Практическая работа «Состав почвы» Выполни опыты. Запиши результаты в таблицу.
Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух. Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода. Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел ( она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина. Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его на огнём. Вода быстро испариться, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
В состав почвы входит.
воздух
2
вода
3
перегной
4
песок, глина
5
минеральные соли
Итак, в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Перечисли, что растения получают из почвы. Растения получают из почвы: воздух, воду, минеральные соли.
Отгадай кроссворд «Почва:
1. Верхний слой земли, на котором растут растения. Ответ: почва 2. Вещество, входящее в состав почвы, благодаря которому растения лучше растут. Ответ: перегной 3. Основное свойство почвы. Ответ: плодородие 4. Одна из составных частей почвы. Ответ: песок
открыть незаполненный кроссворд «Почва»>>
В почве солей мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.
Какие животные живут в почве? Ответ: Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь.
Источник
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Источник
Общее представление о почве: виды, свойство.
Формировать у обучающихся общее представление о почве, как о природном богатстве.
Скачать:
Вложение
Размер
urok_pochva.docx
41.63 КБ
Предварительный просмотр:
Тема урока: Общее представление о почве: виды, свойство.
Цель урока: Формировать у обучающихся общее представление о почве, как о природном богатстве.
— Познакомить с процессом образования почвы. Выявить основное свойство почвы. Определить в процессе опытов, наличие воздуха, воды в почве, ее способности пропускать воду.
-Коррекция и развитие умения выделять главное, существенное, развитие умения действовать самостоятельно, делать выводы в процессе опытов.
-Воспитывать бережное отношение к почве и ответственность за экологическое благополучие планеты.
Вы правильно определили, что образец№4 это почва. Наш великий соотечественник В.В. Докучаев, создатель науки о почвах, назвал их зеркалом природы.(слайд 5 с портретом В.В.Докучаева)
Давайте же ответим на первый пункт нашего плана: что такое почва?
Возьмите лупу и внимательно рассмотрите почву образец№4 результаты исследования запишите в тетрадь:
Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли, в котором видны остатки растений и их корни, песчинки, частички глины. (слайд 6)
Почвою не вся земля зовется, (грозят пальцем) Только верхний плодородный слой, ( разводят руки в стороны и обратно) Только в нем, когда пригреет солнце, (руки вверх и в стороны, присесть) Прорастают семена весной. (медленно встать)
Но не скоро станет доброй пашней (поворот головы вправо, влево) Влажный перегной листвы опавшей, (присесть руки вперед, движения пальцами) Отцветают травы каждый год, (руки опустить вниз) Только долго почвы слой растет.(очень медленно встать)
Так давайте же исследуем, как образуется почва?
В начале урока вы перечислили подземных жителей, проверим(учащиеся зачитывают свои записи): это (слайд8)
микроорганизмы, черви, муравьи, насекомые, мыши, кроты, суслики. Молодцы, а какую роль, по вашему мнению, они играют в образовании почвы?
(они перерабатывают остатки растений и животных в минеральные вещества, необходимые растениям )
По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5см, требуется 2000 лет, горные породы под действием влаги, воздуха, холода и тепла постоянно разрушаются.
На каменистой поверхности первыми селятся лишайники и мхи. Из их остатков под воздействием бактерий и других микроорганизмов образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.
Так, медленно, под воздействием живых существ каменистая поверхность превращается в почву. В почве селятся разные животные, которые повышают плодородность почвы.
Какой вы можете сделать вывод? (почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва.)
Правильно! Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязано и
нам с вами беречь, охранять и улучшать это творение природы!
Закончите фразу и запишите в тетрадь ответ на второй пункт нашего плана:
Почва образуется в результате разрушения. под воздействием ….
Итак, переходим к следующему пункту нашего плана: свойства почвы.
Почва отличается от других слоев земли не только тёмной окраской и расположенными в ней корнями растений. Основное её отличие — способность давать урожай растений.
Другими словами основное свойство почвы — это плодородие
Проведем опыт№1 : 1 группа посеет семена бархатцев в почву, взятую с клумбы- образец № 4,
2 группа посеет семена бархатцев в песок –образец № 2
3 группа посеет семена бархатцев в глину — образец №1
Ваши предположения- появятся ли всходы растений? Будут ли они расти? Обоснуйте их и запишите предположения в тетрадь, а проверить мы их сможем позже, когда увидим результат.
Опыт № 2: ( группа 1)
Бросьте кусочек почвы в стакан с водой. Наблюдения запишите в тетрадь
Опыт № 3 (группа2)
На фильтровальную бумагу насыпьте немного почвы плотно придавите вторым листом. Стряхни почву. Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Возьмите горшок с почвой, налейте немного воды держите над пустым стаканом.
Наблюдения запишите в тетрадь.
Основное свойство почвы — плодородие
В почве есть воздух
В почве есть вода
Почва пропускает воду
(чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее , тем лучше на ней растут
Как можно улучшить плодородие почвы? (плодородие почвы можно улучшить, внося в почву удобрения )
И последний пункт нашего плана это виды почв . (слайд12)
рассмотрите образцы почвы на слоях земли.
Что вы заметили? (они разные по цвету)
Правильно. А у нас в почвы везде одинаковые?
Сделайте вывод: ( почвы нашего края разнообразны)
Выделим 3 основных вида почвы : (слайд 13)
Почвы, в которых содержится много глины, как назовём. ( глинистыми )
глинистые почвы серые или рыжеватые, плотные. Они хорошо удерживают влагу. В глинистых почвах мало воздуха. Из комочка такой почвы можно скатать колбаску и свернуть ее в колечко.
Почвы, в которых содержится много песка, как назовём? …. ( песчаными )
Песчаные почвы обычно светлые, рассыпчатые. В них много воздуха, но мало воды и минеральных солей, необходимых для питания растений(объясните почему).
Почва с мощным отложением перегноя и богатая минеральными солями, называется чернозём.
Чернозём — темная почва, она рыхлая и в ней много воздуха. Чернозёмные почвы хорошо впитывают воду. Такие почвы с мощным отложением перегноя находятся в основном на юге России.
Любую почву подстерегает много опасностей:
Почва играет большую роль на Земле. Она так же важна, как воздух и вода. В почве содержатся вещества необходимые для жизни всех живых организмов. Ветер и вода могут нанести почве большой вред. Сильные ветры сдувают верхний слой почвы и превращают его в пыль. Чтобы защитить поля от выдувания ветром, через определенные промежутки высаживаю полосами деревья. Вода размывает почву и образует овраги. Неглубокие овраги в полях распахивают и разравнивают. Глубокие- засыпают или укрепляют их склоны, высаживая кустарники, деревья.
Растения помогают почве справится с ветром и водой. Она укрепляют почву своими корнями с спасают ее от разрешения.
Действия человека тоже могут навредить почве. Люди вырубают леса для изготовления бумаги и мебели. Если они не посадят новые деревья, то почва на этом месте может погибнуть.
Фермеры выращивают растения на почве. Они должны заботится о почве, потому что растения забирают из нее питательные вещества, ее нужно удобрять. Лучшее удобрение- навоз. От навоза почва получает питание, становится рыхлой, лучше пропускает воду и воздух к корням растений.
Почва размывается водой, выдувается ветром, образуются овраги. Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром называется эрозией почвы.
Деятельность человека наносит большой урон почве — это загрязнение почвы бытовым мусором и химическими отходами, вырубка лесов, уничтожение растений ядохимикатами, которые накапливаются в почве.
В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без них почва теряет плодородие.
Поэтому почву нужно беречь, ведь её так мало на планете Земля.
Вот мы и исследовали все пункты нашего плана, подведем итог и
IV. Создание проблемной ситуации.
Телеграмма с просьбой о помощи от планеты Земля.
Мне очень плохо!
Помогите мне пожалуйста!
V. Итог, заключение.
1. Игра “Узнай меня”
— В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).
— Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).
— Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти и растут растения. (Почва).
2. Разгадав кроссворд, мы повторим состав почвы.
Вопросы к кроссворду:
1 . Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
2 . Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3 . Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4 . Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
5 . Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
6 . Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
7 . Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
— Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)
— Что такое плодородие? (основное свойство почвы)
— На каком простейшем опыте можно убедиться в том, что в почве есть воздух? (демонстрация опыта учащимися: кинуть кусочек земли в стакан с водой, на верх и на стенки стакана должны выйти пузырьки воздуха)
— Какой пример из жизни легко убеждает нас в наличии воды в почве? (дикорастущие растения)
— Что называют перегноем? (гниющие остатки растений и животных образуют перегной в почве)
Почва – вечная кормилица. Не зря у русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок. Вот одна из них – «Никого не родила, а все матушкой зовут». О ком, если не о земле (почве) можно так ласково сказать! На уроках вами исследовано, изучено много вопросов: что такое почва, как почва образуется, каковы её свойства, виды почв? И другие, но запомнились ли они?
Откройте тест и выясните!
1. Животное обитающие в почве.
(Муравьи — животные обитающие в почве).
2. Разлагающиеся остатки растений и останки животных, делающие почву плодородной.
( Перегной — разлагающиеся остатки растений и останки животных, делающие почву плодородной).
5. Почва с мощным отложением перегноя на юге нашей родины.
(Чернозёмы — почва с мощным отложением перегноя на юге нашей родины.)
6. Один из типов почвы.
(Почва, в которой преобладает песок. Она быстро прогревается и становится сухой.)
7. Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром.
( Эрозия — разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром).
Молодцы!(Итог по результатам теста)
Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.
А сейчас творческая работа : посмотрите слайды, вспомните все о чем сегодня говорили и по группам нарисуйте плакаты под названием «Берегите почву»