Закят со скота (мазхаб Абу-Ханифы)
К третьему виду закятооблагаемого состояния относится скот. Скот облагается закятом только при определенных условиях.
1. Скот должен в основном питаться на общих, дозволенных (халяль) пастбищах в стаде. Если хозяин кормит скотину полгода и больше кормами, то с такой скотины закят не выплачивают, только если они не предназначены для продажи. Если даже есть для продажи, то и она подвергается закяту, если его стоимость достигает закятооблагаемого минимума.
2. Целью содержания в стаде на пастбище должно быть увеличение поголовья, удоев, упитанности, независимо, самец это или самка. Не облагается закятом скотина для работы, пашни, перевозки груза или верховой езды. Например, верблюдов содержат для перевозки груза, быка, чтобы пахать, баранов и овец для мяса, и они не облагаются закятом.
3. После достижения нисаба (минимума) должен пройти год. До этого закятом не облагается.
4. Нисаб должен быть в начале и в конце года, если в середине года он поднимался или падал, то это в учет не берется.
Для каждого вида скотины существует определенный нисаб.
а) верблюды.
Если имеется от пяти до девяти (включительно) верблюдов, то в качестве закята выплачивают годовалого барашка или овцу. Если меньше пяти верблюдов, то хозяин не облагается закятом. От десяти до четырнадцати – два барашка или овцы, точно таких же, как и в первом случае.
От пятнадцати до девятнадцати – три барашка или овцы.
От двадцати до двадцати четырех – четыре барашка или овцы.
От двадцати пяти до тридцати пяти – верблюжонка, которому уже исполнился год. Этот вид называется «бинту мухаз», так как мать этого верблюжонка может забеременеть.
От тридцати шести до сорока пяти – верблюд из категории «бинту лабун», т. е., тот, которому исполнилось два года. «Бинту лабун» назвали от того, что его мать могла родить и иметь молоко.
От сорока шести до шестидесяти – «хикат», т. е., верблюд, вступивший в четвертый год жизни. «Хикатом» назвали его потому, что на нем можно перевозить груз, ездить, и в этом возрасте верблюдица способна рожать.
От шестидесяти одного до семидесяти пяти – «джазат», т. е., верблюд, которому исполнилось четыре года, и пошел пятый. «Джазатом» его назвали от того, что у него перестали расти и меняться зубы.
От семидесяти шести до девяноста – два «бинту лабун».
От девяноста одного до ста двадцати – два «хиката».
От ста двадцати одного до ста двадцати девяти закят выплачивают, дав «хиката» и одного барашка.
От ста тридцати до ста тридцати четырех – два «хиката» и два барашка.
От ста тридцати пяти до ста тридцати девяти – два «хиката» и три барашка.
От ста сорока до ста сорока четырех – два «хиката» и четыре барашка.
От ста сорока пяти до ста сорока девяти выплачиват два «хиката» и одну «бунту мухаз».
От ста пятидесяти до ста пятидесяти четырех – три «хиката».
От ста пятидесяти пяти до ста пятидесяти девяти – три «хиката» и одного барашка.
Таким образом закят обновляется – при каждом пяти увеличенном числе добавляют по одному барашку и трем «хикатам», при каждом двадцати пяти – три «хиката» и одного «бинту мухаза», при каждом тридцати шести три «хиката» и одного «бинту лабуна».
От ста девяноста девяти до двухсот выплачивают четыре «хиката».
Все предписанные для закята должны быть верблюдицами.
б) Вторая категория – буйволы, крупнорогатый скот.
Закятооблагаемый минимум (нисаб) для этой категории – тридцать штук.
Если имеется от тридцати до тридцати девяти, то закят выплачивают одним годовалым теленком, независимо от пола.
От сорока до пятидесяти девяти – двухгодовалой скотиной.
От шестидесяти до шестидесяти девяти – двумя годовалыми телятами.
От семидесяти до семидесяти девяти – одна двухгодовалая и одну годовалая скотина.
От восьмидесяти до восьмидесяти девяти – двумя двухгодовалыми.
От девяноста до девяносто девяти – тремя годовалыми телятами.
От ста – двумя телятами и одной двухгодовалой скотиной, т. е., с каждой тридцатой – теленка, а с каждой сороковой – двухгодовалую скотину.
От ста десяти две двухгодовалых скотины и один теленок и так далее.
в) Третья категория – овцы.
Нисабом для овец является сорок голов.
От сорока до ста двадцати – одна овца.
От ста двадцати одного до двухсот – две овцы.
От двухсот одной головы до трехсот девяносто девяти – три овцы.
От четырехсот – четыре овцы.
После этого с каждой сотни выплачивают по одной овце. Овца тоже должна быть годовалой.
г) О закяте с лошадей, ослов и мулов.
Этот вид животных закятом не облагается, если только его не держат для продажи. Они рассматриваются как товар для торговли, их оценивают и к каждому двухсотому дирхему выплачивают по пять дирхемов, или с каждой лошади по одному динару.При подсчете нисаба не учитываются верблюжата, не достигшие года, ягнята и телята, даже если и достигают нисаба. Если нет годовалой скотины для выплаты закята, то выплачивают взрослой скотиной и берут плату за разницу, а если выплатили молодой скотиной, то добавляют разницу.
Собирателю закята нельзя выбирать самую лучшую, тощую, среднюю, беременную и ту, которая только родила.
Зайнулла ГАМЗАТОВ
преподаватель Дагестанского исламского университета
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Закят с сельскохозяйственных культур
По мазхабу имама аш-Шафии
Из растений закятом облагается то, что является пропитанием: свежие финики, виноград, пшеница, ячмень, рис, чечевица, кукуруза, турецкий горох, египетские бобы, проса, луговой горошек.
Нисабом этой категории имущества является 5 вуск (720 кг). 1 вуск = 60 сах = 144 кг.
Что касается зерна, которое хранится в кожуре, как рис, то закят с него выплачивается вместе с кожурой, когда они будут весить 10 вуск (1440 кг).
Когда количество урожая этих культур на момент уборки достигает 720 кг, в виде закята выделяется 1/10 часть урожая, т. е. 72 кг. Это в том случае, если посевы искусственно не орошались, т. е. когда они орошались дождём или находились поблизости к воде (озеру, реке, каналу).
Если же посевы орошались искусственно, т. е. когда хозяин сам подводил воду, рыл каналы и т. д., то размер закята составляет 1/20 часть урожая, т. е. 36 кг.
Если растения поливались поровну, т. е. 6 месяцев поливал хозяин, а 6 месяцев орошал дождь, то хозяину надо выплатить 7,5 %.
Закят становится обязательным с момента созревания этих культур. Если в году собирают два урожая, то закят выплачивается с каждого урожая.
Если крестьянин продаст собранный урожай, не выделив с него закят, сделка считается недействительной. Также считаются недействительными любые другие виды распоряжения урожаем до выделения с него закята.
Закят выделяется в натуральном виде, а не в денежном эквиваленте.
Ещё одним условием обязательства закята является наличие хозяина данного имущества. Если сад или поле являются имуществом, отданным мечети в качестве вакфу, то закят с него не выплачивают, как и с плодов, выросших на необрабатываемых, диких полях, потому что у него нет определённого хозяина. А если это вакфу, сделанная одному человеку или же его детям, то закят обязателен.
Нельзя смешивать один вид растения с другим. Например, нельзя смешать пшеницу с ячменём. Можно один сорт смешивать с другим сортом одного вида. Например, один сорт финика можно смешать с другим сортом финика. Не допускается смешивать плоды или посевы одного года с плодами или посевами другого года. Однако дозволяется смешивать плоды или посевы одного года с плодами или посевами этого же года.
Вменяется в обязанность выплачивать закят с плодов, когда они поспеют, а с зёрен – когда они окрепнут.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Что такое ушр садака или ушр закят?
Что такое ушр садака или ушр закят в Исламе. «Ушр» — это один из видов исламского налога в размере 1/10 с собранного урожая. Согласно шариату, существует ряд земледельческих или сельскохозяйственных продуктов, подлежащих налогообложению. Проще говоря, «ушр» можно назвать «закятом с урожая». Обязательность выплаты такого вида садака закреплена Священным Кораном, Сунной и единогласным выводом исламских учёных (иджма).
Ушр закят порядок выплаты
Всевышний Аллах предписал верующим выплачивать закят со всего, что произрастает на их собственной земле, включая с плодов кустарников и деревьев. В качестве довода на выплачивание ушра, служат слова Всевышнего в Коране, где Он сообщает:
«О, уверовавшие! Расходуйте (ради довольства Аллаха) из благ приобретенного вами, а также из того, что Мы вывели для вас из земли…» (Коран, сура Бакара 267).
Если урожай, выращивается на землях с искусственным орошением, то в качестве закята выплачивается одна двадцатая часть. Если земли не требуют искусственного орошения, а всё на ней растет благодаря дождям, которые ниспосылает Аллах, то с урожая выплачивается десятина.
Необходимо выплачивать ушр закят со всего, что растет на земле, а также с плодов деревьев независимо от размера урожая. В случае с ушром, ни обладание установленным минимумом урожая, ни владение им в течение года к числу необходимых условий не относятся, и даже если урожай в течение года собирают неоднократно, закят с него следует выплачивать каждый раз. Объясняется это тем, что ни в Коране, ни в Сунне не указывается, что выплачивать закят с урожая следует по истечении года.
Выплата закята с урожая имеет отношение лишь к тому, что вырастает на земле, и не имеет отношения к личности того, кто обязан его выплачивать. Это значит, что необходимыми условиями выплаты закята с урожая не являются ни наличие разума, ни достижение совершеннолетия, ни свобода. Так, например, обязательно выплачивать закят с урожая, собранного на земле, которая является собственностью малолетнего ребенка или безумца, с земли, завещанной в качестве вакфа, или с арендуемой земли. Закят не выплачивается с того, что вырастает на земле само по себе и не требует ее обработки, например с леса, камыша, травы.
Ушр закят следует выплачивать с того количества урожая, каким оно было в день сбора. Обязательность выплаты ушра снимается в таких случаях, например, если урожай уничтожен из-за непреодолимой силы, от которой не было возможности защититься: наводнение, пожар, нашествие саранчи, засухи или град.
Если урожай будет продан до его сбора, например человек продал сад или поле перед самым сбором урожая, то закят с него должен выплачивать новый хозяин, если же земельный участок был продан после сбора, то ушр закят должен выплачивать продавец (прежний хозяин).
Ушр закят в Коране и хадисах
Необходимость выплаты закята с земледельческих продуктов основана на положениях Священного Корана, Сунны и иджмы. В Коране Всевышний Творец повелевает:
«…и давайте [тем которые нуждаются] должное в день уборки урожая». (Сура ан-Анам, 6/141)
Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) объяснял, что под словом «должное» подразумевается обязательность выплаты ушр закята. Было уточнено, что речь идет об «‘ушре» или половине «‘ушра», то есть 1/20 части урожая. Другим доказательством является следующий аят:
«О вы, которые уверовали! Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле». (Сура аль-Бакара, 2/267)
Закят еще называют «нафака» (пропитание). Доказательством является следующий аят:
«А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, возвести [Мухаммад, что ждет их] мучительное наказание». (Сура ат-Тауба, 9/34)
Передано со слов Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям)сказал:
«С земель, которые орошаются дождями, водой из рек или иным естественным путем, (следует взимать) десятину, а с тех земель которые требуют искусственного орошения, — половину того» (Бухари, Закят, 55; Муслим, Закят, 8; Абу Дауд, Закят, 5, 12; Тирмизи, Закят, 14; Насаи, Закят, 25; ибн Маджа, Закят, 17; Дарими, Закят, 29; Малик, Муватта, Закят, 33).
Известно то, что все исламские алимы (ученые) единодушны в том, что выплачивать ушр закят с сельскохозяйственных продуктов следует обязательно.
А также, следует отметить, что в случае с ушр закят, условие об истечении годового срока не ставится. В тех местах, где урожай снимают по несколько раз в году, ушр выплачивается в соответствии с этим, то есть несколько раз в год.
Источник
Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения | ВИДЕО
Закят разговения является особенностью общины Пророка Мухаммад (мир ему и благословение). Обязательным этот вид закята стал во втором году Хиджры за два дня до Праздника разговения, в том же году, в котором Всевышний Аллах предписал соблюдение поста месяца Рамадан.
За день или два до разговенья Пророк (мир ему и благословение) произнёс проповедь, в которой сказал: «Выплачивайте саа (мера сыпучих тел равная 2кг 400г) пшеницы или саа фиников, или ячменя за каждого свободного или раба, и маленького и взрослого».
Одной из мудростей, скрытых в выплате закятуль-фитр является та, что благодаря этому Всевышний Аллах прощает недостатки, допущенные в соблюдении поста. В хадисе сказано:
شهر رمضان معلق بين السماء والأرض ولا يرفع إلى الله إلا بزكاة الفطر
«Пост Рамадана будет находиться между землей и небесами, и только после выплаты закятуль-фитр пост будет вознесен на небеса» («Джамиульахадис» № 13439) т. е.,закят-уль-фитр способствует принятию нашего поста.
От Ибн Умара(да будет доволен им Аллах) передали:
عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: «فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر صاعاً من تمر أو صاعاً من شعير على العبد والحر والذكر والأنثى والصغير والكبير من المسلمين وأمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة «.
«Пророк (мир ему и благословение) велел выплатить подаяние разговенья после поста Рамадана в виде саа фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман» («Сахих аль-Бухари» № 1503 «Сахихал-Муслим» № 984).
Неверующий также обязан выплачивать закятуль-фитр, но не за себя, а за своих родственников- мусульман, находящихся на его иждивении.
Тот, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считается бедным и не обязан платить закятуль-фитр, в отличие от того, у кого остаётся излишек после праздничной ночи и праздничного дня. Излишком считается любое имущество, продав которое можно выплатить закятуль-фитр, за исключением дома – его продавать не обязуется.
Наличие долга не является препятствием для выплаты закятуль-фитр. Тот, кто обязан отдать закятуль-фитр за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его иждивении. Однако мусульманину нельзя отдавать закят за своего раба, близкого родственника, жену, если они не мусульмане, хотя они и находятся на его иждивении. Сын не обязан выплачивать закятуль-фитр за свою мачеху.
Если глава семьи не имеет достаточных средств для выплаты закятуль-фитр за всех членов семьи, то в первую очередь он отдаст за себя, затем за свою жену, затем за своего несовершеннолетнего ребёнка, далее за отца, далее за мать, затем за своего совершеннолетнего ребёнка.
Закятуль-фитр выплачивается из тех сельхозкультур, от которых взимается закят: пшеницы, риса, кукурузы, фиников, винограда и т.д. Также в качестве закятуль-фитр можно отдавать сыр и молоко, но с них закят даёт только тот, у которого это является основным продуктом питания. Мусульманин обязан отдавать закятуль-фитр из того продукта питания, которым питается большинство жителей его населённого пункта. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания – можно отдать с любого из них.
По мазхабу имама Шафии (да будет доволен им Аллах) закятуль-фитр обязательно выплачивать зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.
Отцу разрешается отдавать закятуль-фитр за своего несовершенного ребёнка, даже без его согласия.
При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение, например: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят-уль-фитр за себя». Опекуну также необходимо сделать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребёнка и душевнобольного человека. Вакилю, т.е., уполномоченному человеку, не обязательно делать намерение во время раздачи закята, если уполномочивающий человек, т.е., хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.
Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.
На кого обязуется выплата закятуль-фитр
Выплата закятуль-фитра обязуется на свободного мусульманина, который имеет пропитание на день и ночь Праздника разговения для себя и тех, кто он обязан содержать. Также выплата закятуль-фитра обязательна для неверного, если те, кого он обязан содержать являются мусульманами.
Если муж беден, а жена состоятельная, то она не обязана выплачивать закят ни за него, ни за себя, но, все-таки, ей желательно выплатить его, и это будет считаться её желательной милостыней. В случае, если муж находится далеко, а жена остаётся без пропитания, то она может для своего пропитания взять в долг на имя мужа что-либо, но прежде ей следует обратиться к имаму, чтобы он оповестил мужа о её положении и необходимости содержать свою семью. Если разведённая (трёхкратным разводом) жена беременна, бывший муж обязан выплатить за неёзакят.
Закятуль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества.
Ученые мазхаба имама Шафии (да будет доволен им Аллах) Ибну Мунзир, Равяни, шейх абу Исхак Ширази говорят, что можно раздать трём неимущим и необязательно всем категориям.
Рафии сказал, что можно давать и одному человеку.
Размер милостыни разговения
Закятуль-фитр выплачивается тем видом зерна, который больше употребляют в данной местности, в количестве одного саха с одного человека. Это может быть пшеница, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм и т.д. Если где-то употребляют ячмень, лучше будет, если выплатить пшеницей.
Закятуль-фитр за умершего
С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамадана, закятуль-фитр выплачивается, а если умер до захода солнца – не выплачивается. С ребёнка, родившегося в последний день Рамазана, тоже выплачивается, если он останется живым до захода солнца.
Сах
Сах равен 2 кг. 400 граммам, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмма. Согласно мазхабу имама Шафии (да будет доволен им Аллах), нельзя выплачивать денежным эквивалентом. Когда есть трудность выплаты зерном, следуя имаму Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), шафииту разрешается выплачивать деньгами, в размере стоимости 1 сах, но следует учитывать, что по мазхабу Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах) достаточно отдать половину саха, если выплачивают пшеницей или изюмом т.е. приблизительно,1700-2000 грамм.
Время выплаты закятуль-фитр
Мусульманские правоведы сошлись на том, что время выплаты закятуль-фитр – это конец месяца Рамадана, и расходятся только в том, должен ли это быть заход солнца в вечер разговенья или восход солнца в день праздника. Но, несомненно, что лучшее время это — перед выходом на молитву.
Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал:
عن ابن عمر أن النبي صلى الله عليه وسلم أمر بإخراج زكاة الفطر قبل خروج الناس إلى الصلاة
«Пророк (мир ему и благословение) повелел нам выплатить закят разговенья до выхода людей на молитву» («Сахих аль-Бухари» №1407).
Закятуль-фитр разрешается выплатить в начале Рамадана, не дожидаясь конца месяца. Но нельзя его выплачивать до наступления рамазана.
Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух).
Откладывать выплату закятуль-фитр до захода солнца дня разговения без причины является грехом (харам). Мусульманин имеет право откладывать выплату закятуль-фитр, если его имущество находится далеко, или, если люди, которые должны получить закят, находятся далеко.
Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населённом пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, только тогда его переносят в другое место.
Если в начале месяца Рамадан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, в котором он находится в момент захода солнца в последний день месяца.
Источник