Меню

Заметка по охране почв

Актуальные проблемы правовой охраны почв

Дата публикации: 19.01.2020 2020-01-19

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Абакарова, А. Б. Актуальные проблемы правовой охраны почв / А. Б. Абакарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 161-162. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66556/ (дата обращения: 11.12.2021).

В статье анализируется проблема деградации почв, приводятся примеры масштабности последствий нерационального использования земель, исследуются основные нормативно-правовые акты, регулирующие правовую охрану почв, опыт зарубежных стран по решению поставленных задач в области охраны данного важнейшего природного ресурса.

Ключевые слова: правовая охрана почв, нерациональное использование земель, деградация почв, земли сельскохозяйственного назначения, почвенный покров, эффективное землепользование.

Почвы — это национальное богатство России, выполняющее важнейшие биосферные функции. Наукой установлено, что для образования плодородного слоя почвы 2–3 см требуется от 300 до 1000 лет. Для ускоренного эрозионного процесса потребуется 5–10 лет, чтобы уничтожить то, что природой создавалось столетиями. В современной действительности происходит повсеместная и ежегодная деградация, загрязнение основного ресурса человечества. Зачастую граждане думают, что право собственности на землю дает им неограниченный набор прав по отношению к ней, но это неверно, и может привести к нанесению серьезного вреда для окружающей среды.

Серьезной угрозой для деградации почв является развитие процессов водной эрозии, опустынивание, заболачивание, закустаривание, обеднение почв. Большое количество земель главных сельскохозяйственных районов пришли в экологически неудовлетворительное состояние в 1950–1970 годы, и в последующие годы ситуация не была улучшена. Большинство почв основных сельскохозяйственных районов России пришли в экологически неудовлетворительное состояние еще в период 1950–1970 гг., и в течение всех последующих лет повсеместно сохраняется негативная динамика.

Основной нормативно-правовой акт, который регулирует правовую охрану окружающей среды, является закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1]. Ст. 4 закона определяет объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственный и другой деятельности, к ним, в том числе, относятся земля и недра. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» для почвы установлен комплекс организационно-правовых мер, которые подлежат применению для сохранения и восстановления этого компонента окружающей среды.

Анализируя законодательство РФ, следует заметить, что термин почва используется для обозначения природного компонента земли. Так, п. 5 ст. 13 ЗК РФ установлено, что для оценки состояния почвы Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Особой мерой для охраны редких или находящихся под угрозой исчезновения почв ст. 62 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает учреждение Красной книги почв Российской Федерации или субъектов Федерации. Таким образом, законодателем придано почве особое значение, которое вытекает из ее значения в жизни человечества [5]. Такое значение почв находит отражение в практике правового регулирования земельных и экологических правоотношений.

На международном уровне лишь в некоторых европейских странах приняты законы с целью охраны почв. Например, Закон ФРГ «Об охране почв закрепляет понятие «почвы», определяются обязанности собственников и владельцев недвижимости по предотвращению негативных изменений состояния почвы на их землях. Однако проблемы охраны почв актуальны для всех стран мира и находятся в поле постоянного внимания международного сообщества. Основным принципом зарубежного законодательства является недопустимость воздействия на почву, приводящая к ухудшению ее качества, деградации, загрязнению и разрушению.

Читайте также:  Можно ли использовать ботву помидор для компоста

Для решения мировых продовольственных проблем 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), принявшая в 1982 г. Всемирную хартию почв, которая содержит основные принципы и руководства по устойчивому управлению почвенными ресурсами и защите почв, принятые правительствами и международными организациями. Российская Федерация в 2006 г. стала полноправным членом этой организации. В последние несколько лет ФАО поставило почву в число важнейших объектов продовольственной безопасности. Прежде всего, возросший интерес к почвам нашёл выражение в программе Глобального почвенного партнёрства (ГПП), созданного в целях объединения международных усилий для сохранения плодородных и здоровых почв для настоящего и будущих поколений. Основные «столпы» этого партнерства — это улучшение обработки почвы, сбор, хранение и обработка почвенной информации и стимулирование исследований, направленных на практические результаты [4].

Стоит отметить, что проект федерального закона «Об охране почв», соответствует принципам и нормам международного права в данной области, его содержание воплощает в себе опыт зарубежных стран. В основу федерального закона «Об охране почв» должен быть положен Модельный закон «Об охране почв», принятый еще в 2007 г. на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, который был разработан с целью установления основных принципов государственной политики, правовых основ деятельности органов государственной власти, юридических и физических лиц в целях рационального и бережного использования почв, сохранения их качества и плодородного слоя, защиты почв от негативных воздействий, развития земельного и экологического законодательства.

Проблема сохранения почвенного покрова приобрела очень серьезное значение во многих аспектах. Признание почвы компонентом биосферы окружающей среды выводит ее из сферы подведомственных сельскохозяйственным интересам области в сферу глобальных проблем, связанных с человеком, как биологическим видом, что обуславливает необходимость закрепления проблему почв, как составную часть проблем окружающей среды.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в настоящее время человечество вплотную подошло к рубежу, за которым дальнейший рост масштабов хозяйственной деятельности, если она будет основываться на прежнем потребительском подходе к использованию почв и земельных ресурсов, может поставить под угрозу основы жизни на планете. Сложившаяся ситуация требует скорейшего принятия мер, в том числе законодательного характера, по усилению ответственности пользователей за порчу почв и ухудшение их плодородия.

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Закон г. Москвы от 04.07.2007 № 31 «О городских почвах» действует в редакции Закона г. Москвы от 29.04.2015 № 19. // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Проект Федерального закона № 83224–3 «Об охране почв» официально опубликован не был. // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Баламирзоев М. А., Мирзоев Э. М.-Р. Почвы Дагестана, геоэкологические проблемы их охраны и рационального использования // Юг России: экология, развитие. 2008. № 2.
  5. Столбовой В. С. (отв. ред.). Единый государственный реестр почвенных ресурсов России. — М.: Почвенный институт им. В. В. Докучаева Россельхозакадемии, 2014.

Источник

О правовой охране почв

Дата публикации: 17.03.2016 2016-03-17

Статья просмотрена: 2295 раз

Библиографическое описание:

Шанина, Ю. В. О правовой охране почв / Ю. В. Шанина, Я. И. Тимченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27139/ (дата обращения: 11.12.2021).

В научной статье поднимаются два актуальнейших вопроса, рассматриваемых в рамках земельного права. Необходимо ли признавать почвы объектом земельных отношений? Следует ли принять специальный закон по охране почв?

Земля является главнейшим ресурсом России, значительно превышающим все запасы энергоносителей. Но ее рациональное использование в должной мере не осуществляется ни государством, ни гражданами страны. Российский обыватель, имеющий земельный участок на правах собственности, уверен в том, что ему дозволено совершать с ним все, что заблагорассудится. Но это представление абсолютно неверно.

Читайте также:  Какую почву любит сныть кислую

Земельные ресурсы РФ являются объектом комплексной правовой охраны. Комплексный подход в регулировании отношений в сфере правовой охраны почв проявляется в том, что соответствующие нормы включены в нормативные правовые акты, являющиеся источниками различных отраслей права. При таком правовом регулировании, как правило, выявляются коллизии норм и пробелы.

Правовое регулирование отношений по охране почв осуществляется как земельным, так и экологическим законодательством. В ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2] определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья была изменена в 2014 году). К компонентам природной среды законодателем отнесены, в том числе, земля и почвы. Учитывая это, в п. 1 ст. 42 Закона, определяющим требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, устанавливается, что должны проводиться мероприятия по охране земель и почв. Эти же объекты названы и в ст. 43 Закона, предусматривающей требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем.

В Земельном кодексе РФ почва не признается объектом земельных отношений. В ст. 6 ЗК РФ [1] названа только земля как природный объект и природный ресурс, исходя из этого в ст. 13 ЗК РФ определяется содержание именно охраны земель. Однако необходимо отметить, что в этой статье употребляется и термин почва. В п. 5 ст. 13 ЗК РФ предусматривается, что для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. Отношения по нормированию в области охраны окружающей среды регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [2], в котором объектом охраны окружающей среды определены почвы, поэтому и в ст. 13 ЗК РФ назван этот объект.

Термин почва применяется и в Федеральном законе «О землеустройстве» [4]. В ст. 11 Закона определено, что почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

В Федеральном законе «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения определяется как способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений, а загрязнение почв как содержание в них химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения. Изложенное выше обосновывает вывод о том, что в отношении земель сельскохозяйственного назначения понятия «земля» и «почва» используются как тождественные.

Читайте также:  Что можно подкормить раствором дрожжей

Основываясь на анализе норм земельного и экологического законодательства, регулирующего отношения по охране почв, некоторые авторы предлагают законодательно закрепить понятие «почвы». Полагаем, что законодательное определение понятия «почва» и признание его объектом земельных отношений, закрепляемых на уровне ФЗ, вполне целесообразно.

Предлагая признать почву самостоятельным объектом правовой охраны, в научной литературе неоднократно обосновывалась необходимость принятия федерального закона «Об охране почв», который, по мнению многих авторов, будет способствовать предупреждению дальнейшей деградации почв и выбытию сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного производства. В законе предлагается закрепить обязанности субъектов земельных отношений по охране почв, а также способы и методы, которые должны применяться при ведении сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что в некоторых европейских странах приняты законы «Об охране почв». Например, Закон ФРГ «Об охране почв». В данном законе содержится юридическое определение «почвы», определяются обязанности собственников и владельцев недвижимости по предотвращению негативных изменений состояния почвы на их землях. Одним из важнейших требований, закрепляемых в Законе, является соблюдение правил «хорошей практики ведения сельского хозяйства». Подобные законы приняты лишь в некоторых европейских странах. В других отношения в сфере охраны почв регулируются различными актами. В Польше, например, отношения по охране почв регулируются Законами от 27 апреля 2001 г. «Об охране окружающей среды» и от 3 февраля 1995 г. «Об охране сельскохозяйственных и лесных земель». Подобное правовое регулирование сложилось и в России. Как отмечалось выше, отношения в сфере охраны почв регулируются ЗК РФ, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В последним из названных Законов закрепляются права и обязанности лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения, имеющие целью обеспечить воспроизводство плодородия земель, а также определяются основные направление обеспечения плодородия земель.

В законе «Об охране почв» авторы предлагают урегулировать вопросы внутрихозяйственного землеустройства, определить его значение, природоохранные функции. Данные отношения регулируются Федеральным законом «О землеустройстве» [3]. В ст. 18 Закона определяется цели проведения внутрихозяйственного землеустройства, а также перечень, выполняемых работ, в том числе, разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от негативных воздействий.

Изложенное позволяет судить о том, что в России сформировался комплексный подход в регулировании отношений по охране почв, который проявляется в том, что соответствующие нормы включены в нормативные правовые акты, являющиеся источниками различных отраслей права. Считаем целесообразным сохранить сформировавшееся правовое регулирование данных отношений.

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды».
  3. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  4. Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
  5. Боголюбов С. А. Земельное право. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2010. — 380 с.

Источник

Adblock
detector