Меню

Занятия по исследованию почвы

Занятия по исследованию почвы

Раздел II ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВЫ. Занятие 1 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА И ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЧВЫ

Цель занятия. Ознакомиться с методами исследования почвы при изучении ее механического состава и физических свойств.

Материалы и оборудование. Пробы почвы; набор сит; почвенные термометры; стеклянные трубки; мерный цилиндр; цилиндр с сетчатым дном.

Содержание занятия. В з я т и е пробы почвы для исследования. Пробы почвы должны отражать средние показатели определенного земельного участка. Берут их специальным буром или чистой лопатой. Предварительно с поверхности почвы убирают (удаляют) растительность и другие посторонние предметы. Образцы почвы отбирают в хорошую сухую погоду на различной глубине в зависимости от поставленной задачи. Например, послойный (через каждые 20 см) способ отбора проб на глубине до I м важен для выяснения давности загрязнения почвы (определяют по перемещению хлоридов и других продуктов минерализации органических веществ из верхних слоев в нижние).

Каждую пробу массой 2—3 кг помещают в стеклянные банки с притертой пробкой или в чистый полиэтиленовый пакет, прикладывают записку с указанием даты, места и глубины взятия образца. В лаборатории отобранные пробы почвы рассыпают тонким слоем на листы бумаги, раздавливают слежавшиеся комки и высушивают на воздухе. Для анализа отбирают0,5—1 кг, остальную часть хранят. Перед началом лабораторных исследований из образца почвы удаляют корни и другие нехарактерные примеси, взвешивают их для установления процентного содержания.

Определение структуры и типа почвы. После высушивания пробы почву рассматривают на бумаге или тарелке и предварительно определяют ее тип и структуру. Если в почве содержится до 99 % песка и до 10 % глины, ее называют песчаной; от 10 до 30 % глины — супесчаной; от 30 до 50 % глины — суглинистой; более 50 % глины — глинистой. В черноземной почве гумус (растительный перегной) составляет более 20 %. В торфе содержится большое количество органического перегноя (50—80 %).

Определение механического состава почвы. От размера частиц, составляющих почву, и их соотношения зависит обмен почвенного воздуха с атмосферным. Насыщение почвы кислородом необходимо для процессов окисления органических веществ.

Для определения соотношения частиц почвы по их размеру применяют набор сит с разным диаметром отверстий. Чаще всего такие наборы состоят из 5—7 сит с отверстиями диаметром 10,7,5,3,2, 1, 0,25 мм. Складывают сита так, чтобы они плотно входили одно в другое. В верхнее сито, с самыми крупными отверстиями, насыпают 100 г разрыхленной воздушно-сухой почвы, закрывают его крышкой и, осторожно сотрясая весь набор, просеивают пробу. Частицы почвы диаметром 10 мм и более остаются на сите № 1, их называют крупным хрящем; частицы диаметром от 7 до 10 мм и от 5 до 7 мм остаются на ситах №2,3- средний хрящ; частицы диаметром от 2 до 5 мм остаются на ситах № 4, 5 — мелкий хрящ; частицы диаметром от 1 до 2 мм остаются на сите № 6 — крупный песок; частицы диаметром от 0,25 до 1 мм остаются на сите № 7 — мелкозем; на дне набора сит собираются частицы диаметром менее 0,25 мм — мелкий песок.

После просеивания почвы взвешивают содержимое всех сит и определяют соотношение частиц разного размера, ее механический состав.

Определение основных физических свойств почвы. Температуру почвы в гигиенических целях измеряют при выборе мест для устройства летних лагерей, тырл или стойбищ животных ранней весной или поздней осенью, на пастбищах и в загонах с помощью специальных термометров. Кроме этого органолептически определяют цвет и запах почвы, ее водные свойства: водоподъемную способность (капиллярность), фильтрационную способность (водопроницаемость), объем пор почвы, способность впитывать и удерживать влагу (влагоемкость).

Цвет почвы может быть темным (черным), светло-серым, светло-желтым и других оттенков в зависимости от количества находящихся в ней органических веществ и примесей.

Темная (черная) окраска указывает на содержание в почве большого количества органических веществ. При санитарной оценке такой почвы следует учитывать, что окраску почве придает гумус (перегной) в результате внесения больших доз навоза. В таких почвах патогенные микроорганизмы встречаются чаще.

Почвы, бедные гумусом, органическими веществами, имеют светло-серую (подзолистые) или светло-желтую (песчаные, глинистые) окраску, содержат малые количества биологически активных минеральных соединений.

Запах почвы можно определить непосредственно на месте, при взятии пробы. Для этого пробу почвы помещают в колбу, заливают горячей водой, закрывают пробкой и встряхивают, затем открывают пробку и определяют запах.

Чистая, незагрязненная почва не имеет запаха. Гнилостный, аммиачный, сероводородный и другие запахи свидетельствуют о загрязнении почвы навозом, мочой, неочищенными сточными водами, трупными остатками животных.

Водоподъемная способность (капиллярность) почвы зависит от ее механического состава, т. е. чем меньше размер частиц почвы, тем выше подъем влаги по капиллярам. Высокая капиллярность нередко служит основной причиной сырости почвы, помещений, если не приняты соответствующие меры (гидроизоляция).

Водоподъемную способность почвы определяют в лабораторных условиях. Для этого в штатив устанавливают стеклянные трубки диаметром 2,5—3 см (с сантиметровыми делениями и длиной 1 м). Нижние концы трубок обвязывают полотном. Каждую трубку заполняют исследуемой почвой, нижние концы трубок погружают в стаканы или ванночки с водой на глубину 0,5 см. В зависимости от размера частиц, а отсюда и размера капилляров в почве вода с неодинаковой скоростью будет подниматься вверх. По изменению окраски увлажненной почвы в трубках следят за скоростью и высотой поднявшейся по капиллярам воды, отмечая ее уровень через 5, 10, 30 и 60 мин и далее через каждый час до прекращения подъема уровня. По 3—5 про-бам почвы получают результаты ее водоподъемной способности.

Читайте также:  Парник своими руками стрейч пленка

Фильтрационная способность (водопроницаемость) почвы — скорость просачивания воды через почвы различных типов — зависит от их структуры. Водопроницаемость имеет большое санитарно-гигиеническое значение, поскольку определяет водно-воздушный режим почвы.

Для определения водопроницаемости сухой измельченной почвы берут стеклянную трубку диаметром 3—4 см и длиной 25—30 см. Отмерив от нижнего конца трубки 20 и 24 см, отмечают эти уровни на стекле. Нижний конец трубки обвязывают тонким полотном и при встряхивании наполняют исследуемой почвой до нижней черты (на 20 см). Укрепив трубку в штативе вертикально, подставляют под ее нижний конец мерный цилиндр с воронкой. Мерный цилиндр должен быть одинакового диаметра с трубкой. На цилиндре делают отметку снизу на уровне 4 см. Зафиксировав время, осторожно наливают в трубку на почву слой воды высотой 4 см, все время поддерживая этот уровень над почвой. Водопроницаемость выражают двумя показателями: временем, в течение которого вода пройдет через слой почвы толщиной 20 см, и временем, которое потребуется для накопления в цилиндре слоя воды высотой 4 см.

От объема пор почвы зависит ее аэрация. Для определения объема пор почвы берут мерный цилиндр, наливают в него 50 мл воды и высыпают 50 мл исследуемой почвы. Смешав почву с водой, отмечают на цилиндре общий объем. В результате заполнения пространства водой (пор между частицами почвы) общий объем смеси будет меньше 100 мл. Разница между заданным объемом и фактическим составит объем пор почвы.

Пример расчета. После смешивания 50 мл воды и 50 мл почвы объем составил 85 мл. Следовательно, поры почвы занимают объем 15 мл (100 — 85), или 30 %:

Влагоемкость — способность почвы впитывать и удерживать в себе определенное количество воды. При большой влагоемкости уменьшается ее возможность воздухо- и водопроницаемости. На таких участках почвы нередко наблюдается отсыревание полов, стен, ограждающих конструкций помещений, замедляется разложение органических веществ.

Для определения влагоемкости почвы берут стеклянный цилиндр с сетчатым дном и насыпают в него 100 г воздушно-сухой пробы. Цилиндр с почвой взвешивают. После этого погружают его в воду и наблюдают до появления воды в верхнем слое почвы. Это говорит о том, что часть воды впиталась почвой, находящейся в цилиндре. Вынув цилиндр из воды, ждут, пока полностью стечет невпитавшаяся вода. После этого цилиндр снова взвешивают. Разница между первым и вторым взвешиванием укажет массу влаги, удерживаемой исследуемой почвой.

Пример расчета. Масса цилиндра с сухой почвой (первое взвешивание) 150 г, масса цилиндра 50 г. Масса того же цилиндра с почвой после поглощения воды (вто-рое взвешивание) 170 г. Разница между первым и вторым взвешиванием составит 20 г (170 — 150). Следовательно, влагоемкость исследуемого образца равна 20 %.

Источник

Занятие в подготовительной группе «Исследование почвы»

Надежда Бурдуковская
Занятие в подготовительной группе «Исследование почвы»

Цель: Знакомство с верхним слоем земли почвой и ее свойствами.

— Познакомить со свойствами почвы.

— Закреплять умение составлять рассказ по зарисовкам.

— Учить самостоятельно, делать выводы.

— Воспитывать бережное отношение к своей земле.

Предварительная работа: Проведение опытов с воздухом и водой, что вода выталкивает вода и что воздух легче воды. Знакомство с подземным царством. Чтение сказки Н. Сладкова «Осень наступила».Рисование на тему: «Животные готовятся к зиме».

Материал:Слайды с картинками: планета земля, слои земли, макет земли, лес, подземное царство. Контейнеры с землей, стаканчики с водой, газ-плита, металлическая тарелочка, салфетки, спички, мультимедиа, карандаши, листочки для зарисовок, лабораторные карточки. Энциклопедия дошкольника.

Ход занятия:

Показываем глобус, картинка слоев земли.

Сегодня я предлагаю вам быть маленькими исследователями, а изучать мы будем один из слоев земли — почву. Все это будем записывать в наши лабораторные карточки, чтобы потом составить доклад исследований. Для этого давайте вспомним, откуда мы можем узнать информацию, и каким символом этот источник называется.

1. Как вы, думаете, в каком слое находится почва, а как она образовывается. Это мы сейчас с вами узнаем из книги-энциклопедии. Зачитывается отрывок, рассказывающий о верхнем слое – почве. Зарисовка, верхний слой и остатки растенья. Символ книга.

2. А теперь давайте посмотрим, из чего состоит почва, какая она. Для этого мы пододвинем к себе контейнеры с почвой и возьмем лупу, чтоб хорошо разглядеть почву (цвет, корни растенья, листья). Зарисовка остатков растений и цвета. Символ глаз.

3. А как вы думаете, есть ли влага в почве. Чтобы это проверить давайте попросим взрослого Екатерину Петровну, она нам покажет опыт. Ставим тарелочку с землей на огонь, а сверху держим зеркало, на котором появятся капельки воды. почве есть влага, вода). Вы пока зарисовываете, а мы оставим почву еще на огне и узнаем, что произойдет дальше. Появится запах сожжённых сухих листьев, что еще раз доказывает что? (то, что почва состоит из остатков растений, чтоб это доказать можно сравнить и поджечь сухой листик. Символ вопрос

Читайте также:  Подкормка для корней яблони

4. А как вы думаете, для кого важна почва. Для этого давайте посмотрим на экран. (Зарисовка растений и червячка). Символ экран.

5. Ребята мы знаем, что некоторые животные и червячки живут под землей, а как вы думаете, чем они там дышат (Воздухом, а правда ли что в нашей почве есть воздух, давайте это проверим. Для этого возьмем кусочек земли и опустим в стакан, прижмем палочкой, что вы видите (Пузырьки, что выталкивает вода из земли. (Зарисовка воздуха). Символ восклицания.

6. Вот мы полили растение водой она, что сделала с воздухом (Вытолкнула, земля стала, какая плотная или мягкая, а чтоб опять появился воздух, что нужно сделать (Разрыхлить). А в теплое время года кто помогает рыхлить землю. Теперь давайте, насыплем земли на листочек и прижмем другим листочком, что произойдёт. Как вы думаете, где будет лучше житься животным, где точатся люди или нет. А какой водой лучше поливать растения. А чтоб растениям и животным хорошо жилось на нашей земле и под землей, как вы думаете, что для этого нужно. (Зарисовка тропинка, грабли, зачеркнутый мусор) Символ рука.

Выходит докладчик и составляет доклад, начало один, продолжение другой.

Чтобы еще раз, убедиться, в какой земля лучше жить, за которой ухаживают или которую забывают и загрязняют, давайте посадим семена перца в разные горшочки и пронаблюдаем, что произойдёт, если за одним мы будем ухаживать, а другой наоборот обижать.

В конце воспитатель спрашивает детей, что они узнали сегодня о почве.

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы «Перспективное планирование по опытно – экспериментальной деятельности для детей средней группы». Сентябрь. 1. «Свойства песка». Задачи:.

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста». Сентябрь. 1. «Свойства песка».

Источник

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»

Елена Люстик
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»

Програмные задачи:Уточнить представлерия детей о почве; выяснить,что в почве есть для жизни живых организмов; показать, как загрязняющие вещества проникают в почву и как долго она остается эксперемента показать способ очистки почвы; воспитывать бережное отношение к природе; обогащать словарный запас детей (глинистая, песчаная).

Ход занятия:

-Сугодня утром, придя в детский сад, я обнаружила красивый мешочек. Но что в нем, я так и не посмотрела. Как вы думаете, что там может быть (предположения детей)

Предлагаю детям определить на ощупь.

-Давайте проверим, кто из вас оказался прав. (дети смотрят, что инутри мешочка)

-Что же это? (Земля.)

-А что такое земля,из чего она состоит (ответы детей)

-Хотите побольше узнать о земле? Тогда, я предлагаю вам побыть учеными. А вы знаете, кто такие ученые, чем они занимаются (Люди, которые что-то изучают, делают различные опыты, что-то изобретают.)

-Я вам тоже предлагаю побыть учеными. Давайте оденем халаты и пройдем в нашу лабораторию.

Дети подходят к столу. Перед каждым ребенком лежит чистый лист бумаги, комочек земли, лупа.

-Осторожно потрогайте комочек земли.

-Какая земля в комочке (ответы детей)

-Посмотрите на комочек земли через увеличительное стекло.

-Скажите, что вы там увидели?

-Осторожно раскрошите комочек земли на листе бумаги. Посмотрите на него через лупу. Что спряталось внутри комочка? (Палочки, песок камушки.)

Дети делают вывод о том, из чего же состоит земля.

Верхний слой земли называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такая почва называется песчаная. А в другой больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.)

-Давайте посмотрим почву в разрезе. Показ плаката.

-Она похожа на слоеный пирог. Посмотрите на верхний слой земли. Какого он цвета (Коричневого.) Почему? Как вы думаете, что это (Земля.)

-Какого цвета следующий слой (Желтого.) Что это? (Песок.)

-Назовите следующий слой и его цвет. (Вода. Обозначается голубым цветом.) Как называется вода, которая течет под землей (Подземные воды.)

-Далее идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Рыжим, оранжевым.)

— Мы рассмотрели все слои почвы, но подробнее остановимся на верхнем слое. Напомните мне, как называется верхний слой почвы?

-Ребята, а как вы думаете, могут ли в земле существовать живые организмы?

— А что необходимо для жизни живых организмов (Вода и воздух.)

-Как же живут под землей живые существа? Разве в земле есть воздух и вода (Высказывания детей)

Читайте также:  Виды эрозии почв как они образуются

-Давайте проверим ваши ответы эксперементально.

Опыт 1. «Есть ли в земле воздух?»

-Как вы думаете, что произойдет, если мы комочек земли опустим в воду?

-Возьмите комочек земли так, чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в емкость с водой. Что наблюдаете (Из комочка появляются пузырьки.)

-А что это за пузырьки? (Это воздух.)

— Откуда он появился?

-Какой вывод можно сделать? (Внутри комочков земли был воздух.)

-Как мы об этом узнали? (Когда мы опустили комочек земли в воду, она вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

-Мы только что убедились, что земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?

-Давайте проверим на опыте.

Опыт 2. «Есть ли в земле вода?»

-В чистую сухую кастрюльку я положила что? (Комочек земли.)

-Ставлю кастрюльку с землей на огонь. Что происходит с почвой (Она нагревается.)

-Давайте подержим над кастрюлькой чистое сухое стеклышко.

-Что произошло со стеклышком? (Оно запотело.)

-Подержим еще немного. Что появилось на стеклышке? (Капельки воды.)

-Откуда появилась вода? (Испарилась из почвы.)

-Кто же оказался прав, те кто говорили, что вода есть или те, кто говорили,что воды в почве нет?

-Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода и воздух, которые необходимы для жизни живых организмов.)

-А какие живые организмы живут в почве (Кроты, жуки, червяки)Показываю иллюстрации.

-Сейчас в детский сад позвонил крот и сообщил, что когда рыл норку очень сильно поранил лапку. Как вы думаете, почему это случилось (Потому что в земле был мусор.)

-А как в земле оказался мусор?

-Что надо делать, чтобы сохранить почву чистой?

-А что делать, если почва уже загрязнена?

Опыт 3. «Очистка почвы»

-Беру прозрачный контейнер. Что в нем (Песок.)

-На него сверху кладу губки. Губки- это верхний слой. Песо- это внутренний.

-Ваня, набери в пипетку несколько капель краски и капни ее на губки. Представьте, что в почву попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком. Посмотрите, капли краски хорошо видны? (Нет.)

-Кажется, что их совсем нет, и лежат они никому не мешая. Но пошел дождь. (Дети из леек поливают на губки.)

-Что происходит (Пятна исчезли.)

-Очистилась ли почва? Почему?

-Исчезло ли пятно?

-Давайте с помощью шприца откачаем воду из песка.

-Какого цвета вода? Почему?

-Что произошло с ядовитым веществом? (Оно просочилось внутрь почвы.)

-Посмотрим, что же будет происходить дальше. (Дети поливают из леечек)

-Давайте снова откачаем воду из песка. Что мы наблюдаем (Вода стала чище.)

-Опять пошел дождь. (Дети поливают песок до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой.)

-Вот сколько необходимо дождей, чтобы почва очистилась.

-Ребята, о земле говорят, что она наша кормилица.

-Как понимаете эту пословицу (На ней растут разные растения, которые нас кормят. Поэтому землю необходимо беречь

-Что нового вы узнали о почве в нашей лаборатории? Понравилось быть учеными?

-А теперь, чтобы немного отдохнуть, я предлагаю посмотреть сказку «Как медведь пень потерял.» (Показ сказки на фланелеграфе, беседа по содержанию.)

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.

Конспект опытно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Как мы играем с песком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 66» Конспект опытно-исследовательской.

Конспект опытно-исследовательской деятельности «Воздух — это интересно» «Воздух — это интересно» Цели: Образовательные: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха.

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» Конспект занятия по НОД «Познание» «Волшебница вода» Подготовительная группа Программное содержание: Закрепить знания о разных состояниях.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория Невидимка» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория Невидимка» Цель: создать условия для формирования.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Цель: использовать полученные знания и умения при организации своей деятельности по изготовлению фильтров для воды. Способствовать развитию.

Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир магнитов» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Познакомить с понятием «магнит».

НОД по развитию познавательно — исследовательской деятельности тема: «Овощи. Посадка лука» в старшей группе. (Спиридонова В. Н.) Тема: «Овощи. Посадка лука» Программное содержание: Познавательное развитие — Расширять представление о том, что овощи.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по изучению ПДД в старшей группе Оборудование: карта-схема (маршрут города), фишки –«мышки»,макет светофора, перекрестка, машины, пешеходный переход, 2 шнура, 3 сигнальные.

Источник

Adblock
detector