Типы почв и их особенности (Таблица)
Типы почв
Отличаются слабым развитием, их горизонты почти не выражены. Эти почвы образуются в условиях сурового климата, короткого лета, почвообразовательные процессы проходят очень медленно.
Состоят (сверху вниз): из подстилки (неразложившиеся растительные остатки – А0), слабо выраженного перегнойного горизонта (А1) и глеевого горизонта, переходящего ниже в вечную мерзлоту. Глеевый горизонт голубоватого цвета формируется в условиях избытка влаги и недостатка воздуха, состоит из глинистых частиц. Эти почвы бедны питательными веществами, содержание гумуса – 73 тонны на гектар, у них слабая микробиологическая активность.
Образуются в зоне тайги и смешанных лесов
Ежегодный растительный опад здесь не очень велик, а образующийся из него перегной содержит кислоты и растворим в воде. В условиях избыточного увлажнения два раза в год, осенью (во время дождей) и весной (во время таяния снега) почвы промываются, из них вымывается большая часть гумуса. Поэтому под лесной подстилкой (А0) находится небольшой, маломощный гумусовый горизонт (А1), ниже залегает светло-серый, как зола, иногда чисто белый горизонт вымывания (А2). Глубже залегает бурый горизонт вмывания (В), обогащенный соединениями железа и алюминия. Содержание гумуса в этих почвах в среднем 99 тонн на гектар, в них мало питательных веществ, но достаточно влаги. При достаточном удобрении и хорошем уходе эти почвы могут давать высокие урожаи.
Распространены в широколиственных лесах и лесостепях
Имеют более мощный горизонт перегноя светло-серого или темно-серого цвета (А1). Под ним залегает бурый горизонт вмывания (В), переходящий в материнскую породу (С). Эти почвы богаче питательными веществами, содержание гумуса – 215 тонн на гектар, в них достаточно влаги. Они представляют собой высокоплодородные почвы, дающие высокие урожаи пшеницы, гречихи, сахарной свеклы и других культур.
Хорошо выражен горизонт перегноя (А1), достигающий в отдельных местах толщины 0,8 – 1,2 метра! Такие не часто встречающиеся почвы принято называть мощными. Ниже идет обогащенный кальцием горизонт вмывания (В), переходящий в материнскую породу (С). Эти почвы богаты питательными веществами, содержание гумуса в них колеблется от 426 до 709 тонн на гектар, но в них не всегда достаточно влаги. На черноземах выращивают большую часть главной зерновой культуры нашей страны – пшеницы. Возделываются на этих почвах и другие культуры – кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла. При орошении или искусственном влагозадержании посевы на черноземах дают высокие урожаи.
В сухих степях и полупустынях
Отличаются от черноземов меньшей мощностью горизонта перегноя, меньшим содержанием гумуса – 229 тонн на гектар, часто засолены. В этих почвах достаточно питательных веществ, но для получения хороших урожаев они требуют накопления, сохранения влаги или искусственного орошения.
Бурые и серобурые
Содержание гумуса в них очень низкое – 62 тонны на гектар, а недостаток влаги не позволяет использовать их в земледелии.
Почвы речных пойм, расположенных вдоль рек
Ежегодно реки удобряют эти почвы илом, они плодородны. На поперечном разрезе мы увидим чередующиеся слои светлого песка и темного ила. В отличие от предыдущих типов почв, пойменные почвы очень молоды (по геологическим масштабам) – им всего 15-20 тысяч лет.
Источник
Таблица “Почвы и природные зоны”
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 370.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 370.
Чистая вода, воздух и энергия солнца – основополагающие условия жизни на земном шаре. Большое разнообразие климатических поясов привело к тому, что материки были разделены на природные зоны: одни из них очень похожи между собой, другие – уникальны и неповторимы. Рассмотрим, какие почвы характерны для природной зоны для того или иного климатического пояса.
Природные зоны мира
Природные зоны – это природные комплексы, которые занимают большие площади и характеризуются общим типом ландшафта. Большое влияние на их формирование оказывает климат, с особенностями соотношения влаги и тепла.
Основной характеристикой любой природной зоны является уникальные растения и животные, населяющие данную территорию, но, прежде всего – неповторимый состав почвы.
Структура почвы, особенности ее происхождения и уровень плодородия лежат в основе почвенной классификации.
Таблица «Почвы и природные зоны»
Природная зона
Типы почв
Содержание гумуса
Свойства почвы
Условия почвообразования
Мало тепла и растительности
мало, не плодородные
Маломощные, глеевый слой
Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение
А) Тайга Европейской части
К>1, растительные остатки – хвоя
Б) Тайга Восточной Сибири
В) Смешанные леса
Больше, чем в подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков
Г) Широколиственные леса
К=1, много растительных остатков, много тепла
Сухой климат, разреженный растительный покров, K Рис. 1. Растительность тундры весьма скудная.
В этой климатической зоне не встретишь лесов, и этому дает объяснение само слово «тундра», которое переводится как «безлесье».
- Почвы таежно-лесной зоны.
Для нее характерны подзолистые, глеево-подзолистые и дерново-подзолистые почвы – как правило, кислые, очень влажные, с небольшим содержанием гумуса. Климат в меру холодный и достаточно влажный, способствующий распространению болот и лесов.
Гумус – это важнейшая составная часть почвы, органическое вещество, содержащее в себе все питательные компоненты, необходимые для развития растений.
Делятся на выщелоченные и оподзоленные черноземы, бурые лесные и серые лесные почвы. Благодаря значительному содержанию гумуса они умеренно плодородны, а относительно теплый и влажный климат создает благоприятные условия для лесных массивов, которые перемежаются со степными территориями.
Благодаря глубокому слою гумуса в этой зоне главенствует самая плодородная почва – чернозем. Мягкий климат и отсутствие морозных зим позволяет выращивать многие культуры, однако для получения высоких урожаев необходимо обеспечить обильное увлажнение. Подавляющую часть территории степной зоны занимают равнины.
Рис. 3. Чернозем – самый плодородный тип почвы.
- Почвы зоны сухих степей.
Преобладающие почвы – каштановые. Гумуса в них достаточно, однако засушливый климат с редкими и скудными осадками вызывает сильное испарение влаги с поверхности земли. Для поддержания стабильной урожайности в такой зоне необходим регулярный и очень обильный полив.
- Почвы полупустынной зоны.
Зона представлена коричневыми аридными почвами, с повышенным засолением и эрозией. Незначительное содержание гумуса обуславливает низкое плодородие, и этому также способствует крайне засушливый климат с недостаточным количеством осадков.
- Почвы сухих субтропиков
Характерные для этой зоны почвы – сероземы, которые определяются низкой концентрацией гумуса. Климат очень жаркий, засушливый.
- Почвы влажных субтропиков
Характерный вид почвы – красноземы, в которых особенно остро чувствуется дефицит азота и фосфора. Содержание гумуса – незначительное.
Для этой климатической зоны характерна стабильная температура в течение всего года, повышенная влажность и обилие осадков.
Главной характерной чертой пойменных почв является их частое затопление близлежащими реками. Концентрация гумуса в них может быть весьма высокой, но при этом неравномерной.
Что мы узнали?
Появление различных природных зон стало возможным благодаря климату. Как следствие, различается не только растительный и животный мир этих территорий, но и состав почвы. Изменения ее связаны с различными температурами и неравномерным количеством выпадения осадков.
Источник
Почвы природных зон мира – таблица по географии с типами
На огромной территории земного шара выделяют множество типов почв. Образование того или иного типа зависит от климатического пояса, температуры и природных условий в целом. Какие же виды почв бывают, и как они расположены относительно природных зон?
Природные зоны мира
Природная зона – это обособленная территория, которая обладает рядом характеристик, присущих только этому природному комплексу: флора, фауна, состав почвы. К основным природным зонам относятся: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи и полупустыни. Кроме лесных выделяют также переходные зоны. К ним относятся лесостепи, полупустыни, лесотундра. Особенностью этих зон является то, что они обладают характеристиками двух соседних зон. Некоторые ученые к основным зонам относят саванны, мусонные и экваториальные леса.
Изучением природных зон впервые занялся немецкий географ А. Гумбольдт в начале XIX века, а учение о природных зонах было разработано в России В. В. Докучаевым в 1899 году.
Рис. 1. Докучаев В. В..
Типы и свойства почв
Почва – природное образование, обладающее плодородием и создающееся под влиянием горных пород, климата, растительности, животного мира, рельефа, деятельности человека и геологического возраста территории. Процесс формирования почвы идет столетиями и тысячелетиями.
Почва обладает рядом свойств: цвет, влажность, механический состав, структура, плотность, наличие включений.
Арктические почвы встречаются в арктических пустынях. Такой тип почвы образуется в процессе таяния вечной мерзлоты. Плодородный слой составляет не более 2 см. Эти почвы не восстанавливаются и из-за сурового климата на них нет растительности.
В тундровой зоне встречается в основном тундрово-глеевые почвы. Такой тип почвы формируется в условиях сурового климата, при низких температурах и малочисленных осадках. Грунт способен прогреваться исключительно на поверхности, а для глубинного слоя характерна вечная мерзлота.
Для таежной и лесной зоны характерны подзоличтые дерново-подзолистые и глееподзолистые почвы. В таких почвах содержится мало гумуса (удобрений). На этих территориях расположено множество болот и лесов, которые формируются под воздействием холодного и влажного климата.
В лесостепной зоне преобладают бурые лесные и серые лесные почвы. Эти виды почв считаются довольно плодородными из-за достаточного содержания гумуса. Степная зона же отличается самой плодородной почвой – черноземом, в которой содержится самый глубокий слой гумуса.
В зоне сухих степей преобладают каштановые почвы. Почва здесь достаточно плодородна, но из-за засушливого климата высокая урожайность возможна только при обильном поливе.
В полупустынях преобладают коричневые почвы, которые характеризуются эрозией и большим процентом засоления. Такой тип почвы считается неплодородным из-за низкого содержания гумуса и засушливого климата.
В сухих и влажных субтропиках преобладают сероземы и красноземы, содержание гумуса в которых незначительное.
Для лучшего усвоения материала следует запомнить таблицу «Почвы природных зон мира».
Природная зона | Тип почвы | Содержание гумуса | Географическое положение почвы |
арктическая пустыня | арктическая | очень малое | Арктика |
тундра | тундрово-глеевый | незначительное | Чукотка, Аляска, США |
лесная зона | подзодистый, дерново-подзодистый, серые лесные, таежно-мерзлотный | в тайге – незначительное, в широколиственных лесах – 4-5% | Дальний восток, Восточная Сибирь |
степи | черноземы, каштановые | 10-12% (самые плодородные) | Поволжье |
полупустыни | бурые, серо-бурые | небольшое | Забайкалье, Кавказ |
Самой плодородной почвой считается та, в которой содержание гумуса больше.
Что мы узнали?
Информация о почвах природных зон мира занимает важное место в изучении географии. Почва формируется под воздействием климата, природного и растительного мира, а ее плодородность зависит от содержания в ней плодородного слоя – гумуса.
Источник
Материалы урока географии по теме «География почв России» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ География почв России.docx
Урок физической географии. 8-й класс.
«География почв России»
Архипова Светлана Владимировна –
учитель географии первой квалификационной категории,
директор МБОУ «СОШ №112»
Город Казань. Республика Татарстан.
Тема урока: «География почв России»
Цель : Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.
изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны.
совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);
развивать мышление, речь, воображение, способности к самостоятельному решению задач;
формировать коммуникационные способности ( умение аргументировать, доказывать, отстаивать собственную точку зрения).
познавательный интерес к предмету;
воспитывать уважительное отношение к проведённой на уроке работе, к чужому и собственному мнению.
Тип урока: урок практической работы
Формы: групповая работа.
Приёмы: системно-деятельностный подход
Оборудование: учебник «География России. Природа. 8 класс» автор Баринова И.И., атлас, физическая карта России, почвенная карта России, климатическая карта России, карта растительности России, таблица «Строение почвенного профиля», компьютеры, энциклопедии и справочная литература.
Учащиеся должны знать:
— особенности типов почв России;
— распространение различных типов почвы по территории страны;
Учащиеся должны уметь:
— читать географические карты;
— выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности;
— показывать на карте распространение основных типов почв на территории России.
Личностные: обучающийся осознаёт необходимость проведённой на уроке работы, умеет воспринимать чужое мнение и соотносить сего о своим, умеет обосновывать свою точку зрения.
познавательные: обучающийся может выдвигать и обосновывать гипотезы, извлекать необходимую информацию из различных источников, осуществлять отбор материала для их доказательства;
коммуникативные: обучающийся способен с достаточной точностью выражать свои мысли; сотрудничать при работе в группах;
регулятивные: обучающийся может осуществлять целеполагание, определять этапы работы, организовывать совместное выполнение задания.
1. Организационный момент (Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.)
Учитель: Добрый день, ребята. Вы готовы к уроку?
Для начала давайте выясним — могут ли пригодиться знания о почвах, полученные вами на предыдущем уроке для достижения целей сегодняшнего урока.
2. Решение теста по теме «Почва и почвенные ресурсы» 8 класс (тот, где 10 вопросов)
Зайдите на сайт. Выполните задание.
Молодцы!! Вы готовы двигаться дальше!
3. Стадия вызова
Эпиграфом к уроку, я взяла крылатые слова В.В.Докучаева. (слайд №2)
«Я знаю, что такое почва.
Это не мертвая горная порода,
это полное жизни, совершенно особое
Откройте карту в атласе «Почвы и почвенные ресурсы».
Какую информацию несёт нам эта карта? Кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? (Она знакомит нас с главными типами почв и их размещением на территории России) (слайд №3)
«География почв России» ( Запись темы в тетради.) (слайд № 3)
Предлагаю совершить путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно — Европейской равнины. Что заметили? (Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)
Нарушает закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почвы соответствует типу растительности.
Какие ассоциации возникают с понятием «почва» (природная зона, климат, плодородие, структура, механический состав…)
Мы неоднократно произнесли – тип почвы, а как вы понимаете: что же такое тип почвы? (Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.)
Наша главная цель сегодня на уроке? Сформировать представление о закономерностях распределения и характерных чертах почв России.
4. Характеристика главных типов почв и условия их образования
Работа в экспертных группах (учащиеся объединились в соответствующее количество групп) (слайд № 5)
Бурые полупустынные почвы
Серо-бурые пустынные почвы.
Используя почвенную карту, проецируемый слайд презентации, фото атласа и учебника 8 класса, интернет, хрестоматии и другие печатные источники информации кабинета географии — изучить закономерности распространения почв.
Сравнить типы почв по параметрам, дополнить «элементы сравнения», если это необходимо.
Подготовить презентацию своего типа почвы, используя «лайфхаки» (мы с вами их уже используем на уроках)
Презентовать свой тип почвы.
Каждая группа описывает один тип почвы (слайд № 6)
Бурые полупустынные почвы
Серо-бурые пустынные почвы.
Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.
Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др.,которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.
Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.
Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются: – светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;
– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.
Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.
Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно
влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.
Бурые полупустынные почвы.
Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.
Серо-бурые пустынные почвы.
Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см).содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.
Обсуждение результатов работы
Проверка таблицы по образцу.
Выставление оценок в оценочную таблицу.
Какую географическую «теорему» — «правило» мы сегодня сформулировали?
Тип почвы — это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.
Главный фактор зонального размещения почв по территории нашей страны — это протяженность страны с севера на юг.
Наибольшую площадь России занимают ….. подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км 2 , что составляет 40,9% от общей площади почв.
Разнообразие почв – это портрет разнообразия природы нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше
6. Проверим себя: Решение итогового теста «10 из 10», с последующей проверкой
1. Основатель науки о почвах:
а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев ; в) В. А. Обручев.
2. Какие почвы называют тяжелыми?
а) песчаные; б) глинистые ; в) суглинистые.
3. Чернозем — самая плодородная почва, так как:
а) в ней содержится больше гумуса;
б) почва хорошо увлажнена;
в) она дает высокие урожаи.
4. Почвенная карта дает информацию:
а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв;
в) об увлажнении почв.
5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:
1) тундра; а) подзолистые;
2) тайга; б) каштановые;
3) степь; в) тундрово-глеевые;
6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?
а) Россия имеет равнинный рельеф;
б) На территории преобладает горный рельеф;
в) Россия вытянута с севера на юг.
7. Какие почвы формируются при увлажнении K = 0,3-0,4?
а) подзолистые; б) каштановые; в) бурые.
10 правильных ответов- «5»
Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили оценочные листы .
Обведите в тетради свою ладошку, и на каждом пальчике завершите фразы….
— Мне лучше удалось сегодня .
— Серьезные трудности я ощутил…
— Выполняя задания я …
— На следующем уроке я хочу…
— Себе самому хочу .
Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы как всегда передайте мне.
Среднее арифметическое за урок я выставлю в журнал.
8. Домашнее задание : предлагаю на выбор:
1. Найти материалы о почвах Республики Татарстан, составить бортовой журнал:
2. Составить рекламный плакат в защиту почвы.
Спасибо за хорошую работу! До свидания!
1. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.
3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин — М.: Росмэн-Пресс, 2006. — 624 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений ( Источник ).
2. Русское географическое общество ( Источник ).
Источник