Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
- Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
- Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
- Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
- Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
- Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Источник
Стр 67 учебник Окружающий мир 3 класс 1 часть Плешаков
№1. Что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой земли.
№2. Какой состав имеет почва?
№3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
Провести опыты, которые описаны выше.
№4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращаются в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Ответы на задания для домашней работы.
№1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
№2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхлили почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду.
№4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Черви названы дождевыми, потому что мы их видим после дождя. Они выбираются на поверхность, потому что в их норки проникает дождевая вода. Черви питаются гниющей травой и листьями. Перемещаясь под землёй, они расталкивают почву или заглатывают её частички. Дождевые черви делают почву более плодородной, а в их норки проникает воздух, которым дышат корни растений. Дождевые черви — очень полезные существа, их нельзя обижать.
Источник
Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 1 часть стр 71
👉 Ответы к странице 71. Окружающий мир 3 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Проверь себя
Что такое почва?
Почва – верхний плодородный слой земной коры.
Какой состав имеет почва?
Почва состоит из воды, воздуха, минеральных солей, песка, перегноя, глины.
Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
Доказать, что в почве есть воздух, просто. Нужно поместить немного почвы в воду и вскоре на поверхности воды появятся пузырьки. Это и есть доказательство того, что в почве есть воздух.
Далее, возьмите небольшое количество почвы, поместите её в воду и перемешайте. Оставьте полученный раствор хотя бы на 1 час. Затем, возьмите помутневшую воду и капните её на стёклышко. Если стекло нагреть и на нём увидеть белый налёт – свидетельство о наличии солей в почве.
Если взглянуть на стакан с водой и почвой, можно увидеть, что на его дне есть песок, а поверх песка – глина, а на глине заметен перегной.
Если взять кусочек почвы и нагреть его, держа над ним стекло, можно увидеть на стекле капельки воды – это свидетельство о наличии в почве воды.
Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В почве обитают живые организмы. Среди которых: личинки, черви, кроты, грызуны. Эти живые организмы роют ходы и тем самым разрыхляют почву, тем самым в почву легко проникает вода. И это также повышает плодородие почвы.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик главное свойство почвы.
Главным свойством почвы является плодородие.
На основе схемы на с.70 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Модель «Что растения получают из почвы»
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового удалось тебе узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Прочитав рассказ, я узнал, что дождевые черви вылезают на поверхность после дождя из-за того, что им нечем дышать.
Ночью, дождевые черви высовывают головы, чтобы найти на поверхности пищу в виде гниющих листьев или травы.
Эти червы очень полезны для почвы, т.к. улучшают её плодородие.
Моё отношение к дождевым червям нейтральное, но я очень рад, что они полезны для природы.
Источник
Свойства почвы – от чего зависит состав кратко (3 класс, окружающий мир)
Почва — важнейший элемент нашей планеты, благодаря которому возможна жизнь растений и других живых существ. Её образование представляет собой сложный процесс, от которого зависит состав и свойства почвы. Плодородные почвы играют большую роль в жизни человека. Кратко рассмотрим, каковы основные свойства почвы, на что они влияют и от чего зависят.
Плодородие
Самым важным свойством любой почвы является её плодородие — способность обеспечивать растениям нормальную жизнедеятельность и производить урожай.
Плодородие почвы формируется в результате взаимодействия многих компонентов. Большую роль в этом процессе играет гумус — перегной, который образуется в результате переработки отмерших растений микроорганизмами.
В почве разлагаются останки отмерших растений: корешки, стебли, листья. Их перерабатывают дождевые черви, жуки-навозники, муравьи, бактерии. В результате на поверхности образуется плодородный слой почвы, который даёт растениям жизнь.
Почва содержит в себе много веществ, которые нужны для полноценной жизни растений. Самыми важными из них являются азот, фосфор, калий.
Большую роль в улучшении плодородных свойств почвы играют животные, живущие в земле. Они постоянно рыхлят почву, благодаря чему в неё лучше поступают воздух и вода, которые так нужны растениям.
Рис. 2. Организмы, живущие в почве.
Механические свойства почвы
Любая почва состоит из твёрдых частиц и пор, заполненных воздухом или раствором. В зависимости от механического состава почвы делятся на несколько основных видов:
От механического состава почвы во многом зависят её свойства и уровень плодородия. Так, глинистые почвы хороши для растений, но в них медленно разлагается органика, и их тяжело обрабатывать. Глинистые почвы называют тяжёлыми.
Песчаные почвы легки в обработке, но они очень бедны для растений. Самыми подходящими для выращивания растений являются супесчаные и суглинистые почвы. Они хорошо удерживают влагу, богаты питательными веществами и легки в обработке.
Физические свойства
От механического состава почвы зависят её физические свойства:
- Пористость — соотношение пустот в почве к её твёрдым частицам.
- Плотность — зависит от механического состава и пористости. Чем пористей и рыхлей почва, тем выше её плодородные свойства и ниже плотность.
- Тепловой режим — способность нагреваться от солнца и термальных источников, и удерживать тепло.
- Влагоёмкость — способность впитывать и удерживать влагу.
- Влажность — наличие в почве воды.
Самым плодородным типом почвы является чернозём. Это чёрная земля с высоким содержанием гумуса. Кроме того, чернозём обладает всеми физическими свойствами, необходимыми для успешного выращивания растений. Он имеет рыхлую структуру, хорошо проводит воздух и воду.
Что мы узнали?
Важнейшим свойством любого типа почвы является плодородие — способность снабжать растения всеми необходимыми веществами. Почва делится на типы в зависимости от механического состава. О том, от чего зависят свойства почв, можно подготовить доклад на урок по окружающему миру в 3 классе.
Источник
Запиши главное свойство почвы 3 класс
Что такое почва
Верхний плодородный слой земли — почва.
Главное свойство почвы — плодородие.
Практическая работа «Состав почвы»
Выполни опыты. Запиши результаты в таблицу.
Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода.
Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел ( она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина.
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его на огнём. Вода быстро испариться, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.