— Промышленные предприятия не вредят природе

+ Опасные вещества, воздействуя на организм человека, снижают его иммунитет

— Бытовые свалки не влияют на распространение инфекций

+ Из-за загрязнения воздуха создается дефицит солнечного света.

3. Целеполагание и планирование

Ежегодно в воду и почву попадают тысячи опасных химических веществ. Это приводит к биологическим загрязнениям воды и почвы, что вызывает у людей различные заболевания…

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Итак, записываем в тетрадь тему урока: Вода – формула жизни. Загрязнение почвы.

Ребята, подумайте и скажите, какая цель нашего урока?

рассмотреть значение воды и почвы в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки, безопасного использования в повседневной деятельности воды и почвы

4. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Делю класс на 2 группы и предлагаю каждой решить проблему: Каким образом правильно и безопасно использовать воду для собственного употребления.

Каждая группа предлагает на рассмотрение свои варианты. Каждый вариант обсуждается и дополняется.

После обсуждения комментированным чтением разбираем правила, предложенные учебником. Сравниваем, дополняем.

Составляем синквейн к слову ВОДА (приложение 2)

Методом совместного обсуждения говорим о почве. — источники загрязнения — что приводит к ее загрязнению — последствиях загрязнения.

Составляем синквейн к слову ПОЧВА (приложение 3)

5. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Правда-неправда. Если ученик считает, что учитель говорит правду, то поднимает зеленую карточку. Если наоборот – красную.

Воду из родников можно пить в любом случае

Вода для питья должна быть прозрачной и без какого-либо запаха

Вода из горячего крана пригодна для питья после кипячения

Пей кипяченую воду

Применяй бытовые фильтры для очистки воды

Вымораживание – не надежное средство очищения воды

Чистота питьевой воды – гарантия здоровья человека

В результате хозяйственной деятельности человека происходит исчезновение почв.

6. Рефлексия и оценивание. Комментирование и выставление оценок.

— Какая была цель урока?

— Смогли мы ее достичь?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Источник

ОБЖ. 5 КЛАСС. УРОК № 28. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВЫ. ПЛАН-КОНСПЕКТ.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Загрязнение почвы »

Дата проведения: 09 марта 2016 год.

Почва — это поверхностный «живой» слой земли, образующийся в результате

Читайте также:  Химическое загрязнение почв нефтепродуктами

деятельности микроорганизмов, лишайников, растений и животных. Обитателей в нём —

великое множество: бактерии, микроскопические грибы, простейшие (амёбы, инфузории),

черви, моллюски, насекомые, водоросли. Для почв характерно одно уникальное свойство

— это плодородие. Почвы обладают необходимым запасом питательных веществ и влаги

для роста растений. От плодородия зависит урожай сельскохозяйственных культур.

Как ты уже знаешь, загрязнение окружающей среды — результат деятельности человека.

Как и вода, и воздух, почвы страдают от загрязнения. В почву попадают промышленные

отходы, загрязнённые сточные воды, нефтепродукты и другие, опасные для всего живого,

вещества. Почва начинает терять своё свойство — плодородие. Этот процесс происходит

Огромные площади плодородных земель погибают при строительстве городов,

предприятий, горно — промышленных работах. Пройдись по своему району и, возможно,

увидишь овраги, брошенные поля, свалки и дороги. Общая протяжённость дорог на

планете соответствует 667 экваторам. Всё это считается землёй, но на самом деле эти

территории уже мертвы и бесплодны.

В результате хозяйственной деятельности человека происходит исчезновение почв и

наступление пустынь в основном в засушливых районах мира, например в странах

Африки — Сенегал, Нигерия, Мали, Буркина Фасо. В настоящее время опустынивание

угрожает около 3,2 млрд га земель, на которых проживает более 700 млн человек.

Территории с наиболее высокой степенью опустынивания составляют в Азии

около 19%, в Африке — 23%, в Австралии — 45% и в Южной Америке — около

10% от общей площади. Особенно страдают страны африканского континента.

Пустыня Сахара продвигается на юг со средней скоростью 6 км/год.

Уничтожение лесов, естественного травяного покрова, безграмотная распашка земли,

разработка полезных ископаемых приводят в действие процессы разрушения почвы

водой и ветром, называемые эрозией почв. В результате на месте пашен образуются

овраги, поднимаются пылевые бури. Если почва не закреплена растительностью, то

ветер может выдуть до 25 см почвенного слоя и поднять её частицы на высоту до 1— 3

км, переместив на огромные расстояния. Всё это оседает толстым слоем на посевы, сады

и посёлки, нанося значительный ущерб человеку.

Разрастающиеся овраги разрушают дороги и линии электропередачи.

Можно ли уберечь плодородные земли от разрушения и загрязнения, можно ли

восстановить утраченное плодородие? Конечно, да.

Разрабатываются безопасные системы распашки сельскохозяйственных земель,

создаются защитные лесополосы, ведётся систематическое наблюдение за состоянием

почв и контроль за степенью их загрязнения.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. 5 КЛАСС.

Тема урока: « Загрязнение почвы».

Цель: познакомиться с основными источниками и последствиями загрязнения почв.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Сообщение темы и цели урока.

Какова роль атмосферы?

Назовите основные источники загрязнения атмосферы.

Что такое озоновые дыры и чем они опасны?

Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

Работа над новым материалом.

Учитель. Литосфера – это верхняя оболочка «твёрдой» Земли.

В результате взаимодействия геологических, климатических, биохимических факторов верхний тонкий слой литосферы превратился в особую среду – почву, где происходит значительная часть обменных процессов между живой и неживой природой. Главное её свойство – плодородие, способность обеспечивать растения усваиваемыми питательными веществами и влагой.

Неразумная хозяйственная деятельность человека привела к уничтожению плодородного слоя почвы, её загрязнению, изменению состава.

Многоразовые вспашки делают почву беззащитной перед ветрами, плоскостным смывом, вызванным талыми и дождевыми водами, в итоге происходит ускоренная ветровая и водная эрозия почвы, её засоление.

Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн га пашен. Только ускоренная эрозия почвы за последнее столетие повлекла за собой потерю 2 млрд га плодородных земель.

Использование в широких масштабах удобрений, химических ядов для борьбы с вредителями и сорняками предопределяет накопление в почве несвойственных ей веществ.

Громадные земельные площади погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий, городов, дорог, аэродромов.

Одно из последствий усиливающейся техногенной нагрузки – интенсивное загрязнение почвенного покрова металлами и их соединениями. В процессе производственной деятельности человек рассеивает сконцентрированные в земной коре запасы металлов, которые затем вторично аккумулируются в верхнем почвенном слое.

Читайте также:  Ведро для пищевых отходов для компоста

Ежегодно из недр земли извлекается не менее 4 км 3 горных пород и руд, причём прирост этих объёмов составляет около 3% в год. Если в древние времена человек использовал лишь 18 элементов таблицы Менделеева, к XVII в. – 25, в XVIII в. – 29, в XIX в. – 62, то в настоящее время используются все известные элементы.

На защите почв и недр нашей страны стоит Закон Российской Федерации «О недрах» (1995 г.), предусматривающий ряд ограничений пользования недрами, если такое пользование может нанести ущерб окружающей природной среде.

К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть, свинец и их соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с пестицидами, отходами целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве соды и хлора, использовании ртутных электродов. Отходы промышленных предприятий часто содержат металлическую ртуть, а также её различные неорганические соединения.

Как показывают измерения, из всех металлов, отнесённых к первому классу опасности, загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый характер. Известно, что при выплавке и рафинировании свинца на каждую получаемую тонну в окружающую среду выбрасывается до 25 кг этого металла.

В связи с тем, что соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения. Поэтому нельзя собирать грибы, ягоды, яблоки, орехи и лекарственные травы вдоль автодорог!

Предприятия чёрной металлургии, сточные воды с рудников – это наиболее массовые источники загрязнения почв медью. Из промышленной пыли, особенно из рудников, и благодаря применению суперфосфатных удобрений происходит загрязнение почв цинком.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твёрдых радиоактивных отходов промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений, занимающихся изучением и использованием атомной энергии. Таким образом, радиоактивные изотопы попадают в цепь «почва – растение – животное – человек», накапливаясь в определённых тканях и органах организма человека: стронций-90 – в костях и зубах, цезий-137 – в мышцах, йод-131 – в щитовидной железе.

Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются жилые дома и бытовые предприятия. Здесь в числе загрязняющих веществ преобладают бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, гостиницами, магазинами.

Самоочищение почв практически не происходит или происходит очень медленно. Токсичные вещества накапливаются, постепенно изменяя химический состав почв, откуда они попадают в пищевые цепи и, в конечном счёте, – в организм человека.

Подсчитано, что ежегодно на каждого человека в мире приходится 8 т отходов: из них 95% — промышленные отходы и 5% — бытовые. Каждый житель Нью-Йорка в год производит около 1 т мусора.

Бытовой мусор образуют пищевые и сельскохозяйственные отходы: пластмасса, металл, стекло. В год таких отходов накапливается до 400 млн т. При гниении бытовые отходы заражают почву, грунтовые воды, при сжигании в атмосферу выделяются ядовитые вещества.

В России перерабатывается менее 5% мусора, и объём его продолжает расти.

Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

Расскажите, как влияют на состояние почв техногенные аварии и катастрофы.

Почему нельзя собирать грибы, ягоды вдоль автодорог?

Приведите примеры неразумной хозяйственной деятельности человека, влекущей загрязнение и изменение состава почв.

Учитель. Сделайте вывод по теме урока.

Обучающиеся. Основными загрязняющими факторами для почв являются: эрозия, засоление, использование удобрений, пестицидов; урбанизация и индустриализация (строительство городов, предприятий, дорог, аэродромов), горно-промышленные работы, атомная энергетика, отходы коммунальных служб и работа бытовых предприятий; увеличение количества автотранспорта.

Токсичные вещества накапливаются, постепенно изменяя химический состав почв, откуда они попадают в пищевые цепи и, в конечном счёте, – в организм человека.

Домашнее задание. Подготовить к пересказу §6.4 «Загрязнение почв».

Выставление и комментирование оценок.

Источник

Adblock
detector