Урок природоведения по теме «Почва. Охрана почв»
Цели:
Оборудование:
I. Организационный момент
Дорогие ребята! Сегодня на уроке вы будете давать полные ответы, внимательно слушать учителя и ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.
II. Постановка темы и целей урока
Упражнение «Узнай меня».
Учитель: Сформулируйте тему урока.
В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Тема урока: Почва)
Учитель: Что бы вы хотели узнать по этой теме?
План урока:
III. Актуализация знаний
Учитель: Что такое почва? (Почва — это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных).
Учитель: Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы. Приложение 2
Вопросы к кроссворду:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
IV. Изучение нового материала
1. Практическая работа. (На столах обучающихся образцы почв).
Назовите основное свойство почвы /слово в выделенной строчке/. (Плодородие)
От чего зависит плодородие? (От количества перегноя).
Посмотрите на образцы почв №1 и №2. Что заметили? (Почвы разного цвета).
От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва). От количества перегноя зависят типы почв.
2. Постановка учебной задачи: Я представляю вам учеников-консультантов, которые расскажут о некоторых типах почвы. Разделитесь на 2 группы, внимательно слушайте сообщения ребят, заполните таблицу «Типы почв» Приложение3. (По сигналу консультанты меняются местами). Затем мы подведём итог.
3. Работа в группах
1 ученик-консультант. Чернозёмные почвы — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, так как там почва не такая плодородная.
2 ученик-консультант. Подзолистые почвы — серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.
4. Подведение итогов
- О каких типах почв вы узнали? (Чернозёмные, подзолистые).
- В какой почве самое большое количество перегноя? (Чернозёмной).
- В какой природной зоне преобладают черноземные почвы? ( В степи).
- Что интересного вы узнали о чернозёмной почве?
- В какой природной зоне преобладают подзолистые почвы? (В тайге и смешанных лесах).
- Как удается людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах? (Главными условиями получения высоких урожаев является хорошая обработка почвы и внесение удобрений).
5. Практическая работа (продолжение)
Посмотрите на образцы почв №1 и №2. Определите тип почв.
6. Работа с учебником
- В природе существуют и другие типы почв. Откройте учебник на стр.117, прочитайте и дополните таблицу.
- Какие типы почв существуют?
- Как вы думаете, почему они так названы? (Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы).
7. Работа с картой почв и атласами
- Покажите на карте, в какой природной зоне находится наш край — Сандовский район.
- Какая почва наиболее характерна для нашего края? (В нашем крае больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы).
- Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны и человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.
- Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах — почвоведение. Он говорил, что почва дороже золота. Объясните, почему? (Без золота прожить можно, а без почвы нет)
У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? (Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем).
VI. Изучение нового материала (продолжение)
Правильно, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. За почвой нужен правильный уход. Она нуждается в бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву может восстановить сама природа, причём очень медленно: за 250-300 лет -1 см, 20 см — за 5-6 тыс. лет. Зато разрушить почву можно быстро в течение 1 года.
Самостоятельная работа с учебником
- Что разрушает почву? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр. 119.
- Что разрушает почву? (Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие).
- Как предотвратить разрушение почв? (Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.).
- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- Охрана почвы — это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
- Какие организации вы знаете? (Например — независимая международная общественная организация «Гринпис» (англ. Greenpeace — «Зеленый мир»), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).
- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).
VII. Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала вы поработаете в парах на компьютерах с тестом.
Как вы справились с заданием? Приложение 4
VIII. Подведение итогов
Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили?
- Какие бывают почвы?
- Почему надо бережно относиться к почвам?
- Как надо охранять почвы?
X. Домашнее задание
1. Стр. 117 — 120. Подготовьте ответы на вопросы на стр.120.
2.
- 1 группа: продолжите заполнять таблицу «Типы почв».
- 2 группа: расспросите взрослых, какая ведется работа в нашем крае по охране почвы. Подумайте, чем вы можете помочь взрослым.
Источник
Урок «Почва. Охрана почвы.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Почва. Охрана почвы.
Цель: Познакомить обучающихся с понятием почва, её свойством , охраной. Тренировать в построении предложения, объяснению. Пополнить словарный запас. Развивать интерес к учёбе.
Орг. Момент. Из предложенных букв составь слово – это и будет нашей темой ( чвоап). Озвучивание и написание темы урока. Разъяснение задачи урока.
Повторение: овощи, растущие в земле. ПТБ при выкапывании картофеля. Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
(Картошка)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? .
(Свекла)
Он кусает — но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи… (Чеснок)
Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке. (Капуста)
Карточки: 1. Перечислить овощи.
2. Подчеркни названия овощей.
3. Закрась овощи.
Изучение нового материала.
Прочтение по очереди текст в учебнике.
Выписывание главного: понятие почва. Свойство почвы
Понятие плодородия. Определения, словаря.
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Основное свойство почвы – плодородие.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Физ. минутка: Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:»Такого свиста, мы не слышали пока»
плечи поднять
Раз, два — выше голова
Три, четыре — руки, ноги шире
Пять, шесть — тихо сесть.
Повторение прочтённого по вопросам.
Подчеркни овощи: тыква, клубника, картофель, лук, огурец, вишня, репа.
Выбери овощи из предложенных букв: мьадагорохтчрпомидорсбвжарепкасваредислоор
Подчеркни овощи: тыква, клубника, картофель, лук, огурец, вишня, репа.
Выбери овощи из предложенных букв: мьадагорохтчрпомидорсбвжарепкасваредислоор
Подчеркни овощи: тыква, клубника, картофель, лук, огурец, вишня, репа.
Выбери овощи из предложенных букв: мьадагорохтчрпомидорсбвжарепкасваредислоор
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Основное свойство почвы – плодородие.
Основное свойство почвы – плодородие.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Основное свойство почвы – плодородие.
Основное свойство почвы – плодородие.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Основное свойство почвы – плодородие.
Основное свойство почвы – плодородие.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Почва – это верхний рыхлый слой земли.
Основное свойство почвы – плодородие.
Основное свойство почвы – плодородие.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Плодородие – способность обеспечивать растения питанием.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 518 человек из 73 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 29.09.2021
- Сейчас обучается 76 человек из 42 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-000943
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник